Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ КРЕЩЕНИЯ ВЕРХНЕ-СОСЬВИНСКИХ И ВАГРАНСКИХ ВОГУЛ. (Прочитано 346 раз)
навроцкий юрий
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 45
К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ КРЕЩЕНИЯ ВЕРХНЕ-СОСЬВИНСКИХ И ВАГРАНСКИХ ВОГУЛ.
17.03.2021 :: 10:44:17
 
В данном очерке я хотел бы остановиться на спорной датировке крещения сосьвенских и вагранских ясашных вогулов, которую многие уральские историки и краеведы относят к 1714 году. В частности, считается, что основатель Марсятских юрт вагул Прокопий Марсин якобы был крещен самим схимонахом Феодором (Филофеем Лещинским).
  Прежде чем рассматривать различные версии датировки крещения Верхне-Сосьвенских и Вагранских вогул, необходимо обратиться к истории изучаемого вопроса. В конце XYI века, до образования Верхотурского уезда, ясачные Сосьвенские и Лозьвенские вогулы были «расписаны» по волостям Пелымского уезда. В Сосьвинской волости по нижнему течению реки Сосьвы числилось 21 ясачный вогул, а ясачные вогулы по среднему течению Лозьвы были включены в состав Тахтанской (Верхне-Тавдинской) волости, где проживали 23 ясачных инородца. «Во главе инородческой волости стоял сотник, поэтому волости назывались еще сотнями, на которыя инородцы делились еще до завоевания русскими Сибири» (Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников. 1889 г. стр. 4-9, Архив Министерства Иностранных Дел. Портфель Миллера, карта № 478). После учреждения Верхотурского уезда, в составе Пелымского уезда сохранилась часть территории в низовьях реки Сосьвы от деревни Махтальской (Махтыли) до устья Лозьвы на северо-востоке. Кроме того, в составе Пелымского уезда осталсь низовье реки Лозьвы до деревни Синдейской. Территория выше по течению реки Лозьвы до юрт Першиных и Западная и северо-западная части реки Сосьвы вошли в Верхотурский уезд. А верховья Лозьвы, выше Першинских юрт - в Березовский уезд Сибирской, а позднее Тобольской губернии. Еще сложнее и запутаннее территориального подчинения, был вопрос церковной юрисдикции Лозьвенских и Сосьвенских вогул. Так к началу XX века, многие лозьвенские вогулы были приписаны к Сыртаньинскому и Няксимвольскому приходам Березовского уезда Тобольской епархии, хотя проживали (кочевали) на территории Верхотурского уезда епархии Екатеринбургской (из отчетов священника Походной Николаевской церкви Верхотурского уезда Петра Мамина в Комитет Православного миссионерского общества Екатеринбургской епархии о пастырских поездках к ясачным вогулам в 1900 и 1902 годах).
   По древнейшей из дошедших до нас ясачной книге Верхотурского уезда 1626 года в Сосьвенской волости находилась 1 юрта, в которой проживало 10 ясачных вогул. В Лозьвенской волости указаны 2 юрты, населенные 26 инородцами, да по верховьям реки Косьвы - 6 юрт и 38 вогул. В число ясачных вогул и остяков не были записаны женщины, дети, старые, увечные и захребетные люди, освобожденные от уплаты ясака, а, кроме того, надо учитывать, что в 1607 году, в следствии «насильства и обид», чинимых верхотурскими сборщиками ясака, были «отписаны» от Верхотурского уезда к Перми вишерские вогулы в количестве 35 человек (опять же без женщин, детей, стариков и захребетников), проживавшие по восточной стороне Уральского хребта (Архив МИДа. т. II, №№ 76 и 82). В 1608 году, повелением царя Василия Шуйского, от Верхотурского уезда к Чердыни были отписаны еще 40 человек ясачных остяков, кочующих по Сольве, Ваграну, в верховьях Сосьвы и Лозьвы (Архив МИДа, т. II, № 62). «Всего въ Верхотурскомъ уезде было 30 юртъ, въ которыхъ жило 296 ясачныхъ людей, изъ нихъ 65 татаръ, 3 остяка и 228 вогуловъ¬ (Буцинский П. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом 1893 г., стр. 5). Спустя столетие, в начале XVIII века, приписанных к Верхотурскому уезду ясачных вогул насчитывалось всего 262 человека: в Косьвенской волости был записан 1, а в Сосьвенской - 78 человек (Архив Министерства Юстиции. Сибирский Приказ кн.1252 л.73). В это число не были включены вагранские, сосьвенские и лозьвенские вогулы, проживавшие на севере Верхотурского уезда, но плативших ясак в Чердыни и Соликамске и, соответственно, эти вогулы не были приписаны к Лялинской и Лозьвенской сотням Верхотурского уезда.
