Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 40 41 42 43 44 ... 107
Печать
Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.) (Прочитано 465298 раз)
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #820 - 07.10.2017 :: 17:28:24
 
upasaka писал(а) 07.10.2017 :: 17:19:36:
До конца" 19-го ст. термины "украинец, украинский" были употребляемы

В Галиции до последнего десятилетия XIX в. "украинцами" обычно называли выходцев из украинских земель Российской империи ("Украины"), нередко наряду "русинами" и "галичанами" Австрии и Австро-Венгрии, т.е. как в этническом, так и в географическом смысле. "Русско-украинским народом" русины-украинофилы Галиции именовали этнос украинцев.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #821 - 07.10.2017 :: 18:00:19
 
Богдан М писал(а) 07.10.2017 :: 00:02:01:
При регистрации устава Общества ошибок не бывает:

Галицко-Русская Матица
Цель: Подносити и ширити образованье в русском народе посредством издаванья соответных книжек
Деятельность: История, филология.
Предс.: М. Куземский (1853 - 68); М. Малиновский (1885); Б.А. Дедицкий, В.Р. Ваврик
В 1914 была закрыта австр. властями. Возобновила деятельность в 1923.
Деятельность была прекращена в 1939 году в результате присоединения Западной Украины к УССР и запрещения галицко-русской идеологии
Издания повременные и периодические:
Галицкий исторический сборник, издаваемый обществом Галицко-русской Матицы. Выпуск I. Число 18. Львов. Напечано в Типографии Института Ставропигианского. 1853
http://sinsam.kirsoft.com.ru/images/000674-000922S.jpg
Два "с".
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #822 - 07.10.2017 :: 18:32:23
 
Кассий писал(а) 07.10.2017 :: 17:28:24:
upasaka писал(а) Сегодня :: 17:36:36:
До конца" 19-го ст. термины "украинец, украинский" были употребляемы

В Галиции до последнего десятилетия XIX в. "украинцами" обычно называли выходцев из украинских земель Российской империи ("Украины"), нередко наряду "русинами" и "галичанами" Австрии и Австро-Венгрии, т.е. как в этническом, так и в географическом смысле. "Русско-украинским народом" русины-украинофилы Галиции именовали этнос украинцев.

Галичина или Галицкая Русь была захвачена в XIV в. и являлась частью Польского государства вплоть до 1772 г., когда по первому разделу Польши оказалась в составе Австрийской империи и именовалась королевством Галиции и Лодомерии. В него входила Западная Галиция, заселенная преимущественно поляками, и Восточная, имевшая сложный национальный состав. Помещики были в основном польской национальности, городское население в значительной мере полонизировано, в городах жили также немцы. Большой процент городского населения составляла еврейская буржуазия. Из 3-х млн. человек коренное население насчитывало немногим более 2-х млн.[3] и сосредоточивалось преимущественно в деревнях. Это были потомки древнерусского племени, сохранившие память о своем древнерусском происхождении в самоназвании (русский, руський, русин) и названии своей земли (Русь). Под польским владычеством древнерусские роды почти все полонизировались (Потоцкие, Дедушицкие и др.), национальные черты сохранились более всего в деревнях среди крестьянского населения и низшего духовенства. Именно эти круги и составляли базу для галицко-русского национального возрождения. Русины [4] испытывали двойной гнет – австрийской администрации и польских помещиков, сохранивших и при австрийском владычестве достаточное влияние в крае. Мощный подъем национального движения, характерный для истории славянских народов Австрийской империи XIX в., наблюдается в Галиции с 30-х годов. Именно тогда началась плодотворная деятельность молодых просветителей, членов общества „Русская Троица“ во главе с М.Шашкевичем, И.Вагилевичем, Я.Головацким, выпустившими первый альманах на родном языке „Русалка Днестровая“ (Будапешт, 1837). Тогда же начали выходить первые ученые труды Д.И.Зубрицкого по истории Галичины , завязалась переписка, а затем и личные контакты „будителей“ с русскими, чешскими, юго-славянскими учеными и просветителями.

[4] Самоназвания „украинец“, „украинский“ в то время в Галичине вообще не было. Оно появилось много позднее. Цитаты на употреблявшемся галицкими будителями языке (как они называли „руском“) даются нами в переводе.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #823 - 07.10.2017 :: 18:34:05
 
Кассий писал(а) 07.10.2017 :: 17:23:20:
"Рутены" - это и есть "русины" по-латински. Правда, ксенофобы об этом вряд ли знают.

Уже писал о Стадионе, как русины принимали название "рутены" и как жалели об этом.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #824 - 07.10.2017 :: 18:37:03
 
Кассий писал(а) 07.10.2017 :: 17:03:22:
Признание тупейшего националиста Упасаки для меня не имеет веса. Тем более, что этот мракобесный ксенофоб ещё надеется, что повторение чужих ошибок сделает его хоть немного умнее. Прятание за Н.М. Пашаеву никак не спасает умственно неполноценного Упасаку от справедливой критики за его невероятное и безграничное невежество.

