Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Вольные города и коммунальное движение (Прочитано 13805 раз)
Барсук
Экс-Участник


Вольные города и коммунальное движение
14.07.2017 :: 04:45:48
 
Здравствуйте.

Я собираю материал для романа в стиле фэнтези. Он будет посвящён теме жизни в средневековом вольном городе, коммуне, и именно эту тему я сейчас изучаю. Несмотря на то, что жанр позволяет значительные вольности (ведь действие будет происходить в целиком вымышленном мире), а формат художественной литературы в целом допускает незначительные натяжки в интересах драмы, мне очень хотелось бы сделать свой мир максимально достоверным, правдоподобным и логичным. Значительная часть текста будет посвящена политике и интригам, а это значит, что мне важно непротиворечиво изобразить экономику вольного города, его социальное устройство и политическую систему, а также суд и юридические практики.

Более-менее серьёзно я начал работу над материалом совсем недавно и успел сравнительно немного. Первое, что меня заинтересовало - это, конечно, города Италии. Сейчас пользуюсь: монографией В. И. Рутенбурга "Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения" (скачал, откуда - не помню) и "Историей Флоренции" Макиавелли (есть на Флибусте). Впрочем, читать и то, и то пока только начал. Плюс использовал Википедию и разные не особенно серьёзные сайты.

Средневековый город - это всегда ремёсла и торговля. Соответственно, основное население города - это ремесленники (занимают разное социальное положение в зависимости от того, насколько профессия престижна и денежна, но и маляры, и оружейники - одинаково цеховики) и торговцы (как городские лавочники, так и владельцы судов и сухопутных обозов, а в крупных городах - тяжёлая артиллерия, банкиры), организованные в цеха и гильдии. Кроме них занимали свою нишу церковники, юристы, врачи (последние две группы могли иметь свои цеха? не уверен, но было бы логично). Временами в городах были университеты со студентами и профессорами - занимавшимися теми же юриспруденцией, медициной, историей, богословием. В принципе, тоже цех, в каком-то смысле. Один раз я видел в сети упоминание городских земледельцев, которые живут в городе, но занимаются обработкой земельного участка либо внутри стен, либо неподалёку. Бывают также городская стража и наёмники. Есть ещё домашние слуги богатых горожан, сельские жители, временно пришедшие в город на заработки (подёнщики - так ведь?), нищие, возможно - проститутки. Ну, и профессиональные преступники, конечно.

Политическая система. Если говорить именно о коммуне, т. е. о городе, который подчиняется не феодальному сеньору, а неким органам самоуправления, то основных вариантов два: если в городе доминируют экономически и военно торговцы, то речь об олигархическом правлении городских патрициев, и к участию в управлении городом допускаются жители, прошедшие имущественный ценз, если превосходство на стороне цехов, то система относительно демократична и в самоуправлении принимают участие как минимум все мастера наиболее влиятельных цехов. (Я не сильно упрощаю? Наверняка не всё упирается в эти крайности, и есть ещё и промежуточные варианты. Кроме того, я не упомянул управление единоличным правителем, который не принадлежит к феодальной лестнице и не является дворянином. Не очень хорошо представляю, как это вообще работало.) А ещё есть тема разложения аппарата коммун, при котором демократические институты теряют свои представительские функции и управление городом де-факто опять же становится олигархическим - за это пока ещё не брался.

Экономически города возникали обычно на торговых путях (Рутенбург описывает пример возникновения города вокруг замка сеньора - не знаю, могли ли горожане развиться до каменных стен без такой защиты, судя по тому, что городов, в которых никакого феодального замка нет, хватает, могли). Здесь я немного в замешательстве: о торговле в целом понятно, а вот о ремёслах - пока не очень. Есть примеры городов, в которых то или иное ремесло было развито значительно лучше остальных и изделия, изготовленные там, превосходили по качеству продукцию конкурентов. Дело только в близости источников сырья? Какие ещё факторы могут повлиять на формирование сильной ремесленной традиции, кроме, разве что, прямого поощрения ремесла властями?

