Источник:
www.maxi-forum.ru/forum-istoriya-rossii/ -- тема "Линия Маннергейма"
Беру данные из мемуаров К.А.Мерецкова «На службе народу», который САМ руководил подготовкой к войне с финнами и самой Финской кампанией.
Он был назначен замом нач.Генштаба Б.М.Шапошникова, который постепенно сдавал дела, переходя на должность зама наркома обороны. Заодно Мерецков получил Ленинградский военный округ (ЛВО).
И сразу же у него появилось беспокойство: рядом Финляндия, которую империалисты Германии, Франции, Англии, США могут использовать в целях натравления на СССР. Да и правительство у финского народа оказалось безбашенное, всё норовило втянуть свой народ в авантюру против СССР…
Вот это уже интересно. Только-только начался 1939 год, в котором Франция и Англия попытаются сделать СССР своим союзником против фашистов. Эти страны всю свою дипломатию направили на то, чтобы избежать войны с Германией, и как у них одновременно появилось желание натравить финнов на СССР – загадка… Они не могли не понимать, что СССР ведь того… обидеться может, и от союза с ними откажется. Хуже: станет помогать немцам. Ещё хуже: сам станет военным противником, и вот тогда, если уж не от немцев, то от СССР физдюликов отгребёшь точно! Или это только мне так кажется, а Чемберлен с Деладье такой мысли даже и допустить не могли???
А у Германии причины не ссориться с СССР были точно такие же. С той разницей, что, если Англия и Франция ещё питали иллюзии избежать войны с ней, то у Германии таких иллюзий не было, особенно по отношению к Франции. И Гитлеру не нужен был сзади обиженный Сталин (догадайтесь, почему).
США – вообще отдельная тема. И с голодом в Поволжье они боролись, и с индустриализацией помогли, и военные заказы от нас принимали, причём на их заводах свободно вращались наши спецы. Гудериан в своих мемуарах наш танк БТ называет не иначе как «Кристи русский». Возможны ли вообще ещё более тёплые отношения???— мне самому интересно узнать… Этим-то с какого бока Финляндия припёрла???
Теперь догадайтесь, какую военную помощь оказали буржуи финнам в войне против СССР? Правильно, никакой, только Швеция выставила корпус добровольцев.
Мерецков не одинок: у нас вообще принято все крупные страны списком через запятую мазать д#рьмом без разбора, был там фашизм или нет. А 9 Мая поют другую песню: ах, мы же с вами против фашизма вместе воевали, вы разве забыли?! И никому при этом не кажется, что это… м-м-м-м… немного лицемерно.
А вот чего до сих пор у нас не придумали – так это причину, по которой Финляндия могла бы воевать с СССР. Не было такой причины. Вот поэтому у нас в учебниках и мемуарах пишут: империалисты проклятые подстрекали, и правительство у финнов было авантюристическое… Не писать же, что СССР совершил агрессию, к которой заранее подготовился – неловко как-то...
А вот у СССР таких причин для войны был целый список. Мерецков ограничился «версией для народа»: необходимость «отодвинуть границу» от Ленинграда. Т.е. был нейтральный сосед, который никогда к тебе не лез, хотя «местами через границу могли пройти не только диверсионные отряды, но и группы войск», так нет же – надо соседу врезать по зубам, чтобы он потом в трудную минуту блокировал тебе Ленинград с севера, совершенно наплевав на «отодвинутую границу»!!!
Нам в школе учитель истории объяснил, что «линия Маннергейма» представляла собой угрозу Ленинграду, так как до границы было всего 32 км., а гаубицы того времени на это расстояние уже стреляли. У Мерецкова было «ощущение, как будто ствол вражеского орудия упёрся в самое сердце столицы ЛВО». Вот только тот же Мерецков далее написал, что разведка вообще считала линию Маннергейма выдумкой финской пропаганды, т.е. деятели тех лет считать её за угрозу никак не могли «по причине отсутствия как таковой». Можно также добавить, что сама линия дотов располагалась на расстоянии порядка 50 км. от границы, т.е. совокупное расстояние до Ленинграда превышало 80 км., и орудия «линии» угрожать городу на Неве никак не могли. К тому же казематные орудия предназначены для стрельбы прямой наводкой, а не за горизонт.
