ИВК
|
Чтобы более-менее понять, каково было самосознание славянского населения Великого княжества Литовского, полезно изучить "Хронику Литовскую и Жмойтскую" и более ранние сочинения, послужившие основой для неё, особенно так называемую Белорусско-литовскую летопись 1446 года. Какие выводы можно из них сделать? Прежде всего, увы, нельзя уверенно определить, кем во время литовского завоевания считали себя жители восточнославянских земель, первыми признавших литовскую власть (а это приблизительно территория современной Белоруссии). Просто нет данных. В 14 веке летописание, похоже, велось только в северо-восточной половине части Руси - Новгороде, Пскове, Смоленске, Ростове, Твери, Москве, Нижнем Новгороде. А в юго-западной половине оно после Батыя держалось лишь в Галицко-Волынской земле, да и там к 14 веку заглохло. То есть литовцы захватили ту часть Руси, где летописания либо никогда не было либо оно свернулось до их прихода. Ход завоевания довольно подробно изложен в литовских летописях, и там население подчиняемых территорий именуется русью. К чему, однако, едва ли можно относиться серьёзно: эти рассказы отражают терминологию 16 века, когда они были впервые записаны (насколько им вообще можно доверять - вопрос особый). Во всяком случае, в домонгольскую эпоху жители земель, входящих ныне в состав Белоруссии, русью себя точно не считали; это была самая сепаратистская часть Руси, наиболее оторванная от общерусской жизни. Когда они стали зваться русью - спросить бы у них самих, но, повторюсь, не осталось он них письменных свидетельств за 13-14 века. В начале 15 века дела с этим становятся гораздо лучше: литовцы сумели подчинить Смоленск - город с летописными традициями, и смоляне начинают систематически описывать события в ВКЛ. Теперь уже можно наконец узнать мнение самих признававших литовскую власть славян (по крайней мере, смолян). Составленная в Смоленске Белорусско-литовская летопись 1446 года именует славянское население ВКЛ русью. Вот это уже надёжные сведения. Не исключено, кстати, что именно Смоленск и стал центром распространения русского самосознания в ВКЛ. Изучая упомянутую летопись (и более поздние), видим картину, подобную той, которая со второй половины 13 века наблюдалась в Галицко-Волынской земле и во Владимиро-Суздальской. То есть: мы - русь и земля наша - Русская... причём русь - именно мы (в крайнем случае, прежде всего мы), и Русская земля - именно наша (в крайнем случае, прежде всего наша). Если в севернорусских летописях вся Русская земля - это, обычно, Низовская земля (возможно, с Новгородско-Псковской вместе), а все русские князья - низовские князья, то в литовских точно так же называется именно подвластная Литве часть Руси и именно тамошние князья (хоть они и Гедиминовичи). Упоминания о Русской земле в широком смысле встречаются, но гораздо реже. Обычно существование Руси (равно как и руси) вне ВКЛ игнорируется. Также литовская русь противопоставляет себя и литве (литовцам). Никакого слияния литвы с русью в летописях нет, а есть то сотрудничество (обычно неравноправное), то вражда между сравнительно малочисленной и отсталой, но хорошо организованный литвой и многочисленной и развитой, но разобщённой русью. Вот тут отчётливо виден разрыв литовской руси с коренными русскими традициями: из организующей силы эта русь превращается в организуемую посторонней силой массу. Налицо буквально ломка этнических устоев, переворачивание их с ног на голову. Тогда как в северо-восточной Руси такого не произошло: откупаясь от Орды данью и поступившись частью суверенитета, тамошняя русь сохраняет главное: русскую власть и русские вооружённые силы. А значит, сохраняет и главнейшие русские традиции - они ведь абсолютно несовместимы с тем, что в Русской земле водворятся нерусские владыки со своим нерусским воинством. Тогда как литовская русь признала такое нормой. Что получается? Распространение русского самосознания у славянского населения Великого княжества Литовского тоже (как и во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях) сопровождалось ярко выраженными претензиями на то, чтобы быть не просто частью Руси, а непременно её ядром, а то и всей Русью. Но вдобавок у литовской руси произошёл отказ от ключевой русской идеи, отвергающей саму возможность установления на Руси нерусской власти.
|