Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 917 918 919 920 921 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 793572 раз)
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18360 - 05.08.2021 :: 10:22:48
 
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 10:19:19:
и вы знаете, где была внутренняя росия?

Ну раз Киев и окружающие территории - внешняя, значит Приладожье с верхним Поволжьем - внутренняя. По-другому никак.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18361 - 05.08.2021 :: 10:35:44
 
Mukaffa писал(а) 05.08.2021 :: 10:22:48:
Ну раз Киев и окружающие территории - внешняя, значит Приладожье с верхним Поволжьем - внутренняя. По-другому никак.

Это по вашему состоянию, которое на определенном уровне...
Прочитайте Соловьева, Назаренко. Хуже уже вам не будет.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18362 - 05.08.2021 :: 10:42:18
 
Вы еще за это не ответили:
Mukaffa писал(а) 04.08.2021 :: 18:27:30:
upasaka писал(а) Вчера :: 18:35:35:
Вот смотрите, как Климчук свою хрень в словарь Фасмера всунул:

Бредите?
Цитата:
[Фасмер, c. 107;Machek, s. 406—407].

Mukaffa писал(а) 04.08.2021 :: 18:38:33:
Выбирайте слова..
Показал же

Так и я показал.
Даже чёрненьким выделил.

Ну и где "братаны" у Махека?
Чего выделять, если сам и не заглядывал в этот труд?
Тут у вас уже не просто фантазии, а бредовые...
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18363 - 05.08.2021 :: 10:42:59
 
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 10:21:59:
Покажите хоть один академический труд на заданный вопрос.
меня фантазии ваши не интересуют.

Цитата:
"Но становление пути "Из варяг в греки"  как постоянно действующего, приходится на IХ в., интенсивное использование падает на Х в., с ХI в. его международное значение уменьшается, а увеличивается роль как внутренней магистрали Древней Руси."
(Путь "Из варяг в греки". Е.А.Шмидт)
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18364 - 05.08.2021 :: 10:44:02
 
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 10:35:44:
Это по вашему состоянию, которое на определенном уровне...
Прочитайте Соловьева, Назаренко. Хуже уже вам не будет.

Так читайте. Вы же не читаете.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18365 - 05.08.2021 :: 10:48:43
 
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 10:42:18:
Ну и где "братаны" у Махека?
Чего выделять, если сам и не заглядывал в этот труд?
Тут у вас уже не просто фантазии, а бредовые...

А где "братаны" у Фасмера?
Чего нести бред Цитата:
если сам и не заглядывал в этот труд?

Цитата:
покажите "братанов" у Фасмера.

Иначе - "бредите"
.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18366 - 05.08.2021 :: 10:56:36
 
Mukaffa писал(а) 05.08.2021 :: 10:48:43:
Иначе - "бредите".

А ответить боязно?
Нет братанов ни у Фасмера, ни у Махека, хоть черненьким выделяйте, хоть синеньким.
Эти братаны только в воспаленном невежеством ваших и климука мозгах.
Так понятно?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18367 - 05.08.2021 :: 10:58:22
 
Mukaffa писал(а) 05.08.2021 :: 10:44:02:
Так читайте. Вы же не читаете.

Почему же?
Раза два показывал...
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18368 - 05.08.2021 :: 11:07:36
 
Волок - география, они были и при неолите. Вопрос через какие конкретно волоки гипотетические новгородцы каждую весну в середине 10 века шли в Киев и как эти волоки  обслуживались. Вот описание волока в обход порога у Багрянородного: "Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они [49] неусыпно несут стражу из-за пачинакитов 36. А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах 37, проводят рабов 38 в цепях по суше на протяжении шести миль 39, пока не минуют порог. Затем также одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают." нет ни какого местного населения, разве что враждебные печенеги. Как обслуживались  волоки в то время на пути из Новгорода в Киев? Если их кто-то обслуживал, то он там и жил, должны быть населенные пункты с археологическим материалом 9 века, хорошо бы еще и с подтверждением, что население обслуживало волок. А как иначе если этим занималась целая академическая наука? Не с бухты-барахты же академики пишут, у них же под ногами солидные археологические исследования.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18369 - 05.08.2021 :: 11:08:59
 
Вопрос был:
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 10:21:59:
Mukaffa писал(а) Сегодня :: 10:37:23:
На ладьях. Тут секрета нет.

