Андрей Степаненко
ОПРАВДАНИЕ НАРКОТОРГОВЛИ В ПРОШЛОМ
Ниже будет огромное количество антинаркотических данных, однако надо понимать, что это – лишь одна сторона медали, причем, вторичная.
В группе алколоидов – из коки, опия, гашиша и даже из табака – огромная часть веществ целительна. Мы склонны злиться, когда видим рекламу 19 века с опиумными настойками против кашля для детей, однако часть опиатов действительно лечит кашель и не только кашель.
Без обезболивающих хирургическое вмешательство угрожает шоком и смертью. Абсолютное большинство смертей после ранений наступало именно вследствие шока, и опиум вплоть до середины 19 века был единственным известным в Европе обезболивающим.
Все противоядия содержали териак – настойку опия в вине, и это правильно: как минимум, срабатывал эффект плацебо: пациенту легчало, и человек начинал верить, что выздоровеет. Но есть и еще одно обстоятельство: говоря о средневековых отравлениях, мы уже держим в голове картинку: злой колдун подсыпает яда в суп, и эта картинка недостоверна. Вплоть до 1880-х годов эффективных ядов не было, и почти все отравления, при которых врачи прописывали алкалоиды, носили некриминальный характер. И вот этих отравлений было чрезвычайно много.
Я говорю, прежде всего, об отравлении теллурическими газами при землетрясениях и вулканических продуктах в те эпохи, когда Европу, например, накрывали тучи пепла из Исландии. Люди ведь умирали не только из-за химических ожогов (легких, прежде всего) и поражения базальных ганглий; страдали самые разные участки нервной системы, и в такой ситуации обходиться без алкалоидов означает сразу добавить десятки процентов летальных исходов.
Теме опасных природных катастроф будет посвящен отдельный большой материал, а пока следует принять, что массовая уверенность наших предков в том, что курение или даже наркотический «пир во время чумы» помогает выжить, имела под собой основание.
Формальная ответственность врачей, химиков и власти за наркоманию начинается не ранее 1880-х годов, - когда впервые появилось понимание, с чем они, собственно, имеют дело. Начало фактической ответственности я отнес бы в 1909 год – в год, когда Шанхайская опиумная комиссия впервые приняла на себя ответственность за весь объем последствий.
Все, что раньше, это история – уж, такая, как есть.
ЛАДАН И ЛАДАНУМ
Слова чрезвычайно схожи, и по состоянию на 2011 год основные дефиниции выглядели так:
Ладан – высушенный сок растений рода Босвеллия… Отборный ладан – Olibanum electum и обыкновенный – Olibanum in sortis.
Ладанум (Ladanum, Laudanum, Ledanum, Ladbdanum, La`danon, Lh`danon, Lh^don) – это тинктура, настойка опия в алкоголе (1).
То есть, ладан в латыни Olibanum, а опиум – Ladanum.
В словаре Льюиса-Шорта за 1879 год Ladanum (2) это ладан, и эта дефиниция позволила мне утверждать, что исторически опиум и ладан – одно и то же. По сути, в словарных дефинициях виден процесс подмены дефиниций. Сначала ладан (он же опиум) имеет название «Ladanum». Затем доля опия в ладане сокращается за счет добавления ароматических масел (Olibanum), и, в конце концов, в кадильницы кладут уже только Olibanum - и именно так его должны теперь называть словари. Термин «ladanum» остается только в аптекарском деле.
***
По состоянию на 2019 год число противоречивых дефиниций заметно выросло.
В английской Википедии Laudanum – тинктура опия (3).
В российской Википедии Laudanum – опиумная настойка на спирту. В более широком смысле — лекарство, в состав которого входит опиум (4).
При этом, в английской же Википедии уравнены пять разных слов Labdanum, ladanum, laudanum, ladan, ladanon (5), - все они означают смолы растений Cistus ladanifer и Cistus creticus, из которых сегодня изготовляют ладан.
В немецкой Википедии термины Ladanum, Labdanum и Laudanum так же означают одно и то же: смолу Cistus creticus, из которой теперь готовят ладан (6).
