навроцкий юрий
Продвигающийся

Вне Форума
Сообщений: 84
|
Предположение о крещении Верх-Сосьвенских и вагранских вогул схимонахом Феодором в 1714 году основаны на данных, приведенных Новицким Г.И. в своей книге «Краткое описание о народе остяцком» о том, что в начале 1714 года схимонах Тюменского Троицкого монастыря Феодор (бывший митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинский) совершил поездку в Березовский уезд, где «властию томошних комендантов» было собрано более полутора тысяч остяков и вогул, включая остяцких князцов Никифора Еурова из Подгородной, Дмитрия Юзорина из Казымской, Игоря Данилова из Куноватской, Матвея Шекшина из Ляпинской, Петра из Сосьвинской и Алексея Тайшина из Обдорской волостей. Летом того же 1714 года схимонах Феодор крестил множество инородцев в Пелыме и в Верхотурье, где в конце года совершил миссионерскую поездку по туринским селениям. Эта датировка якобы потверждается сведениями, указанными Петром Буцинским в его книге «Крещение остяков и вогулов при Петре I», изданной в 1893 году: «Едва только началась зима 1714 года, как он (схимонах Феодор) уже отправился в Пелымский уезд, чтобы посетить новокрещеных вогулов и построить для них церкви. Из Пелыма он перебрался в Верхотурский уезд и там многих вогулов, живших по Type и другим рекам, обратил в христианство (стр.69)». Г.И. Новицкий, сопровождавший схимонаха Феодора в миссионерской поездке, это событие несколько иначе: «Сам (Феодор – Ю.Н.) же вверх по Турье и прочим протокам … всех их усыновил купелью крещения церкви Божей с помощью Вышнего (стр.97)». Надо заметить, что ни каких дорог из Верхотурья или Верхне-Тагильской слободы на Вагран и верховье Сосьвы в то время не существовало, кроме как из Чердыни. Кроме того, что Южная Сосьва не является притоком реки Туры, все многочисленные авторы, освещавшие миссионерскую деятельной схимонаха Феодора, включая Г.И. Новицкого и протоиерея А. Сулоцкого (автора книги «Жизнь Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев»), говоря о крещении в Березове сосьвинских остяков и вогулов, однозначно имели в виду инородцев Сосьвинской волости Березовского уезда - т.е. проживающих по Сосьве Северной. И ни в одном их этих источников, среди новокрещенных в 1714 году инородцев, не упоминается ни одной фамилии вогулов, известия о которых мы имеем со времени отвода земель под Петропавловские и Богословский заводы, их строительства, а также «розыска» золотых, медных и железных рудников по берегам Ваграна, Совьвы и Турьи. Подвергая сомнению факт крещения Вагранских и Верхне-Сосьвенских вогул схимонахом Феодором в 1714 году, справедливости ради следует рассмотреть иные версии этого события. Павловский В.Г. в своей работе «Вогулы: [Этнографический очерк]», изданной в типографии Казанского Императорского Университета в 1907 году, писал: «Другим из его (схимонаха Феодора - Ю.Н.) сотрудников, по его же назначению, был архимандрит Верхотурского Николаевского монастыря Сильвестр. Деятельность его на этом поприще относится к 1716-1718 годам. Трудился Сильвестр над просвящением Туринских, Верхотурских и Чусовских вогуличей. В этом святом деле Сильвестру содействовал Тобольский губернатор князь Гагарин. В 1718 году 29 января он предложил архимандриту Сильвестру, «не имеет-ли он ехать в Сосьвинскую и Чусовскую волости и крестить живущих там вогуличей во имя Отца и Сына и Святаго Духа … Сильвестр согласился ехать и в марте того же года уже находился в Верхотурском уезде. К его проповеди Вогуличи относились двояко: одни его слушали и принимали, как напрмер женский пол и дети вогулов сосьвенских, другие убегали от веропроповедника в леса и оставались непрсвещенными (чусовские и сылвенские вогулы Кунгурского уезда - Ю.