Severga
|
Ни на Дону, ни на Днепре основой казачества не могли быть татары (несмотря на то, что немалое их число вливалось в казачьи общины). Первые вольные казаки XVI-XVII вв. по образу жизни, методам ведения войны скорее напоминают ушкуйников, чем "этнических номадов". Любопытно, слово «атаман», которое мы традиционно отождествляем с казачеством, впервые встречается при описании событий, происходивших в 1279г. в Новгородской земле. «В числе наших собственных памятников сего времени заметим грамоту, писанную великим князем к посадникам, казначеям и к старостам Заволочья. Там сказано, что в силу договора, заключенного Андреем с Новымгородом, он может послать три ватаги для ловли на море, под началом атамана Крутицкого; что селения обязаны давать им корм и подводы, также и сыну атаманову, когда пошлют его оттуда с морскими птицами; что ловцы новгородские, согласно с уставом времен Александровых и Димитриевых, не должны в Заволочье ходить на Терскую строну и проч.». (Н.П. Карамзин «История государства Российского»). Таким образом, слово «атаман», означающее вожака рыболовецкой, промысловой артели, было известно в Новогородской земле еще во второй половине XIII века. Во второй половине XV века атаманы-«ватаманы», возглавляющие ватаги охочих людей, становятся известны в других северных русских городах, Вятке и Великом Устюге. В устюжской летописи читаем отрывок, описывающий бой между войском казанского царя Ибрагима и силой Великого князя в 1468г.: «Тогды убили на том бою ватамана устюжского Саву Осеива» (ПСРЛ, том 37, Устюжские и вологодские летописи, Ленинград, «Наука», 1982г., с.91)
|