upasaka
|
Уже сколько раз приводили Лукошкина: "Однако Порфирогенет упоминает об оснащении русских моноксилов мачтами и парусами. Поэтому уместно задаться вопросом — какими? И, как ни странно, на этот вопрос можно дать довольно обоснованный ответ. Дело в том, что еще предшественники Константина, за 200 лет до него, упоминали славянские суда в любопытном сочетании «моноксилы-акатии». Приведем два таких текста. Оба они принадлежат патриарху Константинопольскому Никифору (758—828), который еще до патриаршества, в молодости (ок. 787 г.) написал исторический труд, известный под латинским наименованием «Breviarium» (Краткая история).
Первый из интересующих нас фрагментов посвящен осаде Константинополя соединенной армией аваров и славян в 626 г. В русских публикациях текст выглядит так: «Поскольку авары (в других источниках - росы) вели с собой и славянские полчища и опирались на них как на союзников, они договорились с ними [...], чтобы они, как только увидят огни, зажженные на внешнем укреплении Влах#рн, тотчас выступили бы с [своими] моноксилами-ладьями...» Но в подлиннике употреблено именно двойное название — «моноксилы-акатии».
Второй фрагмент касается попытки восстания в 718 г. сосланного в Фессалонику Артемия-Анастасия II. Описывая действия бунтовщиков, Никифор отмечает, что «... Артемий между тем вместе [... ] с булгарами дошли до Ираклии, а с ними к тому же Артемий вывел из Фессалоники ладьи — они их называют моноксилами...» Здесь тоже словом «ладьи» переведен термин akatia.
Но на самом деле «акатии» — это не ладьи, а особый тип древнего одно-или двухмачтового судна, вооруженного треугольным парусом, который именовался «акатион». Сами суда этого типа известны в древней литературе под названием «акаты». Они применялись с глубокой древности. Например, Т. А. Шумовский в своей книге об арабском мореплавании приводит текст из папируса конца VII — начала VIII вв.: «Время делает свое дело, и в хрупких посланцах дальней страны и давнего века, собранных на невском берегу, в доме русского ученого и коллекционера Н. П. Лихачева, а потом перешедших в государственное хранение, уже не все поддается разберу. Между тем, хотя это и не изящная поэма и не глубоко продуманный трактат, а всего лишь собрание деловых писем арабского правителя Египта КУрры ибн ШарИка управляющему городом Коме Афродито греку Василию, то есть «серый» памятник канцелярского стиля, как интересны для нас сейчас его строки! Документ № 5 глухо говорит об отправке матросов и корабельного снаряжения для морской экспедиции. Обширный документ № 6 указывает: «Мы постоянно нуждаемся в плотниках и конопатчиках для содержания в исправности кАрабов, акАтов и дрОмонов...» Все три упоминаемых типа арабских судов на Средиземном море пришли из византийского флота. Предписывая Василию произвести в его местности набор юношей для обучения ремесленному делу, Курра ибн ШарИк продолжает: «...распорядись, чтобы половина их была поставлена на строительство и конопачение кораблей... Далее, обяжи население твоего округа посадить много деревьев, именно виноградников, акаций и других». В качестве материала для кораблестроения акация была известна еще в древнем Египте. «Как только получишь это письмо,—сказано в документе № 9,—сразу и немедленно, не теряя ни минуты, вышли требуемые с твоего округа корабельные гвозди...» Документ № 10 трактует о плате за проезд на кораблях".
|