Если бы и правда была финская батарея, предназначенная для стрельбы по Питеру, то наша пропаганда преподнесла бы её во всей красе, со снимками. Но такую батарею не нашли… Спрятать её было никак невозможно: для неё нужна большая поляна с дорогой для снабжения, казармы для обслуги, ремонтная мастерская, здания командного пункта, медпункта, бани и столовой. Даже если этот комплекс был подземный, ДОРОГА для снабжения выдала бы его с головой, так как вертолётов тогда ещё не было. Раз не нашли – значит, и не было такой батареи. Но Мерецков не огорчился от того, что не нашли…
Кстати, США вон в Ираке тоже оружие массового поражения не нашли, и тоже не огорчаются. Правда, видя, что в Ираке получается какая-то лажа, на всякий случай автора этой идеи внесли в список козлов отпущения.
Есть и «романтическая причина»: восстановление СССР в границах Российской империи. Есть и «прозаическая»: прибрать к рукам добычу НИКЕЛЯ возле Петсамо. В Финскую кампанию Петсамо был захвачен, но его пришлось вернуть; правда, СССР сохранил за собой отгрузку 60% добычи, 40% оставил Германии. После Вов можно было не церемониться, и Петсамо превратился в советский город Печенга…
А никель нужен в том числе и для производства броневых листов… И если учесть, что в середине 30-х годов у немецких танков была ХРУПКАЯ броня, которая раскалывалась от ударов (Гудериан, «Воспоминания солдата»), Германия имела свои виды на никель.
Я уже говорил, что «форсированная индустриализация» неминуемо толкает любую страну на путь агрессий, оккупаций и аннексий, а уважительных причин для этого пропаганда всегда наберёт целый ворох. Например, отказ Финляндии обменять обжитую территорию у Выборга на глухие карельские леса, да ещё и большей площади. Как же можно отказаться от такого выгодного предложения??? Причём такой обмен лишил бы Финляндию линии Маннергейма даже без войны… Но у нас в учебниках такие нюансы не пишут, поэтому читатель невольно думает: вот сволочи, от такого предложения отказались, да давить их всех надо, гадов!
Наконец, есть и субъективная причина: необходимость проверить РККА «в деле». По Инету можно отследить, что к 1939 году у СССР накопилось много военной техники, а с 1939 года на вооружение пошли вообще уникальные виды, которые ещё не скоро появятся в других странах: реактивные снаряды РС, тяжёлые вездеходные танки КВ, универсальные танки Т-34, бронемашины БА-10,11 с пушкой 45 мм (танковой!!!, бронированные штурмовики Ил, сапёрные танки, двухмоторные пикирующие бомбардировщики Пе-2 и т.п. Да и комсостав после 1937 года надо было обкатать, ведь многих подняли сразу на несколько званий вверх, а тут ещё столько техники, т.е. тактика боя должна была сильно измениться…
Зимой 1938-39 года Мерецков начал объезд границы. С собой он брал и 1-го секретаря Ленинградского обкома ПАРТИИ А.А.Жданова. На кой ему сдался ШТАТСКИЙ чиновник?—да ведь т.Жданов – ЧЛЕН ПОЛИТБЮРО. Кое-где машина не могла пройти, и её тянул трактор. Мерецков пишет, что А.А.Жданов мог лично убедиться, что зимой война с финнами практически невозможна.
Вот тут-то и начинаются чудеса. Данный вывод почему-то очень расстроил обоих экскурсантов. Напомню, что до войны с финнами оставалось ещё 9-11 месяцев, ещё не было никаких провокаций, и даже сам Мерецков ещё ничего конкретного про отношения с финнами сказать не мог – а уже на пару с членом Политбюро огорчается, что ЗИМОЙ с финнами воевать будет трудно… У них что, были сведения о том, что Финляндия вот-вот начнёт войну???—так почему в мемуарах об этом ни слова?
Непонятно отношение Жданова. Техника увязнет в снегу?—вот и хорошо, значит, зимой в Питер финны точно не полезут, и можно спать спокойно. Но нет, он соглашается с Мерецковым, что надо строить ДОРОГИ!!! Может, ещё и столбики поставить «Leningrad ->», «Petrozavodsk ->», «Tikhvin ->» -- а то вдруг финны заплутают???
Конечно, эти товарищи не дураки были. Просто Финская кампания представлялась им изначально войной на территории Финляндии, куда надо подвозить людей, еду и боеприпасы, вот поэтому дороги и были нужны. Никакого другого варианта конфликта им даже и представиться не могло. Мерецков убедил Жданова, что война в настоящий момент невозможна, Жданов поделился наблюдениями со Сталиным, и кампанию отложили на год – только и всего. Зимой, конечно, воевать прохладно, но зато БОЛОТА и ОЗЁРА проходимы, да и технику испытать лучше зимой. Под Москвой зимой 41-го немецкая техника помёрзла, а наша – нет, и это не случайно.
В пользу версии о том, что СССР задумался о войне с Финляндией ещё в 1938 году, говорит то, что с 1938 года Финляндия вновь начала работы на линии Маннергейма, причём бухала денежки на «миллионные» доты. Очевидно, у её правительства появились ВЕСКИЕ причины, чтобы швырять миллионы… Причём о возможности нападения со стороны России оно стало думать гораздо раньше: строительство «линии Маннергейма» велось с 1920 по 1929 год; СССР же образовался только в 1924 году. В этом смысле можно удивляться дару предвидения барона Маннергейма, который был при царях в российской Академии Генштаба всего лишь преподавателем верховой езды!
Пенсионер нашего предприятия Иван Михайлович сказал мне, что ему стало совершенно ясно, что СССР совершил агрессию, тогда, когда он служил в армии, и их послали надыбать кирпичей из «китайской стены» возле Выборга (Виипури). Эта стена была толщиной порядка 4м, высотой тоже 4 м., наверху были обрезиненные гнёзда для автоматчиков, чтобы кирпичные крошки по лицу не хлестали. Тянулась она вдаль, уходя на финскую территорию. Последний рубеж…
Ничего не получилось у наших парней: ломы искрошили кирпич в песок, а на растворе не осталось даже царапины. Иван Михайлович догадался, что те, кто строил «китайскую стену» возле Выборга, ни о каких авантюрах против СССР и не помышляли; наоборот, не знали, как от него отгородиться получше!
А как же те финские провокации, имевшие место в 1939 году???
Это было следствием нашей политики, только и всего. Во второй половине 39-го года началось строительство дорог в Карелии (тормоз в начале работ легко объясним событиями на Халхин-Голе), по которым, собственно, наши армии и стали подтягиваться к границе. Взгляните на ситуацию глазами финнов: рядом с границей вдруг стали стучать топоры и звучать пилы все дни напролёт. Что бы это могло быть? Послать запрос в органы Советской власти?— да наши родители уже железно уверовали, что «нам всё врут» -- а финны могли рассчитывать на правду??? Космической съёмки в то время не было, единственная возможность – визуальное наблюдение, причём финские наблюдатели-шпионы понимали, что в случае плена их страна от них откажется, да из ГУЛАГА всё равно иностранцам домой возврата не было: вдруг что нехорошее о наших лагерях сболтнут. Мерецков заметил, что там, где войск собиралось больше, количество «провокаций» увеличивалось, и это логично: посылать шпионов надо туда, где больше шум моторов. Если бы «провокаций» не было – вот это и было бы удивительно: как можно сидеть, разинув рот, когда рядом готовится широкомасштабное вторжение!!!
24 ноября возле деревни Манийла по советским войскам было выпущено 8 снарядов. Кто стрелял – финны или свои же – совершенно не важно. РЕШЕНИЕ о войне было принято ещё в 1938 году, на должность начальника ЛВО поставили человека, которого уже было решено сделать начальником Генштаба и которому дали возможность отличиться, передвинув с должности начальника Приволжского военного округа, где войны быть никак не могло... У финнов вполне мог быть интерес, чтобы СССР напал на них именно в декабре, который мы просто не знаем. Нашей стране тоже нужна была уважительная причина начала войны. Чтобы сделать такую причину, Германия не погнушалась устроить целый спектакль, когда уголовники, переодетые в форму польской армии, напали на радиостанцию в Глейдвице. А Сталина что удержало бы от убийства шести своих солдат???