навроцкий юрий
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 84
|
Богословское пароходство на 1895 год имело в своем составе восемь буксирных пароходов, 19 барж и 12 паузков, плававших по Оби, Иртышу, Тавде и Сосьве. Владельцем пароходства, как и всего Богословского горного округа, числилась сама Надежда Михайловна Половцева, а Управление Богословского пароходства с 1890 года располагалось в Тюмени в доме его первого управляющего – кинешемского мещанина И.П. Попова на углу улиц Подаруевской и Успенской (современных улиц Семакова и Хохрякова). При появлении в 1894 году в Тюмени телефонной станции, в числе первых были телефонизированы контора Богословского пароходства, Сибирский торговый банк и судостроительная компания Гуллета. С 1910 по 1914 год в здании Богословского пароходства действовало коммерческое училище Колокольниковых, а в сентябре 1925 оно было передано под советскую школу 2-й ступени. На 1909 год грузооборот Богословского пароходства достигал 500 000 пудов за сезон навигации. Недвижимость общества в Тюмени оценивалась в 1899 году – в 19 000, в 1903 году – в 23 000, а в 1907 году – в 33 000 руб. Кроме Тюменской конторы управления, Богословское пароходство располагало Бачалинской, Кривощаковской и Петропавловской пристанями.
Уже в1898 году в состав Богословского пароходства входили 8 пароходов с осадкой от 11,5 до 30 вершков: «Александр» (45 л.с.), «Барнаулец» (240 л.с.), «Богословец» (120 л.с.), «Добрыня» (640 л.с.), «Заметный» (800 л.с.), «Петр» (135 л.с.), «Походяшин» (180 л.с.) и «Сотрудник» (120 л.с.); 29 барж длиной от 40 до 80 м, с осадкой от 24 до 60 вершков, грузоподъемностью от 20000 до 110000 пудов: «Барнаулка», «Белая», «Бийская», «Вагран», «Волга», «Вторая», «Вычегда», «Вятка», «Жадунка», «Иртыш», «Каква», «Кама», «Каракан», «Колонга», «Лобва», «Ляля», «Надежда», «Обь», «Первая», «Северная Двина», «Сосьва», «Тавда», «Третья», «Тура», «Турья», «Урал», «Чернь», «Четвертая» и «Чулым»; 11 паузков длиной 50 м, с осадкой от 24 до 36 вершков, грузоподъемностью от 22000 до 25000 пудов: «Казанер», «Камешок», «Качканар», «Кваркуш», «Кеть», «Кумба», «Кыртым», «Ница», «Пышма», «Тобол» и «Томь»; 8 рудовозок длиной от 45 до 55 м, с осадкой от 34 до 44 вершков, грузоподъемностью от 25000 до 35000 пудов: «Вогул», «Зырянин», «Марсята», «Остяк», «Пермяк», «Самоед», «Черемис» и «Якут». В первый рейс, во время половодья, пароходы могли брать до 1 млн. пудов грузов, за навигацию (считая 3 рейса) – 6 млн., но «вследствие неимения обратных грузов, задержек в пути поломками или ожиданием грузов» перевозка в обе стороны не превышала 2 млн. пудов.
По сведениям Ю.В. Гунгера, в 1896-1900 года управляющим Богословским пароходством был Михаил Петрович Сажин, сын откупщика, осужденный к ссылке в Вологодскую губернию как зачинщик студенческих волнений в Технологическом институте. Из ссылки Сажин бежал за границу в Америку, а затем перебрался в Женеву, где стал приверженцем анархического течения, во главе которого стоял М.А. Бакунин. Под псевдонимом Арман Росс он принимал участие в восстании анархистов в Лионе, сражался на баррикадах Парижской коммуны и в рядах повстанцев во время Герцеговинского восстания. При возвращении в Россию был арестован и осужден к каторжным работам, замененных на ссылку в Култук Иркутской губернии. В 1882 году в Киренске он женился на ссыльнопоселенке Евгении Николаевне Фигнер, один из братьев которой - Петр Николаевич Фигнер - служил управляющим Богословского медеплавильного завода. Возможно, именно родственная связь повлияла на назначение Н.П. Сажина механиком, а затем и управляющим пароходством. А в историко-биографическом справочнике М.С. Бессонова «История Северного Урала в лицах» указан заведующий Тюменской пристанью Богословского пароходства Амвросов Иван Прокопьевич, сын помощника столоначальника Тобольского губернского управления. 15 июня 1899 года Амвросов И.П. был назначен заведующим Филькинской пристанью и Сосьвенским районом пароходства, а 3 февраля 1903 года – был переведен в Иркутск.
