voevodacastle писал(а) 06.11.2016 :: 04:11:37:Извините - букв много, смысл темен, обоснований ноль.
Возможно продолжение прояснит для вас смысл?
"...Вообще история государственных организаций играет все еще слишком большую роль в представлении «русский истории» или истории восточного славянства. В теории давно признано, что основная тяжесть должна быть перенесена с истории государства на историю народа, общества. Политическая, государственная жизнь, разумеется, фактор важный, но рядом с ним существуют и другие факторы – экономический, культурный, имеющие порой меньшее, порой большее значение, чем политический, но ни в коем случае они не должны оставаться в его тени. Из руських или восточнославянских племен государство имело наибольшее значение, было более тесно связано с жизнью народа у народности великорусской (хотя и здесь, но за пределами национального, владимиро-московского государства, видим такие важные явления, как новгородско-псковская вечевая жизнь). Украинско-руськая народность ряд веков живет без национального государства, под влиянием разных государственных организаций – эти влияния на ее национальную жизнь необходимо будет определить, но политический фактор сходит в ее истории в эти безгосударственные века на второстепенную роль, рядом с факторами экономическими, культурными, национальными. То же самое надо сказать о народности белорусской. Для последней великорусское национальное государство становится историческим фактором, собственно, только с 1772 г. На историю Украины оно начинает влиять веком ранее, но только одним краем. То особенное, исключительное значение, которое имеет история великорусского государства в современной схеме «русской истории», имеет, собственно, вследствие подмены понятия истории «русского народа» (в смысле руських, восточнославянских народностей) понятием истории великорусского народа.
Вообще в том, что называется «русской историей», я вижу комбинацию, или, точнее, –конкуренцию нескольких понятий: истории Российского государства (формирования и развития государственной организации на ее территории), истории России, то есть того, что было на ее территории, история «руських народностей», и, наконец, – истории великорусского народа (его государственной и культурной жизни). Каждое из этих понятий, в последовательном изложении, может быть полностью оправданным предметом научного представления, но при такой комбинации различных понятий полного представления, последовательного изложения не получает ни одно из них. Больше всего из понятий входит в схему «русской истории» история Российского государства и великорусского народа. С относительно небольшими изменениями и купюрами она может быть переделана в последовательно и полно изложенную историю великорусского народа. «Честь и место» истории этой крупнейшей из славянских народностей, но уважение к ее первенству и важной исторической роли не исключает необходимости такого же полного и последовательного изложения истории других восточнославянских народностей – украинско-руськой и белорусской. Историю восточного славянства все же не заменит история великорусского народа, его государственной и культурной жизни, и никакие мотивы не дадут права игнорировать историю белорусской, а еще меньше – украинско-руськой народности, или заменить их вырванными из них и пристегнутыми к истории великорусского народа кусками, как это практикуется теперь. Впрочем, как только «русская история» будет искренне и последовательно преобразована в историю великорусского народа, его государственной и культурной жизни, так и истории украинско-руськой и белорусской народностей, я уверен, сами собой окажутся на очереди и займут подобающее место возле великорусской. Но для этого сначала надо попрощаться с фикцией, что «русская история», подменяемая на каждом шагу великорусской, – это история «общерусская».
Такой взгляд удерживается еще довольно прочно, хотя, по-моему, он, там где не находится на услужении у политики, является пережитком старомосковской историографической схемы – пережитком, несколько приспособленным к новейшим историографическим требованиям, но в основе своей все же нерациональным. История великорусская (такой становится эта «русская история» с XII-XIII вв.) с украинско-руським (киевским) началом, пришитым к ней, это только искалеченная, неестественная комбинация, а не какая-то «общерусская» история. В конце-концов, «общерусской» истории и не может быть, как и нет «общерусской» народности. Может быть история всех «русских народностей», кому охота их так называть, или же история восточного славянства. Она и должна занять место нынешней «русской истории».
Наиболее рациональным кажется мне представление истории каждой народности в отдельности, в ее генетической преемственности от начала аж до сего дня. Это не исключает возможности представления синхронного, подобно тому, как составляются истории всемирные, в интересах освещения материала, в педагогических, так сказать, целях.
Это детали, и они меня интересуют мало. Главные принципы: нужно устранить нынешний эклектичный характер «русской истории», сшивание вместе эпизодов из истории разных народностей, последовательно изложить историю восточнославянских народностей и поставить историю государственной жизни на надлежащее место с другими историческими факторами. Думаю, что и сторонники нынешней исторической схемы «русской истории» признают, что она не безупречна, и что в своих замечаниях я исходил из действительных ее недостатков. Понравятся ли им те принципы, которые я хотел бы положить в основу ее реконструкции, это уже другой вопрос..."