Покажите хоть один академический труд на заданный вопрос.
меня фантазии ваши не интересуют.


Mukaffa писал(а) 05.08.2021 :: 10:42:59:
Цитата:
"Но становление пути "Из варяг в греки"  как постоянно действующего, приходится на IХ в., интенсивное использование падает на Х в., с ХI в. его международное значение уменьшается, а увеличивается роль как внутренней магистрали Древней Руси."
(Путь "Из варяг в греки". Е.А.Шмидт)

Где здесь про ладьи?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18370 - 05.08.2021 :: 11:11:15
 
иван васильевич писал(а) 05.08.2021 :: 11:07:36:
Как обслуживались  волоки в то время на пути из Новгорода в Киев? Если их кто-то обслуживал, то он там и жил,

Кривичи.
И заметьте, ни одного скандинавского названия
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18371 - 05.08.2021 :: 11:18:07
 
Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Мне то зачем что то аргументировать? Меня вполне устраивают выводы Мурашовой.

именно что вас устраивают выводы Мурашевой, а насколько они соответствуют реальности не важно, верно?
Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Ениосову не устраивают, вот она пусть и аргументирует

она и аргументирует, вам просто аргументы ее не нравятся.
Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Ептыть, да об интерпретации материала археологи спорят всегда, два археолога - три мнения. И, это нормально, это совершенно не означает, что один парень честный, а второй жулик. Что за подзаборный подход, не совпадает с Ваим мнением - значит, ангажированы.

Ну так вы тем же самым и занимаетсь, назвав Ениосову дурой только потому что она оспорила выводы Мурашевой. А то что Мурашева ангажирована и именно на норманскую тему следует из ее воистину "фундаментальной" статьи "Была ли Древняя Русь частью Великой Швеции?"

Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Да я не против, просто роменцы - они на левобережье и южнее. Роменцы - это северяне.

смотрим работу В.В. Маркова "ЕЩЕ РАЗ О ДРЕВНЕЙШИХ ПОСЕЛЕНИЯХ В ГНЕЗДОВЕ"
"Необходимо уточнить, что на схеме в левом нижнем
углу в слое с исключительно лепной керамикой роменского типа изображен фрагмент древней жилой полуземлянки, раскапывавшейся в 1980-1981 гг. под руководством Т.А. Пушкиной. Полуземлянка была, вероятно, довольно больших размеров квадратной или прямоугольной формы, ориентированная стенами по сторонам света. В юго-западном углу полуземлянки, практически на материке, был обнаружен развал печи-каменки. Вместе с камнями и кусками затвердевшей глины, которой ,вероятно, была обмазана печка, попадались крупные фрагменты разбитого горшка (развал), типичного роменского типа с веревочным штампом по краю венчика и плечикам (сосуд затем удалось восстановить на 60%), изначально также являвшегося частью конструкции. Подобные славянские полуземлянки, существовавшие в VIII-IX вв. в лесостепной зоне хорошо известны и описаны (Ляпушкин 1957: 3-13; 1958: 57-137; 1968: 128-130;Славяне 1990: 267-273). Эта находка древней полуземлянки подтверждает правоту И.И. Ляпушкина о том, что Центральное поселение в Гнездове было основано славянами, пришедшими из лесостепной зоны, на рубеже VIII-IX вв. или в начале IX в. (Ляпушкин 1968а: 44;1969: 67; 1971: 37). Интересно, что всю археологическую документацию раскопок на Центральном городище в 1980-1981 гг. вела бессменная участница Смоленской экспедиции с конца 70-х гг. ХХ в. В.В. Мурашева, которая, кстати, «утверждает, что на Центральном поселении вообще не было никаких славянских полуземлянок» (Марков 2018: 265-266. См. также: Мурашева 2012)." Кстати сам Марков тоже ратует за ранее Гнездово.
Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Посмотрел, не впечатлило, имеем: Лепняк длинных курганов, бусина и пару подвесок. Ну хорошо, стояла деревня там кривичей. Вон в Киеве деревень тоже дофига. Это не городской слой. Так что основная концепция о переносе города с Гнездова в Смоленск в 11 веке остается. Копайте и исследуйте дальше. А пока - все таки свободны