   Убыль инородческого населения, зафиксированная в то время по всем уездам Сибирской губернии, частично можно отнести на счет миграций кочевых остяков и вогул в поисках новых пастбищ, охотничьих угодий и рыбных промыслов. Согласно переписной книге ясачных волостей Верхотурского уезда 1710 года, из Сосвинской волости с 139-го (1630/31) по 1710 год выбыло 162, а из Лозвинской - 45 ясашных людей (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1534, Л. 564, 571). Некоторые вогулы, считавшие размер наложенного на них ясака непосильным и «неправедным», откочевывали в другую местность без ведома уездного начальства и записывались в беглые. Так в 1675 году розыскивались ясачные вогуличи Верхотурской (Верх)-Лозвинской волости Бориска Федков и Исайка Богдашин (РГАДА. Ф.1111, Оп.1, Д.297, Л.46), а 1709 году бежал ясачный вогул Сосьвенской волости Митка Офонин (РГАДА. Ф.214, Оп.1, Д.1534, Л.556). Кроме того, причинами миграций могли быть утеря «вотчин» по неуплаченным закладным кабалам или грабительские набеги соседних племен. Так в 1714 и 1715 годах пустозерские самоеды, поднявшись по Сылве и перевалившие Уральский хребет, убили и ограбили множество остяков в Сосьвинской и Ляпинской волостях. В 1717 году волости Березовского уезда подверглись нападению Обдорских самоедов и остяков (Буцинский П.Н. указ. соч. стр. 77-78). А во второй половине XVIII века вагранских вогул и их сородичей, проживавших по верховьям Сосьвы, к переселению на Лозьву и среднее течение Сосьвы вынудило строительство Максимом Походяшиным Петропавловского завода, в результате чего в почти безлюдной части Верхотурского уезда появилось значительное количество русского населения, а вогулы, вольно или невольно, утратили свои охотничьи угодья.
   Состав инородческого ясачного населения Сосьвеской волости конца XVII века можно частично проследить по кабальным закладным сосьвенских вогулов. В фонде № 28 Верхотурской воеводской избы Архива Ленинградского Отделения Института истории, хранится несколько таких актов, где упоминаются в 1661 году «Васка Ондрюшкин сын Кумычов да и с сыном своим с Ахтамонком Васкиным» (ЛОИИ, ф. 28, картон 23, № 21, л. 5), в 1672 году «Якуня Кумычев с детьми своими Татаркою, Ачею и Ростегайком» (Там же. картон 44, №10, л.26-27), в 1686 году «прежной сотник Якунка Палкин с сыном своим с сотником Мишкою да ясачной вагулятин Максимко Федков» (Там же. картон 32, №55, л.1), в том же 1686 году Кузмерко Катышков, Оска Лендин и юрты Кузмерковых (Там же. картон 33, №21, л.1-2), 1687 году Васка Махлин (Там же. картон 34, №16, л.1) и «Карпушка Моросков з братьями своими с Филкою и Спиркою» (Там же. картон 35, №11, л.12-13), в 1688 году Васка Палкин, брат Якунка Палкина (Там же. картон 34, №25, л.1). В одной из чалобитных Верхотурской приказной избы, датируемой январем 1674 года, «бьют челом сироты ваши Верхотурского уезду Сосвинские волости ясачныя вагулича Тараска Ивашкин, Козминко Катышков, Ивашко Анисимов, ... Богдашин» (РГАДА. Ф.1111, Оп.1, Д.240, Л.240). В фонде Екатеринбургской Духовной консистории ГАСО указан ясачный вогул Сосьвенской волости Анисимко (Онисимко) Алтынцов, который был приведен к шерти на верность (приносил присягу) в 1676 году царю Федору Алексеевичу и в 1683 году царям Ивану и Петру Алексеевичам (ГАСО. Ф.6, Оп.3, Д.86, Л.486 об.). На 1710 год «в волости на Сосве реке числилось ясашных людей пятдесят два человека плателщиков, тринатцать человек старых и увечных, всего шездесят пять человек. Сотник Филка Моросков с товарыщи. Ясашные люди: Сотник Филка Моросков. (л.551 об.) Тишка Сенкин. Якушко Ичикин. Соколко Ярасков. И в ныненшнем 710-м году он Соколко умре. (л.552) Ванка Тимкин. Десятник Меншик Князпин. Пронка Тюленев. Мунка Калинкин. (л.552 об.) Фетка Князпин. Малыш Князпин. И