Интеррекс
|
17-й век в России - это так называемый бунташный век, включивший в себя Смуту начала века, соляной бунт и церковный раскол середины века, восстания казаков Разина и стрельцов последней трети века. В этот период как будто взорвалась долго сдерживаемая энергия русского народа. То есть бунташный век - это плата за столетнюю централизацию государства жёсткими методами Ивана 3-го, Василия 3-го и Ивана Грозного. Между тем довольно очевидна связь московской централизации с предыдущим периодом русской истории. Москва была наследником золотоордынского ига, она усвоила способность ханов к централизации и к созданию авторитарной империи. В связи с этим московская централизация оказалась так же враждебна русскому народу, как и монгольское иго. Во времена Ивана Грозного это стало особенно очевидно. Поэтому последующие события в Московском царстве - весь 17-й век -были национальным восстанием против антинародного режима, попыткой найти волю, утраченную во времена Батыя. Врагом восставших стало "плохое правительство", проводившее закрепощение собственнного народа. Социальный протест слился с национальным, хотя впрочем национальный был сильнее. Более того, смерть Ивана Грозного стала поворотом от имперской политики к национальной. Грозный воевал за земли татар и Ливонского Ордена. Борис Годунов воевал за русские, старые новгородские земли. Почти весь 17-й век прошёл для России в войнах за русские земли. Учреждение русского патриаршества в Москве после смерти Ивана Грозного - тоже признак начавшихся изменений. У русских появился свой, национальный патриарх. Причём это события сильно контрастировало с венчанием Ивана Грозного на царство. Тогда, при Иване Грозном, в России появился царь, но не свой. Потому что в православном мире царей больше не было. Царь Грозный был единственным царём православия. То есть не столько русским, сколько византийским. А если учесть тот факт, что вслед за венчанием Грозного на царство последовал захват Татарии, то в Грозном скорее можно увидеть наследника ордынского царя Батыя, чем царя Русского. Таким образом, 17-й век в России - это большое национальное восстание, закончившееся с приходом Петра, который подавил казаков Булавина, то есть подавил национальное русское восстание. Интересно, что не одна Россия переживала в 17-м веке национальный всплеск. В Китае, например, тогда же началось мощное народное восстание, снёсшее династию Мин - наследника монгольских ханов. В Иране в 17-м веке наблюдается национальная оттепель: правящая в Иране пришлая тюркская династия начинает пускать к управлению коренных иранцев - персов (реформы шаха Аббаса). В Индии, где правят пришлые мусульмане-моголы, в 17-м веке объявляется веротерпимость - коренные индусы переживают оттепель. И во всех этих странах национальная оттепель заканчивается в конце 17-го века новой зимой: тюрки в Иране притесняют персов, мусульмане отменяют веротерпимость в Индии, в Китае народное восстание заканчивается приходом завоевателей маньчжуров. Таким образом, национальный всплеск 17-го века - это явление с общими результатами, общее явление для стран, бывших под монгольским игом. Это попытка избавится от того антинационального наследия, которое утвердилось на этих территориях в 13-м веке, во времена монгольского завоевания. Попытка во всех случаях неудачная. Антинациональные режимы продолжали сохраняться в России, Китае, Иране и Индии до революций 20-го века, когда была предпринята новая попытка свергнуть наследие монголов.
|