В целом, лингвистическая связь опиума и ладана выросла. В 2011 году эти два вещества были связаны только словом Ladanum, а теперь еще и словом Laudanum.
***
ЧЕМ ЛАДАН БЫЛ РАНЬШЕ
Ладан - средство общения между человеком и богом (7).
Валериана – кошачий ладан (кошки любят его, мяучат, дурят и чуть не бесятся от него) (8).
Вот титульный лист книги об истории индейцев с отчетом иезуита Хосе Акоста производстве коки в 1571 году. Вокруг маковой головки цитата из Псалма 86 «fundamenta eius in montibus santis» (основание его на горах святых).
А вот икона «Мадонна с маком» (1325 год) руки Паоло Венециано. Стоит вспомнить, что именно через венецианцев шел в Европу египетский опий – в виде териака, раствора в вине. Думаю, эта икона принадлежала семье, сидевшей на трафике.
«Современный церковный «ладан», - пишут авторы энциклопедических статей, - имеет с Ладанной смолой мало общего». Вот хорошая цитата: «Христианство сильно увеличило рынок ладана, хотя в современных ритуалах преимущественно используют заменители. В европейских странах уже поднимался вопрос о возможности наложения ограничений на посещение детьми религиозных церемоний с активным воскурением благовоний из-за подозрения на проканцерогенный эффект» (9). Поэтому изготовители и переключились на группу растений Cistus.
Родственна ладану и смирна; известна в двух фракциях, одна из которых (жидкая, тинктура) переводится в церковнославянском словаре, как ладан. Эти два вещества и сегодня готовят из одинаковых смол. «Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя» (Псалтирь, 44, 9). Смирна традиционно используется на похоронах, - судя по цитате из Псалтири, как средство от печали.
Еще один смысловой родственник – мирра (Balsamea Myrrha). Это главный (и сверхсекретный) товар христианских монахов из египетской Вавилонии (в Эль-Матарии, там, где Мария купала младенца Иисуса). До захвата Египта ранними мусульманами этот «бальзам» рос в Египте повсюду, а после смены власти – только на монастырских землях. За попытку провезти «бальзам» через пограничные посты Вавилонского султаната можно было потерять голову. К сбору «бальзама» мусульман не подпускали – под тем предлогом, что это растение их не любит. Конкретно в Эль-Матария «роща бальзама» была уничтожена во время волнений 1496-1497 годов, и разрешение на восстановление этого бизнеса так и не было получено, - мусульманам и курить-то поначалу не разрешали.
Важно, что один из волхвов, помимо золота, поднесших Иисусу смирну и ладан, был эфиопом. У растаманов Эфиопии прием легких наркотиков и ныне – неотъемлемая часть религиозного ритуала. Египет же удерживал первенство в поставках опия в Европу чрезвычайно долго; сохранились описания плантаций, на которых женщины и дети собирали «сок мака» специальными железными ложечками (10).
Вот интересная иллюстрация, символизирующая Азию (в то время это правобережье Нила, и Эль-Матария это как раз правобережье) с африканскими жирафами, носорогами, слонами и… воскурениями.
Должен признать, что описания Вавилонской бальзамовой рощи в Эль-Матарии не походят на описание плантации опийного мака. Но ведь не из-за ароматической смолы головы отлетали? А белых пятен в истории наркотиков много. Вот Плиний приводит фрагмент из Демокрита о растении thalassaegle или potamaugis. Приятное в питье, оно вызывает бредовое состояние с причудливыми видениями весьма необычного характера. Этот thaengelis, - говорит он, - растет на горе Либанус в Сирии, на горной гряде Дикте на Крите, а также в Вавилоне и в Сузах в Персии. Настой его наделяет магов способностью к предсказанию. Таков же и gelotophyllis - растение, найденное в Бактрии и на склонах Борисфена. При приеме внутрь с мирром и вином возникают всякого рода зрительные образы, вызывая самый неумеренный смех.