Первое, я вообще то и не касался Смоленска и что было первично Смоленск и Гнездово от слова вообще. Это вы за какой то нуждой предложили мне показать в Смоленске слои до Х века. Я вам их показал. Второе, ну так и меня не впечатлили  11 бусин с Бездонки, их вряд ли бы и на одну нанизку бус хватило. Третье, все верно, как в Киеве славянские деревеньки до рубежа 1Х-Х века не имеют отношения к Древнерусскому Киеву, так и славянские деревеньки и непонятные постройки рубежа 8-9 века на территории будущего Гнездово не имеют отношение к городищу Х века. Переход из одного в другое надо еще показать.
Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Лучше покажите, кто утверждает нежелой характер слоя в 9-м)). Они там все вообще считают, что в 9-м нету никаких

А как его показать если его нет? Я уже цитировал Каинова его работу о поисках раннего Гнездово, что он пишет, что получив ранний слой у Бездонки археологи ринулись искать его на остальной территории. Не нашли, нашли лишь погребения датируемые по керамике и некоторым другим артефактам  Х веком в которых были монеты 9 века, что вызвало сумятицу в головах археологов и некоторые надежды на то, что датировка по керамике не верна а значит можно удревнить погребение исходя из показания монет. ТО есть если нельзя но очень хочется, то можно. Хотя повторюсь, и я писал как  то об этом тому же Новикову, на территории СМК ест  аналогичные погребения датируемые по предметам 9 веком, но монеты в них не выходят за пределы 8 века. Тоже следуя логике надо забить на весь остальной сопровождающий инвентарь и датировать погребение по монетам?
Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Это все рассуждения. Вы мне раскопки такого бивуака покажите

Ну так читайте Флерова. Или вы думаете он это все взял из головы выудил?
Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Спасибо, я не гляжу видоелекции никогда, предпочитаю текст.

К сожалению научные публикации всегда отстают, интервью выходят быстрее. Поэтому приходится пользоваться тем что есть.
Руританин писал(а) 04.08.2021 :: 01:41:58:
Ну, Вы то наверное, все аргументы запомнили, можете их перечислить коротенько, в двух, трех предложениях?

Вы же понимаете что любую фразу вырванную из контекста дискуссии можно трактовать по разному. Поэтому, просмотрите сами, тем более что это само по себе интересно.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18372 - 05.08.2021 :: 11:25:00
 
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 10:56:36:
А ответить боязно?
Нет братанов ни у Фасмера, ни у Махека, хоть черненьким выделяйте, хоть синеньким.
Эти братаны только в воспаленном невежеством ваших и климука мозгах.
Так понятно?

Да нет, это в ваших мозгах неизвестно что творится. Если вы не в состоянии пользоваться текстами и понимать что там пишется.

Цитата:
"А вот, что такое брытан, -- неясно. Это слово я включил
в свой опубликованный словарь
[Климчук 1968, с. 22]. ...
Тоже слово обратант включено
в другой опубликованный словарь
[Клімчук 1992, с. 45]."


Вам даны ссылки и даже страницы. Вы этого сообразить не в состоянии. Мучаетесь уже третий день, пишите с маниакальным упорством уже несколько страниц всякого бреда и остановиться никак не можете. ...
Вот и подумайте над своим поведением. Лишним не будет.

Цитата:
Климчук Фёдор Данилович
27 февраля 1935г - 22 октября 2018г
Брестская область, Дрогичинский район, Симоновичи

Белорусский лингвист-диалектолог, историк.
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси. Специалист по истории и диалектологии Полесья.
Автор более 200 работ в области диалектологии, лингвогеографии, лексикографии, славистики, фольклора, этногенеза, глоттогенеза, социолингвистики, топонимии. Удостоен Государственной премии Республики Беларусь 2000 года в области гуманитарных и социальных наук.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18373 - 05.08.2021 :: 11:29:41
 
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 11:11:15:
Кривичи.
И заметьте, ни одного скандинавского названия

Дело не в названии - пороги вон тоже имеют названия аж на двух языках, но их никто не обслуживает. Поднимался вопрос, что там были люди которые занимались обслуживание волоков. Встречал подтверждение оному по отношению к 11-му и далее векам, хотелось бы увидеть по отношению к середине 10-го. И конкретно, через какие именно волоки шли новгородцы в середине 10 века в Киев? Вот Ольга почему-то в Новгород из Киева шла по зимнику и не через Ловать и Ильмень, а она слывет умной женщиной, как бы.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18374 - 05.08.2021 :: 11:32:57
 
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 11:08:59:
Где здесь про ладьи?

