Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 212 213 214 215 216 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 566625 раз)
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4260 - 11.03.2018 :: 12:16:37
 
Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 12:06:20:
Абсолютно бездоказательные выводы.


Не надоело? Печенеги все равно не догребут до Андалусии.
Нет, ни одного источника называющего русь ясами. ну вот нет и все тут.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4261 - 11.03.2018 :: 12:36:57
 
Богдан М писал(а) 10.03.2018 :: 19:19:27:
Если у летописца (новгородского) была задача легитимизации варягов+Рюрика в числе "создателей Руси", то Н1Л НЕ имела бы описания начала руской земли с Кия и его братьев, причём ДО призвания Рюрика.

Богдан М писал(а) 10.03.2018 :: 19:19:27:
Если у летописца (новгородского) была задача легитимизации варягов+Рюрика в числе "создателей Руси", то Н1Л НЕ имела бы описания начала руской земли с Кия и его братьев, причём ДО призвания Рюрика.

Почему? Новгородский летописец просто переписал созданный в Киеве Начальный свод, причем, не особо заморачиваясь по этому поводу, а дальше уже стал описывать то, что собственно касалось непосредственно Новгорода. Интересно тут другое. Н1Л сообщает что Игорь уходя с Олегом был уже зрелым мужем, но новгородские предания ничего не сообщают о том, чем Игорь занимался в Новгороде до своего уходя.  Создается впечатление что Игорь это вообще не новгородская история, а всего лишь эпизод взятый из раннего источника и адаптированный к Новгороду. О том что русская история в контексте Рюрик -Игорь была искусственно привязана к Новгороду исключительно по политическим соображениям говорится давно.

Богдан М писал(а) 10.03.2018 :: 19:19:27:
Вот именно это,  при бытности указанной задачи, выглядит полной нелепицей, а если сотоварищи Рюрика становятся народом "русь" только в Киеве, то это нелепица тем более

Это не нелепица, это неуклюже выполненная задача объединить две совершенно разные истории, киевскую и новгородскую.

Богдан М писал(а) 10.03.2018 :: 19:19:27:
В лЂто 6352 [854]. Начало земли Рускои. Живяху кождо  родомъ своимъ на своихъ мЂстех  и  странахъ, владЂюща кождо  родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму  же  имя Щекъ, третьему  же имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь.


И что? автор Н1Л кратко излагает истории разных регионов. Я понимаю вашу мысль как и задачу. И в целом согласен с ходом ваших мыслей, но Н1Л прямо не называет Кия с братьями русью, что следуя логике сообщения летописи было бы оправдано. Кстати, более поздние летописи пишут о том, что Кий и К были разбойниками и выходцами из Новгорода, и Олег придя в Киев убил именно их, а не Аскольда и Дира.

«в лето 6463  по Игоре великом князе в Великом Новеграде княжил Ольг. И в то время в Великом Новеграде быша три брата разбойницы, имена же им Кий, Щок, Хорив и имеяша же и сестру именем Лыбядь. И великую новгородцам пакость творяху. Некогда же их новгородцы переимаша со всею дружиною их, числом тритцать душ, всии же бяху храбрии и силни зело, и осудиша их повесити. Они же моляша князя Ольга со слезами, дабы их отпустил, и обещашася идти, иде же несть вотчины, ни державы князя Ольга. Он же отпусти их. Они же идоша два месяца  от Великого Новгорода  и приидоша  на реку Днепр, иже течет из Русской земли на полдень в море теплое, понеже обретоша горы высокия… И вселился Кий на той горе, яже и ныне зовется Киевец… И нача пахати землю с роды своими. К ним же мнози прихождяху и живяху с ними. И потом Кий созда мал градец и нарекоша его Киевец. И прииде на них князь Олег и поби Кия и з братию и заложи град великий Киев». ( Мазуринский летописец)

«В лето 6388-го году предереченный же князь Олег приим великое княжение над словяны и русы и нача по многим местам грады ставити, и дани и оброки уставливати по всей Руской земли…. Прииди же и в Киев и убив триех братов, киевских начальников: Кия, Щека, Хорива. И нача княжить в Киеве и в Великом Новеграде» (Краткий Московский летописец)

Богдан М писал(а) 10.03.2018 :: 19:19:27:
Кстати, о походе Кия на Царьград, но уже у Нестора:


Как видим, Нестор знал несколько версий о происхождении Кия, но выбрал одну, наиболее ему приятную. Что это был за поход и был ли он вообще, установить вряд ли когда нибудь получится. Если я правильно понимаю, вы хотите увязать поход Кия с походом 860 года? Теоретически, все может быть, а практически - доказать это будет трудно. Одной Н1Л согласно которой Кий с братьями современники  Рюрика мало.






Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4262 - 11.03.2018 :: 13:11:03
 
scriptorru писал(а) 11.03.2018 :: 09:36:58:
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 00:01:57:
При всем уважении к сединам - абсолютно из пальца.

Не из пальца, а напротив, весьма логично...



Да хотб сверхлогично, никаких фактов, что новгооодская элита чтото предписала рюрику нет.
с той же логикой она была вырезана под корень, если вообще существовала.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4263 - 11.03.2018 :: 13:15:55
 
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:37:55:
Надо полагать, с появлением оборонительных укреплений.