О военном деле: до появления регулярных войск у городов было два источника формирования армии - наёмники и цеховые ополченцы. Наёмники лучше вооружены и от них можно ждать владения оружием профессионального воина - мечами, в то время, как ополченцам оставалось полагаться на копья и арбалеты. Богатый город мог позволить себе армию хоть целиком из наёмников, но это, конечно, очень ненадёжно. Что меня смущает, так это периодические упоминания городских дворян и даже городских рыцарей (!) - было один раз, в Википедии (в частности, статья "Вальвассоры"). Может быть, я наткнусь потом на более подробное описание того, о чём речь, а пока я малость в недоумении: может быть, речь о том, чтобы город содержал тяжеловоружённых профессиональных воинов, принёсших присягу ему, так же, как феодал содержит личную дворянскую дружину? Вроде, позорно для настоящих дворян присягать каким-то лавочникам, а если это не дворяне, то почему они рыцари? И как вообще могло существовать феодальное дворянство в городах, где никаких феодов нет (разве что, весь город целиком представляет из себя такой)? Или эти дворяне по факту сменили род деятельности и занялись торговлей из-за того, что бароны стали терять политические позиции, и торговать даже и дворянину стало не так уж зазорно (последнее предложение - целиком моя отсебятина, за её соответствие реальности не ручаюсь)?

Ну, и, напоследок, совсем тяжёлая проблема, касающаяся как раз Италии, по ней я не понимаю вообще ничего. Рутенберг пишет о том, что полицентризм итальянских городов с их массовой автономией был уникален для Италии и принёс как развитие торговли и производства, так и расцвет искусства и науки, что в итоге повлекло за собой итальянское Возрождение. Либо я до этого ещё не дочитал, либо он не конкретизирует ни причин массовости и успехов коммунального движения именно в Италии, но не, скажем, во Франции, ни механизма столь радикального влияния на культуру. Надеюсь, писать сюда этот вопрос о Ренессансе - не оффтопик. Вообще плохо представляю то, как в городе может стать популярной, скажем, живопись: понятно, что город должен быть достаточно богат, чтобы горожане начали заботиться не только о том, чтобы поесть и согреться, но и о духовной пище. Но надо же, чтобы они избыток финансов потратили на эту самую духовность, а не на вино и продажных женщин целиком спустили! Может быть, особенно интеллектуальные занятия вроде разных наук и тонких сложных ремёсел по определению вырабатывают такой тип личности, который нуждается в более изысканных развлечениях? Мда, дилетанту трудно судить. Простите за наивность рассуждений.

Пока всё, больше ничего в голову не приходит. Дальше буду рыть источники, писать сюда то, в чём разобрался и всякие интересности. Буду очень благодарен тем добрым людям, которые кинут мне ссылок на то, что ещё можно почитать по теме, вроде статей, монографий и вузовских учебников, где освещаются подробно именно города и городские коммуны в Средневековье, в Италии, Франции, Германии и Ганзейском союзе, ну, и Новгород с Псковом тоже можно (рад буду также интернет-ресурсам по теме и качественному научпопу), а равно как и укажут на то, где я неправ в своих пересказах прочитанного и собственных рассуждениях на тему. Наверняка буду писать много ерунды, не судите строго, я вообще не историк - просто разбираю тему, которая по факту оказалась довольно сложной и объёмной.
Наверх
 
merana
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 212
Московская область
Пол: male
Re: Вольные города и коммунальное движение
Ответ #1 - 29.07.2017 :: 11:56:10
 
Посмотрите, может, полезной найдете - http://padaread.com/?book=37555&pg=1

Цитата:
... вопрос о Ренессансе... Вообще плохо представляю то, как в городе может стать популярной, скажем, живопись: понятно, что город должен быть достаточно богат, чтобы горожане начали заботиться не только о том, чтобы поесть и согреться, но и о духовной пище. Но надо же, чтобы они избыток финансов потратили на эту самую духовность, а не на вино и продажных женщин целиком спустили!


Эпоха Ренессанса создала не массовую, но элитарную культуру. И такая культура создается тоже не массами, но отдельными Личностями. Большинство, действительно, тратились на вино и продажных женщин, но единицы - на "духовность".
Наверх
 

Об этом судить еще рано
kausi
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 294
Пол: male
Re: Вольные города и коммунальное движение
Ответ #2 - 30.07.2017 :: 10:26:13
 
Есть такой роман научной фантастики «Эйфельхайм: город-призрак».
Его автор Майкл Ф. Флинн в 1986 году написал повесть «Эйфельхайм», а потом 20 лет собирал материал, чтобы написать этот роман.
Эйфельхайм у него небольшой городок, недалеко от Фрайбург-им-Брейсгау, практически это деревня. Немножко есть о Фрайбурге, но мало. Время - середина XIV века.
А реалии средневековья, думаю, правдиво изображены. Недаром он изучал эти реалии в течение 20 (!) лет.
Наверх
 

- Постой, послушаем его.
- Конечно! Он по сердцу мне.
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать