雪子
Старожил
Вне Форума
Сообщений: 527
Москва
Пол:
|
Хагакурэ. В 1996г. санкт-петербургским издательством «Евразия» была выпущена книга, сразу ставшая библиографической редкостью. Издание состоит из двух произведений: «Хагакурэ» («Сокрытое в листве») Ямамото Цунэтомо и комментария к нему – «Хагакурэ нюмон» Мисимы Юкио в замечательном переводе А.Мищенко. Этот классический труд принадлежит перу бывшего самурая Ямамото Цунэтомо (1659-1719), слуге среднего ранга у даймё провинции Хидзэн (сейчас преф. Сага) Набэсима Мицусигэ(1632-1700), и адресован он молодому самураю Цурамото Матадзаэмону Тасиро (1678-1748). Книга состоит из 1300 коротких историй, наставлений и поучений, адресованных самураям, желающим вступить и совершенствоваться на Пути воина – Бусидо. Известна она также как «Книга самурая» и как «Афоризмы Набэсима». Есть предположение, что своим несколько странным названием «Сокрытое в листве» книга обязана уединенному жилищу бывшего самурая, в котором он и написал свое произведение. Возможно также, что такое название выбрано потому, что в книге говорится об идеале самурая, не стремящегося к славе и всегда остающегося в тени ярких внешне личностей. Говорят еще, что «Хагакурэ» названо так в память о замке клана Набэсима, вокруг которого в изобилии растут сады и леса, закрывающие его своей листвой. Существует еще несколько версий происхождения названия книги, но, скорее всего, оно взято из стихотворения известного поэта Сайгё: При виде цветка, который живет, сокрытый в листве, мне кажется, что я вижу свою тайную любовь. Возможно, что и это версия не соответствует исторической правде, но в любом случае мысли, изложенные в этой книге, действительно воспринимаются как откровения, как самая важная и не всем доступная часть учения о Пути воина. История создания этой книги известна достаточно хорошо. Самурай по имени Ямамото Цунэтомо в 1700г. потерял своего хозяина – правителя из древнего военного рода Набэсима. Испросив у нового хозяина разрешение на сэппуку и получив официальный отказ (скончавшийся даймё Набэсима Мицусигэ незадолго перед смертью издал указ, согласно которому все, кто совершил бы сэппуку после его ухода из жизни, навлекли бы вечный позор на своих потомков), Ямамото принял решение оставить службу и стать буддийским монахом. В таком качестве ведя уединенную, аскетичную и освобожденную от мирских условностей жизнь в шалаше из травы, он и дал наставления, оформленные затем в виде книги, своему ученику Тасиро, пришедшему к нему в 1710г. наставления эти, по всей вероятности, были устные и записывались Тасиро на протяжении 6-7 лет. Этим объясняется некоторая сумбурность в изложении такого большого произведения. Когда же ученик закончил сбор и систематизацию свитков, Ямамото приказал ему сжечь рукопись. К счастью, Цурамото не послушался и спрятал реликвию. Вскоре мастер умер, и «Хагакурэ» - книга, состоящая из 11 свитков, стала распространяться по всей стране. Каждый уважающий себя военный род обязательно изучал эту книгу, каждый молодой воин обязан был стремиться к воплощению в себе идеала самурая, образ и поведение которого характеризовало «Хагакурэ». С тех пор эта книга заслуженно считается важнейшим трудом, воплощающим в наиболее полной и в то же время сжатой форме все основные идеи Бусидо – неписаного кодекса чести самураев. По своей композиции «Хагакурэ» можно условно разделить на четыре части: Первый и Второй свитки содержат учение самого Ямамото и его мысли о Пути воина. В свитке с Третьего по Пятый включены изречения и рассказы о деяниях правителей клана Набэсима. Шестой-Девятой свитки содержат информацию о традициях этого клана, рассказы о поступках лучших самураев клана. Десятый свиток описывает жизнь самураев, не относящихся к клану Набэсима, а Одиннадцатый – дополняет все предыдущие, в том числе включает в себя Заповеди самураев клана Набэсима, на которые автор ссылается особенно часто в Первом и Втором свитках. То, что эти заповеди попали в самый конец книги, говорит о том, что Цунэтомо, хотя и постоянно отправляет читателя к ним, все же основное внимание уделяет своему собственному взгляду на Путь воина. Поэтому стержнем книги являются именно Первый и Второй свитки. Они же наиболее известны читателям всего мира как содержащие основные постулаты