Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:Чем же она противоположна? Греки называют суда русов акатиями. Я тут уже приводил пример тому что термин акатия употреблялся к судам совершенно разного типа и класса, и подкрепил этот пример на современном материале показав что и яхты и ялы могут быть совершенно разные и по размерам и по техническим составляющим. Т.е. могут парусные, моторно-парусные и чисто моторные. Но все это яхты. Тогда в чем разница с акатиями, тем более русскими малыми акатиями? Греки акатиями назвали суда русов просто потому что нашли некоторое между ними сходство, а именно легкость, малые размеры и быстроходность.
Не хочу тратить не ваше, не свое время на пустой разговор о том что акатии бывают разные.
Я вам ответил - термин указывает на класс судна, а класс предусматривает все эти нюансы.
Если перевести на современный лад, то можно просто посмотреть "Классификация судов по правилам регистра"
https://studfiles.net/preview/6162220/Так же приводил цитаты по которым видно что один и тот же тип судна имея разное количество ряд весел,
будет больше или меньше. По акатиям примерно тоже самое морской/речной и т/д.
Т.е это вполне очевидная вещь, что грубо говоря лодка может быть разной.
И закончим с этим.
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:С чего вы решили что одно и тоже?
Нет, я как раз таки не уверен что это одно и тоже, о чем уже говорил.
Однако археология указывает только на один тип судна. Отсюда следует что все 4 термина это
грубо говоря моноксил 10го века остатки которого нашли у Хортицы.
Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:Давайте рассмотрим. μονόξυλα - это однодревка, которую славяне рубят в своих лесах, по свидетельству К.Б. Уже объяснял upasaka почему К.Б. мог использовать этот термин. Ему его вероятно назвали при переводе, объяснении, что именно рубят в своих лесах славяне. Греческое моноксил это и есть однодеревка-долбленка. σκαφίδι, ἀκάτια. Вы, насколько я понимаю, видите в этих терминах разные суда. Я вижу диалектические особенности. Проще говоря, авторы писали названия судов русов как бог на душу положит. В меру своих представлений. Акатия отличалась от моноксила тем что на нее до устанавливали некоторый такелаж, в частности -уключины, кормила, а перед выходом в море парус и мачту. Т.е. просто лодка однодревка уже превращалась в некое подобие более технически сложного судна.
Допускаю что информатор прошел весь путь с росами из Киева в Константинополь.
Но я понял вас, т.е μονόξυλα - σκαφίδι - ἀκάτια. Все может быть, но если понимать σκαφίδι = ἀκάτια, то у нас акатия появляется уже на ДОпродажной стадии.
По идее должно быть так, если σκαφίδι 1) долбленка 2)ее продают росам ||| то σκαφίδι - μονόξυλα - ἀκάτια.
Возникает вопрос, если у нас есть долбленка зачем нам еще моноксила? и наоборот.
Даже если мы предположим вашу версию - "как бог на душу положит", выходит бог положил на душу два термина обозначающего одно и тоже? Т.е у греков было два термина для обозначения моноксила.
А КБ, делает упор на один из них, как будто бы "выдолбленное с одного ствола дерева" отражает более реально чем просто "выдолблено из дерева". Вам не кажется что тут что-то не то? либо с переводом, либо с термином.
Скаф -Акатий, примеры.
http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1426495211/8900--
http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1426495211/8940Roxsalan писал(а) 05.10.2018 :: 14:34:35:Исследователи которых мы тут неоднократно цитировали, предполагают, оговариваясь, что ВОЗМОЖНО, борта наращивались. Логика подсказывает что так должно было быть. Но мне не понятна техническая сторона дела. Одно дело когда на судне стоят шпангоуты к которым тем или иным способом можно дошивать доски для бортов. Как это можно сделать не имея шпангоутов мне не понятно, конструкция получается слишком хлипкая. Археологический материал не дает оснований утверждать что на юге широко использовались суда с шпангоутами и даже расширенные долбленки. В этом и вся проблема.
Ближайшими аналогами (моноксилу из Хортице 10-11век) если я правильно понимаю, будут два моноксила найденные примерно там же. Первый не менее 6м, 15 век, а второй, там же, 3.5 метра 12 век.
Так же есть на Десне 16й век, этот сопоставим по размерам, 13.5м.
Есть Вщижский челн, бассейн Оки-Десны, 8,8 м. Но на нем шпангоуты.
Вы упоминали о какой-то ладожской находке близкая по времени к первому, но там тоже шпангоуты.
Я бы сюда добавил волынский моноксил (фото которого приводил) 12м, 13 век. Найден в 2015. Подробного описания по нему у меня нет.
https://gazeta.ua/ru/articles/history/_na-volyni-podnyali-unikalnuyu-lodkudolble...http://day.kyiv.ua/ru/news/100318-v-manevichah-na-volyni-sozdayut-muzey-odnogo-e...В итоге что есть.
1)Хортица. Моноксил 11м, 10-11 века - осталось только дно лодки, на этом дне не было найдено никаких приспособлений для крепления мачты.
2)Хортица. Моноксил 6м, 15 век. Тоже ничего не найдено для крепления такелажа, мачты и т/д.
3)Хортица. Моноксил, 3.5м, 12век. Ничего не найдено.
4)Десна. Моноксил, 13.5м, 16век. Есть отверстия по боротам, предположительно для уключин.
5)Волынь. Моноксил 12м, 13век. Описания нет, но на бортах видны какие-то срезы.
Остальные два, со шпангоутами. (влияние северной традиции).
Т.е по сути мы можем только предполагать отталкиваясь видимо больше от варианта 4, что и на его предшественниках в 10-11в, были также некие отверстия для установки уключин,
а так же возможно для мачты. И еще я бы добавил как общую схожесть это наличие транцевой кормы. Причем не только для Руси, но и для Европы в целом. Особенно тех, что без шпангоутов.
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Monoxylons_of_Europe (самый последний - копия болгарского рисунка на кости)
Пока не знаю имеет ли это какое-то значение для нашей дискуссии.
http://apxeo.info/rossiya/srednevekovoe-sudostroenie-v-yugo-vostochnoj-rusi-bass...