Почти 30 лет суда Богословского пароходства завозили в округ продовольствие, рабочую силу, закупленные в Европе металлургическое и горное оборудование, вывозя за пределы округа произведенную медь, чугун, стальные рельсы и скобяные изделия. Таким же путем, уже в советское время, на Северный Урал доставляли энергоагрегаты для Богословской ТЭЦ и Серовской ГРЭС.
С 1916 года суда Богословского пароходства, кроме обычных для себя работ, были привлечены к перевозке на Надеждинский и Богословский заводы металлургического кокса, произведенного из углей, добываемых на Крохмалевском месторождении Томской губернии (ныне город Березовский Кемеровской области). Уголь Крохалевских копей с 1916 по 1919 год коксовали в промышленных стойловых печах, камерных печах системы Опеля и напольных печах вблизи места добычи. За время работы шахт было выжжено 2580 тонн кокса. Его доставляли гужом (на лошадях) к реке Томь, а далее на речных судах доставляли на Надеждинский завод.
Не обошла стороной суда Богословского пароходства и Гражданская война на Урале. 26 июля 1918 года отряд красногвардейцев Надеждинского завода и революционно настроенные матросы на пароходах «Удалой» (до весны 1918 года – «Петр») и «Богословец», буксируя 4 баржи, отправились от Филькинской пристани к занятой белыми мятежниками Бачалинской пристани на реке Тавда, где на складах БГЗО находились приобретенные округом мука и другое продовольствие. В Сосьвинском заводе к «революционной эскадре» присоединился отряд рабочих местного завода, а позже их нагнал буксирный пароход «Нижегородец» с ротой красногвардейцев Верхотурья. «Морская пехота» участвовала в штурме села Таборы, расположенного в 60 км. от станции Тавда. После боестолкновения с пароходом белогвардейцев «Ермак» (по другим сведением - с бронированным пароходом «Мария», высланным из Омска), красногвардейцы решили прекратить свой поход к Бачалинской пристани и, погрузив на баржи раненных товарищей, повернули обратно к Сосьвенскому заводу. У села Гари их встретил пароход «Владимир» с двумя орудиями на борту, запоздала направленный на помощь «эскадре». После этого, пароходы вернулись на Филькинскую пристань, высадив предварительно всех боеспособных бойцов в селе Романово, откуда они, подавив восстание местных жителей, на реквизированных в селе подводах направились к Верхотурью, где влились в состав 5-го Волынского полка 29-й стрелковой дивизии.
При эвакуации с Северного Урала в июле 1919 года белые на захваченных судах Богословского пароходства не только эвакуировались в Сибирь, но, часть их, использовали в качестве мест заключения военнопленных - т.н. "барж смерти" (ЦДНИТО, Ф.4204, ОП.2, Д.4). В период весенней навигации 1919 года с Богословского завода белые вывезли огромное количество меди, которую по воде на речных судах от Филькинской пристани доставили в устье Оби. Вместе с медью Кыштымского завода (общим весом 20 тыс. пудов), конфискованная в БГО медь была осенью 1919 года передана колчаковцами англичанам в качестве уплаты за поставки оружия и амуниции.