Более чем спорное утверждение. А вообще единства относительно того, что можно считать городом у историков нет. Так одни хазароведы считают куда более крупные, нежели Ладога и Киев, салтовские городища с белокаменными крепостями в них - городами, а другие отказывают им в праве считать эти крепости и городища, городами.
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:37:55:
У Михайлова про это было:

И какие у вас выводы на этот счет?
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:37:55:
Сложно сказать. Это ведь мнение не подавляющего большинства. Есть исследователи - антинорманисты.

В том то и дело что сложно. Я уже приводил здесь ссылку на передачу с участием гнезовских археологов которые в целом позиционируют себя как умеренные норманисты. Но даже среди них нет единства по многим вопросам, в том числе и по этническому происхождению некоторых погребенных, не говоря уже про другие вопросы. Но при этом, все они таки делаю упор на норманство руси. Сегодня на Генофон РФ вышел анонс книги О. Губарева издавшего рукопись 1960 года, А. Альмарика "Норманны и Киевская Русь". Вместе с анонсом там разместили  статьи-рецензии на эту книгу Клейна и Петрухина. В свое рецензии Петрухин, несмотря на сто раз  разбиравшиеся выводы Назаренко, Шрамма, да и того же Куника о том, что имя русь как и финское ruotsi не происходит от скандинавского ропс, продолжает рассказывать сказки про скандинавских гребцов называвших себя ропсами от которых произошло финское ruotsi и славянское русь. И это есть самая верная из научных теорий. О чем тогда вообще споить и говорить?
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:37:55:
Я же писал о тех случаях, когда разные лаборатории дают схожее заключение, в таких случаях предположения о подгонке датировок звучат странно.

Проблем в том что нет методик позволяющих установить точную датировку, всегда есть погрешность +/- и иногда эта погрешность достигает десятков а то и сотен лет. В ряде случаев даже десяток лет это уже принципиально.
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 22:48:02:
Новая крепость стала резиденцией архиепископа, старая крепость оставалась резиденцией князя.

Какого князя в 1Х-Х веке? Олег и Игорь в это время в Киеве, про их наместников в Приильменье летописи не сообщают. Более того, о Новгороде летопись вспоминает только в 947 году когда туда идет Ольга устанавливать погосты и накладывать дань.

"В лето 6455 (947).Отправилась Ольга к Новгороду и установила погосты и дани по Мсте и оброки и дани по Луге. Ловища ее сохраняются по всей земле, следы и места ее пребывания, и погосты, а сани ее стоят в Плескове и поныне, и по Днепру, и по Десне находились ее перевесища*, и есть село ее Ольжичи и доселе. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви."

Кстати, археологи опять таки фиксируют в регионе пожары этим временем. И связывают их с приходом Ольги.

"Внешнеполитические успехи Олега отразились на переориентации связей. Для многих центров ранней Руси именно на рубеже 1й и 2й четверти X в. наступает пора расцвета, что отражено в Ладоге формированием плотной застройки горизонта Д и на участке Варяжской улицы. Не исключено, что пожар середины X в. (около 950 г.) связан с походом на север княгини Ольги (в ПВЛ под 947 г.). Такие же следы пожаров отмечены и в других центрах Новгородской земли. И так же как в Ладоге, катастрофы не вели к упадку этих центров, что свидетельствует об устойчивости заинтересованных в их существовании социальных групп и организаций." (Кузьмин С. Л., Волковицкий А. И. Пожары и катастрофы в Ладоге: 250 лет непрерывной жизни?)

Князь в Новгороде появляется только в 970 году

"В лето 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега в Древлянской земле. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами найдем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?» И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши, ключницы Ольгиной. Малуша же была сестрой Добрыни, отец же им был Малко Любечанин, и приходился Добрыня Владимиру дядей. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». Он же ответил: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрыней, дядей своим, в Новгород, а Святослав – в Переяславец." (ПВЛ)

Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 22:32:12:
К книге Звягина про путь "из варяг в греки" я отношусь скептически. Например, он пишет, что уровень воды Ловати и Днепра в 9 – 10 веках был ниже на 5 метров(!).  Если в Великих Луках современный уровень ниже 5 метров, то выходит, что река там в 10 веке не протекала?

вы можете скептически относится ко всему, и это вполне оправдано.  Но свой скепсис надо аргументировать и подтверждать опираясь на источники. По обводннености тех или иных территорий, полноводности реки и вообще по климату в рассматриваемый нами период работы имеются, Звягин опирается на них. Смотрите.  Относительно ваших собственных выводов, то они не корректны, в одни периоды реки были менее полноводны, в другие более полноводны, поэтому ваше заключение что  Если в Великих Луках современный уровень ниже 5 метров, то выходит, что река там в 10 веке не протекала?, мягко выражаясь, не совсем корректны и научны.

Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 08:42:27:
Поясните. Ключевский писал о том же:
«Припомним значение князя, вождя дружины, в старинных торговых городах Руси IX века. Это был наемный военный сторож города и его торговли. Точно такое же значение сохранял для Новгорода и князь удельного времени… Значение князя как наемника новгородцы, верные своей старине, старались поддерживать договорами до конца своей вольности»
В.О. Ключевский "Курс русской истории"

Данные выводы Ключевского, особенно по городам руси 1Х века абсолютно ни чем не обоснованы. Надо еще найти эти города руси в 1Х веке. В целом же, все подобные выводы опираются на более позднюю и эксклюзивную новгородскую практику, с его демократией. В иных местах Руси власть князя была абсолютна и бесприкословна.