Подозрителен уже сам топоним «Либанус» - очень уж напоминает слово Olibanum, означающее церковный ладан для богослужений. Плюс растет в Вавилоне, пробуждает способности к предсказаниям, а растворенное в вине вызывает неумеренный смех. Стоит вспомнить, что сказано о смирне в Псалтири: «…из нихже возвеселиша Тя…»
ИСТОЧНИКИ
1. А. Г. Степаненко. Истории больше нет. Величайшие исторические подлоги, ЭКСМО 2011.
2. Charlton T. Lewis; Charles Short [1879], A Latin Dictionary; Founded on Andrews' edition of Freund's Latin dictionary (Trustees of Tufts University, Oxford)
3.
https://en.wikipedia.org/wiki/Laudanum4. Википедия. Лауданум
5.
https://en.wikipedia.org/wiki/Labdanum6.
https://de.wikipedia.org/wiki/Ladanum7. Словарь символов. 2000.
8. Даль. Словарь Даля. 2012.
9.
http://www.shuvalovskoe.ru/slovar/view/item/id/133/catid/110. Исаев И. Ю. "Зов бездны. Мистические механизмы наркомании"
ЧТО ПИЛИ, ЖЕВАЛИ И НЮХАЛИ ПОД НАЗВАНИЕМ ТАБАКА
Вот 47 синонимов термина «табак» (11).
Petun - Петюн (франц.)
Herbe pétun - трава петюн
Butun - Бутун (бретонский вариант слова)
Herbe Catharinae - трава Екатерины
Catherinaire - Екатерина
Médicée - Медичи
Herbe a la reine - трава королевы
L'herbe à la Reine - трава королевы
Herbe de la reine - трава королевы
Herbe reginae - трава королевы
Poudre a la reine - порошок королевы
Heilige Kraut – святая трава (шалфей)
Herbe sainte - Святая трава, Гликерия (Манник, злаковое)
Herbe à ambassadeur - посольская трава
Herbe a l'ambassadeur - посольская трава
Herbe de l'ambassadeur - посольская трава
Herbe à tous les maux - трава от всех зол (болезней)
Herbe à tous maux - трава от всех зол (болезней)
Herbe angoulmoisine - трава Ангулемская
Petum Angoulmoisine - Петюм Ангулемский
Herbe du grand prieur - Трава Великого приора
Herbe de Monsieur Le Prieur - трава мсье Приора
Herbe de Sainte-Croix - Трава Святого Креста
Herbe de Ternabon - трава Тернабона
Tarnabonne – Тернабон
Tornabonne – Тернабон
Herbe nicotiane - никотиновая трава
Herbe nicotiniane - никотиниановая трава
Nicotiane - никотиана
Tabac vrai-nicotiane - табак истинно никотиновый
Herbe sacrée - трава сакральная
Jusquiame du Pérou – Белена Перуанская
Tabac du Perou – Перуанский табак
Panacee americaine - панацея американская
Panacée antarctique - панацея антарктическая
Panacee aromatique - панацея ароматическая
Pontiane - Понтиана
Tabac a larges feuilles - Широколиственный табак
Tabac commun - табак обыкновенный
Tabac de Floride - Табак Флоридский
Tabac male - Табак мужской
Tabac vrai - Табак истинный
Grand Tabac - Большой табак
Toubac – табак
Trefoin - Trefoin
Triffois - Трилистник
Tuffre - Туффр
Табаком называют и шалфей, и гликерию, а эфиопы отождествляют с табаком неведомую траву, выросшую на могиле ересиарха Ария – за 1200 лет до открытия Америки. Часть названий взята из Гримуара волшебных трав, то есть, это психоделики, причем, из Старого Света, в том числе из эпохи Римской империи. Абсолютное большинство этих табаков пьют, а не курят. В 1625 году Греческая Православная церковь утверждала, что пьяница Ной потерял сознание именно после употребления табака. Я дам цитату из древнерусского быта.
др.-русск. пиют табак (Гагара, 1634 г., стр. 75), но также: табаку испил (Аввакум 124) (11).
Есть вероятность, что древнерусский табак в истоках – скифский, то есть, конопляная настойка, аналог индийского бханга, - возможно отсюда пошло выражение «зелено вино».