в нынешнем 710-м году за старостью ясаку не платил. Алешка Антипкин. И в нынешнем 710-м году за старостью ясаку не платил. Томша Тишкин. (л.553) Иртик Онисимков. Ивашко Онисимков. Тушманко Любкин. (л.553 об.) Тонкой Кашышков. Ганка Пучин. Ивашко Цыпилев. (л.554) Кочегарко Богдашкин. Чекотайко Тишкин. Петрушка Елкин. Ортемко Сотрин. (л.554 об.) Корнилко Сотрин. Чихунко Сотрин. Отка Филкин. Белко Касиярков. (л.555) Ивашко Комычев. Десятник Лаврушка Комычев. Овдюшка Нерчиков. (л.555 об.) Игнашка Ивашков Ахтамонков. Никитка Чертков. Ивашко Тороканков. Десятник Бурундучко Мишкин. (л.556) Митка Офонкин. И в прошлом 709-м году он Митка бежал и того ясаку взять не на ком. Дружинка Мишкин. Тренка Мишкин. (л.556 об.) Туткаш Бурундуков. И в ныненшнем 710-м году он Туткаш умре. Левка Ахтычев. Ивашко Белоногов. (л.557) Добрынка Ярасков. Петрушка Карпушкин. Ивашко Козмерков. Пронка Тороканков. (л.557 об.) Меркушка Васкин. Ванка Тренкин. Осташка Климкин. (л.558) Сенка Оскин. Ондрюшка Пигин. Таушанко Карпушкин. Конашка Кочин. Таушанко Спиркин. (л.558 об.) И в прошлом 709-м году по указу великого государя и по приказу стольника и воеводы Петра Ивановича Травина и за подписанием на выписки руки его велено быть подгородному крестьянину Григорью Киселеву в ясашном платежу в упалом окладе Сосвинской волости и платить ясак мяхкою рухлядью в оклад умершаго вагулятина Костантинка Офонкина. Старые и увечные: Спирка Моросков. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. (л.559) Коча Танайков. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Гришка Танайков. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Наумко Ортемков. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Яраско Секин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Данко Денешкин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. (л.559 об.) Тороканко Горбунов. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Тренка Оникин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Климка Игнашкин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Сорпа Мишкин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. (л.560) Карпушка Моросков. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Ивашко Ахтамонков. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Оска Денешкин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. (л.565) в волости на Лозве реке было приписано ясашных людей дватцать один человек, в том числе шесть человек старых и увечных. Ясашные люди: Сотник Кочегарко Миткин (в 1675 году сотником числился Ивашка Миткин – Ю.Н.). (л.565 об.) Десятник Обрашко Квасов. Ляута Кириянков. Ижгилда Алешкин. Фетка Ивашков. (л.567) Алешка Качегарков. Шатуйко Ишайков. Ситко Ивашков. Гогохко Мамаив. (л.567 об.) Июдка Мишкин. Суталко Ивашков. Сенка Квасов. Петрушка Феткин. (л.568) Букса Ванкин. Левка Ляпа. Старые и увечные: Дочайко Миткин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Евака Ромашкин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. (л.568 об.) Куско Квасов. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Дунайко Исайков. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Демка Якунин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил. Фетка Миткин. И в нынешнем 710-м году за старостию ясаку не платил» (РГАДА. Ф.214, Оп.1, Д.1534). В переписной книге отсутствуют фамилии вогулов Тихоновых (Тихонковых), Масловых, Марсиных, Грегаковых, Мосягиных, Крылышковых, Стениных, Чеклецовых, Городковых, Шутовых, Коноваловых и других, известных в землях Петропавловского и Богословских заводов после 1757 года.
Наверх
 
навроцкий юрий
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 45
Re: К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ КРЕЩЕНИЯ ВЕРХНЕ-СОСЬВИНСКИХ И ВАГРАНСКИХ ВОГУЛ.