Наверх
 
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4264 - 11.03.2018 :: 13:18:51
 
Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 11:40:59:
Как видим, здесь Носов и не заикается о том что Городище это и есть ранний Новгород.

Надо исходить из того, что на момент написания статьи не было известно, где будут обнаружены более ранние слои – на Городищенском, Софийском, Неревском или Славенском холме.

Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 11:40:59:
Напротив, подчеркивает что оба этих поселения не только развивались параллельно но и противостояли друг другу.

Что из того, что старый центр не перестал существовать, с появлением нового центра, а продолжал параллельно развиваться?
Как они могли друг другу противостоять, если старый центр был ориентирован на языческое святилище, а новый – на христианский комплекс? Речь идёт о том, что с развитием христианства и исчезновением язычества, старый центр часть функций утратил, а новый – приобрёл.

Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 12:06:20:
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:13:24:
Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наемного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами, и они на этом богатели. К концу ХI века они вообще создали свою вертикаль власти - посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать.

Абсолютно бездоказательные выводы.

Сравните роль князя в Киеве и в Новгороде в более позднее время. В Киеве князья обладали неограниченной властью, в Новгороде – были сильно ограничены в правах.


Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 12:06:20:
Выше уже привел по Новгороду Носова, славянская знать формируется к середине Х века и собственно в Новгороде.

Носов пишет о появлении славянской знати или об очередном создании этой знатью новой структуры?
Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 11:40:59:
...смотрим того же Носова... "...Постепенно противостоявшие Рюрикову городищу посёлки славянской знати образовали новую поселенческую структуру и переняли к рубежу X–XI вв. значительную часть экономических и административных функций прежнего центра..."


Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 12:06:20:
Кто отстраивал Ладогу по норманнскому образцу и наводил порядок в Приильменье после 880 года если Олег и Игорь в это время свалили в Киев? Славянская знать что ли? И почему тогда Олег и Игорь свалили в Киев, а не занялись восстановлением подконтрольных им территорий? И что это тогда за призванцы, которые обидевшись и нарушив договор уходят куда глаза глядят от места своего призвания?

Опять же стоило сравнить с более поздним периодом, когда князей призывали или прогоняли на своё усмотрение.
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4265 - 11.03.2018 :: 13:21:47
 
Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 08:42:27:
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 00:01:57:
Боровик писал(а) 10.03.2018 :: 19:13:24:
По мнению академика В. Л. Янина, Рюрику местная элита предписала, что он не имеет права собирать дань с населения, это могут делать только сами высокопоставленные новгородцы, а ему должны давать только дар за отправление им обязанностей, опять переведу на современный язык, наемного менеджера. Весь бюджет также контролировался самими новгородцами, и они на этом богатели. К концу ХI века они вообще создали свою вертикаль власти - посадничество, которое затем сделалось главным органом вечевой республики. Кстати, я думаю, не случайно Олег, ставший после Рюрика новгородским князем, не захотел здесь задерживаться и направился в Киев, где уже стал безраздельно властвовать.

При всем уважении к сединам - абсолютно из пальца.

Поясните. Ключевский писал о том же:
«Припомним значение князя, вождя дружины, в старинных торговых городах Руси IX века. Это был наемный военный сторож города и его торговли. Точно такое же значение сохранял для Новгорода и князь удельного времени… Значение князя как наемника новгородцы, верные своей старине, старались поддерживать договорами до конца своей вольности»
В.О. Ключевский "Курс русской истории"
https://www.litmir.me/br/?b=48305&p=117


Какие источники позволяют нам рассуждать о значении князя в 9 веке в русских городах!
Хорош.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4266 - 11.03.2018 :: 13:28:23
 
Цитата:
Князь в Новгороде появляется только в 970 году
Князь в Новгороде появляется только в 970 году


Как бы из этого совсем не следует, что в 969 году какогонибудь другого князя там не было.

Лакуны в пвл не означают, что ничего не происходило, либо что ситуация равна той, что была в предыдущем упоминании.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4267 - 11.03.2018 :: 13:33:07
 
Evgen11 писал(а) 11.03.2018 :: 10:02:22:
scriptorru писал(а) 11.03.2018 :: 09:36:58:
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 00:01:57:
При всем уважении к сединам - абсолютно из пальца.

Не из пальца, а напротив, весьма логично...


Из Лепеля виднее. Какой там Янин, Цукерман  и Ко....., Шакур, вот знаток сущего!


Не надо всякую фрикоту к академикам в компанию записывать.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4268 - 11.03.2018 :: 13:35:21
 
Цитата:
Не исключено, что пожар середины X в. (около 950 г.) связан с походом на север княгини Ольги (в ПВЛ под 947 г.). Такие же следы пожаров отмечены и в других центрах Новгородской земли. И также как в Ладоге, катастрофыне вели к упадку этих центров, что свидетельствует об устойчивости заинтересованных в их существовании социальных групп и организаций." (Кузьмин С. Л., Волковицкий А. И. Пожары и катастрофы в Ладоге:250 лет непрерывной жизни?)