Белена Перуанская и Панацея Антарктическая это, разумеется, кока. Пишут, что Екатерине Медичи помог от мигрени некий «табак». Однако подлинный табак сужает сосуды и, скорее, усугубляет головную боль, а вот кока… могла и помочь. Напомню, что коку можно заваривать. Вкус высушенных листьев Эритроксилум кока (Erythroxylum coca) подвид coca (Боливийская кока) на вкус сильно напоминает, китайский зеленый чай. То есть, и этот «табак» не курят, а пьют.
КТО И КОГДА НАУЧИЛ НАС КУРИТЬ?
Центральный факт: 1860 год, по учетным записям Виржинии и Северной Каролины (а это сердце табачной индустрии) в этих штатах находится 348 фабрик, производящих жевательный табак, и только 6 из них выпускают курительный табак, как побочный продукт из отходов основного производства. То есть, лишь 1,7 % фабрик выпускают курительный табак; 98,3 % мощностей ориентированы на жевательный.
Курение вообще чрезвычайно экзотический для простого человека способ приема наркотика.
Бетель и коку традиционно жуют.
В России в 1634 году табак пьют.
«Курить» по-турецки будет так же как и «пить» - "icmek". То есть турки и сейчас табак «пьют».
Вплоть до XX века пьют чай с гашишем в Бангладеш.
И сейчас пьют чай с гашишем в Средней Азии.
Традиционно пьют чай с гашишем в Индии и Персии.
Табак вплоть до 1860 года производили преимущественно жевательный.
В Средней Азии и Скандинавии насвай жуют (а не курят) и сейчас.
В южной России и на Украине в первой половине XX века о курении конопли не знают ничего. О том, что конопля дурманит, знают прекрасно, но – не курят.
В 1843 году в Париже гашиш едят (Клуб едоков гашиша).
Первые внятные свидетельства о курении гашиша появляются лишь в 1910-1920 годах. Официальные лица южных регионов США обеспокоены тем, что курящие гашиш чернокожие джазовые музыканты начинают «считать себя ровней белым».
Если бы курение и впрямь открыли индейцы, а переняли испанцы, история выглядела бы иначе. Тщательное исследование фактов указывает на 1820-е годы как на самое начало курения. Вот динамика роста потребления в XIX веке. В 1826 году Англия импортирует 12 кг сигар в год, а в 1830-м – уже 114 тонн. Рост – в 9500 раз! Вот оно – реальное время знакомства с курением. В США с 1901 по 1924 год продажа сигарет выросла в 21 раз. Товары с 300-летней историей такой динамики иметь не могут.
ТАБАК В РОССИИ
А вот Россия, 1830 год. Табаком пока считается нюхательный; именно его выпускает фабрика Жукова. 1837 год – переломный: Жуков выпускает 41 тысячу пудов курительного и только 300 пудов нюхательного табака. 1843 год – табак в Санкт-Петербурге курят и мужчины, и женщины, но не все так просто. А. Ф. Кони отмечал: «До шестидесятых годов прохожие не курят - это строго воспрещается». В Киеве первый табачный завод появился лишь в 1861 году, а вплоть до 4 июля 1865 года курение на улицах Петербурга являлось преступлением.
У Гоголя в «Мертвых душах» курит лишь Манилов, а это 1842 год. Гоголь использует слово «курение», скорее, с намеком на психоделики, чем на быт.
Он окурил упоительным куревом людские очи…
…где трогательною речью, где покурил лестью…
А это – Тарас Бульба, тоже 1842 год.
Крепко курнули козаки его и прокурили свою долю. Кто проснулся связанный во вражьих руках, кто, и совсем не просыпаясь, сонный перешел в сырую землю…
...случилось такое зло; но отчего оно случилось, курнули ли оставшиеся запорожцы, по козацкому обычаю, и пьяными отдались в плен…
ОБЩАЯ СТАТИСТИКА
Половина свидетельств о табаке говорят о «табаке вообще» или о «курении вообще», без конкретики. Если выбрать свидетельства с конкретикой, оказывается, что табачная индустрия пошла в гору лишь к 1840-м годам. И все-таки мы должны помнить, что даже в 1860 году в сердце табачной индустрии мира производят жевательный табак, и это, как и нюхательный, с большой вероятностью – кока.