Пиотровский писал(а) 24.10.2016 :: 21:29:30:А список глав римской империи (республиканской 509 г. до н.э.- 27 г. до н.э.) отсутствует. Почему?
В древней Римской республике действительно не существовало должности главы государства.
Пиотровский писал(а) 24.10.2016 :: 21:29:30:Кто был ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА в Римской республике? Сенат? Консул? Председатель сената?
"Председателя сената" в республиканский период также не было.
Принцепс сената эпохи Республики ‒ это человек, который поставлен цензорами (до 2 пол. IV в. до н.э. ‒ консулами и военными трибунами с консульской властью) в начале списка сенаторов и потому имеющий почётное право первым высказываться в сенате по тому или иному вопросу. Принцепсы республиканского сената не имели никаких особых полномочий.
Римский республиканский
сенат формально являлся лишь совещательным органом, с которым консультировался
магистрат (должностное лицо). Однако постепенно его роль как государственного органа значительно усилилась. Уже в IV в. до н.э. именно сенат реально направлял государственную политику и управление, а магистраты, за редкими исключениями, были его покорными слугами и постоянно консультировались с ним. Непрерывные войны постоянно удерживали высших магистратов в местах боевых действий, и ответственность за надежное ведение дел легла на сенат. По причине усложнения политических и административных вопросов именно сенат, а не народное собрание и не магистраты, стал наиболее подходящим органом власти для их обсуждения и решения. Увеличение количества магистратур (сенат пополнялся в первую очередь бывшими магистратами) придало дополнительное значение сенату как единственному органу, способному организовывать и направлять их так, чтобы обеспечить их эффективное сотрудничество, и одновременно ослабило власть отдельных магистратов. К этим причинам следует добавить ту поддержку, которую получал сенат за счет его тесной связи с нобилитетом.
Два ежегодно сменявшихся
консула занимали высшую должность (магистратуру) республиканского Рима. Власть консулов первоначально была равна власти царей, чье место они заняли, за исключением отделенной от нее религиозной власти царя священнодействий. Даже после законов Валерия и учреждения трибуната консулы ‒ единственные обладатели исполнительной власти ‒ сохраняли самые широкие полномочия во всех областях управления. Постепенно некоторые важные функции были отделены от консульства и переданы новым магистратам. Впервые это произошло в 443 г. до н.э. с учреждением цензуры, т.е. должности, которая первоначально ограничивалась проведением ценза и распределения граждан по соответствующим классам, но впоследствии приобрела весьма широкие полномочия. Второй функцией, также отнятой у консулов, стала судебная власть, которую в 366 г. до н.э. передали специальной магистратуре, получившей название претуры; и с тех пор консулы действовали как судьи только в особых делах криминального характера, когда постановление сената уполномочивало их на это. Но, несмотря на такие ограничения, консульство продолжало рассматриваться как замена царской власти.
Пиотровский писал(а) 24.10.2016 :: 21:29:30:Кто "представлял Римскую республику внутри страны и в международных отношениях"?
Во внешней политике нелегко определить функции сената, отграничив их, с одной стороны, от прав народного собрания и, с другой стороны, от власти, которой на местах обладали магистраты и промагистраты, облеченные империем (высшей властью) и командующие войсками. Для формального объявления войны ранее дружественной державе, согласно закону, требовалось согласие народа; отражение захватчиков и наказание повстанцев находились в компетенции самого магистрата. Но предполагалось, что для военных походов сколько-нибудь значительного масштаба, за пределы провинции или против дружественных народов внутри неё магистрат должен получить санкцию сената. Ратификация формального и постоянного мирного договора, как и формальное объявление войны, собственно, было делом народного собрания.
Три ветви власти в республиканском Риме - это комиций (народное собрание), сенат и магистраты (должностные лица).