Пострадал Богословский горный округ и в результате некомпетентных и, по моему мнению, откровенно вредительских действий «старых спецов», окопавшихся в государственных органах Советской России после окончания Гражданской войны. Так, по рекомендации В.А. Гассельблата, в 1921 году ВСНХ РСФСР приняло решение о передаче простаивающего оборудования Сосьвинского чугунолитейного завода и прокатного стана, купленного акционерным обществом БГЗО в Бельгии, на Гурьевский завод Кузнецкого округа (ныне Кемеровская область). Прокатный стан погрузили на баржи и плоты, на которых же разместили имущество переселенцев и их семьи. Караван судов и плотов сплавлялся по Туре, Тоболу, Иртышу, Оби и Томи, а затем железной дорогой оборудование и рабочих везли до Щегловска (Кемерово), и дальше до Гурьевска. Переселением уральских металлистов руководил Иван Илларионович Бороздин, назначенный позже первым начальником прокатного цеха Гурьевского завода. Это волюнтаристское решение было принято несмотря на то, что Сосьвенский завод уже в ноябре 1920 года возобновил свою работу, изготавливая изложницы для мартеновского цеха Надеждинского завода, а также плуги, бороны, гайки и домашнюю посуду, 25 мая 1926 года завод был закрыт, а его рабочие вынужденно переселились в Надеждинск. Надо заметить, что сырьевой базой для Сосьвенского чугунолитейного завода являлась железная руда, добываемая на Северном руднике (ныне поселок 1-й Северный Ивдельского городского округа), расположенный на берегу реки Тыньи (Малой Лозьвы), в 6-ти верстах от впадения Тыньи в Лозьву у зимовья Веселого (на территории Лялинской казенной лесной дачи Верхотурского уезда). Северный рудник был открыт в 1932 году «Северной экспедицией» под руководством главноуправляющего Богословскими заводами М.И. Протасова и разрабатывался с 1881 года, имел значительные разведанные запасы магнитных железняков. Хозяин рудника Х.Я. Таль первоначально планировал построить чугуноплавильный и железоделательный заводы на Лозьве, но не получив на это разрешения правительства, основал чугонолитейный завод в поселке Сосьва. Выкупив Сосьвенский завод у акционерного товарищества Коломенских заводов, БГЗО продолжил эксплуатацию Северного рудника, вывозя добытую руду в Сосьвенский завод по воде на барках.
Исследовалась руководством БГЗО и возможность меженного судоходства по реке Сосьве в северо-восточном районе округа, где располагалось Вишерское месторождение огнеупорной глины, Марсятский марганцевый рудник, а также открытый в 1895 году геологами округа Самское месторождение бурых железняков. И.Я. Кривощеков в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» 1910 года издания указывал, что «Начальник Иртышского участка Томского округа путей сообщения Верхотурской земской управе сообщил, что Богословским заводоуправлением были делаемы попытки поднятия по реке Сосьвы выше села Филькина до деревни Марсят на 150 верст. Опыт оказался неудачным: мелкосидящий пароход с баркою при чрезвычайной извилистости и засоренности реки с большими затруднениями поднял барку до деревни Марсят, но обратно, по случаю быстрого спада воды (что здесь обыкновенное явление) с большим риском выбрался порожняком. Барка была спущена уже на следующую весну по большой воде». Вероятно, кроме сообщения по воде с Вишерским и Марсятским рудниками, предполагалось использовать Марсятскую пристань, склады Марсятского кордона и в деревне Денежкиной для доставки водой, а потом и по зимникам, товаров в лозьвенские деревни Лача, Митяева и Ивашкова, с вывозом на заводы округа заготавливаемого там сена. Так же вероятно, что после 1910 года вопрос перевозок по реке Сосьве до деревень Марсята и Денежкиной было каким-то образом решено с переходом плаванья в меженный период или полным отказом от какого-либо судоходства в пользу гужевого транспорта. Не выяснено также до настоящее времени, каким способом вывозилась белая огнеупорная глина с Вишерского месторождения и марганцевая руда из Марсятского рудника.
В мае 1938 года Ивдельская газета «Северная звезда» сообщала, что пароходы «Чулым», принадлежащий до Октябрьской революции Томскому округу Министерства путей сообщения, и «Аврал» везут 1145 тонн грузов для «Золотопродснаба». Ивдельский краевед Александр Губин, а вслед за ним и местный журналист Евгений Андреев, утверждали, что в дальнейшем все грузы в Ивдельский район поступали только по железной дороге. Данное утверждение не соответствует действительности, так как оборудование и рабочие (в том числе и заключенные) эвакуированного Медвежьегорского лесокомбината Беломоро-Балтийского комбината НКВД были доставлены в Ивдель из Мурманска Северным морским путем через Обскую губу и по речному маршруту Обь-Иртыш-Тавда-Лозьва. Кроме того, после окончания Великой Отечественной войны, еще длительное время действовали грузопассажирские речные перевозки в Ивдельский район из Западной Сибири через Тавду, Гари и Усть-Лозьву.
|