Беляков
ReadOnly +++
Вне Форума
Сообщений: 184
Пол:
МИЭМ
|
Томос и "томос"
Юрий Христензен: Именно тоталитарно-имперская политика РПЦ стала предтечей томоса об автокефалии
07-01-2019
Православные церкви на территории Киева и Москвы никогда не имели томоса об автокефалии. Об этом в сентябре прошлого года напомнил представитель Константинопольского патриархата, архиепископ Тельмисский Иов. Киев традиционно управлялся из Константинополя, а Москва, вопреки воле Константинополя, самопровозгласила собственную автокефалию на Соборе 1448 года. Лишь в 1589-1593 годах Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и формальное признание автокефалии от восточных патриархов. При этом Киевская митрополия сохранила свое прежнее положение в Константинопольском патриархате. Эти принципы, установленные Московским собором 1589 года, были затем подтверждены Константинопольскими всеправославными Соборами 1590 и 1593 годов. История Православной Российской Церкви фактически закончилась Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 гг. После этого православие в СССР пережило ряд инспирированных властями расколов и период гонений. После смерти Патриарха Тихона в 1925 году власти не позволили проведение собора для избрания его преемника. Патриаршим местоблюстителем стал митрополит Петр, вскоре арестованный и замученный. Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь ее епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в лагеря. Богословские школы и иные формы религиозного обучения были запрещены. Проводилась политика подчинения органам ОГПУ епископата и мирян. Изменение политики советского государства в отношении Патриаршей церкви произошло в 1943 году. 4 сентября Сталин принял у себя митрополитов Сергия, Алексия и Николая. Было открыто несколько богословских школ. Тысячи храмов, открытых на территории, занятой германской армией, продолжили деятельность после ее освобождения советскими войсками. В первые послевоенные годы в СССР быстро увеличивалось количество культовых зданий РПЦ. В начале 1945 года в Москве состоялся Поместный собор, который положил начало современной Русской православной церкви. Своеобразным "томосом" от Кремля на проведение мероприятия стала Директива N 122 НКГБ СССР, подписанная Комиссарами Госбезопасности Петром Федотовым и Георгием Карповым. За успешное проведение Поместного собора генерал-майор Карпов впоследствии был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В административном плане воссозданная РПЦ находилась под контролем специальной государственной структуры - Совета по делам Русской православной церкви. На местах действовали уполномоченные Совета, которые могли снять с регистрации (запретить осуществление богослужений) любого священника. В 1965 году Совет по делам РПЦ был преобразован в Совет по делам религий, который просуществовал до 1991 года. Значительная часть новых приходов была привлечена в Русскую православную церковь в 1946-1948 годах после отмены Брестской и Ужгородской уний из униатской части Западной Украины. По данным Георгия Карпова, который, кроме службы во 2-м Управлении НКГБ, возглавлял тот самый Совет по делам РПЦ, на 2 января 1948 года из 2718 униатских приходов Западной Украины в состав Русской православной церкви перешел 2491 приход. Новейшая история РПЦ началась в июне 1990 года, после провозглашения Россией независимости от СССР. Я специально пишу в таком ключе, чтобы стала понятна разница между реалиями и представлениями о распаде СССР, как о величайшей геополитической катастрофе, которые господствуют на Старой площади и в Чистом переулке. Именно эти представления привели к противопоставлению православных церквей в Украине. Могли ли события произойти иначе? Могла ли РПЦ запустить процесс создания сестринских православных церквей в бывших республиках СССР? На мой взгляд, могла. Московский патриархат мог в 1992 году положительно ответить на обращение епископата УПЦ о предоставлении автокефалии украинской церкви. Это обращение, в том числе, подписано нынешним главой УПЦ МП, на тот момент епископом Черновицким и Буковинским, Онуфрием. Московский патриархат мог умерить амбиции и подтолкнуть архиереев УПЦ МП к участию в Объединительном соборе украинских православных церквей в Киеве в декабре прошлого года. Или хотя бы не запрещать. Приглашения принять участие в соборе патриарх Варфоломей направил всем иерархам православных церквей в Украине. При этом архиереи УПЦ МП гарантированно заняли бы ведущие позиции в независимой автокефальной церкви. Вместо этого запреты и расколы, как в сталинские времена. И здесь дело не в контроле из Кремля и не в количестве наследников НКГБ в рядах РПЦ. Это следствие отрицательного отбора, через который пришлось пройти православию в СССР. Последователи веры были уничтожены, а их место заняли соглашатели с тоталитарной имперской политикой. Именно эта политика, а не происки Фанара или Банковой, стала предтечей томоса об автокефалии независимой православной церкви в Украине.