Даже заинтересовало, другие центры новгородской земли это что именно?
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4269 - 11.03.2018 :: 13:38:50
 
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 13:33:07:
Evgen11 писал(а) 11.03.2018 :: 10:02:22:
scriptorru писал(а) 11.03.2018 :: 09:36:58:
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 00:01:57:
При всем уважении к сединам - абсолютно из пальца.

Не из пальца, а напротив, весьма логично...


Из Лепеля виднее. Какой там Янин, Цукерман  и Ко....., Шакур, вот знаток сущего!


Не надо всякую фрикоту к академикам в компанию записывать.


Правильно, потому обратитесь в академию наук, что бы там с этими подонками разобрались, ваш голос в этом вопросе точно будет главным.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4270 - 11.03.2018 :: 13:41:24
 
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 13:11:03:
Да хотб сверхлогично, никаких фактов, что новгооодская элита чтото предписала рюрику нет.
с той же логикой она была вырезана под корень, если вообще существовала.

Это с вашей позиции. Целый ряд специалистов и не без оснований так считает. Но вы и того же Петрухина, не открывали конечно ..
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Боровик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 127
Россия
Пол: male

НовГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4271 - 11.03.2018 :: 13:54:32
 
...
Roxsalan писал(а) 07.03.2018 :: 19:23:56:
Расширение государства это  миф возникший под влиянием ПВЛ. Как приведенные вами карты согласуются с археологией? на карте датируемой 862 годом указаны города которые в 862 году еще не существовали Ростов, Смоленск, Новгород, Муром, Белоозеро, Старая Руса.


Ростов
О времени возникновения Ростова, существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение города в раннюю эпоху, другие - перенос с Сарского городища.
"Город возник в средоточии славяно-мерянских поселений 7-10 вв., существовавших на берегах оз. Неро и Плещеево."
"Ростов"
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/rus/o/32-1-0-1496
"Согласно данным археологии, старинное Сарское городище, крупный укрепленный прото-город на реке Сара впадающей в озеро Неро, существовал в земле меря уже в VII в. и долгое время был мерянским племенным центром."
"Сарское городище"
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/s/37-1-0-1269

Муром
"Археологические данные свидетельствуют, что русскому городу предшествовали один или несколько муромских поселков VIII-X вв., располагавшихся на территории позднейшего Мурома. Эти поселки играли, по-видимому, значительную роль в торговле по окскому пути, о чем может свидетельствовать огромный (весом в два пуда 38 фунтов) клад восточных монет 715-935 гг.
Муром VII-IX вв. был двойным городом: административный и ремесленный центр находился на Чаадаевском городище, а торговая крепость – на месте современного города.
"
"Основание Мурома"
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/murom/i/48-1-0-1246

Белоозеро
"Раскопкам подверглось известное урочище на правом берегу Шексны (в 2 км от ее истоков из Белого озера), носящее название «Старый город». Местное предание и записи XVII—XVIII вв. связывали эту местность с летописным Белоозером. В 1929 г. здесь провел разведку В. И. Равдоникас, обнаруживший культурные слои IX—XII вв."
Голубева Л.А. "Древнее Белоозеро"
http://arheologija.ru/golubeva-drevnee-beloozero/

Старая Русса
"В результате археологических раскопок было установлено, что город Старая Русса в Новгородской области гораздо старше, чем предполагалось. Первое поселение на этом месте появилось в IX веке - на 200 лет раньше, чем думали раньше."
"Археологи "состарили" город Старая Русса на 200 лет!"
http://culture.novreg.ru/arheologi-sostarili-gorod-staraya-russa-na-200-let.html...

Про Смоленск и Новгород было ранее:
scriptorru писал(а) 08.03.2018 :: 16:38:26:
По последним данным, Смоленск постарел не менее чем на 50 лет https://readovka.ru/news/26455

Боровик писал(а) 04.03.2018 :: 23:55:06:
«Рюриково городище оказалось на полвека старше»
http://old.archeo-news.ru/2016/03/blog-post_62.html
Наверх
 
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4272 - 11.03.2018 :: 14:17:10
 
scriptorru писал(а) 11.03.2018 :: 13:41:24:
Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 13:11:03:
Да хотб сверхлогично, никаких фактов, что новгооодская элита чтото предписала рюрику нет.
с той же логикой она была вырезана под корень, если вообще существовала.

Это с вашей позиции. Целый ряд специалистов и не без оснований так считает. Но вы и того же Петрухина, не открывали конечно ..


Мне не нужно тратить время на петрухина, иванова или сидорова.
Мне достаточно знать, что в той страничке с натягом из летописей, из котооой мы хоть чтото знаем о новгороде, ничего такого не описывается.
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4273 - 11.03.2018 :: 14:36:10
 
Amaro Shakur писал(а) 10.03.2018 :: 23:57:18:
В принципе возражений нет. Но:В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Т.е. он знал дату похода.  Хотя бы интервал.

