проподавание истории в немецких университетах:
- есть лекции, на которых начитывается материал - фактический, по сути собирательная инфа из всяких энциклопедий: Имена - события - даты - названия - характерные черты.
есть, правда, спорный раздел "Причины" (того-сего)
если даются оценки и мнения, то мнения разные: кто и когда это придумал.
на экзамене (письменный) спрашивают только материал лекции. бывают исключения - еще пара вопросов по семинару. вопросы НЕ ТЕСТЫ, а фактические - как в лекции. возможно небольшое эссе - ваша личная оценка чего-то, исходя и знакомых вам исследований на эту тему
семинары. к лекции предлагается на выбор 2-4 семинара, все по разным темам (как попасть на интересующий тебя - это отдельная сложная история).
на семинаре берется одна тема из лекции и изучается вдоль и поперек.
например, в этом семестр была лекция "Ренассанс, Реформы, Реформация", соответственно семинары к ней : "Карл Пятый" и "Реформация"
семинар состоит в основном из подготовки, прослушивания и обсуждения рефератов, а также чтения источников. причем чем древнее период, тем сложнее (старонемецкий старым шрифтом написанный - это что-то). тексты читаются (так, по крайней мере задумано), и обсуждаются.
реферат. пишется только 1 листочек: краткое содержание реферата в тезисах и список литературы. остальное устно. 10-20 минут - как препод скажет. реферат готовить не сложно, все ищется в инете, но надо найти, из какой лит-ры списано в инете - для списка.
семинар заканчивается курсовиком. пишется на каникулах в основном. как правило, берется тема реферата. ищутся еще источники, пишется. объем 10-15 страниц. но. при этом получается до 50 сносок на литературу. причем список цитируемой лит-ры - 10-15 названий. то есть эти 10-15 действительно нужно читать.
потом берется оценка за письменный экзамен, суммируется с оценкой за курсовик, делится, - вот и оценка за весь курс.
читать действительно надо много, времени на все не хватает. потом, когда уж специализация, выбираешь себе столетие и тему - и все на эту тему читаешь. а первые 4 семестра читать надо совершенно разные вещи.
никто учиться не заставляет, семестр можно повторить, вылетишь - можно перевестись, да и армия никого не страшит. в конце остаются те, кому это действительно интересно.
преподы не орут, не ругаются, не пытаются установить порядок. немецкая дисциплина
вообще тут с преподами можно либеральней общаться, спокойно переписываться по электронке например.
есть свои "догмы", ну то есть принятое на данный момент направление исследований.
можно спорить, но не рекомендуется, т.к. спорить не с кем будет - если ты что-то знаешь альтернативного - другие этого обычно не знают, только препод. а превращать весь семинар в дискуссию с одним студентом никто не будет. тут вообще стараются уделись каждому студенту равное количество семинарского времени.
потому что если ты сам что-то выдумал - надо это подкреплять фактами, т.е. надо иметь право на мнение. если пересказываешь чью-то точку зрения - это лучше,потому что авторитеты ценятся.
в целом, если действительно интересуешься историей - есть возможность учиться, есть возможность обсуждать что-то с преподом (когда он на кафедре есть).
вообще мне, например, нравится