P.S. Всех православных с Рождеством Христовым!
P.S.2. "Томос" из Кремля о создании РПЦ. Текст Директивы НКГБ СССР N122 от 28 сентября 1944 года.
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
ДИРЕКТИВА от 28 сентября 1944 года N 122 Совершенно секретно
"УТВЕРЖДАЮ" НАРКОМ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗА ССР Комиссар Госбезопасности 1 ранга В. МЕРКУЛОВ
НАРКОМАМ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНЫХ и АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК НАЧАЛЬНИКАМ УНКГБ КРАЕВ И ОБЛАСТЕЙ.
Во второй половине января месяца 1945 года в Москве состоится поместный собор (съезд) русской православной церкви для избрания "патриарха Московского и всея Руси". Поместный собор будет состоять из выборных делегатов от духовенства и мирян. Избирательных собраний в церковных приходах, благочиниях и епархиях проводиться не будет, а делегаты от духовенства и мирян будут определены в епархиях по усмотрению правящего епископа (епархиального архиерея) из числа лиц, рекомендуемых духовенством епархии и положительно зарекомендовавших себя на священнической или церковной работе. На поместном соборе будут участвовать от епархий, имеющих архиереев: архиерей, один священник и один мирянин; от епархий, не имеющих архиерея, только один священник. Для предварительного обсуждения вопросов, связанных с проведением поместного собора в период с 14 по 20 ноября с.г. в г. Москве будет проведено предсоборное совещание (архиерейский собор). В связи с изложением НКГБ СССР предлагает: 1. Приступить к подбору кандидатов для участия на соборе из числа духовенства и мирян, наметив с этой целью лиц, имеющих религиозный авторитет среди духовенства и верующих и в то же время проверенных на агентурной или патриотической работе. Важно обеспечить, чтобы в числе намеченных кандидатов преобладали агенты НКГБ, способные провести на соборе нужную нам линию. 2. На всех намеченных кандидатов (за исключением епископов) представить к 1 декабря с.г. справки, в которых, наряду с изложением краткой биографии, деловых качеств и политической характеристики, указать, насколько данная кандидатура авторитетна в церковных кругах. Порядок продвижения кандидатур, намеченных Вами для участия на соборе, будет сообщен Вам после ноябрьского совещания епископов. Для получения дополнительных указаний вступать в переговоры с агентурой о кандидатурах, намечаемых для участия на соборе, и вообще о поместном соборе не следует. 3. Обязать агентов из числа епископов, участников предсоборного ноябрьского совещания, по прибытии в Москву, связаться с работниками 5 Отдела 2 Управления НКГБ СССР по телефонам: К-4-24-00, спросить Алексея Ивановича, или К-4-59-07, спросить Александра Ивановича. О выезде их заблаговременно телеграфировать.
НАЧАЛЬНИК 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ СССР Комиссар Государств. Безопасности 3 ранга ФЕДОТОВ.
НАЧАЛЬНИК 5 ОТДЕЛА 2 УПРАВЛЕНИЯ Комиссар Государств. Безопасности КАРПОВ.
N 122. 28 сентября 1944 года гор. Москва
|