«Розги» - молодежная драма 2008
"ИЗЮМИНКА-FILM COMPANY" приглашает к сотрудничеству кино компании для совместного производства фильма под условным названием «Розги». Смета: от 600.000 $. Стадия работы: сценарный период. Ольга Епанчина беседует с автором сценария и режиссером картины Юрием Кузиным. О л ь г а: Юрий, вы начинаете новый амбициозный проект… Год назад я видела сериал «Столыпин», который вы сняли, теперь прочитала вашу экспликацию к «Ивану Грозному», но для начала все же хотелось спросить вас о другом…
Юрий Кузин: Я слушаю вас, Ольга…
О л ь г а: Три года назад вы написали «Зачистку», затем переименовали сценарий в «Любовь над пропастью во ржи», добавив пролог и эпилог, которых не было в первом варианте… Зачем?
Юрий Кузин: Я хотел рассказать о войне так, как до меня никто не рассказывал: показать жесткость, не упиваясь ею, рассказать о смерти, не потрясая мертвечиной, которая дорожает изо дня в день, как галлон бензина на Нью-Йоркской бирже.… Не удивительно, что от Агентства по кинематографии я не получил ни копейки, а от банкиров - ни цента. Держатели «общаков» были готовы раскошелиться, но только не на фильм о Чечне, в которой жители аулов убивают мародеров: как своих, так и чужих…
О л ь г а: Странно, что продюсеры упустили такой лакомый кусок…
Юрий Кузин: Что вы имеете ввиду?
О л ь г а: Вещь эпатажная, жесткая, захватывает с первой страницы, меня лично повергла в шок - я имею в виду ту открытость, с которой вы говорите о сексуальном этикете у чеченцев и русских… Не о такой ли гремучей смеси мечтают, скажем, Члиянц и Сельянов? (полная версия сценария
http://isjuminka.narod.ru/ad1.html )
Юрий Кузин: Я показывал «Зачистку» обоим, но денег так и не дождался…
О л ь г а: А зря! История-то хорошая… Сердце кровью обливается, когда думаешь о «генералах песчаных карьеров», которых вы, не моргнув глазом, убиваете одного за другим…
Юрий Кузин: Их казнят жители аула: такие же женщины, старики и дети… Казнят за мародерство… Для горцев нет разницы чеченец ты или русский, мюрид или гяур… Все, кто грабят аулы - бандиты, а, значит, достойны смерти…
О л ь г а: Вы, на сколько я знаю, хотели снимать фильм на чеченском? Вернее, 50 X 50?
Юрий Кузин: Думаю, так бы поступил и Мел Гибсон, снявший свои «Страсти Христовы» на арамейском… Меня воротит от ура-патриотов с их людоедскими лозунгами. Поэтому я говорю о «контрактниках», о тех, кому не нашлось места у стойки бара с бесплатной выпивкой за счет заведения… Говорю о детях войны, о тех, кто взял в руки оружие, чтобы отомстить за отцов, которых живыми сбрасывали с вертушек, зашив тела в мешки из-под картофеля…
О л ь г а: Но ваши критики, как я поняла, предпочитают говорить о вагинизме, которым вы, на их взгляд, спекулируете, а вовсе - не о детях-сиротах… Зачем вам понадобилась эта история с Андрогинном?
Юрий Кузин: Я хотел показать солдата и девушку, которые настолько сблизились, что научились проникать в мысли, сны и кошмары друг друга. Хотел напомнить, что границы, разделяющие людей, условны. Что нет ни этнических, ни религиозных, ни моральных проблем, которых нельзя ни разрешить. Но ракурс, который я предложил, оказался слишком радикальным… Я имею в виду все, что касается эротики, сам разговор о сексе и насилии - без лицемерия и табу, без ханжеской морали…
О л ь г а: Выходит, Госкино вам дало «от ворот поворот», а вы ему - еще одну историю про тинэйджеров?