Ответ #1 - 17.03.2021 :: 10:45:57
 
Предположение о крещении Верх-Сосьвенских и вагранских вогул схимонахом Феодором в 1714 году основаны на данных, приведенных Новицким Г.И. в своей книге «Краткое описание о народе остяцком» о том, что в начале 1714 года схимонах Тюменского Троицкого монастыря Феодор (бывший митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинский) совершил поездку в Березовский уезд, где «властию томошних комендантов» было собрано более полутора тысяч остяков и вогул, включая остяцких князцов Никифора Еурова из Подгородной, Дмитрия Юзорина из Казымской, Игоря Данилова из Куноватской, Матвея Шекшина из Ляпинской, Петра из Сосьвинской и Алексея Тайшина из Обдорской волостей. Летом того же 1714 года схимонах Феодор крестил множество инородцев в Пелыме и в Верхотурье, где в конце года совершил миссионерскую поездку по туринским селениям. Эта датировка якобы потверждается сведениями, указанными Петром Буцинским в его книге «Крещение остяков и вогулов при Петре I», изданной в 1893 году: «Едва только началась зима 1714 года, как он (схимонах Феодор) уже отправился в Пелымский уезд, чтобы посетить новокрещеных вогулов и построить для них церкви. Из Пелыма он перебрался в Верхотурский уезд и там многих вогулов, живших по Type и другим рекам, обратил в христианство (стр.69)». Г.И. Новицкий, сопровождавший схимонаха Феодора в миссионерской поездке, это событие несколько иначе: «Сам (Феодор – Ю.Н.) же вверх по Турье и прочим протокам … всех их усыновил купелью крещения церкви Божей с помощью Вышнего (стр.97)». Надо заметить, что ни каких дорог из Верхотурья или Верхне-Тагильской слободы на Вагран и верховье Сосьвы в то время не существовало, кроме как из Чердыни. Кроме того, что Южная Сосьва не является притоком реки Туры, все многочисленные авторы, освещавшие миссионерскую деятельной схимонаха Феодора, включая Г.И. Новицкого и протоиерея А. Сулоцкого (автора книги «Жизнь Святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев»), говоря о крещении в Березове сосьвинских остяков и вогулов, однозначно имели в виду инородцев Сосьвинской волости Березовского уезда - т.е. проживающих по Сосьве Северной. И ни в одном их этих источников, среди новокрещенных в 1714 году инородцев, не упоминается ни одной фамилии вогулов, известия о которых мы имеем со времени отвода земель под Петропавловские и Богословский заводы, их строительства, а также «розыска» золотых, медных и железных рудников по берегам Ваграна, Совьвы и Турьи.
Подвергая сомнению факт крещения Вагранских и Верхне-Сосьвенских вогул схимонахом Феодором в 1714 году, справедливости ради следует рассмотреть иные версии этого события. Павловский В.Г. в своей работе «Вогулы: [Этнографический очерк]», изданной в типографии Казанского Императорского Университета в 1907 году, писал: «Другим из его (схимонаха Феодора - Ю.Н.) сотрудников, по его же назначению, был архимандрит Верхотурского Николаевского монастыря Сильвестр. Деятельность его на этом поприще относится к 1716-1718 годам. Трудился Сильвестр над просвящением Туринских, Верхотурских и Чусовских вогуличей. В этом святом деле Сильвестру содействовал Тобольский губернатор князь Гагарин. В 1718 году 29 января он предложил архимандриту Сильвестру, «не имеет-ли он ехать в Сосьвинскую и Чусовскую волости и крестить живущих там вогуличей во имя Отца и Сына и Святаго Духа … Сильвестр согласился ехать и в марте того же года уже находился в Верхотурском уезде. К его проповеди Вогуличи относились двояко: одни его слушали и принимали, как напрмер женский пол и дети вогулов сосьвенских, другие убегали от веропроповедника в леса и оставались непрсвещенными (чусовские и сылвенские вогулы Кунгурского уезда - Ю.Н.) (Павловский. указ. соч. стр. 89)». Какие именно сосьвенские вогулы приняли крещение и в каком количестве не известно, в связи с чем и возникают противоречивые версии времени крещения вогул, например, жителей Марсяткиных юрт, к моменту которого некоторые краеведы привязывают дату основания Марсятского сельского поселения.
