Барсук
Экс-Участник
|
Здравствуйте.
Я собираю материал для романа в стиле фэнтези. Он будет посвящён теме жизни в средневековом вольном городе, коммуне, и именно эту тему я сейчас изучаю. Несмотря на то, что жанр позволяет значительные вольности (ведь действие будет происходить в целиком вымышленном мире), а формат художественной литературы в целом допускает незначительные натяжки в интересах драмы, мне очень хотелось бы сделать свой мир максимально достоверным, правдоподобным и логичным. Значительная часть текста будет посвящена политике и интригам, а это значит, что мне важно непротиворечиво изобразить экономику вольного города, его социальное устройство и политическую систему, а также суд и юридические практики.
Более-менее серьёзно я начал работу над материалом совсем недавно и успел сравнительно немного. Первое, что меня заинтересовало - это, конечно, города Италии. Сейчас пользуюсь: монографией В. И. Рутенбурга "Итальянский город от раннего Средневековья до Возрождения" (скачал, откуда - не помню) и "Историей Флоренции" Макиавелли (есть на Флибусте). Впрочем, читать и то, и то пока только начал. Плюс использовал Википедию и разные не особенно серьёзные сайты.
Средневековый город - это всегда ремёсла и торговля. Соответственно, основное население города - это ремесленники (занимают разное социальное положение в зависимости от того, насколько профессия престижна и денежна, но и маляры, и оружейники - одинаково цеховики) и торговцы (как городские лавочники, так и владельцы судов и сухопутных обозов, а в крупных городах - тяжёлая артиллерия, банкиры), организованные в цеха и гильдии. Кроме них занимали свою нишу церковники, юристы, врачи (последние две группы могли иметь свои цеха? не уверен, но было бы логично). Временами в городах были университеты со студентами и профессорами - занимавшимися теми же юриспруденцией, медициной, историей, богословием. В принципе, тоже цех, в каком-то смысле. Один раз я видел в сети упоминание городских земледельцев, которые живут в городе, но занимаются обработкой земельного участка либо внутри стен, либо неподалёку. Бывают также городская стража и наёмники. Есть ещё домашние слуги богатых горожан, сельские жители, временно пришедшие в город на заработки (подёнщики - так ведь?), нищие, возможно - проститутки. Ну, и профессиональные преступники, конечно.
Политическая система. Если говорить именно о коммуне, т. е. о городе, который подчиняется не феодальному сеньору, а неким органам самоуправления, то основных вариантов два: если в городе доминируют экономически и военно торговцы, то речь об олигархическом правлении городских патрициев, и к участию в управлении городом допускаются жители, прошедшие имущественный ценз, если превосходство на стороне цехов, то система относительно демократична и в самоуправлении принимают участие как минимум все мастера наиболее влиятельных цехов. (Я не сильно упрощаю? Наверняка не всё упирается в эти крайности, и есть ещё и промежуточные варианты. Кроме того, я не упомянул управление единоличным правителем, который не принадлежит к феодальной лестнице и не является дворянином. Не очень хорошо представляю, как это вообще работало.) А ещё есть тема разложения аппарата коммун, при котором демократические институты теряют свои представительские функции и управление городом де-факто опять же становится олигархическим - за это пока ещё не брался.
Экономически города возникали обычно на торговых путях (Рутенбург описывает пример возникновения города вокруг замка сеньора - не знаю, могли ли горожане развиться до каменных стен без такой защиты, судя по тому, что городов, в которых никакого феодального замка нет, хватает, могли). Здесь я немного в замешательстве: о торговле в целом понятно, а вот о ремёслах - пока не очень. Есть примеры городов, в которых то или иное ремесло было развито значительно лучше остальных и изделия, изготовленные там, превосходили по качеству продукцию конкурентов. Дело только в близости источников сырья? Какие ещё факторы могут повлиять на формирование сильной ремесленной традиции, кроме, разве что, прямого поощрения ремесла властями?
О военном деле: до появления регулярных войск у городов было два источника формирования армии - наёмники и цеховые ополченцы. Наёмники лучше вооружены и от них можно ждать владения оружием профессионального воина - мечами, в то время, как ополченцам оставалось полагаться на копья и арбалеты. Богатый город мог позволить себе армию хоть целиком из наёмников, но это, конечно, очень ненадёжно. Что меня смущает, так это периодические упоминания городских дворян и даже городских рыцарей (!) - было один раз, в Википедии (в частности, статья "Вальвассоры"). Может быть, я наткнусь потом на более подробное описание того, о чём речь, а пока я малость в недоумении: может быть, речь о том, чтобы город содержал тяжеловоружённых профессиональных воинов, принёсших присягу ему, так же, как феодал содержит личную дворянскую дружину? Вроде, позорно для настоящих дворян присягать каким-то лавочникам, а если это не дворяне, то почему они рыцари? И как вообще могло существовать феодальное дворянство в городах, где никаких феодов нет (разве что, весь город целиком представляет из себя такой)? Или эти дворяне по факту сменили род деятельности и занялись торговлей из-за того, что бароны стали терять политические позиции, и торговать даже и дворянину стало не так уж зазорно (последнее предложение - целиком моя отсебятина, за её соответствие реальности не ручаюсь)?
Ну, и, напоследок, совсем тяжёлая проблема, касающаяся как раз Италии, по ней я не понимаю вообще ничего. Рутенберг пишет о том, что полицентризм итальянских городов с их массовой автономией был уникален для Италии и принёс как развитие торговли и производства, так и расцвет искусства и науки, что в итоге повлекло за собой итальянское Возрождение. Либо я до этого ещё не дочитал, либо он не конкретизирует ни причин массовости и успехов коммунального движения именно в Италии, но не, скажем, во Франции, ни механизма столь радикального влияния на культуру. Надеюсь, писать сюда этот вопрос о Ренессансе - не оффтопик. Вообще плохо представляю то, как в городе может стать популярной, скажем, живопись: понятно, что город должен быть достаточно богат, чтобы горожане начали заботиться не только о том, чтобы поесть и согреться, но и о духовной пище. Но надо же, чтобы они избыток финансов потратили на эту самую духовность, а не на вино и продажных женщин целиком спустили! Может быть, особенно интеллектуальные занятия вроде разных наук и тонких сложных ремёсел по определению вырабатывают такой тип личности, который нуждается в более изысканных развлечениях? Мда, дилетанту трудно судить. Простите за наивность рассуждений.
Пока всё, больше ничего в голову не приходит. Дальше буду рыть источники, писать сюда то, в чём разобрался и всякие интересности. Буду очень благодарен тем добрым людям, которые кинут мне ссылок на то, что ещё можно почитать по теме, вроде статей, монографий и вузовских учебников, где освещаются подробно именно города и городские коммуны в Средневековье, в Италии, Франции, Германии и Ганзейском союзе, ну, и Новгород с Псковом тоже можно (рад буду также интернет-ресурсам по теме и качественному научпопу), а равно как и укажут на то, где я неправ в своих пересказах прочитанного и собственных рассуждениях на тему. Наверняка буду писать много ерунды, не судите строго, я вообще не историк - просто разбираю тему, которая по факту оказалась довольно сложной и объёмной.
|