Вы признаете, что использовали труд Пашаевой Н., но зачем же хамить?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #825 - 07.10.2017 :: 18:48:36
 
Богдан М писал(а) 07.10.2017 :: 00:15:53:
"Научного сборника Галицко-русской матицы"

ГА́ЛИЦЬКО-РУ́СЬКА МА́ТИЦЯ – культурно-освітнє товариство в Галичині. Засн. 1848 у Львові, затверджене 1-м Собором руських учених. Зразком для нього були «Матиці» ін. слов’ян. народів, насамперед сербів і чехів. Його першим головою був М. Куземський, провід. діячами – Я. Головацький, Б. Дідицький, А. Петрушевич. Мета Т-ва – видання для народу популяр. книг із різних галузей знань. 20 р. було єдиною укр. інституцією культ.-осв. характеру. На поч. діяльності Т-во сприяло виданню шкіл. підручників і посібників, книг заг.-осв. змісту. Згодом провадило наук.-видавн. діяльність, роботу по налагодженню контактів з іноз. т-вами в дусі ідеол. настанов москвофільства. Осн. серійні видання: «Галицкий исторический сборник» (1853; 1854; 1860), «Научный сборник» (1865–68), «Литературный сборник» (від 1870 вийшли 12 т. у 16-ти кн.), «Научно-литературный сборник» (1901–06; 1908), в яких публікувалися істор. праці Я. Головацького, М. Костомарова, А. Петрушевича, В. Площанського та ін., спочатку друкувалися «язичієм», згодом – рос. літ. мовою. Видавн. діяльність Т-ва мала незначний заг.-культ. і громад. ефект, тому зазнавала критики від національно зорієнтованої громадськості. Занедбану ним ділянку освіти народу відродили т-во «Просвіта» (1868) і Т-во ім. М. Качковського (1874). У 30-х рр. 20 ст. Г.-р. м. припинила існування.

Літ.: Головацкий Я. Исторический очерк основания Галицко-русской матицы. Л., 1850; Пашаева Н. М., Климкова Л. Н. Галицко-русская матица во Львове и ее издательская деятельность // Книга: Исслед. и мат. 1979. Сб. 39; Підкова І. З., Шуст Р. М. Довідник з історії України. Т. 1. К., 1993; Стеблий Ф. И., Криль М. М. Галицкая матица во Львове // Славян. матицы. ХIX век. Ч. 1. Москва, 1996.

Ф. І. Стеблій
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #826 - 07.10.2017 :: 19:00:28
 
upasaka писал(а) 07.10.2017 :: 18:00:19:
Галицко-Русская Матица

«Из Львовского епархиального управления в 1847 г. исходит ряд призывов к низшему духовенству о содействии в налаживании школьного обучения на украинском языке, основании на средства сельских общин украинских парафиальных школ
12
. Вопреки сопротивлению шляхты и безразличию окружных властей, парафиальные школы открываются во многих селах. Активизируется работа по подготовке школьных учебников, в частности переводных
13
.

Значительным культурным явлением становится публикация братьями Я. и И. Головацкими в Вене альманаха "Винок русинам на обжинки", который включил многие произведения из ранее запрещенной "Русалки Днистровой". Наряду с этим предпринимаются шаги к переизданию в Галиции произведений писателей из Приднепровской Украины. В один из выпусков "Винка" планировалось включить произведения И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Л. Боровиковского, Н. Костомарова, А. Метлинского и др. Однако из-за отсутствия необходимых средств и цензурных условий это не удалось осуществить. Не увенчалось успехом также предпринятое Я. Головацким издание повести "Маруся" Г. Квитки-Основьяненко, рукопись которой была возвращена цензурой "из-за правописания и украинских слов"
14
.

Учащаются попытки издания украиноязычной газеты. Однако делу мешали разногласия по вопросу о языке издания. Одни отстаивали язык произведений М. Шашкевича, другие ‒ язык новейших богослужебных книг, третьи ‒ чистый церковнославянский язык
15
.

Наряду с языковой проблемой камнем преткновения становится и отсутствие средств. В связи с этим советник краевой бухгалтерии И. Гуркевич в марте 1847 г. предложил проект основания украинской матицы по образцу других славянских матиц и издания ею своего печатного органа. При посредничестве чешского писателя Ф. Яхима он пытался привлечь к разработке плана организации общества и его периодического издания Я. Головацкого и других литераторов
16
.

Идея основания общества нашла живой отклик. Ее поддержали отдельные зажиточные горожане Львова (служащий апелляционного суда А. Сосновский), представители высшего духовенства (М. Куземский, И. Лотоцкий, М. Малиновский)
17
.