  О времени крещения Ивдельских и Першинских вогул можно судить по сообщению профессора кафедры ботаники Казанского Императорского Университета Сорокина Н.В., который в своей работе «Путешествие к вогулам: Отчет, представленный Отделению антропологии и этнографии при Казанском обществе естествоиспытателей», изданной в 1873 году, пишет: «Что касается до религиозных воззрений Вогулов, то они как известно считаются в настоящее время все христианами с 1722 года. Время от времени, собравшись в Ивдиль, они должны говеть, если есть некрещеные дети, то родители обязаны крестить их, хотя-бы ребенок был уже довольно велик… они венчаются в церкви, не смотря, на то что уже имеют много детей, и жили несколько лет невенчаны». В этот период времени миссионерская деятельность на севере Урала осуществлялась священником Верхнепелымской волости Пелымского уезда Михаилом Степановым, назначенным на эту должность в 1721 году схимонахом Феодором (Филофеем Лещинским). Ревностно исполняя свои обязанности, он пешком на лыжах совершал пастырские путешествия на большие расстояния в разные стороны и, как он сообщал в донесении на имя митрополита Тобольского и Сибирского Сильверста в 1751 году: «В бытность свою в 1722 году, неусыпным старанием розыскал у вышереченных вогуличей несколько кумиронь с идоломи, по исчислению 75, которые без остатку все сжег и за которые оные вогуличи едва и смертной язвы не учинили (АТДК. Д.1751 г. №39)». Павловский пишет: «Занимаясь уничтожением предметов языческого культа среди новообращенных и подвергаясь опасностям, священник Степанов в то же время через проповедь стремился обращать в православную христианскую веру еще остававшихся в язычестве вогуличей и многих крестил (Павловский. указ. соч. стр.92-93)». Директор Пермской гимназии, географ и краевед Попов Н.С. в 3-м томе своей кинги «Хозяйственное описание Пермской губернии», изданной в 1811 году, приводит сведения о крещении Верхотурских вогул в 1721 году, а Чердынских - в 1751 году, поясняя, что Лозьвенские вогулы ниже деревни Першиной относились к Верхотурскому уезду Тобольской, а Верхне-Лозьвинские - к Чердынскому уезду Соликамской провинции. Таким же образом делились вогулы на Сосьвенских, проживавших в Сосьвенской и Усть-Лялинской волостях, и Верхне-Сосьвинских, юрты которых располагались выше устья реки Турьи. Впрочем, вогулы, проживавшие в разных волостях, не только регулярно общались и роднились между собой, но порой случалось переселение семей или отдельных их членов в другие местности. В «Истории Сибири» члена Петербургской Академии наук Герарда Фридриха Миллера в разделе «Описание реки Сосьвы от устья вверх против течения до истока. Собрано в Берёзове из устных известий различных русских, остяков и вогулов 1740 года», имеется указание, что «на реке Лозьве, впадающей в Пелымском уезде в Тавду, живут вогулы, относящиеся к уезду города Чердыни в Пермии, и они иногда переходят на Сосьву, как и те, что живут на Сосьве, посещают Лозву».
   Возвращаясь к версиям датировки крещения Верхне-Сосьвенских и Вагранских вогул, считаю полезным повторно обратиться к книге Г.В. Павловского, где он пишет, что после неудачной проповеди Сильвестра Гловацкого чусовским и сылвинским вогулам, их на некоторое время оставили в покое, хотя, ко времени вступления Сильвестра Гловацкого на кафедру митрополита Тобольского и Сибирского в 1749 году, некрещенными оставались лишь чердынские вогуличи Вятской епархии, к которой в то время относилось и инородческое население, проживающее по рекам Лозьве выше юрт Першиных, Ваграну и Южной Сосьве выше юрт вогул Филькиных у устья реки Каквы. В феврале 1751 года священник Спасской церкви Верхне-Пелымской волости Михаил Степанов донес Сильвестру, митрополиту Тобольскому и Сибирскому: «В прошедшем 1750 году Пелымского ведомства Гаринской слободы Ильинской церкви священник Степан Рычков да бывший дьячок Мирон Рычков объявляли мне, что на Лозьве реке в Лозьвинской волости в Першины юрты, где имеется часовня, приезжают к новокрещенным вогуличам по все одной же реке Лозьве расстоянием от оных юрт до вершине верст с двести и более, одни для покупки хлеба, а другие для свойства, и уповательно, чтобы от оных некрещенных вогуличей не воспоследствовало к новокрещенным от христианской веры отвращения (Архив Тобольской Духовной Консистерии. Д.1751 г. № 39)». Далее В.