Не знал, не стыкуется. 866 год получается если прибавить 14 лет к 852 году. Но Михаил стал править в 842 году, т.н. если по факту то получается что Аскольд и Дир ходили в 856 году, что тоже не соответствует реальное дате похода. Правда, в 856 году  мать и соправительница Михаила Феодора была отправлена в монастырь  и его соправителем становится брат Феодоры, Варда. Мог ли знать об этом летописец? Не знаю, теоретически - да, а практически, леший его знает? Формально, как бы самостоятельно, Михаил стал править с 856 года и по 866 год, когда его очередным соправителем стал Василий 1. Но в любом случае, 852 год, как начало правления Михаила не выгорает. Искать разгадку летописной даты похода 866 год вероятно надо в истории Михаила и привычке летописцев все притягивать к датам из византийской истории, особенно датам смерти византийских императоров  и индиктам. В 866 году Василий становится соправителем Михаила, а в сентябре 867 года Михаил умирает. Мог ли летописец перепутать дату смерти Михаила 867 год с 866 годом? Да запросто, перепутал же он даты начала его правления. Кроме того мы не знаем какой хронологией он пользовался в контексте начала года в сентябре или марте. Вполне возможно, что он знал примерную дату начала правления Василия 1 - 867 год и традиционно решил, что поход был за год до смерти Михаила. я уже показывал что смерть Олега наступает на следующий год после заключения им договора с греками, же самое по Игорю и Святославу, мавр сделал свое дело, мавр должен уйти. Но та же беда и с византийскими императорами, Лев 6 умирает в один год с Олегом, Романа 1 упраздняют от власти в один год со смертью Игоря. В общем мотив вполне понятен, чего традицию нарушать, значит и русь ходила при Михаиле или в год его смерти или за год до нее. Как то так получается.

Amaro Shakur писал(а) 10.03.2018 :: 23:57:18:
А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Никаких циклов.

Верно, потому что и отсчет разный и привязка разная. Да и непонятно кто эту хронологию составлял и в какой редакции вставлял. Да и цифирьки не стыкуются. Смотрим дату "от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет"
Варианты: а) 879 (смерть Рюрика начало правление Олега) - 842 (начало правления Михаила) = 37; б) 879 - 852 (начало правление Михаила по ПВЛ) = 27; в) 882 (начало правления Олега в Киеве по ПВЛ) - 842 = 40; г) 882 - 852=30. Откуда получается 29? Идем далее.
"от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год"
912 (смерть Олега)-882(начало его правления в Киеве)=30. Но Олег начал править в 879 следовательно, правил он до своей смерти 33 года. идем дальше
"а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года"
из какого расчета берется эта дата я не знаю. Вероятно от начала правления Игоря в 912 и по дату его смерти в 945, тут действительно 33 года. Но если брать от начала правления Игоря в 912 и по дату рождения Святослава в 942 году то получается 30 лет.
Последующая за смертью Святослава хронология уже к вопросу отношения не имеет, тут цифры могут отражать какие то реальности. Вы по прежнему не видите цикличности?
Amaro Shakur писал(а) 10.03.2018 :: 23:57:18:
Варяги за морем. Немножко в ладоге, гнездово и по списку далее. Доходя до арабов и греков, известны у них под именем рус.

Почему доходя до арабов и греков они превращаются в русь? И почему других варягов известных летописным источникам русью не называют?

Amaro Shakur писал(а) 10.03.2018 :: 23:57:18:
Это не самоназвание. Говорил же уже.


Ну как не самоназвание, если в Б.А четко и понятно написано что те кто пришли сами себя русью называли?

Amaro Shakur писал(а) 10.03.2018 :: 23:57:18:
Это слова переводчика. По распросам - свеи.


С чего вы решили что это слова переводчика?

Тем более, нахрена норманнам переводчик у франков?

Amaro Shakur писал(а) 10.03.2018 :: 23:57:18:
По БА - свеоны.

Свеоны это послы народа рос, которым правит хакан. Что тут не понятного? Масуди пишет

"В (хазарской столице. — Т.К.) семь судей. Два из них — для мусульман; два — для хазар, судят законом Торы; два — для тех, кто [есть] в ней из христиан, судят законом Евангелия; а один из них (судей. — Т.К.) — для славян, русов и других идолопоклонников, судят языческим законом, а это — право разума ... Русы и славяне, о которых мы упомянули, что они — идолопоклонники, они [являются] войском царя (хазар. — Т.К.) и его слугами."

Если русы, которые суть норманны по вашей версии служат в войске хазарского царя и являются его слугами, то что мешало свеонам служить хакану народа рос и стать его послами?

Amaro Shakur писал(а) 10.03.2018 :: 23:57:18:
И? Переходите сразу к невозможности прокормить орду батыя на пути к последнему морю.

А это смотря о какой орде говорить. Тысячу прокормить легче чем 10 тысячь

Amaro Shakur писал(а) 11.03.2018 :: 00:00:37:
В единственном понимании - державу стал создавать Олег совсем в другом месте, где правил Рюрик. И никаких нет оснований утверждать, что это просто переехала столица.

А я и не говорю что переехала столица, я спрашиваю почему Олег и Игорь бросили державу которую начал строить Рюрик и ушли на Днепр строить свою державу?

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4274 - 11.03.2018 :: 15:40:05
 
Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:18:51:
Надо исходить из того, что на момент написания статьи не было известно, где будут обнаружены более ранние слои – на Городищенском, Софийском, Неревском или Славенском холме.

А что, после выхода процитированной мною статьи Носова в 2012 года что то новое принципиально поменявшее его точку зрения в Новгороде найдено? Просветите.

Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:18:51:
Что из того, что старый центр не перестал существовать, с появлением нового центра, а продолжал параллельно развиваться?