Бусидо, и наиболее часто цитируются в различных изданиях, посвященных Бусидо. Содержание этой части книги настолько неординарно, важно и естественно для воспитания идеала самурая, что рассказать о Священном Писании японских воинов очень сложно. Комментариям его посвящены целые монографии и исследования самых известных авторов во всем мире. Одно из лучших произведений, посвященных «Хагакурэ», принадлежит перу самой яркой и одиозной личности современной Японии – Мисиме Юкио. Этот известный писатель и актер сам настолько ревностно придерживался взглядов Ямамото Цунэтомо на жизнь и смерть воина, что его очень часто называли и называют «последним самураем ХХ века». Главным подтверждением глубокого понимания Мисимой сущности «Хагакурэ» стала его собственная смерть, а точнее самоубийство, совершенное по всем законам самурайской этики в 1970г. По мнению Мисимы, несомненно философская книга Ямамото имеет несколько основополагающих концепций: 1.Решимость.Нет более известного фрагмента из «Хагакурэ», чем слова, посвященные решимости: «Я постиг, что Путь самурая – это смерть. В ситуации или/или без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй… Если же не достиг цели и умер, это действительно фанатизм и собачья смерть… Такая смерть есть Путь самурая… Если каждое утро и каждый вечер ты будешь готовить себя к смерти и сможешь жить так, словно твое тело уже умерло, ты станешь подлинным самураем». Важнейшим качеством для воспитания самурайского духа Ямамото Цунэтомо считает воспитание готовности к смерти, решимости умереть в любой момент на поле битвы или от своей собственной руки, что не менее почетно. 2.Принцип, которому каждый день обязан следовать самурай, говорит, что умереть он должен в соответствии с Путем воина. Для этого необходимо долго готовиться, чтобы в нужный момент действовать без промедления. «Путь самурая – это прежде всего понимание, что ты не знаешь, что с тобой может случиться в следующий миг <…> подлинный самурай не думает ни о победе, ни о поражении, он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти». 3.Конфуцианская этика, служившая одним из базовых элементов для самурайской идеологии, говорит, что отношение к людям является важнейшим человеческим качеством, которым определяется роль самурая в обществе. Самурай – это не только умелый и бесстрашный воин, это еще и элита общества Токугава. Настоящий буси должен быть идеален во всех отношениях и, конечно, быть образцом для подражания в вопросах этики. «Прежде чем выразить свое мнение человеку, подумай о том, в состоянии ли он его принять… Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет исправить ему ошибки». 4.Говоря о повседневной жизни воина, Ямамото тщательно и подробно останавливается на многих аспектах бытия. Следуя своему принципу: «К важным делам следует относиться легко. К несущественным делам следует относиться серьезно». Цунэтомо много внимания уделяет манерам, поведению самурая, его внешности, владению собой на вечеринках с обильными возлияниями, умению общаться с людьми, окружающими всех сословий и рангов, даже планированию, как сейчас бы сказали, рабочего дня («Желательно каждый вечер планировать следующий день и составлять список основных дел»). Добиваясь точнейшего и правильного выполнения самого незначительного дела, настоящий воин готовит себя к такому же решению сложных задач. 5.Требовательные к себе самураи должны быть снисходительны и терпимы по отношению к другим. Мисима называл это «философией сознательного невмешательства». «Слуги будут жить спокойнее, если некоторые стороны их жизни будут оставлены без внимания». Терпимость и философия невмешательства являются одними из черт национального характера японцев. Однако важно, чтобы эти черты не трансформировались в попустительство, что может привести народ к тяжелым последствиям. 6.Не обошел Ямамото и отношение к женщинам, хотя и останавливаться долго на этой теме он не стал: «Женщина должна быть точно так же предана своему мужу, как он – своему господину». 7.Весьма показательно и характерно для ортодоксальных представителей военного сословия отношение автора «Хагакурэ» к интеллектуалам. В книге все те, кто впоследствии сформирует сословие интеллигенции, названы «расчетливые люди», и мнение Ямамото о них совершенно однозначно: «Расчетливые люди достойны презрения…». 