Тем временем в начале 1848 г. с инициативой издания периодического органа выступил Ставропигийский институт. Еженедельник "Галицкая пчела" должен был выходить под редакцией известного историка Д.И. Зубрицкого. На протяжении февраля в институте проходили совещания инициативной группы (с участием инициаторов основания матицы), работавшей над программой издания, подыскивались авторы. Однако вновь предметом острых споров стал вопрос о языке издания. В то время как большинство выступало за народно-разговорный язык, Д.И. Зубрицкий и некоторые представители высшего духовенства отстаивали традиционный книжный язык и в конце концов добились компромиссного решения. 1 марта 1848 г. Ставропигийский институт подал губернскому управлению прошение о разрешении на издание "Галицкой пчелы", мотивируя его необходимостью восполнить нехватку книг для народа на родном языке, распространения среди него общеполезных знаний, ознакомления с новейшими достижениями в области земледелия и промышленности, а также повышения его интеллектуального и морального уровня. 16 марта разрешение было дано. Однако в нем уже отпала необходимость, ибо в Австрийской монархии началась революция, которая смела цензуру
18
.

Демократические преобразования в ходе революции (отмена барщины, декларирование свободы печати, собраний, организаций и т.п.) обеспечили небывалый подъем украинского национально-освободительного движения в Галиции. 2 мая 1848 г. во Львове была основана первая украинская политическая организация ‒ Главная Руськая Рада, выступившая за проведение демократических реформ и предоставление территориальной автономии украинскому населению Восточной Галиции в составе конституционной Австрийской империи. В воззвании к народу от 10 мая 1848 г. Рада брала на себя обязательство с целью обеспечения национального развития заботиться о совершенствовании украинского языка, введении его в школах всех уровней, основании периодических изданий, распространении полезных книг
19
. По ее призыву в городах и селах края было создано около 50 местных рад.

Благодаря активному участию в движении широких масс ему удалось добиться снятия запрета на пользование украинским языком в общественной жизни, введения обучения на этом языке в начальных школах, его преподавания в качестве обязательного предмета в гимназиях, открытия кафедры украинского языка и литературы во Львовском университете, которую возглавил Я. Головацкий. Активизировались литературная жизнь, издательская деятельность. Начал функционировать национальный любительский театр. Появились первые украинские газеты "Зоря Галицка", "Пчола", "Новини", "Галичо-руський висник". По инициативе Рады во Львове в 1849 г. на пожертвования населения Галичины была основана культурно-просветительная институция Народный дом
20
.

Важным событием в жизни края явился первый съезд деятелей культуры, поставивший целью объединение научных, литературных и просветительских сил и определение главных направлений их деятельности по повышению образовательного уровня народа. С подготовкой и проведением съезда было тесно связано рождение украинской матицы. 29 мая на заседании Главной Руськой Рады И. Гуркевич, напоминая о ее обязательстве заботиться о распространении полезных книг, внес предложение создать с этой целью, использовав опыт других славянских народов, соответствующее культурно-просветительное общество
21
.

Это было одобрено участниками заседания. Подготовленный им же проект Устава общества был передан на рассмотрение специально созданной комиссии и 9 июня был принят Радой. 16 июня 1848 г. председатель Рады Г. Яхимович объявил об основании Галицко-руськой матицы
22
.

Согласно Уставу Матица должна была "печатать и давать народу по наиболее низким ценам хорошие и полезные книги для утверждения веры и обычаев, расширения знаний, развития красноречия, краснописания, техники (ремесла), экономики и педагогики или хорошего воспитания"
23
. Уставом предусматривалось как индивидуальное, так и коллективное членство без каких-либо ограничений по мотивам социального положения или вероисповедания. Исключение представляли лишь члены Правления, избиравшиеся только из лиц греко-католического вероисповедания, иными словами ‒ украинской национальности. Правление избиралось тайным голосованием в составе предводителя, его заместителя, шести заседателей, секретаря, кассира и ревизора.

Фонд Матицы формировался за счет пожертвований, взносов основателей, процентов от сумм, предоставленных в кредит, и поступлений от продажи книг. Взнос для коллективного члена-основателя составлял 100 гульд., для отдельных лиц ‒ 50 гульд. с уплатой единовременно или в рассрочку на 10 лет.

Члены-основатели приобретали право на получение по одному экземпляру всех изданий Матицы. Решение о рекомендации книги к печати принималось при условии ее одобрения предводителем и по меньшей мере четырьмя заседателями, которые обязаны были следить за соответствием предлагаемых изданий краевым законам и языковым нормам. Отчеты о состоянии дел Матицы предполагалось заслушивать ежегодно на общих собраниях, а сведения о поступлениях и расходах, а также списки основателей и жертводателей публиковать
24
.

2 июля состоялось первое заседание основателей Матицы, на котором было избрано Правление во главе с каноником М. Куземским. В его состав вошли преимущественно представители Львовского епархиального управления. 29 августа 1848 г. было опубликовано в газете "Зоря Галицка" воззвание к общественности с призывом вступать в Общество и содействовать его становлению. На призыв откликнулось около 50 лиц, преимущественно львовских горожан ‒ украинцев, ставших основателями общества
25
.