Н.) (Павловский. указ. соч. стр. 89)». Какие именно сосьвенские вогулы приняли крещение и в каком количестве не известно, в связи с чем и возникают противоречивые версии времени крещения вогул, например, жителей Марсяткиных юрт, к моменту которого некоторые краеведы привязывают дату основания Марсятского сельского поселения. О времени крещения Ивдельских и Першинских вогул можно судить по сообщению профессора кафедры ботаники Казанского Императорского Университета Сорокина Н.В., который в своей работе «Путешествие к вогулам: Отчет, представленный Отделению антропологии и этнографии при Казанском обществе естествоиспытателей», изданной в 1873 году, пишет: «Что касается до религиозных воззрений Вогулов, то они как известно считаются в настоящее время все христианами с 1722 года. Время от времени, собравшись в Ивдиль, они должны говеть, если есть некрещеные дети, то родители обязаны крестить их, хотя-бы ребенок был уже довольно велик… они венчаются в церкви, не смотря, на то что уже имеют много детей, и жили несколько лет невенчаны». В этот период времени миссионерская деятельность на севере Урала осуществлялась священником Верхнепелымской волости Пелымского уезда Михаилом Степановым, назначенным на эту должность в 1721 году схимонахом Феодором (Филофеем Лещинским). Ревностно исполняя свои обязанности, он пешком на лыжах совершал пастырские путешествия на большие расстояния в разные стороны и, как он сообщал в донесении на имя митрополита Тобольского и Сибирского Сильверста в 1751 году: «В бытность свою в 1722 году, неусыпным старанием розыскал у вышереченных вогуличей несколько кумиронь с идоломи, по исчислению 75, которые без остатку все сжег и за которые оные вогуличи едва и смертной язвы не учинили (АТДК. Д.1751 г. №39)». Павловский пишет: «Занимаясь уничтожением предметов языческого культа среди новообращенных и подвергаясь опасностям, священник Степанов в то же время через проповедь стремился обращать в православную христианскую веру еще остававшихся в язычестве вогуличей и многих крестил (Павловский. указ. соч. стр.92-93)». Директор Пермской гимназии, географ и краевед Попов Н.С. в 3-м томе своей кинги «Хозяйственное описание Пермской губернии», изданной в 1811 году, приводит сведения о крещении Верхотурских вогул в 1721 году, а Чердынских - в 1751 году, поясняя, что Лозьвенские вогулы ниже деревни Першиной относились к Верхотурскому уезду Тобольской, а Верхне-Лозьвинские - к Чердынскому уезду Соликамской провинции. Таким же образом делились вогулы на Сосьвенских, проживавших в Сосьвенской и Усть-Лялинской волостях, и Верхне-Сосьвинских, юрты которых располагались выше устья реки Турьи. Впрочем, вогулы, проживавшие в разных волостях, не только регулярно общались и роднились между собой, но порой случалось переселение семей или отдельных их членов в другие местности. В «Истории Сибири» члена Петербургской Академии наук Герарда Фридриха Миллера в разделе «Описание реки Сосьвы от устья вверх против течения до истока. Собрано в Берёзове из устных известий различных русских, остяков и вогулов 1740 года», имеется указание, что «на реке Лозьве, впадающей в Пелымском уезде в Тавду, живут вогулы, относящиеся к уезду города Чердыни в Пермии, и они иногда переходят на Сосьву, как и те, что живут на Сосьве, посещают Лозву». Возвращаясь к версиям датировки крещения Верхне-Сосьвенских и Вагранских вогул, считаю полезным повторно обратиться к книге Г.