Да ничего, окромя того что надо сначала доказать что старый центр бы предвестником именно нового центра, а не нечто обособленное и само по себе. А так примеров параллельного развития по соседству двух поселений когда одно затухает а второе перерастает в город более чем достаточно. Помимо Городища-Новгорода, то же Гнездово-Смоленск, Сарское городище-Ростов и т.д. Но это никак не говорит о  том, что одно вырастает из другого. То же Городище по своей культуре, что и показал в процитированной мною статье Носов, принципиально отличается от Новгорода. Я вам приведу еще один частный пример. Ростов на Дону как Темерницкая таможня возник в середине 18 века (1749 г.), во второй половине того же века (1761 г) здесь построили крепость. А в 1779 году рядом возник город Нор-Нахичеван, построенный армянами бежавшими с Кавказа от турок. А уже в начале 19 века Темериницкая таможня и Нахичеван это уже один город. А теперь сравните эту историю с историей Городища и Новгорода, не правда ли похоже? Даже по этническому наполнению, на Городище сидят норманны, а в Новгороде заправляют славяне. Но следуя вашей логике если не знать как складывался  Ростов по факту, можно допустить что Темерницкая крепость была первична и уже из нее выросла Нахичевань, или наоборот, благо хронология позволяет, предположить что сначала сложилась Нахичевань, а уже потом к ней приросла Темерницкая крепость и все это стало Ростовом. И такие вот аналоги практически везде по русскому Северо-западу получаются.

Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:18:51:
Сравните роль князя в Киеве и в Новгороде в более позднее время. В Киеве князья обладали неограниченной властью, в Новгороде – были сильно ограничены в правах.

В этом то и вся заморочка, ситуацию более поздних времен экстраполируют на более ранние времена, о которых известно только из источника в эти самые более поздние времена и написанного. В этом вся проблема. По факту никто достоверно не знает как складывалась власть в Ладоге, Городище, Новгороде в 1Х-Х веке и кому она принадлежала.

Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:18:51:
Носов пишет о появлении славянской знати или об очередном создании этой знатью новой структуры?

А какая разница?  Выводы о наличии славянской знати в рассматриваемый период развития приильменья равно как и наличие скандинавской знати там же, делаются исключительно эмпирически, на основании ПВЛ. Безусловно какая то знать была, свято место пусто не бывает. Но мы не знаем кем эта знать себя считала этнически.
Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:18:51:
Опять же стоило сравнить с более поздним периодом, когда князей призывали или прогоняли на своё усмотрение.

Да с чего вы решили что это надо сравнивать? Разное время предполагает разные реалии.



Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4275 - 11.03.2018 :: 15:47:47
 
Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 12:36:57:
Создается впечатление что Игорь это вообще не новгородская история,

Или история не этого (нашего) Новгорода.
В нашей истории есть еще и легендарный  Бравлин из Новгорода. Само по себе, нелепица, но две нелепицы - уже как бы и система.



Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4276 - 11.03.2018 :: 17:07:25
 
Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:54:32:
Ростов
О времени возникновения Ростова, существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение города в раннюю эпоху, другие - перенос с Сарского городища.

А давайте научными источниками пользоваться?

"Старейший город Северо-Восточной Руси со славянским названием (Нерознак, 1983, с. 150, 151) возник ещё при жизни Сарского городища в 12 км от него, на северо-западном берегу оз. Неро. Ростов от Сарского городища отличали признаки, характеризующие иную социальную основу поселения. Это изначально крупные, в сравнении с городищем, размеры и несопоставимо большее число жителей, а также постоянная динамика роста. По имеющимся данным, к концу Х в. городская территория достигла площади 12 га, а к середине XI столетия составляла не менее 25 га. (Леонтьев,1997, с. 211–213). Иным было устройство территории.... Город имел свою предысторию. В общей стратиграфии культурного слоя собственно городским отложениям предшествует горизонт погребённой почвы, которая, помимо слабых следов освоенности в эпоху неолита и бронзы, в верхней своей части содержит остатки поселения последней четверти I тыс. н. э. Археологические данные заставляют
вспомнить сообщение ПВЛ о мере как «перьвых насельниках» Ростова
.... В общей стратиграфии культурного слоя Ростова горизонт мерянского посёлка непосредственно предшествует собственно городским отложениям. По данным раскопок, городская территория с присущими ей особенностями начинает формироваться в 60–80-е гг. Х в. Наиболее ранняя дендродата образца из культурного слоя города указывает 963 г. (Леонтьев, Самойлович, Черных, 1996, с. 3), первые археологически зафиксированные постройки появились после 980 г. (Леонтьев, 1998, с. 135–153; Самойлович, 2001, с. 238). С этого времени наблюдается свойственное городам долговременное постоянство усадебной планировки." (А. Е. Леонтьев. На берегах озёр Неро и Плещеево)

Главное выделил. Итог. К Сарскому городищу Ростов ни каким боком. До того как возник город на его месте было мерянское поселение. Город возник не ранее второй половины Х века. Как видим, летописная легенда о том что Рюрик в 862 году посадил в Ростове своего посадника идет лесом. Некуда было его сажать.
Собственно тоже самое пишет и Макаров

"Мы не находим археологических следов пребывания мужей Рюрика в Полоцке, Ростове и Муроме.... Начало формирования Ростова как городского поселения, по наблюдениям А. Е. Леонтьева, должно быть отнесено к 960–980-м гг. Более ранние культурные отложения при надлежат мерянскому посёлку  и не содержат предметов,  указывающих на  его особые  функции и пребывание здесь скандинавов." (Н. А. Макаров «Исторические свидетельства и археологические реалии: в поисках соответствий»)

Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:54:32:
Муром
"Археологические данные свидетельствуют, что русскому городу предшествовали один или несколько муромских поселков VIII-X вв., располагавшихся на территории позднейшего Мурома.

