Кадук писал(а) 20.06.2016 :: 16:36:12:Кстати,я где-то читал или слышал,что фермеры неоккупированной части Франции люто завидовали тем фермерам которые жили в оккупации.
А вот о том,что колхозники завидовали "освобожденным" от колхозов крестьянам СССР находившимся в оккупации,что-то нигде не встречал.
Встречайте.
С первых дней оккупации Лепеля немецкие власти распустили колхозы, а землю отдали владельцам. Крестьяне по-хозяйски распорядились своим богатством. В результате было с чего сдать налог немцам, самим пропитаться, да еще и на рынке продать часть зерна и других продуктов.
Лепельчане в годы оккупации не испытывали на себе чувства настоящего голода. Первое время ели сухари и другие продукты, добытые при смене власти. Существенным подспорьем была картошка и овощи с приусадебных огородов. До запуска в работу хлебопекарни оккупанты выдавали понемногу муки со складов. С осени, когда заработала хлебопекарня, горожане стали покупать хлеб по карточкам.
........
К концу оккупации у нас в доме было семь пудов пшеницы, по пуду ячменя и гороха, и небольшой мешок сухарей из городского хлеба. Свой огород был наполовину засеян рожью, и наполовину засажен картошкой.
..........
С возвращением Советской власти земля снова стала колхозной, а урожай на ней — государственным. Определяли его на корню. Специальная комиссия отпускала на контрольный посев метровый квадрат и определяла урожай данной культуры в 1 кв.м., а по нему и на всей площади. (Урожай явно завышался). По биологическому урожаю назначался налог. В первую очередь шла сдача хлеба государству. Во вторую — МТС (машинно-тракторной станции). В третью — сдавали хлеб на хранение в государственные склады для посева в будущем году (у себя хранить запрещалось). Остатки зерна делили между колхозниками, а они, эти остатки, как правило, были нулевыми. В результате колхозники весь год работали за палочки, которые обозначали трудодень на бумаге и дырочку от бублика на столе. Правда, палочки тоже ценились. При невыроботке их минимума виновника судили, и отбывал он потом наказание где-нибудь на лесоповале........
С возвращением Советской власти обыватели Лепеля почувствовали недостаток в продуктах питания. Старые запасы таяли на глазах, а новые не поступали. Выдача хлеба по карточкам была очень скромной. Мне вместе с мамой, например, на месяц выдавали четыре буханки хлеба и больше ничего. Постоянно хотелось есть. Все мысли были сосредоточены на еде.
......
Лето 1946 г. было жарким и голодным. Пошли мы с мамой в лес за черникой. По пути зашли в деревню Слободу Пышнянского сельсовета. Там жила наша знакомая, которая обещала показать хороший черничник. В доме топилась печка, а хозяйка готовила тесто для лепешек. Мама поинтересовалась, почему тесто такое зеленое? Оказалось, что в доме нет муки, и мать двоих детей была вынуждена собирать листья липы, делать из них муку, смешивать с картофельными очистками и этим кормить детей. Один ребенок, лет девяти, от такой еды уже опух и лежал в кроватке, не поднимаясь. Мы посмотрели и ужаснулись: до чего может довести нечеловеческая еда. Весь наш обед из куска толстого картофельного блина, нескольких картофелин и малосольных огурцов был отдан больному мальчику.
46-ой год...
30% экспорта из ссср составляли продовольственные товары.
Экспортировано 1 700 000 тонн зерна.
Послевоенный голод 46-47 и т.д. и .тп.