Цитата:
"ЛАДЬЯ́ (ло­дья), 1) др.-рус. на­зва­ние па­рус­но-греб­но­го суд­на. Л. име­ли мач­ту с боль­шим пря­мым па­ру­сом (как пра­ви­ло, бо­га­то ор­на­мен­ти­ро­ван­ным) и вёс­ла в один ряд; гру­зо­подъ­ём­ность до­сти­га­ла 15 т, дли­на – 20 м, ши­ри­на – 3 м. Лёг­кость и ма­лая осад­ка по­зво­ля­ли др.-рус. дру­жи­нам пре­одо­ле­вать по­ро­ги в ниж­нем те­че­нии Днеп­ра и со­вер­шать по­хо­ды по Чёр­но­му и Азов­ско­му мо­рям (напр., по­ход кн. Оле­га в Кон­стан­ти­но­поль в 907), а так­же Кас­пий­ско­му м., пе­ре­тас­ки­вая Л. во­ло­ком из До­на в Вол­гу и об­рат­но. ..."
Большая российская энциклопедия
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18375 - 05.08.2021 :: 11:35:55
 
Mukaffa писал(а) 05.08.2021 :: 11:25:00:
Да нет, это в ваших мозгах неизвестно что творится. Если вы не в состоянии пользоваться текстами и понимать что там пишется.

Цитата:
"А вот, что такое брытан, -- неясно. Это слово я включил в свой опубликованный словарь [Климчук 1968, с. 22]. ...
Тоже слово обратант включено в другой опубликованный словарь [Клімчук 1992, с. 45]."


Вам даны ссылки и даже страницы. Вы этого сообразить не в состоянии. Мучаетесь уже третий день, пишите с маниакальным упорством уже несколько страниц всякого бреда и остановиться никак не можете. ...
Вот и подумайте над своим поведением. Лишним не будет.

Цитата:
Климчук Фёдор Данилович
27 февраля 1935г - 22 октября 2018г
Брестская область, Дрогичинский район, Симоновичи

Белорусский лингвист-диалектолог, историк.
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания имени Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси. Специалист по истории и диалектологии Полесья.
Автор более 200 работ в области диалектологии, лингвогеографии, лексикографии, славистики, фольклора, этногенеза, глоттогенеза, социолингвистики, топонимии. Удостоен Государственной премии Республики Беларусь 2000 года в области гуманитарных и социальных наук.

Вы привели:
"Mukaffa писал(а) 02.08.2021 :: 14:24:25:
Подтверждают этот намек данные западнополесских говоров, о чем речь шла выше, а также западно- и южнославянских языков. В западнополесских говорах обратáнт, (о)брытáн. – человек крепкого телосложения, чешское obr, старочешское ober, словацкое obor, верхнелужицкое hobr, словенское obər, древнепольское obrzym, польское olbrzym – ‘исполин, великан’ [Фасмер, c. 107;Machek, s. 406—407].

Ссылка на фасмера и Махека.
Вот и покажите мне где у них братаны?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18376 - 05.08.2021 :: 11:38:06
 
иван васильевич писал(а) 05.08.2021 :: 11:07:36:
А как иначе если этим занималась целая академическая наука? Не с бухты-барахты же академики пишут, у них же под ногами солидные археологические исследования.