Та же самая ситуация что и с Ростовом. Сам Муром датируется не ранее середины Х века.

"Сведения о комплексах и инвентаре дославянского города Мурома и этапа муромо-славянского контакта позволяют констатировать, что на сегодняшний день нет предпосылок датировать время основания города IX в. или более ранним временем." (В.В. Бейлекчи, В.В. Родин ПОСЕЛЕНИЯ ПЛЕМЕНИ МУРОМА (У ИСТОКОВ ПРОБЛЕМЫ)

Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:54:32:
Белоозеро
"Раскопкам подверглось известное урочище на правом берегу Шексны (в 2 км от ее истоков из Белого озера), носящее название «Старый город». Местное предание и записи XVII—XVIII вв. связывали эту местность с летописным Белоозером. В 1929 г. здесь провел разведку В. И. Равдоникас, обнаруживший культурные слои IX—XII вв."


"Итоги многолетних работ свидетельствуют, что, вопреки сведениям начальной части ПВЛ, город Белоозеро возникает не в IX, а в X столетии, а сама территория вокруг Белого озера представляла собой отнюдь не ядро племенной территории веси, а её периферию.... История археологических исследований Белозерья насчитывает уже более 150 лет.... В результате систематических обследований на этой территории удалось выявить около 1300 археологических памятников различных эпох, благодаря чему Белозерье можно с полным правом включить в число наиболее детально обследованных на сегодняшний день областей Руси.... Не углубляясь в детальный анализ остальных категорий находок, который уже публиковался (Захаров, 2004, с. 65–68), отмечу, что в древнейших слоях Белоозера нет материалов, надёжно датируемых первой половиной X в... Следовательно, анализ всего комплекса древнейших находок, происходящих с территории города и из его некрополя, убеждает в том, что начало развития Белоозера относится к середине X в. При более осторожном подходе время возникновения города можно определять в рамках второй трети X в., но никаких реальных данных для удревнения этого события и отнесения его не только к 862 году, но даже к началу X в. в нашем распоряжении нет... Касаясь вопросов этнической атрибуции древнейших материалов, Л. А. Голубева первоначально акцентировала внимание на финских чертах в культуре раннего Белоозера и, отмечая присутствие славянских и скандинавских вещей, определяла его основной облик как финский – весский (Голубева, 1973, с. 82–83). Позднее исследовательница склонилась к выводу об изначальной разноэтничности населения Белоозера, включавшего в свой состав весь, славян и небольшое количество скандинавов (Голубева, Кочкуркина, 1991, с. 119)... Весомым аргументом для включения Крутика в число протогородских поселений было обнаружение здесь находок скандинавского облика. Впервые публикуя эти предметы, Л. А. Голубева отметила практически полное отсутствие в Белозерье изделий, достоверно связанных своим происхождением со Скандинавией (Голубева, 1982, с. 227). На этом фоне
столь выразительные вещи, как ажурный наконечник
ножен меча с изображением птицы, относящийся к
типу А-I-2 по классификации Н. В. Ениосовой (Ениосова, 1994, с. 106), и большая бронзовая игла от кольцевидной фибулы, подчёркивали особое положение
Крутика среди остальных белозерских поселений. Находки были обнаружены на западной окраине поселения, несколько в стороне от основного пятна культурного слоя, среди очагов нехарактерного для Крутика типа. Опираясь на эти данные, Л. А. Голубева высказала предположение о существовании здесь временной стоянки скандинавских воинов-торговцев (Голубева, 1982, с. 228–229), которое затем прочно укрепилось в археологической литературе (Кирпичников, Дубов, Лебедев, 1986, с. 207), создавая вокруг Крутика ореол крупного центра скандинавского влияния в Северной Руси (Завьялов, Розанова, Терехова, 2012, с. 63). Накопленные за прошедшие годы новые материалы, подтвердив единичный характер скандинавских находок в центральном Белозерье при полном отсутствии здесь погребений варягов, позволили
пересмотреть тезис об исключительности положения Крутика
и выделить ещё два пункта присутствия
достоверно скандинавских предметов в ранний пе-
риод – город Белоозеро и поселение Никольское V
в низовьях р. Кемы.. Учитывая небольшое общее количество скандинавских находок, хронологию этих
вещей и отсутствие в регионе скандинавских погребений, можно утверждать, что устанавливаемые
по археологическим данным масштабы скандинавского присутствия в центральном Белозерье и время появления здесь варягов совершенно не соответствуют той роли, которая отводится Белоозеру в летописном Сказании о призвании варягов.
... Возвращаясь к проблеме соотношения летописных и археологических данных, можно отметить, что Повесть временных лет, как известно, является очень сложным по своему характеру и истории формирования, многокомпонентным источником. По мнению А. А. Шахматова, одного из наиболее авторитетных исследователей русского летописания, Сказание о призвании варягов, связанное своим происхождением с новгородским источником, попадает на её страницы лишь в середине XI в. (Шахматов, 1904). Детальные и многолетние археологические исследования, проведённые в Белозерье, являются ярким подтверждением этого положения. Присутствие Белоозера в Сказании можно рассматривать как отражение той значительной роли, которую этот город и край играли в истории Руси уже в начале XI в., роли, позволившей Белоозеру занять достойное место на первых страницах русских летописей." (С. Д. Захаров. Белоозеро)

