Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 899 900 901 902 903 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 793598 раз)
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18000 - 01.08.2021 :: 20:08:06
 
upasaka писал(а) 01.08.2021 :: 20:00:58:
нет...
это уже вы синдику русью сделали.

С чего вдруг? я искал откуда былинный сюжет мог быть позаимствован.
А как тут русы связаны в дальнейшем стали, это надо дальше искать.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18001 - 01.08.2021 :: 21:27:53
 
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 18:10:12:
-В Хронике Псевдо-Симеона (последняя треть X века), повествуется, что у росов был некий могущественный правитель, от коего «росы получили свое имя <...> после того, как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними»


Князь Рош
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18002 - 01.08.2021 :: 21:58:19
 
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 17:36:59:
Dedal
Берн - немец.
Бьёрн - скандин.

Соответственно:
Шихберн - гот

Еще можете посмотреть:
Федотова "Варяжские имена"

Шихберн Сфандр он может быть аланом, или готом, или осетином? вобщем кем то иранским, но не Европейским?


Если только обращенные:
Иордан
В конце «Гетики» (Get., 253) причисляет готов к «скифскому племени» (gens aliqua Scythica), что в то время было равнозначно включению в Barbaricum.
служил нотарием у гото-алана Гунтигиса Базы, занимавшего в Империи высокий военный ранг magister militum.
Наверх
 
Jarlaxle
ReadOnly
Вне Форума



Сообщений: 308
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18003 - 01.08.2021 :: 22:34:33
 
Roxsalan
Я вот над чем еще подумал, Вас не смущает, что Ольга назвала Святослава
южнославянским
христианским(?) именем указывает:
Во-первых, на её
южнославянское происхождение
из страны принявшей христианство, и её воспитание в христианских традициях;
Во-вторых,
её абсолютное влияние на Игоря
, так как она дает имя его единственному наследнику не только вопреки варяжской традиции родины его предков, но и северославянской традиции страны управления.
В третьих, если Святослав не единственный наследник, то его братья Володислав(Вратослав по Орбини) и Улеб, что опять таки не пахнет северным именословом.
Наверх
« Последняя редакция: 01.08.2021 :: 23:28:18 от Jarlaxle »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18004 - 02.08.2021 :: 05:52:43
 
Mukaffa писал(а) 01.08.2021 :: 20:08:06:
это уже вы синдику русью сделали.

С чего вдруг? я искал откуда былинный сюжет мог быть позаимствован.
А как тут русы связаны в дальнейшем стали, это надо дальше искать.

Какой былинный?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18005 - 02.08.2021 :: 05:54:01
 
Mukaffa писал(а) 01.08.2021 :: 19:57:17:
Выкладывайте что там есть

Что выкладывать?
Вы же сюжетами крутите
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18006 - 02.08.2021 :: 10:52:22
 
Jarlaxle писал(а) 25.07.2021 :: 20:21:26:
так не особо настаивая, а почему именно к Ильменскому Новгороду вяжете Немоград? ЕКМНИП был Новгород в Венгрии и Болгарии

Впервые слышу о таких Новгородах. А почему? По Багрянородному. Он перечисляет города из которых с товаром приходят росы в Киев. И движутся по Днепру Ну при чем тут Болгария?
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18007 - 02.08.2021 :: 11:08:55
 
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
Вы не знаете аргументы Ениосовой, но, априори, считаете ее выводы неверными.

Я знаю те аргументы, которые привели Вы, из интервью. Они не впечатляют. Да и аргументами их можно назвать с натяжкой
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
в которой он пеняет Мурашевой за то

Ну и что? Какое это имеет отношение к нашей теме? Совершенно не важно, ошибается ли она в этом вопросе, или нет. Пофигу
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
он связывает его со славянскими поселениями роменского типа.


Ну, на мой взгляд, это странно, откуда бы там взяться роменцам
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
большинство артефактов, включая византийские монеты, в Гнездово найдены в слоях не ранее Х века

Так у них типа других слоев нет, ранее 10-го. Ясен пень, раз нет более ранних, то и все находки не ранее 10-го.
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
новые находки ставят под сомнение

Я Вам скажу, что нужно, чтобы это поставить под сомнение. Слои 10-го века в самом Смоленске. Они есть? Нет? Свободны
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
И тем не менее, археология показывает что там не было жилых помещений.

Я разве с этим спорил? Было бы странно, если бы у причала, в пойме, стояли бы жилые дома. Они и у более поздних причалов, в верхних слоях не стоят. В то время, про которое уже никто не оспаривает жилой характер городища
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
С учетом наличия ремесленных мастерских и рада неотапливаемых помещений на самом Городище на раннем этапе.