Поначалу деятельность Правления Матицы была весьма скромной. Не располагая достаточными средствами и необходимыми рукописями, не имея ясного представления о языке изданий, ограниченное в своих действиях конфессиональными рамками, руководство общества намеревалось начать издательскую деятельность выпуском трех книг религиозно-поучительного содержания: "Жития святого Евстахия", "Катехизиса для детей" и "Богословия для крестьянина
26
.

Однако это не могло удовлетворить более широкие общественные круги. Писатель Н. Устиянович и заместитель председателя Главной Руськой Рады И. Борисикевич выступили инициаторами привлечения к Матице всех сил украинской интеллигенции и созыва с этой целью во Львове ее съезда. С этим вынуждено было согласиться руководство Матицы, признав свое избрание временным. Решением Рады была создана комиссия для подготовки съезда, которую возглавил И. Борисикевич. В "Приглашении" на съезд, опубликованном в газете "Зоря Галицка", говорилось, что он преследует задачу "создать институт народный по примеру Матицы чешской в качестве защитника литературы нашей; который поддерживал бы связи со всеми украинскими литераторами, издавал литературные плоды, собирал исторические памятники нашего рода и нашего языка", "был органом взаимности всеславянской, наших связей с учеными всех других племен славянских"
27
.

Приглашая на съезд Я. Головацкого, в лице которого И. Борисикевич был склонен видеть наиболее подходящую кандидатуру на пост председателя Матицы, комиссия подчеркивала, что съезд должен объединить усилия интеллигенции "для приведения в действие созданного временно, для нас наиболее важного, института под именем Матицы руськой, по примеру таких же заведений у чехов, сербов и других славян существующих, с помощью которых эти народы за короткое время просветились до высокой степени"
28
.

За расширенное понимание задач Матицы высказался и Я. Головацкий. В письме-ответе К. Борисикевичу от 17 сентября 1848 г. он писал: "Нам нужна такая Матица, которая была бы средоточием всей умственной деятельности наших ученых, которая бы подтверждала живой пульс национальной жизни, собирала воедино все приметы света народного, все искры жизни в единый костер, горящий в жертву народа и отечества, и, с другой стороны, сокровищницей, которая собирала бы все памятники древней жизни, отгребала посреди лома, накопленного несчастными временами, живые пни, на которых еще возможно прищепить житье руського просвещения ‒ руського духа, должна быть и здоровым судом на сочинения наши и сердцевиной на пути просвещения"
29
.

Первый съезд деятелей культуры состоялся во Львове 19‒26 октября 1848 г. В его работе приняли участие 118 человек, среди них немало писателей, ученых, учителей, журналистов, мелких служащих, юристов, студентов, а также представителей духовенства
30
. Это были преимущественно сторонники Руськой троицы, задавшие тон в работе съезда. На пленарных заседаниях, проходивших в помещении семинарии под председательством М. Куземского, выступали И. Борисикевич, Я. Головацкий, Н. Устиянович, Р. Мох, Й. Левицкий, Й. Лозинский, И. Гушалевич и др., призывавшие к объединению всех творческих сил для труда на благо народа. Их выступления, по словам очевидца, "дышали свободой и патриотизмом"
31
.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #827 - 07.10.2017 :: 19:30:16
 
Решения съезда продолжили демократические традиции Руськой троицы. Секции вносили предложения об основании экономического и исторического обществ, охране памятников истории и культуры, издании популярного учебника по истории Украины. Школьная секция наметила широкую программу развития украинского школьного дела. В секции языка и литературы предметом острых споров явился язык письменности. В конечном итоге большинство высказалось за литературный язык, близкий к народному, гражданский шрифт и фонетическое правописание, оставив, однако, сторонникам церковнославянского языка свободу использования его в научных трудах и этимологического правописания
32
, впоследствии это отрицательно сказалось на деятельности Матицы, лишив ее постепенно народной почти.

На пленарном заседании 25 октября по предложению И. Борисикевича было создано Общество народного просвещения, в состав которого вошли представители секций. Они имеете с обновленным Правлением Матицы составили ее руководящий орган. Председателем Общества народного просвещения и Матицы был избран М. Куземский, его заместителями И. Борисикевич и Ю. Лавровский, секретарями И. Жуковский и М. Малиновский, кассиром И. Лотоцкий, ревизором И. Гуркевич. В состав общества вошли Я. Головацкий, М. Левицкий, А. Петрушевич, А. Добрянский, Л. Трещаковский и др.
33


С этого момента фактически начала функционировать украинская Матица в Галиции как научно-культурно-просветительное общество. Городские и сельские общины, интеллигенция, учащаяся молодежь стали вносить денежные средства па издание книг. К началу 1850 г. числилось уже свыше 190 членов-основателей, среди них 76 представителей духовенства и их семей, 26 чиновников и юристов, 19 профессоров, учителей и учеников учебных заведений, 3 крестьянина, 1 промышленник, 2 редактора газет, а также 59 коллективных членов, в том числе 40 сельских и городских общин
34
» (Стеблий Ф.И., Криль М.М. Галицкая матица во Львове // Славянские матицы: XIX век. Ч. 1 / Отв. ред. И.И. Лещиловская. М.: Логос, 1996. С. 197‒203).
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #828 - 07.10.2017 :: 19:31:48
 
upasaka писал(а) 07.10.2017 :: 16:57:23:
Интересно, что М.П. Драгоманов гордился тем фактом, что распространил в Галиции русских книг больше, чем другие.