8.Проотивоположностью расчетливого отношения к жизни автор считает необходимое для каждого самурая стремление к смерти. Этот вопрос Ямамото Цунэтомо вообще считает важнейшим для воина и возвращается к нему неустанно. Поведение воина должно быть спонтанным и чистым от лишних мыслей и эмоций. В таком состоянии трудно предвидеть, как обернутся твои поступки, поэтому важно все время стремиться к смерти. Ведь это просто, естественно для буси и всегда почетно. «…Путь самурая – это стремление к смерти… Здравый смысл никогда не совершит ничего подобного. Нужно стать безумным и одержимым…». 9.Духовная концентрация является особенно важным условием для выполнения воинского долга. Самурай должен стремиться к тому, чтобы выполнить свой долг на самом высоком уровне, доводя любое дело до совершенства. В любом деле воин должен достичь высот и тогда он станет целостным человеком, не нуждающимся в техническом мастерстве. 10.Самурай должен постоянно контролировать себя. Этому посвящено очень много места в книге. Общение с людьми, поведение за столом и на улице, безукоризненный внешний вид, гладкая и правильная речь – все это очень важно для настоящего воина. Ни одним словом или жестом он не должен уронить свой высокий статус. Постоянный самоконтроль позволяет воину сохранить лицо и произвести благоприятное впечатление на окружающих. Никаких жалоб, недостойных поступков и нарушений ритуала не может себе позволить настоящий воин. Несоблюдение этого правила может свести на нет все старания следовать Пути воина и добиться признания самурайской доблести. Буси не может себе позволить не только на самом деле пасть духом, но даже казаться расслабленным и тщедушным. Он должен быть внимателен во всем: в действиях, в движениях, в словах. Выглядеть настоящим воином не менее важно, чем быть им на самом деле. 11.Воспитание всех необходимых для воина качеств начинается в раннем детстве. Поэтому автор «Хагакурэ» обращает особое внимание на правильность воспитания детей самураев. Его советы, как обычно, сдержанны и лаконичны, но в то же время исчерпывающи и конкретны. 12.Для того чтобы выполнить свой долг, самурай должен обладать многими качествами, о которых и рассказывает «Хагакурэ». Если воин обладает этими качествами, то он обладает доблестью. «Самурай должен гордиться своей доблестью. Он должен быть исполнен решимости умереть смертью фанатика… Молодых самураев следует наставлять <…> так, чтобы каждому из них казалось, что он – самый смелый воин в Японии».
Здесь перечислены далеко не все основные концепции Пути самурая. Мисима Юкио насчитывает их в своей книге «Хагакурэ нюмон» 48. Но все они созвучны друг другу, дополняют друг друга и следуют общей канве «Хагакурэ», воспевающей фанатично преданного господину, постоянно готового достойно умереть самурая. «Хагакурэ» не является сухим сводом заповедей японского военного сословия. Вся книга наполнена интереснейшими притчами, историями, легендами и преданиями о подвигах самураев прошлого. Каждая из этих историй позволяет воочию представить образы суровых воинов, мудрых монахов и мастеров тяною японского средневековья. Вникая в образ мыслей этих персонажей, читателю самому становится легче понять психологию самураев и, может быть, психологию всего японского народа. В истории Японии не было произведения более, чем «Хагакурэ», глубоко и широко раскрывающего смысл Пути воина – Бусидо. Ушедший от дел самурай оставил в наследство всему миру и прежде всего своей стране уникальный кодекс чести воина, книгу, которая не только перечисляет основные жизненные принципы и правила поведения самурая, но и дает конкретные рекомендации, иллюстрированные яркими примерами, по выполнению этих правил и принципов. Со времен написания «Хагакурэ» прошли столетия. Япония сегодня – мирная страна, в которой самураев нет уже более ста лет. Но и триста, и сто лет назад, и сейчас весь мир не похож на японцев, а японцы разительно отличаются от всего мира. Отчасти это происходит из-за отличного от всех остальных традиционного мировоззрения этого народа. Условности и заповеди, лежащие в основе этого мировоззрения, сформированного под влиянием идей Бусидо, выражает и «Хагакурэ» - настольная книга воинов всех эпох.
|