Roxsalan писал(а) 26.09.2018 :: 12:52:27:Какая аката была у русов по мнению греков, а точнее по вашему мнению? А это уже из другого источника
Roxsalan писал(а) 26.09.2018 :: 12:52:27:Интерес тут вызывают фессалоникские небольшие суда -акатии и фессалоникские однодеревки- моноксилы.
Это интересный вопрос, и не менее неинтересны сведения о фессалоникских акатиях.
Пару цитат (могут быть ошибки, текст вытаскивал через ABBYY FineReader )
--
Акатий. Акатий (άκάτιον, acatium) был заимствован римлянами у греков. Он представлял собой небольшое легкое судно, которое могло ходить как под парусом, так и на веслах. Фукидид называет акатием лодку,
которую можно было перевозить на одной повозке (Thuc., IV, 67, 3).
Неизвестно в точности, сколько мачт было на акатии. Предполагается, что не менее двух, одна из которых несла главный парус, а вторая — вспомогательный.
Одно из замечаний, оставленных Плинием Старшим, позволяет составить определенное представление о конструкции акатия: «Муциан рассказывает, что есть улитка, раковина которой, как бы имеющая киль, по форме
подобна акатию с изогнутой внутрь кормой и носом, снабженным тараном» (Plin., IX, 49)|
Боевой акатий, очевидно, представлял собой легкий ботик; на его борту могло находиться 30 человек.
Так же, как и другие быстроходные суда, такие как лемб пли миопарон, акатий использовали пираты.
--
Скафа. Термин скафа (scafa или scapha) имел достаточно широкий смысл. Согласно Исидору, скафы использовались в качестве разведывательных судов:
«Скафа, которая является катаскопом, это корабль, называемый на латинском спекулатором (speculatorium); «скопос» (skopos) ведь по-латыни означает «следить» (intendere)» (Isid., Orig., XIX, 18 )237. Вместе с тем Цезарь проводит вполне определенное различие между разведывательными ботами (speculatoria navigia)
и скафами: последние — это шлюпки, которые были привязаны канатами к корме военных кораблей. Цезарь использовал их наряду со speculatoria navigia, чтобы подвозить солдат как можно ближе к берегу во время высадки римлян в Британии (Caes., BG, IV, 26)23β. Петроний также упоминает о скафе как о шлюпке,
следующей за коммерческим судном (Petron., 102)239. Такие спасательные шлюпки имели острый форштевень и плоскую низкую корму.
Очевидно, за каждым крупным кораблем должна была следовать своя скафа. Так, когда корабль Кассия, командовавшего флотилией помпеянцев, был захвачен, то он смог спастись, пересев на скафу (Caes.,ВС, III, 101). Цезарь называет скафами больших кораблей (scaphas navium magnarum) шлюпки, которыми Антоний воспользовался в 48 г. до н. э. для нападения на суда помпеянцев. То, что скафа при каждом корабле была только одна, демонстрирует эпизод морского сражения у острова Таврида (46 г. до н. э.) между цезарианцами под командованием Публия Ватин ия и помпеян нами под командованием Марка Октавия. Когда флагманская квадрирема Октавия оказалась пробитой и пошла ко дну, то сам Октавий спасся, пересев на скафу. Однако скафа также была потоплена, поскольку на нее устремилось слишком много людей с гибнущей квадриремы ([Caes.], Bell. Alex., 46).
Наконец Вегеций, рассказывая о легионной организации прошлого,
называет скафами особые лодки (monoxyli), выдолбленные из цельных стволов дерева, которые были в обозе у каждого легиона и служили для строительства понтонных мостов (Veg., II, 25; III, 7).
Скафы могли быть разных размеров. Цезарь упоминает о крытых и хорошо оснащенных скафах (tectis instructisque scaphis) (Caes., ВС, III, 100), которые, возможно, были более крупными, нежели обычные шлюпки. В источниках говорится о двухвесельных скафах (scaphae biremes). Например, о таких рыбачьих лодках сообщает Страбон: «в многочисленных двухвесельных лодках (έν δικώποις
σκαφιδίοιζ πολλοις) по двое в каждой лодке; один гребет, а другой стоит на носу с гарпуном в руке» (Strabo, I, 2, 16). Двухесельные лодки могли, очевидно, называться просто biremes (биремы). Лукан, рассказывая о прибытии Помпея в Египет, пишет:
«... Встретить его небольшая бирема несется
С мерзкою шайкой убийц».
(Lucan., VIII, V. 562)243.
По всей видимости, в данном случае речь идет не о биреме — корабле с двумя рядами весел, а о двухвесельной скафе. В подтверждение этого можно вспомнить, что
Плутарх, описывая тот же самый эпизод, говорит о небольшом акатии (άκάτιον μικρόν), то есть лодке (Plut., Pomp., 78).
Существуют также указания на то, что были трехвеселъные скафы (scaphae triremes), а также скафы с пятью (
σκάφην πεντηρικόν) и даже с тринадцатью веслами (σκάφην τετριηρικόν). Как были устроены эти суда, можно только предполагать. Возможно, на каждом борту они имели различное количество весел.
Барки, лембы и мускулы. Согласно Исидору Севильскому, барками (barcae) назывались лоцманские лодки, подводившие к портам коммерческие суда (Isid., Orig., XIX, 19)2. Исидор говорит о гражданских барках, которые, вероятно, отличались от скаф тем, что делались из досок, в то время как
скафы изначально представляли собой лодки-долбленки.
Карав. К VIII в. греческие писцы в мусульманских канцеляриях Египта использовали термин «дромоп» наряду с другими терминами,
обозначающими военные корабли, такими как акатий (άκατος, άκάτιοι/) и карав, для обозначения военных судов египетского флота, хотя их мусульманские правители называли те же самые корабли различными арабскими названиями (GP, IV, Рар., 1337,3, 1348,3, 1369,4, 1376,6, 1387,6, 1390,2, 1391,4,1408,5, 1410,2, 1435,10, 1435,95, 1442,22 1442,135)294. Термин «каравы» (κάραβοι), вероятно, вообще не был греческим и впервые появляется в папирусах Арсинои и аль-Файюма.
Цитаты из - Банников А.В., Морозов М.А. - История военного флота Рима и Византии - 2014