Юрий Кузин: Еще одну, но не такую же… Сценарий, который я пишу, называется «Розги».
О л ь г а: Почему "Розги", а не "Розы"?
Юрий Кузин: Иногда полезен и прутик с шипами вместо бутонов... то, что остается от прекрасного цветка, когда опали его лепестки...
О л ь г а: И все же, что кроется за названием, от которого, признаться, у меня мурашки по коже?
Юрий Кузин: Я хочу рассказать историю трех девушек... 15-ти, 16-ти, и 17-ти лет... Все три родились и живут в Питере, хотя русскими они себя не считают...
О л ь г а: Потому что - иностранки?
Юрий Кузин: Не совсем... У одной отец индус, у другой - еврей, у третьей - татарин...
О л ь г а: Дети "дружбы народов"?
Юрий Кузин: В каком-то смысле... Россия стал для них землей обетованной… Но счастливыми они себя не чувствуют…
О л ь г а: Скинхеды?
Юрий Кузин: На этот раз - нет…
О л ь г а: Ну, хотя бы приоткройте завесу, что такого страшного может случиться с тремя юными особами, в их-то возрасте?
Юрий Кузин: Их изнасилуют, как в «Ворошиловском стрелке», сделают матерями-одиночками, как в «Москва слезам не верит», совратят и отправят на панель, как в «Интердевочке»...
О л ь г а: Я вижу, вы хорошо знакомы с российским кино?
Юрий Кузин: Скорее да, чем - нет…
О л ь г а: А чего вы, собственно, добиваетесь?
Юрий Кузин: Я хочу поквитаться с буржуа.… Наказать не сам класс, что предлагал Ильич, а - его мораль, его идеологию, которую, как я понимаю, не смогли доконать ни левые радикалы, начиная от Маркса и Фуко, ни русские парадоксалисты, включая Достоевского и Чехова… Буржуазность в крови… Она неистребима… Я сам буржуа, и меня, признаться, это коробит… К слову, знаете, за что антиглобалисты так не любят G8?
О л ь г а: За что?
Юрий Кузин: За биотуалеты, за пластиковые ножи и вилки… Иначе говоря - за унификацию, стрижку всего, что топорщится, «под бобрик», говоря языком совдепии…
О л ь г а: А какое все это имеет отношение к «Розгам»?
Юрий Кузин: Самое непосредственное… Девушки, о которых я рассказываю, буржуа в первом поколении. Они говорят по-русски, пишут по-русски, потому что не хотят знать языка своих предков… Они ассимилировались, потеряли корни и прекрасно при этом себя чувствуют… Ни какой ностальгии, никакого Тарковского… Россия для них - такая же цивилизация, как Германия для курдов: общепит, в котором едят из пластиковых тарелок и стерилизуют собак, если те прикорнули у супермаркета… Такими девчонками кишат бесчисленные «Прогулки» и «Питеры FM»… Вот эту традицию, эту «Жару», я и собираюсь «высечь»…
О л ь г а: Каким образом?
Юрий Кузин: Я заставлю девчонок обнаружить в себе то, что скрывается под толщей льда до поры до времени… Индуизм, Иудаизм, Ислам… Я обрушу на них прошлое, как рычащее, свирепое и хищное животное, от которого нет спасения…
О л ь г а: Уточните… Я не совсем поняла, о чем идет речь?
Юрий Кузин: Три девицы, как я уже говорил, родились и живут в Питере. Познакомились в клинике, куда их поместили, после того, что произошло…
О л ь г а: Что же все-таки случилось?