Г. Павловский пишет: «Ревностный миссионер, митрополит Сильвестр, узнав из донесения о существующих в Вятской епархии некрещенных вогуличей, позаботился о крещении их и пропреморией просил преосвященника Антония, епископа Вятского, послать к Чердынским вогуличам, жившим по реке Лозьве, духовную персону, для увящания к восприятию святого крещения и для прекращения соблазна, происходящего от общения крещенных с некрещенными. Преосвященник Антоний сочуственно отнесся к предложению митрополита Сильвестра и послал в мае месяце того же года для крещения вогуличей игумена Чердынского Богословского монастыря Иова. Иов поехал к Чердынским некрещенным вогуличам, взяв с собой помощником города Чердыни Николаевской церкви священника Иакова Федосеева и запаслись «для безопасного у оных вогуличей бытия от Чердынской концелярии потребных числом рассыльщиков». В начале сентября 1751 года, по приезде в старорусскую деревню Сыпучих, «Иов собрал в нее некрещенных вогуличей и по увещании во святое крещение, привел мужского пола 76 и женского пола 47 душ. Новокрещенные после крещения в часовне деревни Сыпучих исповеданы и приобщены, а, некоторые по изъявленному желанию по церковному чиноположению обвенчаны». Окрещены были 123 человека под восемью фамилиями: семь семей (41 человек) Соловаровых; три семьи (15 человек) Якшиных; один холостяк и две семьи (9 человек) Укладовых; одна семья (9 человек) Елесиных; одна семья (10 человек) Губиновых; одна семья (4 человека) Богдановых; один человек с фамилией Бархатов. Фамилия представителей Бахтияровых записана в следующих трасформациях: Бахтияров (одна семья из 6 человек), Пахтияров (одна семья из 15 человек), Бахтуяров (одна семья из 5 человек), Бахтыяров (два человека). «При том же явилися крещеные вогуличи, а имянно Алексей Якшин, Иван Бахтияров, Максим Соловаров, Павел Бахтияров, которые о себе показали, что крестилися в Сибирской губернии в городе Пелыме» (Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-156, Оп.1, Д.776. - полный список новокрещенных вогулов в статье Сивоха И.Н. «Анализ ведомости ясашных вогул, крещённых в 1751 году в деревне Сыпучих на реке Вишере»). В декабре 1751 года игумен Иов доносил в Вятскую духовную Консистерию, что крещении им 123 вогул обоего пола «в неверствии осталось примерно с треть». Эта треть должна была быть окрещена летом 1752 года в городе Соликамск… (Павловский. указ. соч. стр.97)». Сведения о крещении последних совьвенских вогул, остававшихся в язычестве, содержатся в донесении священника Ильинской церкви Гаринской слободы Ивана Иванова Рычкова: «В Лозьвинской волости все вогулы крещены, оставшиеся некрещенными на Сосьве реке Вишерского присуду для крещения взяты в Соликамск летом 1752 года. Из того следствия оказалось, что оные новокрещенные церкви строить не желают за скудостью и несостоянием (Архив Тобольской Духовной Консистерии. Д.1751 г. № 39)».
Наверх
 
навроцкий юрий
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 45
Re: К ВОПРОСУ О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ КРЕЩЕНИЯ ВЕРХНЕ-СОСЬВИНСКИХ И ВАГРАНСКИХ ВОГУЛ.
Ответ #2 - 17.03.2021 :: 10:46:28
 
Совсем не факт, что все указанные в переписной книге 1710 года сосьвенские и лозьвенские вогулы были крещены во время миссирнерских поездок схимонаха Феодора и архимандрита Сильвестра, так как в документе отсутствуют фамилии вогулов Тихоновых (Тихонковых), Масловых, Марсиных, Грегаковых, Мосягиных, Крылышковых, Стениных, Чеклецовых, Городковых, Шутовых, Коноваловых и других, известных в землях Петропавловского и Богословских заводов после 1757 года. Кроме того, массовое крещение вогул никогда не являлось поголовным, причинами чего могли быть болезни и занятия охотой на момент приезда «разсыльщиков» (что подтверждается словами архимандрита Сильвестра о внимавших его проповеди женщинах и детях сосьвенских вогулов). Вероятно, среди сосьвенских и вагранских вогул имелись и уклонившиеся от крещения, подобно их чусовским и сылвенским соплеменникам. К тому же, в виду спорадического пасторского попечения инородцев местным духовенством, потомство вогул, родившееся после 1722 года, вряд ли имело возможность приобщиться к таинству крещения до приезда в 1752 году в Соликамск. Таким образом, вопрос о том, кому принадлежит слава крещения вагранских и верхнесосьвинских вогул, до настоящего времени определенных ответов не имеет, а, значит, датировка данного культурного и исторического события будет когда-нибудь установлена новыми исследователями, с привлечением новых исторических источников.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать