upasaka писал(а) 07.10.2017 :: 18:00:19:Галицко-Русская Матица
«Из Львовского епархиального управления в 1847 г. исходит ряд призывов к низшему духовенству о содействии в налаживании школьного обучения на украинском языке, основании на средства сельских общин украинских парафиальных школ
12
. Вопреки сопротивлению шляхты и безразличию окружных властей, парафиальные школы открываются во многих селах. Активизируется работа по подготовке школьных учебников, в частности переводных
13
.
Значительным культурным явлением становится публикация братьями Я. и И. Головацкими в Вене альманаха "Винок русинам на обжинки", который включил многие произведения из ранее запрещенной "Русалки Днистровой". Наряду с этим предпринимаются шаги к переизданию в Галиции произведений писателей из Приднепровской Украины. В один из выпусков "Винка" планировалось включить произведения И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Л. Боровиковского, Н. Костомарова, А. Метлинского и др. Однако из-за отсутствия необходимых средств и цензурных условий это не удалось осуществить. Не увенчалось успехом также предпринятое Я. Головацким издание повести "Маруся" Г. Квитки-Основьяненко, рукопись которой была возвращена цензурой "из-за правописания и украинских слов"
14
.
Учащаются попытки издания украиноязычной газеты. Однако делу мешали разногласия по вопросу о языке издания. Одни отстаивали язык произведений М. Шашкевича, другие ‒ язык новейших богослужебных книг, третьи ‒ чистый церковнославянский язык
15
.
Наряду с языковой проблемой камнем преткновения становится и отсутствие средств. В связи с этим советник краевой бухгалтерии И. Гуркевич в марте 1847 г. предложил проект основания украинской матицы по образцу других славянских матиц и издания ею своего печатного органа. При посредничестве чешского писателя Ф. Яхима он пытался привлечь к разработке плана организации общества и его периодического издания Я. Головацкого и других литераторов
16
.
Идея основания общества нашла живой отклик. Ее поддержали отдельные зажиточные горожане Львова (служащий апелляционного суда А. Сосновский), представители высшего духовенства (М. Куземский, И. Лотоцкий, М. Малиновский)
17
.
Тем временем в начале 1848 г. с инициативой издания периодического органа выступил Ставропигийский институт. Еженедельник "Галицкая пчела" должен был выходить под редакцией известного историка Д.И. Зубрицкого. На протяжении февраля в институте проходили совещания инициативной группы (с участием инициаторов основания матицы), работавшей над программой издания, подыскивались авторы. Однако вновь предметом острых споров стал вопрос о языке издания. В то время как большинство выступало за народно-разговорный язык, Д.И. Зубрицкий и некоторые представители высшего духовенства отстаивали традиционный книжный язык и в конце концов добились компромиссного решения. 1 марта 1848 г. Ставропигийский институт подал губернскому управлению прошение о разрешении на издание "Галицкой пчелы", мотивируя его необходимостью восполнить нехватку книг для народа на родном языке, распространения среди него общеполезных знаний, ознакомления с новейшими достижениями в области земледелия и промышленности, а также повышения его интеллектуального и морального уровня. 16 марта разрешение было дано. Однако в нем уже отпала необходимость, ибо в Австрийской монархии началась революция, которая смела цензуру
18
.
Демократические преобразования в ходе революции (отмена барщины, декларирование свободы печати, собраний, организаций и т.п.) обеспечили небывалый подъем украинского национально-освободительного движения в Галиции. 2 мая 1848 г. во Львове была основана первая украинская политическая организация ‒ Главная Руськая Рада, выступившая за проведение демократических реформ и предоставление территориальной автономии украинскому населению Восточной Галиции в составе конституционной Австрийской империи. В воззвании к народу от 10 мая 1848 г. Рада брала на себя обязательство с целью обеспечения национального развития заботиться о совершенствовании украинского языка, введении его в школах всех уровней, основании периодических изданий, распространении полезных книг
19
. По ее призыву в городах и селах края было создано около 50 местных рад.
Благодаря активному участию в движении широких масс ему удалось добиться снятия запрета на пользование украинским языком в общественной жизни, введения обучения на этом языке в начальных школах, его преподавания в качестве обязательного предмета в гимназиях, открытия кафедры украинского языка и литературы во Львовском университете, которую возглавил Я. Головацкий. Активизировались литературная жизнь, издательская деятельность. Начал функционировать национальный любительский театр. Появились первые украинские газеты "Зоря Галицка", "Пчола", "Новини", "Галичо-руський висник". По инициативе Рады во Львове в 1849 г. на пожертвования населения Галичины была основана культурно-просветительная институция Народный дом
20
.
Важным событием в жизни края явился первый съезд деятелей культуры, поставивший целью объединение научных, литературных и просветительских сил и определение главных направлений их деятельности по повышению образовательного уровня народа. С подготовкой и проведением съезда было тесно связано рождение украинской матицы. 29 мая на заседании Главной Руськой Рады И. Гуркевич, напоминая о ее обязательстве заботиться о распространении полезных книг, внес предложение создать с этой целью, использовав опыт других славянских народов, соответствующее культурно-просветительное общество
21
.
Это было одобрено участниками заседания. Подготовленный им же проект Устава общества был передан на рассмотрение специально созданной комиссии и 9 июня был принят Радой. 16 июня 1848 г. председатель Рады Г. Яхимович объявил об основании Галицко-руськой матицы
22
.
Согласно Уставу Матица должна была "печатать и давать народу по наиболее низким ценам хорошие и полезные книги для утверждения веры и обычаев, расширения знаний, развития красноречия, краснописания, техники (ремесла), экономики и педагогики или хорошего воспитания"
23
. Уставом предусматривалось как индивидуальное, так и коллективное членство без каких-либо ограничений по мотивам социального положения или вероисповедания. Исключение представляли лишь члены Правления, избиравшиеся только из лиц греко-католического вероисповедания, иными словами ‒ украинской национальности. Правление избиралось тайным голосованием в составе предводителя, его заместителя, шести заседателей, секретаря, кассира и ревизора.
Фонд Матицы формировался за счет пожертвований, взносов основателей, процентов от сумм, предоставленных в кредит, и поступлений от продажи книг. Взнос для коллективного члена-основателя составлял 100 гульд., для отдельных лиц ‒ 50 гульд. с уплатой единовременно или в рассрочку на 10 лет.
Члены-основатели приобретали право на получение по одному экземпляру всех изданий Матицы. Решение о рекомендации книги к печати принималось при условии ее одобрения предводителем и по меньшей мере четырьмя заседателями, которые обязаны были следить за соответствием предлагаемых изданий краевым законам и языковым нормам. Отчеты о состоянии дел Матицы предполагалось заслушивать ежегодно на общих собраниях, а сведения о поступлениях и расходах, а также списки основателей и жертводателей публиковать
24
.
2 июля состоялось первое заседание основателей Матицы, на котором было избрано Правление во главе с каноником М. Куземским. В его состав вошли преимущественно представители Львовского епархиального управления. 29 августа 1848 г. было опубликовано в газете "Зоря Галицка" воззвание к общественности с призывом вступать в Общество и содействовать его становлению. На призыв откликнулось около 50 лиц, преимущественно львовских горожан ‒ украинцев, ставших основателями общества
25
.
Поначалу деятельность Правления Матицы была весьма скромной. Не располагая достаточными средствами и необходимыми рукописями, не имея ясного представления о языке изданий, ограниченное в своих действиях конфессиональными рамками, руководство общества намеревалось начать издательскую деятельность выпуском трех книг религиозно-поучительного содержания: "Жития святого Евстахия", "Катехизиса для детей" и "Богословия для крестьянина
26
.
Однако это не могло удовлетворить более широкие общественные круги. Писатель Н. Устиянович и заместитель председателя Главной Руськой Рады И. Борисикевич выступили инициаторами привлечения к Матице всех сил украинской интеллигенции и созыва с этой целью во Львове ее съезда. С этим вынуждено было согласиться руководство Матицы, признав свое избрание временным. Решением Рады была создана комиссия для подготовки съезда, которую возглавил И. Борисикевич. В "Приглашении" на съезд, опубликованном в газете "Зоря Галицка", говорилось, что он преследует задачу "создать институт народный по примеру Матицы чешской в качестве защитника литературы нашей; который поддерживал бы связи со всеми украинскими литераторами, издавал литературные плоды, собирал исторические памятники нашего рода и нашего языка", "был органом взаимности всеславянской, наших связей с учеными всех других племен славянских"
27
.
Приглашая на съезд Я. Головацкого, в лице которого И. Борисикевич был склонен видеть наиболее подходящую кандидатуру на пост председателя Матицы, комиссия подчеркивала, что съезд должен объединить усилия интеллигенции "для приведения в действие созданного временно, для нас наиболее важного, института под именем Матицы руськой, по примеру таких же заведений у чехов, сербов и других славян существующих, с помощью которых эти народы за короткое время просветились до высокой степени"
28
.
За расширенное понимание задач Матицы высказался и Я. Головацкий. В письме-ответе К. Борисикевичу от 17 сентября 1848 г. он писал: "Нам нужна такая Матица, которая была бы средоточием всей умственной деятельности наших ученых, которая бы подтверждала живой пульс национальной жизни, собирала воедино все приметы света народного, все искры жизни в единый костер, горящий в жертву народа и отечества, и, с другой стороны, сокровищницей, которая собирала бы все памятники древней жизни, отгребала посреди лома, накопленного несчастными временами, живые пни, на которых еще возможно прищепить житье руського просвещения ‒ руського духа, должна быть и здоровым судом на сочинения наши и сердцевиной на пути просвещения"
29
.
Первый съезд деятелей культуры состоялся во Львове 19‒26 октября 1848 г. В его работе приняли участие 118 человек, среди них немало писателей, ученых, учителей, журналистов, мелких служащих, юристов, студентов, а также представителей духовенства
30
. Это были преимущественно сторонники Руськой троицы, задавшие тон в работе съезда. На пленарных заседаниях, проходивших в помещении семинарии под председательством М. Куземского, выступали И. Борисикевич, Я. Головацкий, Н. Устиянович, Р. Мох, Й. Левицкий, Й. Лозинский, И. Гушалевич и др., призывавшие к объединению всех творческих сил для труда на благо народа. Их выступления, по словам очевидца, "дышали свободой и патриотизмом"
31
.