Roxsalan писал(а) 06.07.2018 :: 23:42:44:Надо смотреть по ингумациям, но вероятность влияния христианства исключать не стоит.
Тут я приведу просто пару цитат.
"Вместе со сменой, во второй половине VIII в. ориентировки погребений
с меридиальной на
широтную и распространением христианского погребального обряда камеры с кладбищ германцев
исчезают." /Древнерусские камерные погребения и Гнездово/ К.А. Михайлов
"А. Диркенс и П. Перм, рассматривая раннехристианские погребения Галии,
указывают на три основные
признака — ингумация, ориентация могилы по линии «восток — запад» и минимальный набор погребального инвентаря [481, р. 79 — 85], при этом, они же подчеркивают, что
названные признаки весьма условны."
/ПОГРЕБАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ОБРЯД В ВИЗАНТИЙСКОМ ХЕРСОНЕ (IV–X вв.)/ М.В. Фомин
Там же:
"Упрощается и само трупоположение. Из 15 известных вариантов трупоположений античного времени, приведенных С. Б. Сорочаном [140, с. 39],
все свелось к двум — трем: тело, вытянутое на спине, с руками скрещенными на груди, сложенными на поясе или вытянутыми вдоль туловища и с головой, повернутой преимущественно на запад. Традиционно считается, что христианские могилы ориентированны головой на запад, но на кладбищах Херсона ориентация по сторонам света выдерживалась далеко не всегда. Возможно, это связанно с тем, что при захоронении покойных использовались уже готовые, унаследованные от античной поры погребальные сооружения"
"Заведенный у ромеев обычай складывать руки умерших на груди крестом в Херсоне встречался достаточно редко и, возможно,
получил широкое распространение лишь к концу раннего средневековья IX — X вв"
"Можно указать и на грунтовую, крытую досками могилу № 2809, с костяком, руки
которого были скрещены на груди, как было принято в IX — X вв."
"
В отличие от христианских погребений IV — V вв., в VI — X вв. количество инвентаря в могилах заметно
сокращается, особенно с VII в."
"Исходя из анализа раннехристианских погребений, можно сформулировать некоторые критерии,
которые позволили бы отделить христианские могилы от языческих захоронений.
Христианская традиция погребения и отношения к смерти предполагает периодические посещения
погребальных сооружений и совершение поминальных служб, молебнов, панихид.
Для этого необходимо сохранение доступа к могиле."
--------
После церковного раскола 1054г.
Статья византийского происхождения вторая половина XI века, - "О фрязех и прочих латынех"
по списку Новгородской кормчей 1280г. - "Епископом их умершим за всю осмь днии оставляють я не погребены. И сущиим в пределе том вси пришедше, яко же обычаи имеют, облекше и, поют над ним. и тогда погребають. Руце не крестообразно полагають ему на персех, яко же и мы,
но долу при бедрах простирают. и очи и уши и ноздри и уста воском залепляют"
Слово святого Феодосия, игумена Печерского монастыря о вере хрестианской(варяжской) и о латинской (1069),
написанный по вызову князя Изяслава. - "Икон не целуют, ни мощей святых; а крест целуют написавше на земли, и вставше попирают его ногами,
мертвеца кладут на запад ногами(а головой на восток),
а руце подон подложивше"
------
Цитаты/ В.Г. Ивакин Киевские погребения Х века
"Ориентация большинства погребений с ингумациями соответствует канонам христианского обряда: тело покойника укладывают головой на запад (с небольшими сезонными отклонениями)"
"На основе созданного каталога можно выделить основные типы погребальных
сооружений Х в. Анализ материалов из погребений позволяет сделать выводы о значительном социальном и имущественном расслоении населения в рассматриваемое время. Основная масса киевлян осуществляет погребение в деревянных гробах и могильных ямах, характерных для христианской традиции. Сопровождающие предметы в таких
могилах, как правило, малочисленны и бедны. Зафиксировано много безынвентарных захоронений."
"Предметы христианского культа. Эта категория включает крестообразные подвески
из серебра и бронзы, обнаруженные в восьми киевских дружинных захоронениях:
четырех
камерных (А2, 14, 16, 29) и четырех рядовых(В16, 40, 79, 82) (рис. 35)."
"Как правило, крестообразные подвески входили в состав женского ожерелья"
"Крестики из погребений А2, В82 принадлежали детям шести-восьми лет, одна крестообразная
подвеска найдена среди инвентаря захоронения воина с конем"
"В нескольких погребениях обнаружены
крестообразные накладки и нашивки, украшавшие вещи, которые сопровождали покойного. В
камерном погребении А2 на груди погребенного ребенка зафиксирована крестообразная накладка. У левого локтя женского
камерного погребения А14 покоились остатки сумки, украшенной серебряным крестом-накладкой"
"Дискуссия по поводу интерпретации данных находок началась со времени первых открытий погребальных древностей и продолжается сегодня....И все же большинство современных исследователей видит в них знаки христианского благочестия, указывая на их распространение в Северо-Западной Европе именно в период
активной христианизации. Н. Недошивина предполагала, что такие символы изготовляли местные христианские общины специально для погребения (Недошивина 1983: 224)"