Юрий Кузин: Даша - пугливая, не решительная брюнетка, склонная к мечтательности и меланхолии. Мать русская, отец индиец. Парень, которого любит девушка, швыряет к ее ногам бубенцы, которые он купил со своей новой пассией, чтобы устроить «азиатке» шоу на прощание. Дашу бьет озноб. Неожиданно для себя самой она становится Лакшми - рабыней из низшей касты, чтобы прислуживать мерзавцу, который ее унизил… В ее речи появляется акцент, ее мускулы наливаются энергией, как у танцовщиц из южных штатов Индии. Девушка идет на бесчисленные жертвы, вплоть до попытки самосожжения, лишь бы вернуть обманщика… Доходит до смешного, когда несчастная видит в беглеце - Вишну, его 10-ю аватару, а себя называет - супругой бога, его верной Лакшми… Даша чем-то похожа на Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желания» Уильямса…
О л ь г а: А парень, очевидно, на Стенли Ковальского?
Юрий Кузин: Совершенно верно…
О л ь г а: А другие девушки? На кого похожи они?
Юрий Кузин: Сандра, она же Сара - рыжеволосая еврейка: рассудительная, открытая, с упорным взглядом и способностью держать в узде окружающих, - так вот девушка эта никогда не была в Израиле и даже не посещала синагоги. Но когда, поссорившись с родными, беглянка поселится в комнате, которую ей почти даром уступит владелец особняка, в ее жизни наступят перемены. Не смотря на запрет, Сандра исследует дом, о чем вскоре узнает хозяин. Он готов простить любопытство девушки, и даже пообещает ей компенсацию, если гостья согласится на его условия, и Сандра их примет.
О л ь г а: Что это за условия?
Юрий Кузин: Миловидный старик, кстати, отставной военный, хочет, чтобы Сандра вошла в комнату его дочери - та умерла от неизлечимой болезни - надела ее платье, украшения, и даже подстригла волосы, как это делала покойная. Дальше - больше: гостья должна принять имя девочки, прочесть ее книги, научиться выводить каракули в дневнике, который та вела, - одним словом: стать другим человеком, взвалить на себя его мир, его душу, а свою собственную навсегда оставить за порогом особняка.
О л ь г а: Поворот, как у Хичкока… Тот любил водить публику за нос, уверяя, что рассказывает историю про голубков, воркующих в постельке, а на самом деле готовил зрителю сюрприз в виде маньяка, жестокого и беспощадного… И что же дальше? Очень любопытно…
Юрий Кузин: Разумеется, хитрой Сандре подобная игра по нутру. Она готова идти на все, лишь бы подразнить брата и его друзей. Каждый вечер она будет возвращаться в дом на окраине Питера, чтобы стать дочерью офицера, избалованным подростком: с грубыми чертами лица, угрюмым характером и банальными запросами. Но в какой-то момент Сандра почувствует, что игре приходит конец, что дочь берет над ней верх, и что территория, которую девушка считала своей вотчиной, - теперь захвачена другой… Сандра начнет борьбу за свою личность, но хозяин запрет ее на все засовы, обещая выпустить на свободу только в качестве дочурки. Еще мгновение и душа Сандры растворится, исчезнет, но в последний момент что-то удержит ее от гибели…Какие-то знания, какой-то опыт…
О л ь г а: В этом есть что-то мистическое? Вы не находите? Но что же именно не даст ей погибнуть?
Юрий Кузин: Знание Торы, разумеется, Каббалы, которая обрушится на девушку снопом света, как Ангел Господень на Моисея.
О л ь г а: А человек этот освободит ее, как обещал?
Юрий Кузин: Ее освободят другие… Освободят из плена, но не от дочери, которая отныне станет частью раздвоенного сознания Сандры…
О л ь г а: Третья девушка, как я поняла - татарка?
Юрий Кузин: Да, ее имя Фатима. Черноглазая красавица с длинными косами, тугой, как струна, фигурой, упрямым, взрывным характером. Фатима внезапно онемеет, когда во время операции из ее чрева выскребут тельце ребенка, которого убила не болезнь, и не страх девочки-подростка, а молитва, с которой родственники несчастной обратились к Аллаху…
О л ь г а: Неужели такое возможно?