Кассий писал(а) 07.10.2017 :: 17:01:51:
Самое главное, что отсталый ксенофоб Упасака даже не знает, какой теме посвящена эта ветка.

"Сколь велико было руссофильство галичан во второй половине XIX века, свидетельствует «сам» Грушевский. «Москвофильство, — по его словам, охватило почти всю тогдашнюю интеллигенцию Галиции, Буковины и закарпатской Украины». Другим свидетельством может служить деятельность Драгоманова. Сам он, хоть и не проживал в Галиции (за исключением короткого времени), но следил за нею внимательно, и когда убедился во всеобщих симпатиях к России, стал через своих друзей и единомышленников учреждать в Галиции русския библиотеки и распространять русскую книгу. «Смело могу сказать, говорил он впоследствии, — ни один московский славянофил не распространил в Австрии столько московских книг, как я, 'украинский сепаратист'». Преследуя, в первую голову, задачу социалистической пропаганды и просвещения, и не будучи узким националистом, он понял, на каком языке можно успешнее всего добиться результатов в этом направлении. В 1893 г. он обращал внимание своих надднепрянских читателей на факт неизменного перевеса москвофилов на всех выборах в Сейм и в Рейхстаг. До самой войны 1914 г. москвофильство пользовалось симпатиями большинства галичан и если бы не эта мировая катастрофа, неизвестно, до каких бы раз меров разрослось оно. Но аресты и избиения в начале войны, а особенно после кратковременного пребывания в Галиции русских войск, нанесли ему тяжелый удар. Русофильская интеллигенция оказалась уничтоженной.[172] Морально ее доконала большевицкая революция в России, открыто принявшая сторону самостийнического антирусского меньшинства".
172 Потрясающую картину австрийских зверств, не уступающих по жестокости гитлеровским, дают 4 выпуска «Талергофского Альманаха», вышедших во Львове между 1924 и 1934 гг. В 1964 г. они переизданы П. С. Гардым под заглавием «Военные преступления Габсбургской монархии 1914 1917 гг. Галицкая Голгофа». Trumbull, Conn., U.S.A.
Так кто здесь "отсталый ксенофоб"? Или вы предпочитете лавры "передового"?
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #829 - 07.10.2017 :: 19:40:11
 
upasaka писал(а) 07.10.2017 :: 18:32:23:
Мощный подъем национального движения, характерный для истории славянских народов Австрийской империи XIX в., наблюдается в Галиции с 30-х годов. Именно тогда началась плодотворная деятельность молодых просветителей, членов общества „Русская Троица“ во главе с М.Шашкевичем, И.Вагилевичем, Я.Головацким, выпустившими первый альманах на родном языке „Русалка Днестровая“ (Будапешт, 1837). Тогда же начали выходить первые ученые труды Д.И.Зубрицкого по истории Галичины , завязалась переписка, а затем и личные контакты „будителей“ с русскими, чешскими, юго-славянскими учеными и просветителями.

[4] Самоназвания „украинец“, „украинский“ в то время в Галичине вообще не было. Оно появилось много позднее. Цитаты на употреблявшемся галицкими будителями языке (как они называли „руском“) даются нами в переводе.

Однако в альманахе "Русалка днестровая" (1836 г.), с которого началось национальное возрождение русинов Австрии, всё же упоминаются "украинцы". В сборнике "Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф. Головацким" (1878 г.) это слово также не раз упомянуто. Данный факт объясняется популярностью казацких песен в Галиции на протяжении веков ("Украина" - казацкое Среднее Поднепровье).
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #830 - 07.10.2017 :: 19:42:47
 
Кассий писал(а) 07.10.2017 :: 19:30:16:
Стеблий Ф.И., Криль М.М. Галицкая матица во Львове

Но, у него: "ГА́ЛИЦЬКО-РУ́СЬКА МА́ТИЦЯ – культурно-освітнє товариство в Галичині".
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #831 - 07.10.2017 :: 19:48:01
 
Кассий писал(а) 07.10.2017 :: 19:30:16:
А. Петрушевич

Содержание статей и публикаций весьма разнообразно. Здесь и исторические сочинения и публикации, из которых более всего места занимают труды А.С.Петрушевича по древней истории Галичины. Самым важным из них, не потерявшим своего значения доныне, является целиком занимающая страницы „Литературного сборника“ последних лет „Сводная Галицко-русская летопись“ [21] – подбор различных сведений об истории Галичины последовательно с 1600 по 1800 г. с указанием источников.
[21] В свое время Иван Франко, давая в целом положительную характеристику Матице, называл А.Петрушевича ее злым духом, быть может невольно способствовавшим ее „омертвлению“ (см.: Нарис iсторїi українсько-руської лiтератури до 1890 р. Львiв, с.60).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #832 - 07.10.2017 :: 20:00:14
 
upasaka писал(а) 07.10.2017 :: 19:31:48:
«Смело могу сказать, говорил он впоследствии, — ни один московский славянофил не распространил в Австрии столько московских книг, как я, 'украинский сепаратист'».

Мало того, что русский-украинец М.П. Драгоманов гордился этим фактом, он с большим рвением доказывал, что нельзя противопоставлять украинскую литературу русской литературе, выступал за сохранение их связей ("Литература русская, великорусская, украинская галицийская").
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #833 - 07.10.2017 :: 20:40:36
 
upasaka писал(а) 07.10.2017 :: 19:48:01:
В свое время Иван Франко, давая в целом положительную характеристику Матице, называл А.Петрушевича ее злым духом, быть может невольно способствовавшим ее „омертвлению“

И.Я. Франко никого из известных деятелей не оставлял вне критики. Русофилов, например, он критиковал за отсталость, в то же время защищая перед народовцами некоторых из них за бескорыстное служение на благо простых русинов.

Кассий писал(а) 15.08.2017 :: 10:50:14:
"Известно непримиримое отношение к «москвофилам» Ивана Франко. Резкое осуждение реакционных сторон «москвофильства» в его выступлениях встречается постоянно. Но он же выступил и против тех, кто полностью отрицал какие бы то ни было заслуги «москвофилов».

Когда орган «народовцев» «Правда» возглавил кампанию против «москвофилов», не побрезговав при этом таким средством, как компрометация своих противников в глазах австрийских властей, Иван Франко резко осудил редакцию «Правды» и гневно заявил, что позорно и непозволительно обвинять всех «москвофилов» в ренегатстве и продажности, равно как позорно и непозволительно пытаться вовлечь полицию в решение принципиальных партийных споров.

В этой связи Иван Франко утверждал, что нельзя отказывать лучшим представителям «москвофильского» направления как в их преданности своей идее, так и в признании их общественных заслуг. В ответ на такие клички, как «ренегаты», «мусор», он писал: «А то, что кое-кто из наших «ренегатов», из этого нашего «мусора» (например, Наумович, Дедицкий и другие) сделали для развития галицко-украинского общества и простого народа в десять раз больше, чем сотни и тысячи самых лучших неренегатских ортодоксов, вместе взятых, это редакции «Правды» не касается, ибо это не подходит под мерку исключительно национальную»
1
.

Иван Франко явно намекает на русофильские настроения в западноукраинском крестьянстве (это логично вытекает из всего содержания статьи), когда говорит о наличии «почвы», способствующей распространению «москвофильства» «не среди одной только интеллигенции, а и в простом народе, и не только в темном и неграмотном, а и в грамотном». В подтверждение своей мысли Иван Франко приводит факт, который предлагает редакции «Правды» «разжевывать»:

«Было время, когда «Наука» Наумовича имела около трех тысяч подписчиков, число, которого никогда не достигала ни одна «украинофильская» газета. «Наука» существует и поныне, народ ее читает с удовольствием, несмотря на процессы, эмиграцию Наумовича, церковные запреты и т. д. «Правда русская» Гр. Купчанка расходится в народе также в весьма большом числе; мы знаем факты, что даже в селах, по нашим условиям наиболее просвещенных, мужики подписываются на нее тайком, боясь священника-народовца и церковного запрета, и хотя имеют читальню, но газету Купчанка читают частным образом у себя дома и прячут ее, точно нивесть какое сокровище, ‒ и это те мужики, которые устраивают торжественные вечера в намять Шевченко и Шашкевича. И не забудем, что среди интеллигентных галицко-украинских «запроданцев» находятся люди (может быть, их больше даже, чем среди правоверных народовцев), которые ради мужика или по вопросу о языке и письменности украинской в десять раз смелее выступят, в десять раз скорее заявят протест властям и всяким «сильным мира сего», чем многие народовцы. Не забудем, что между этими «запроданцами» находились и находятся люди, которые весь век живут в самых скромных условиях, в тесноте и нужде, служа делу, которое им кажется справедливым, и которые не поколеблются наложить на себя руку, если увидят, что дело, в котором они видели силу и честь народа, приходит в упадок… Когда я слышу, что к таким людям прилагают слово «запроданцы», мне всякий раз вспоминаются былые ведьмы и колдуны, которых всяческие ортодоксы сжигали на кострах за то, что они «продались черту», хотя эти несчастные «запроданцы» жили обычно в самой великой нищете и никакой корысти от этого запроданства не имели»
1
.