Боровик писал(а) 11.03.2018 :: 13:54:32:
Про Смоленск и Новгород было ранее:По последним данным, Смоленск постарел не менее чем на 50 лет... «Рюриково городище оказалось на полвека старше»

Я уже приводил ссылку на передачу где в конце февраля этого года археологи заявившие о том что Смоленск древнее на 50 лет рассматривают этот вопрос. Из беседы вытекает; а) датировка еще требует проверки, археологи прямо говорят - ЕСЛИ ОНА ПОДТВЕРДИТСЯ; б) непонятно о чем вообще идет речь.  Тоже самое и по Рюриковому городищу. Приводи цитаты, да древнее, но опять же кто найден? Ранние слои уходящие к железному веку балтам и финнам и к славянам. Какое отношение они имеют непосредственно к древнерусскому городищу большой вопрос. В целом же и я на это постоянно обращаю внимание, ситуация складывается следующая, радетели непогрешимости ПВЛ и норманской теории сваливают все до кучи, предшествующие слои с другой этнической наполняющей, древнерусские слои, скандирнавов и создают иллюзию что поселение непрерывно существовало не меня свой этнический облик чуть ли не с неолита и по период Древней Руси, и все время там заправляли скандинавы. Когда же начинаешь разбирать все по слоям и фактам, вырисовывается совершенно иная картина. 
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4277 - 11.03.2018 :: 17:15:32
 
иван васильевич писал(а) 11.03.2018 :: 15:47:47:
Или история не этого (нашего) Новгорода. В нашей истории есть еще и легендарный  Бравлин из Новгорода. Само по себе, нелепица, но две нелепицы - уже как бы и система.

Вопрос надо рассматривать в двух ключах. 1) Наличие других Новгородов на территории В.Е. и не только В.Е. А такие Новгороды были да и сейчас есть. 2) Сознательная, политическая привязка Новгорода к истории Руси о чем неоднократно историками писалось.
Наверх
 
Богдан М
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 6416
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4278 - 11.03.2018 :: 17:56:32
 
Roxsalan писал(а) 11.03.2018 :: 12:36:57:
Почему? Новгородский летописец просто переписал созданный в Киеве Начальный свод, причем, не особо заморачиваясь по этому поводу, а дальше уже стал описывать то, что собственно касалось непосредственно Новгорода.

Если бы было всё так просто, то никто и не высказывался бы за "Начальный свод", который сохранился именно в Н1Л.
И таким "незаморачиванием" новгородский летописец просто поставил Х на норманской теории, которую ещё как-то можно цеплять за ПВЛ. Полагаете, что у киевского летописца было задание в привязке варягов+Рюрика к созданию государства (хотя и у него есть чёткие противоречия, которые конечно тоже можно  назвать "незаморачиванием"), а у новгородского было другое задание - легитемизировать варягов+Рюрика в уже существующему на тот момент Руском государстве, но их "обрусение" перенести из Киева в Новгород ?
Наверх
« Последняя редакция: 11.03.2018 :: 18:14:18 от Богдан М »  
Богдан М
ReadOnly
+++
Вне Форума



Сообщений: 6416
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #4279 - 11.03.2018 :: 20:12:50
 
Цитата:
Итак, мы рассмотрели сопоставимый текст ПВЛ и Н1Л вплоть до
статьи 1015 г., т. е. в тех пределах, где отличия летописей позволили
. А. Шахматову выдвинуть гипотезу о Нач. своде. В пользу этой гипо­
тезы имеется ряд весомых аргументов.
Во-первых, отмеченное А. А. Шахматовым сюжетное единообразие
фрагментов, отсутствующи в Н1Л, скоре убеждае нас в том, что фраг­
менты эти — вставка создателя ПВЛ,
чем в том, что в Н1Л искусно сде­
ланны пропуски.
Во-вторых, подтверждается мысль А. А. Шахматова, что составитель
Нач. свода не знал Хроник Амартола, а пользовался только Хр. по ВИ;
мало того: можно показать, что в ПВ использован только Амартол,
все фрагменты и Хр. по ВИ вошли в ПВЛ через посредство Нач. свода.
Обоснованию этого аргумента посвящена специальна работа.
В-третьих, начальная часть Н1Л в сопоставлении с ПВЛ обнаруживает
бесспорную первичность
: рассказ Н1Л более архаичен по структуре,
он  ещё не знает годовой сетки; отличия в изложении между Н1Л и ПВЛ
таковы, что допустить вторичность рассказа Н1Л порой совершенно
невозможно
(так, бесспорн первичн в Н1 рассказ о похода н Ви­
зантию) .

О. В. ТВОРОГОВ Повесть временных лет и Начальный свод  (Текстологический комментарий)
Наверх
 
Страниц: 1 ... 212 213 214 215 216 ... 977
Печать