Юрий Кузин: В жизни - не, в искусстве - да. Бергман в «Персоне» уже исследовал похожий случай, когда актриса, исполнившая роль Электры, внезапно потеряла дар речи. Ее сыграла, Лив Ульман, а медсестру, которая за ней ухаживала - Харриет Андерсон…
О л ь г а: Но у Бергмана молчание было вызвано кризисом, который переживала героиня, в Вашем случае, как я поняла, речь идет о душевной травме?
Юрий Кузин: Да, вы правы…Фатиме не о чем разговаривать с людьми, как, впрочем, и с Богом, который, как ей кажется, предпочел защищать Закон, который она нарушила, а не ее право на материнство… Мать Фатимы - русская, отец - татарин… Пятнадцать лет родители жили порознь… По сути отец бросил их, и теперь, став королем нефтянки, он решил заполучить в свои руки и дочь… Отец подсылает к ней сватов, чтобы добавить к своим татарским месторождениям и танкеры своих партнеров, но девочка упорно отвергает женихов с их многочисленными подарками.
О л ь г а: Погодите… Что-то я не пойму, как вся эта история связана с травмой, которую получила девушка?
Юрий Кузин: Напрямую… Вздорная Фатима скорее удавится, чем станет потакать мужчине, который бросил ее с матерью… На деньги, которые ей подарят, она сделает (ЭКО) искусственное оплодотворение, избрав в качестве отца ребенка «самого мерзкого, чудовищного и непутевого человека на свете». Так, глядя на капсулу с замороженной спермой, скажет ей врач, но это не остановит девушку.
О л ь г а: А чья сперма ей приглянулась?
Юрий Кузин: Курта Кобейна: так, во всяком случае, будет написано на колбе.
О л ь г а: И что же олигарх?
Юрий Кузин: Узнав, что дочь беременна, папаша снаряжает целое посольство, чтобы, обложив петербургскую квартирку, принять решение, во всем полагаясь на Коран.
О л ь г а: Аборт, на сколько я знаю, в Исламе является смертельным грехом. Как, впрочем, и прелюбодеяние…
Юрий Кузин: Вы правы… Вся эта делегация: все эти отцы, дедушки, дяди и тети будут молиться, чтобы склонить на свою сторону Всевышнего… И не без успешно… Девочка начнет болеть, и вскоре узнает, что у нее отслойка плодного яйца, что означает угрозу беременности. Она ляжет в клинику, станет молить Аллаха о спасении малютки, хотя до этого и знать ничего не хотела о религии своих предков. Но Бог услышит их, а не ее…В начале у ребенка остановится сердце, затем его отсосут насосом, чтобы не повредить скальпелем матку девушки…
О л ь г а: Какой ужас…Теперь я понимаю, о какой травме Вы говорили… И все же не легко поверить в то, что страдание может озлобить до такой степени?
Кузин: Согласен… Но как часто, чтобы смягчить боль обиды, мы запираем то, что нас мучает, на замок, а ключ бросаем в воду, подальше от берега… Психотерапия, к примеру, вся построена на таких ключиках, которые в НЛП называются «якорями».
О л ь г а: Хорошо, давайте подведем итог… «Розги» - это история о памяти, которую ничем не вытравить, даже если лишить человека нужных ему хромосом, без которых ДНК ни более чем спираль для морских ракушек? Так?
Юрий Кузин: Так…
О л ь г а: И память эта, точно голос из горящего куста, напоминает нам, кто мы такие… Кому-то она обжигает лицо, чтобы не задавался и помнил из какой грязи он вылеплен, я говорю о девочке-рабыне… Кого-то - спасает от экспансии, как в случае с еврейкой… А кого-то наказывает за строптивость, напоминая о Законе, который превыше всего… Кстати, а как Фатима общается с подругами?
Юрий Кузин: С помощью карандаша и блокнота…
О л ь г а: Я так и думала… Но при чем здесь розги? Что, или кого, вы собираетесь «пороть»?