В. Павловского, где он пишет, что после неудачной проповеди Сильвестра Гловацкого чусовским и сылвинским вогулам, их на некоторое время оставили в покое, хотя, ко времени вступления Сильвестра Гловацкого на кафедру митрополита Тобольского и Сибирского в 1749 году, некрещенными оставались лишь чердынские вогуличи Вятской епархии, к которой в то время относилось и инородческое население, проживающее по рекам Лозьве выше юрт Першиных, Ваграну и Южной Сосьве выше юрт вогул Филькиных у устья реки Каквы. В феврале 1751 года священник Спасской церкви Верхне-Пелымской волости Михаил Степанов донес Сильвестру, митрополиту Тобольскому и Сибирскому: «В прошедшем 1750 году Пелымского ведомства Гаринской слободы Ильинской церкви священник Степан Рычков да бывший дьячок Мирон Рычков объявляли мне, что на Лозьве реке в Лозьвинской волости в Першины юрты, где имеется часовня, приезжают к новокрещенным вогуличам по все одной же реке Лозьве расстоянием от оных юрт до вершине верст с двести и более, одни для покупки хлеба, а другие для свойства, и уповательно, чтобы от оных некрещенных вогуличей не воспоследствовало к новокрещенным от христианской веры отвращения (Архив Тобольской Духовной Консистерии. Д.1751 г. № 39)». Далее В.Г. Павловский пишет: «Ревностный миссионер, митрополит Сильвестр, узнав из донесения о существующих в Вятской епархии некрещенных вогуличей, позаботился о крещении их и пропреморией просил преосвященника Антония, епископа Вятского, послать к Чердынским вогуличам, жившим по реке Лозьве, духовную персону, для увящания к восприятию святого крещения и для прекращения соблазна, происходящего от общения крещенных с некрещенными. Преосвященник Антоний сочуственно отнесся к предложению митрополита Сильвестра и послал в мае месяце того же года для крещения вогуличей игумена Чердынского Богословского монастыря Иова. Иов поехал к Чердынским некрещенным вогуличам, взяв с собой помощником города Чердыни Николаевской церкви священника Иакова Федосеева и запаслись «для безопасного у оных вогуличей бытия от Чердынской концелярии потребных числом рассыльщиков». В начале сентября 1751 года, по приезде в старорусскую деревню Сыпучих, «Иов собрал в нее некрещенных вогуличей и по увещании во святое крещение, привел мужского пола 76 и женского пола 47 душ. Новокрещенные после крещения в часовне деревни Сыпучих исповеданы и приобщены, а, некоторые по изъявленному желанию по церковному чиноположению обвенчаны». Окрещены были 123 человека под восемью фамилиями: семь семей (41 человек) Соловаровых; три семьи (15 человек) Якшиных; один холостяк и две семьи (9 человек) Укладовых; одна семья (9 человек) Елесиных; одна семья (10 человек) Губиновых; одна семья (4 человека) Богдановых; один человек с фамилией Бархатов. Фамилия представителей Бахтияровых записана в следующих трасформациях: Бахтияров (одна семья из 6 человек), Пахтияров (одна семья из 15 человек), Бахтуяров (одна семья из 5 человек), Бахтыяров (два человека). «При том же явилися крещеные вогуличи, а имянно Алексей Якшин, Иван Бахтияров, Максим Соловаров, Павел Бахтияров, которые о себе показали, что крестилися в Сибирской губернии в городе Пелыме» (Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-156, Оп.1, Д.776. - полный список новокрещенных вогулов в статье Сивоха И.Н. «Анализ ведомости ясашных вогул, крещённых в 1751 году в деревне Сыпучих на реке Вишере»). В декабре 1751 года игумен Иов доносил в Вятскую духовную Консистерию, что крещении им 123 вогул обоего пола «в неверствии осталось примерно с треть». Эта треть должна была быть окрещена летом 1752 года в городе Соликамск… (Павловский. указ. соч. стр.97)». Сведения о крещении последних совьвенских вогул, остававшихся в язычестве, содержатся в донесении священника Ильинской церкви Гаринской слободы Ивана Иванова Рычкова: «В Лозьвинской волости все вогулы крещены, оставшиеся некрещенными на Сосьве реке Вишерского присуду для крещения взяты в Соликамск летом 1752 года. Из того следствия оказалось, что оные новокрещенные церкви строить не желают за скудостью и несостоянием (Архив Тобольской Духовной Консистерии. Д.1751 г. № 39)».
|