Рассуждая так, великий украинский писатель не закрывал глаза на ограниченность и реакционность «москвофильского» мировоззрения. Но он требовал объективного исторического подхода к оценке общественных явлений.


1
И. Франко. Формальный и реальный национализм. Избр. соч., т. V. ГИХЛ, М.. 1951, стр. 67.

1
И. Франко. Формальный и реальный национализм. Избр. соч., т. V. ГИХЛ., М., 1951, стр. 68" (Малкин В.А. Русская литература в Галиции. Львов: Изд-во Львов. ун-та, 1957. С. 62‒63).
Наверх
« Последняя редакция: 07.10.2017 :: 21:50:15 от Кассий »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #834 - 08.10.2017 :: 13:32:19
 
Представление  о  том,  что власти  могут  лепить  из  «населения» любые народы по своему усмотрению, сложилось не сейчас и имеет свои корни ещё в ранней истории.
На этой ветке, автором, была сделана попытка показать возникновение «Украины», но не удачная.
С конца 70-х годов в Галичине (Львов) проталкивается политический проект «украинство». Широко пропагандируется идея национального тождества между галичанами и украинцами и со временем Галичине незаконно  присваивают имя Украина.
Если на самой Украине оно возникло лишь в конце ХVI, в начале ХVII века   и   до   самого   1917   г.   жило   на   положении   прозвища,   не   имея   надежды   вытеснить историческое имя Малороссии, то в Галиции ни народ, ни власти слыхом не слыхали про Украину. Именовать ее так начала кучка интеллигентов в конце ХIХ века.
Впервые, термин «украинский»  употреблен   был  в  письме  императора   Франца  Иосифа  от  5  июня  1912  г. парламентскому русинскому клубу в Вене. Но поднявшиеся толки, особенно в польских кругах, вынудили барона Гейнольда, министра внутренних дел, выступить с разъяснением, согласно   которому   термин   этот   употреблен   случайно,   в   результате   редакционного недосмотра.   После   этого,   официальные   венские   круги   воздерживались   от   повторения подобного опыта 160 (Щеголев С.Н.) .

160. За первой ласточкой не замедлила последовать вторая более внушительнаго калибра. Маститый глава австро-венгерской монархіи засвидетельствовал 5 іюня украинскому клубу в Вене письменное изъявление своего благоволенія за прекращение обструкціи въ парламентской коммиссіи. Письмо императора было вручено клубу министром внутр. дел барономъ Гейнольдом;  употребление в этомъ письме (впервые) термина „украинскій» вместо традиціоннаго „рутенскій обратило всеобщее вниманіе и истолковывается, как санкція слова „украинцы» въ оффиціальном документи 76).
Новаторство императора Франца Іосифа, назвавшаго подвластную еМУ нарОДнОСТЬ искусственны иМенемЪ, ЯВЛяющимся синонимомъ культурнаго раскола въ этой народности, грешит противь старой традиціи. Въ 1773 г. львовскій епископ» Левъ Шептицкій, въ латинскомъ письме къ императрице Маріи Терезіи называет галичан, „gens russorum sen ruthena. Тогда же (въ конце XVIII века) австрійское правительство именовало ихъ в НЕМЕЦКИХ документах то „Russen, то Ruthenen 77). последній термин удержался въ у потребленіи до июня настоящаго года и перешел из немецкаго языка в языки Французскій, английскій и друг.
Польскій парламентскій клуб, въ виду такого предпочтения, оказаннаго правительством украинской партіи, счелъ себя обиженным, и потребовал отставки Гейнольда.
За министра вступился чешскій наместник, граф Тун, который обратилъ вниманіе поляковъ на то, что „поведеніе правительства относительно русинов вызывалось интересами внешней (иностранной) политики" 78).
Инцидент был окончательно улаженъ после объясненій, данныхъ бароном Гейнольдомъ лично въ заседаниі президіума польскаго клуба. Монарха, при этомъ, министръ выгораживал и призналъ редакцію монаршаго посланія (не исключая и термина „украИНСКий») своею собственной; употребленіе тамъ новаго термина онъ приписалъ случайному редакціонному недосмотру (!)79).

Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #835 - 08.10.2017 :: 14:21:08
 
upasaka писал(а) 08.10.2017 :: 13:32:19:
С конца 70-х годов в Галичине (Львов) проталкивается политический проект «украинство».

Это полная чушь, рассчитанная на идиотов-ксенофобов наподобие Упасаки. Лишь в последнем десятилетии среди галицийских русинов началось распространение этнонима "украинцы" как самоназвания.

upasaka писал(а) 08.10.2017 :: 13:32:19:
На этой ветке, автором, была сделана попытка показать возникновение «Украины», но не удачная.

Аналогичная клевета мракобесного и умственно неполноценного лгуна, которая опровергается материалами самой ветки. Она посвящена габсбургской Галиции. Впрочем, сидящий в луже из-за бесконечного потока своего вранья националист Упасака сосредоточен на шовинистических пропагандистских нападках в адрес славян и помешался на т.н. "украинстве", даже не сообразив, что этнические категории нельзя связывать с личной неприязнью.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #836 - 08.10.2017 :: 14:30:29
 
upasaka писал(а) 08.10.2017 :: 13:32:19:
Впервые, термин «украинский» употреблен был в письме императора Франца Иосифа от 5 июня 1912 г. парламентскому русинскому клубу в Вене.

Однако на самом деле термин "украинский" впервые официально употребил для обозначения представителей определённой национальности председатель Совета министров Российской империи П.А. Столыпин в 1910 г.

"Преследуя вышеуказанные цели, такие общества, несомненно, ведут к усугублению начал национальной обособленности и розни и потому должны быть признаны угрожающими общественным спокойствию и безопасности, как то и разъяснил Правительствующий Сенат в целом ряде решений (указы от 18 июня 1908 г. № 9120 по делу украинского общества Просвiта, от 4-го сентября 1909 г. за № 8397 по делу польского общества Освята и др.).

Ввиду сего я признаю учреждение подобных обществ, на основании п. 1 ст. 6 закона 4 марта 1906 г., недопустимым и считаю долгом указать Вашему Превосходительству, что при обсуждении ходатайств о регистрации каких бы то ни было инородческих обществ, в том числе украинских и еврейских, независимо от преследуемых ими целей, местному по делам об обществах присутствию надлежит в каждом отдельном случае подробно останавливаться на вопросе о том, не преследует ли такое общество вышеуказанных задач и в утвердительном случае неукоснительно отказывать в регистрации их уставов, на точном основании приведенных указаний Правительствующего Сената".
http://www.hrono.ru/libris/stolypin/19100120stlp.html

Кассий писал(а) 18.09.2017 :: 20:30:02:
В отчёте о результатах переписи населения Австро-Венгрии 1910 г. среди представителей национальностей, проживающих в этом государстве (определяемых по языку) фигурируют только русины, и украинцев среди них нет. Однако в том же году в России украинцы признаются отдельной национальностью в официальном документе - циркуляре главы российского правительства П.А. Столыпина.

Отсталый ксенофоб-мракобес Упасака снова по-мазохистски наступил на те же грабли...
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #837 - 08.10.2017 :: 14:35:02
 
В 1915 году следует еще одна попытка ввести «украинца», потому что проект "украинство" продолжает действовать.
Во время первой мировой войны, группа галицких самостийников почувствовала прямую необходимость, дабы не прививающиеся в народе названия “Украина”, “украинец”, “украинский народ” были наброшены ему сверху австрийским правительством. С этой целью самостийные деятели обратились к австрийскому правительству с запиской (Denkschrift uber notwendigkeit des ausschlisslichen des nationalnames “Ukrainer”.Wien. 1915. (Меморандум о необходимости исключительного использования национального имени Украина). Напечатано в весьма ограниченном количестве (25 экземпляров) и не для всеобщего распространения). В этой записке авторы пытались обосновать употребление термина “Украина”, “украинский” якобы научными доводами.
Австрийцев соблазняли крупными политическим выгодами могущими последовать в результате  переименования  русинов в украинцев.  Но имперский кабинет не прельстился такими доводами.
Под влиянием сокрушительной критики этой записки со стороны знаменитого венского ученого слависта, академика Ягича, даже австрийское правительство вынуждено было отказать украинствующим самостийникам в их просьбе.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #838 - 08.10.2017 :: 14:45:20
 
upasaka писал(а) 08.10.2017 :: 14:35:02:
В 1915 году следует еще одна попытка ввести «украинца»

На самом деле, согласно документам, в нач. XX в. в России этнонимы "малороссы" и "украинцы" были взаимозаменяемыми даже для деятелей императорского правительства и Временного правительства.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Галицкая Русь под властью Габсбургов (1772-1918 гг.)
Ответ #839 - 08.10.2017 :: 15:27:08
 
Как видим, желаемое для самостийников официальное название народа пока не принимается:
В своем выводе венгерский славист академик Ягич, между прочим, указал на то, что Украина (польская провинция у Днепра) имеет ближайшую себе аналогию в бывшей Сербо-Хорватской крайне, тянувшейся вдоль по южной границе Венгрии и Хорватии (Австрийская Империя). Но Галичина, Буковина и Прикарпатская Русь никогда не имели никакого отношения к Украине. По этому поводу академик Ягич говорит дословно следующее:
“В Галиции, Буковине и Прикарпатской Руси эта терминология (“Украина”, “украинец” и т. д.), а равно все украинское движение является чужим растением, извне занесенным продуктом подражания”.

Свой пространный и блестящий научный вывод знаменитый: ученый закончил такими словами:

“Таким образом, о всеобщем употреблении имени украинец в заселенных русинами краях Австрии не может быть и речи; даже господа, подписавшие меморандум, едва ли были бы в состоянии утверждать это, если бы они не хотели быть обвиненными в злостном преувеличении”.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 40 41 42 43 44 ... 107
Печать