У Звягина есть замечательная книга "Великий путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории". Вот несколько цитат из нее, основанных на высказываниях тех самых ученых-конструкторов которые пытались пройти по пути из варяг в греки: "« Опыт показывает, что для северной части древнего пути из варяг в греки подходили только очень лёгкие суда. При этом участки в верховьях Ловати и Каспли могли быть пройдены только весной после снежных зим и за короткий период времени. И даже тогда путешественники должны были справиться с очень сильным течением и множеством порогов на реке Ловать. Фактическое месторасположение северной части древнего водного пути не ясно. Возможно, что этот участок пути использовался в зимнее время. При помощи лошадей, по льду можно было покрыть большие расстояния за достаточно короткое время".

И тут возникает встречный вопрос, а в зимнее время лошадок где брали, сколько их нужно что бы тащить ладь, чем их кормили в зимнее время по пути следования? Самое печальное в нашей исторической науке что никто не хочет заниматься логистикой тех же торговых путей, да и всего остального, что ели, где спали? Сколько надо продуктов для того что бы прокормить туже эскадру из 200 ладей? На чем везли продукты? А ведь это главное.
Вы кстати обратили внимание на то то К.Б пишет о том что часть своих ладей русы несли на плечах. Какого размера должны быть эти ладьи что бы их можно было тащить 9 км на плечах? Для людей никогда не занимавшихся тяжелым физическим трудом, это пустяк, подумаешь взяли и понесли, мужики тогда здоровые были. Да только не пустяк. Опять же. возникает вопрос сколько везли с собой рабов. Сколько их помещалось в ладью? Кто греб в этой ладье? Ладно допустим мужчин-рабов могли еще заставить гребсти. А женщин, детей? И какой тогда товарный вид будут иметь эти рабы, особенно женщины (ха которых кстати платили больше чем за мужиков) на рынках Константинополя после этого по К.Б. долгого и изнурительного пути?  Но разве кто то об этом думать хочет. Меня вот еще очень интересует а про цепи которыми сковывали рабов К.Б от кого узнал? Так же мне вот хотелось узнать а археологи находят такие цепи в слоях Х века? Иногда кажется что русская часть трактата у К.Б написана каким нибудь средневековым автором фентези. Или века так 18-19 го.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18377 - 05.08.2021 :: 11:39:14
 
upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 11:35:55:
Ссылка на фасмера и Махека.
Вот и покажите мне где у них братаны?

Когда не все дома, то помочь сложновато.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18378 - 05.08.2021 :: 11:44:05
 
Вот уже история вопроса:
Mukaffa писал(а) 05.08.2021 :: 10:20:23:
upasaka писал(а) Сегодня :: 09:54:05:
росы и в Черную Булгарию, и в Хазарию и в Сирию на "бревне" плавали...
Как академики толкуют это?


На ладьях. Тут секрета нет.


upasaka писал(а) 05.08.2021 :: 10:21:59:
Mukaffa писал(а) Сегодня :: 10:37:23:
На ладьях. Тут секрета нет.

Покажите хоть один академический труд на заданный вопрос.
меня фантазии ваши не интересуют.

[quote author=77637062707F76110 link=1426495211/18374#18374 date=1628148777]upasaka писал(а) Сегодня :: 11:25:59:
Где здесь про ладьи?
Не крутитесь, как всегда.
Не можете ответить, то молчите.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18379 - 05.08.2021 :: 11:44:50
 
иван васильевич писал(а) 05.08.2021 :: 11:29:41:
Дело не в названии - пороги вон тоже имеют названия аж на двух языках, но их никто не обслуживает.

Еще как обсуждают. Версий уже больше чем надо.
иван васильевич писал(а) 05.08.2021 :: 11:29:41:
Поднимался вопрос, что там были люди которые занимались обслуживание волоков. Встречал подтверждение оному по отношению к 11-му и далее векам, хотелось бы увидеть по отношению к середине 10-го.

Сама логика подсказывает что лоцманы нужны на порогах. В позднее время они были, наверно должны были быть и в ранее. Причем эта практика была повсеместно. У тех же новгородцев в средние века были артели которые занимались доставкой грузов через Волховские пороги. Они имели плоскодонные суда, на которые перегружались и товар и люди. Для людей вместительность до 15 чел. Эти плоскодонки и ходили по Волхову. Ганзейцы оставили достаточно много описаний самого процесса преодоления порогов на Волхове.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 917 918 919 920 921 ... 982
Печать