«Оукраинами» («украинами», «украйнами») с XII по XVII в. именовали различные пограничные земли Руси. В Ипатьевской летописи под 6695 (1187) г. упоминается переяславская «оукраина», под 6697 (1189) г. – галицкая «оукраина», под 6721 (1213) г. перечисляются пограничные города этой галицкой «оукраины»: Брест, Угровск, Верещин, Столп, Комов. В I Псковской летописи под 6779 (1271) г. говорится о сёлах псковской «украины».
В русско-литовских договорах XV в. упоминаются «вкраинъные места», «Украiные места», «Вкраиныи места», под которыми понимаются Смоленск, Любутск, Мценск
2
. В договоре двух рязанских князей 1496 г. названы «наши села в Мордве на Цне и на Украине»
3
. В отношении московско-крымской границы с конца XV в. также говорилось: «Украина», «Наши украины», «наши украинные места»
4
. В 1571 г. была составлена «Роспись сторожам из украиных городов от польския украины по Сосне, по Дону, по Мече и по иным речкам»
5
. Наряду с «татарскими украинами»
6
существовали также «казанская украина»
7
и «немецкая украина»
8
. Документы конца XVI в. сообщают об «украинской службе»
9
московских служилых людей: «А украинским воеводам всем во всех украинских городех государь велел стоять по своим местом по прежней росписи и в сход им быть по прежней росписи по полком; а как будет приход воинских людей на государевы украины, и государь велел быти в передовом в украинском полку»
10
. В российском законодательстве XVII в. часто упоминаются «Украйна», «Украйные городы», «Государевы Украйны», «Наши Украйны», «Украйные/Украинские городы дикого поля», «Украйнские городы», говорится о пребывании воинских людей «на Государевой службе на Украйне»
11
. Понятие это – крайне широкое: «…в Сибирь и в Астрахань и в иные дальние Украинные городы»
12
.
Данный термин в XVII в. нередко употребляли на русском, польском и западнорусском языках. «Украинцы» (по-видимому, соционим-катойконим для обозначения днепровских казаков) упоминаются в трактате «Предостережение Украине» (1669 г.) под возможным авторством киевского полковника В. Дворецкого, «Хронике земли Польской» (1673 г.) игумена Киево-Михайловского Златоверхого монастыря Ф. Софоновича, письме архимандрита Новгород-Северского Спасского монастыря М. Лежайского к боярину А. Матвееву (1675 г.).
см. выше цитату