Так они и на позднем наверняка были. Ну в деревнях, да и в городах есть хозяйственные постройки, они и сейчас есть. На городище стратиграфически выделяется слой, где хозпостройки есть, а жилых нету? Вот это было бы да. Но, че то не припоминаю
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
На месте Гнездово могло быть торжище-порт, как и в Ладоге.

В Ладоге жили круглогодично. Я вообще не припоминаю существование таких сезонных торжищь - портов. Ни по историческим, ни по археологическим источникам. Чтобы вот прямо на пустом месте, а потом все уехали.
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
И только в Х веке или на рубеже 1Х-Х века тут стали строить нечто постоянное, рассчитанное на круглогодичное пребывание людей.

Давайте так - я не против, но, попробуйте это доказать. Пока я аргументов не увидел
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
На счет кучи бус и кучи разбитой керамики вы однако шибко погорячились.

Ну хорошо, не куча , а кучка бус, и вполне себе дофига разбитой керамики. В чем проблема. Комплекс вполне выразительный. Для нежилой периферии достаточно многочисленный. Зачем это было цитировать? Естественно, когда пошла дискуссия, я эту статью прочитал.
Что сказать хотели?
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18008 - 02.08.2021 :: 11:20:27
 
Roxsalan писал(а) 25.07.2021 :: 21:43:54:
Так что несмотря на найденные слои 8 века вопрос о начале Гнездово и его развитии не закрыт.

А я этого и не утверждал. Я отрицал обратное утверждение, высказанное Вами - что Гнездово не ранее 10-го, и позже Киева. Я просто сказал, что это совсем даже не факт. А уже длинную дискуссию развязали Вы
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18009 - 02.08.2021 :: 11:28:22
 
Roxsalan писал(а) 26.07.2021 :: 10:05:38:
ТО есть как видим различие в количестве и главное. качестве бисера позволило выстроить некую бисерную хронологию. Так что бисер тоже разный.

Я это все читал. Вам надо найти вот что - высказывание Ениосовой, или еще кого, типа (в вольном пересказе) вот этот комплект бус из ранних слоев припортового раскопа никогда не встречается на городище, либо в курганах. Вот это да, это я понимаю. Совершенно непохожий вещевой набор на городищенский. Найдете такое высказывание?
Ну а то, что в слоях продолжающихся два столетия ранний набор отличается от позднего нет ничего странного. Странно бы было, если бы был одинаковRoxsalan писал(а) 26.07.2021 :: 10:05:38:
Чем докажете?

Отсутствием любых свидетельств о его существовании, ясен пенгь. А вот теперь докажите что он был. Ну, хотя бы, по археологии.
Кстати, как это у Вас название Владимир-Волынский соотносится по звучанию с название Немоград. Не догоняю, хоть убей
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18010 - 02.08.2021 :: 12:09:59
 
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
ДОГОВОР 912 г. (Д–912)
критические замечания верны в том отношении, что никакой «русско-византийской войны», то есть полномасштабных военных действий, в 911 г. действительно не было. Олег приплыл к Константинополю не для того, чтобы воевать с Византией; демонстрация военной силы должна была склонить греков к заключению мирного договора. Стратегический замысел Олега состоял в том, чтобы прорваться в бухту Золотого Рога (византийский флот в это время был задействован в морских операциях против арабов в Средиземноморье).

Скажу словами Толстого - гладко было на бумаге да забыли про овраги. Доказательства этим рассуждениям где? Где греки хоть словом заикаются о осаде росами Константинополя что в 907 что в 911 году? Без этого любые рассуждения на этот счет ничего не стоят.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
«Табаи-аль-Хайя-ван»,  ал-Марвази русские, по преданию, достигли Константинополя «несмотря на цепи в заливе»)

Какое это имеет отношение к Олегу? Вы самого Марвази читали или только сославшегося на него Чернова писавшего о крещении Олега? У Марвази русы живут на острове,  наследство свое русы оставляют дочерям а сыновья должны добыть себе все мечем. То есть калька с Ибн Русте и иже с ним. единственно царя русов у Марвази  их зовут Владимир. Ко времени Олега а именно к 912 году привязан лишь рассказ о принятии ислама русами : "Таково было их воспитание пока они не приняли христианство в месяцы 300 года 49. Когда они стали христианами, вера вложила их мечи в ножны, закрылась для них дверь добывания. К ним вернулась нужда и бедность. Средства существования у них уменьшились, и они захотели принять ислам, чтобы им стали доступны набег и священная война и чтобы они оправились, возвратившись к своему прежнему положению. Они послали послов к правителю Хорезма, четверых человек из приближенных их царя."
Про Константинополь говориться без даты и конкретно: "Они люди сильные, крепкие, которые путешествуют пешком в отдаленные страны для набега. Они путешествуют также на кораблях по Каспийскому морю, захватывают корабли, грабят товары. Они путешествуют до Константинополя по Черному морю, несмотря на то, что в его заливе имеются цепи. Однажды они путешествовали по Каспийскому морю и завладели на некоторое время Бердаа. Их храбрость и мужество известны, и один человек из них равен нескольким людям из всех [других] народов. И если бы у них были лошади и они были бы всадниками, то они были бы бедой для людей." То тесть все те же расхожие штампы, а про цепи вообще у Константинополя просто констатация факты, что цепи были. Зато фантазий на этот счет валом.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
И все же Олег осуществил маневр и летописец придумывает как. суда вряд ли были поставлены на колеса — скорее их уложили на круглые вальки и тянули волоком. Древесину в необходимом количестве можно было добыть без труда — фракийские леса подступали тогда к самому Константинополю.

Олеговы суда на колесах расхожий сказочный сюжет, он фиксируется у многих народов у тех же византийцев, у тех же скандинавов и даже у китайцев. Погуглите работы на эту тему. Все уже давно рассмотрено и разжёвано.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
Успех этого маневра ошеломил греков. Увидев вражеские суда плавающими посреди бухты, считавшейся недоступной, императоры-соправители согласились начать переговоры с Олегом. К этому шагу их вынудило также покаянное настроение, охватившее население столицы. Вдруг вспомнили, как за несколько лет перед тем, в 904 г., имперские власти отказались помочь Фессалоникам, подвергшимся осаде со стороны арабов. Жители Фессалоник были возмущены тем, что их бросили на произвол судьбы, и пророчили, что святой Димитрий, покровитель города, обязательно накажет Константинополь за это предательство. И вот теперь в столице на каждом углу слышалось: «Это не Олег, но сам святой Дмитрий послан на нас Богом». Противиться небесной каре было немыслимо. Дальнейшая неуступчивость правительства к требованиям варваров, которые стремились всего-навсего иметь выгодный торг на константинопольском рынке, грозила привести к открытому мятежу. Оба эти обстоятельства — захват Олегом территории Золотого Рога и напряженная обстановка внутри города — и обеспечили незабываемый дипломатический успех послам «от рода русского».

Браво, настоящий героический эпос. Теперь по факту. В своих работах П.В. Кузенков давно уже высказал вполне обоснованное предположение что поход Олега был не в 907 году, а в 904 и совпал с осадой Фессалоник арабами и последовавшую за этим войну греков с болгарами. Причем мирный договор между болгарами и греками в августе 904 года в тех же Фиссалонаках заключал болгарский боярин, родственник Симеона1 Феодор Олгу тракан. О чем имеется надпись на пограничном столбе обнаруженном у Фессалоник еще 19 веке. Уже давно рядом историков предполагается что уши летописной сказки о походах Олега растут из этой истории с Олгу траканом. Между тем, соглашаясь с Кузенковым о том что русы могли участвовать в авантюре Симеона поддерживая болгар с моря. (есть даже ссылки на русские летописи в которых говориться о  том что Олег мстил грекам за обиды Симеоновы, но я не нашел этих сток в летописях) Трудно согласиться с выводами историка о том что русы осаждали Царьград. Более вероятно что они занимались грабежом где то на подступах к нему не позволяя грекам отправить свой флот к Фессалоникам. Тем самым облегчив жизнь как болгарам, так и тем же арабам. Как тут не вспомнить 860 год и предполагаемую связь набега русов с арабами? Опять все одно к одному. Даже такие прожжённые норманисты как англичане Франклин и Шепард всерьез полагали что имя Олег не фигурировало в договоре руси с греками и было вставлено в него летописцем задним числом. То есть имя могло выплыть в связи с Олгу траканом. И какими то отголосками то истории. На это косвенно указывают и те самые летописные слова про связь Олега со Св. Дмитрием. Святой Дмитрий, это Димитрий Фессалоникийский, христианский святой, родившийся, живший и проповедовавший в IV в. в тех самых Фессалониках. В свое время именно это и заставило М.В. Левченко написать: «одно  это обстоятельство наводит на мысль о балканском происхождении источника  летописного рассказа». И этот рассказ, скорее всего, имеет отношение не к Вещему Олегу, а к все тому же Феодору Олгу Тракану. Сама же история восходит к проповедям византийского патриарха взывавшего к СВ. Дмитрию допустившему разграбление Фессалоник как арабами так и болгарами.

Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
Летописец дважды считает дань, сперва Олег, а потом его послы, явившиеся в Константинополь, просят уже «дати воям на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ». Т.е. сперва Олег попросил "луну с неба", а потом согласился на стандартный вариант 12 гривен на одно рулевое весло, т.е. на ладью


Ну каких гривен в 907 году? Вы никак  этого понять не хотите. Это сказка летописца призванная придать достоверность состряпанном им договору. Из той же оперы рассказ о демонстрации императором русам церковных богатств и лепоты, которое летописец спер у Амартола и всунул в текст договора.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
Итак, русский «великий князь» с помощью византийского дипломата Иоанна изготовляет две хартии.

Первое по иванову писанию. Вопрос давно рассмотрен Малингуди. И странно что вы не удосужились это прочитать занявшись обсуждением. По мнению Малингуди под «Ивановым» следует понимать неправильно истолкованное  переводчиком греческое слово  αίωνίαν, в значении «вечным». В итоге, рассматриваемая нами  фраза, по версии Малингуди,  должна читаться:  -  «мирный договор этот сотворили мы вечным написанием на двух хартиях»,  что, как утверждает исследователь, вполне, соответствует византийской дипломатической практике. Так что нет там послов Иванов, готских или скандинавских рун как фантазировали некоторые продвинутые на норманизме историки. Или красных чернил, то есть δια κινναβάρεως - «киноварью»,  как предполагали третьи.

Н
Наверх
 
Jarlaxle
ReadOnly
Вне Форума



Сообщений: 308
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18011 - 02.08.2021 :: 12:20:54
 
Руританин
Он перечисляет города из которых с товаром приходят росы в Киев. И движутся по Днепру
Так с этой точки зрения и Новгород Ильменский не подходит:
1. Он не на Днепре и даже не рядом  с ним, он очень далеко
2. Это жуткое захолустье вообще, показателен и факт рассадки Святославом детей Киев старшему, потом какой-то странный город среднему(ну допустим только завоеванный и построенный), а якобы великий и охрененно могучий новгород на волхове почему то сыну от рабыни. А потом при этом сыне и сыне этого сына, который тоже попал княжить в Новгород начали формироваться хроники, в котором вся русь вдруг пошла из этого медвежьего Новгорода на Волхове.
3. Строить базу факторию в Неве, чтобы торговать по Днепру или Волге это идиотизм.
4. Читаем арабов, чем торговали русы в булгаре. Девками, медом и пушниной.
Что из перечисленного дает Новгород Пельменский?
5. Собственно в договоре с Олегом никаких Новгородов не упоминается.


Вы случайно не в курсе про вот это?https://ru.wikipedia.org/wiki/Супрутское_городище

территориально и логически этот городок больше подходит для Немограда
Наверх
 
Jarlaxle
ReadOnly
Вне Форума



Сообщений: 308
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18012 - 02.08.2021 :: 12:51:02
 
Roxsalan
Где греки хоть словом заикаются о осаде росами Константинополя что в 907 что в 911 году?
я вам уже 3 раза приводил Византийские источники с заиканием. Или для вас нужно в раскраски постоянно играть?

Какое это имеет отношение к Олегу?
Текст договора, найденный Нестором в великокняжеском киевском архиве, был подписан Олегом 2 сентября. Это день святого Маманта, а именно у его церкви по договору 907 года греки повелели русским селиться в Царьграде.
Летописец приводит только две подлинные цитаты из договора. И если по первой («Когда приходят русские…») нельзя определить, от имени кого декларируется сказанное, то вторая цитата («Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное...») однозначно свидетельствует, что перед нами перевод с греческого списка. Подтверждением тому строки: «Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Маманта, и пришлют к ним от нашего царства и перепишут имена их…».

Договор заключен в Константинополе, и далее летописец упомянул о том, что императоры-соправители Лев и Александр «имшеся по дань» (обязались уплатить дань) «и ротѣ заходивше межы собою, целовавше сами крестъ, а Олга водившее на роту и мужи его по Рускому закону, кляшася оружьем своимъ, и Перуномъ, богомъ своимъ, и Волосомъ, скотьемъ богом, и утвердиша миръ».
это по Договору 907.

Договор 912, другое
Договор начинается верительной грамотой послов (это обычная практика в византийском внешнеполитическом делопроизводстве, вроде  как Вы же сами про это и говорили).
И далее говорит Олег, то есть следует сам текст договора, составленный при участии грека Иоанна (видимо, византийского посла) и им же переведенный на греческий.  С этим-то текстом, но уже в греческом варианте, Олег и отправляет посольство в Царьград
Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, существовавшую постоянно между христианами и русскими, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему..

«Божья вера»… Это выражение может показаться ошибкой, ведь православные императоры веру в Велеса и Перуна «божьей» не могли признать по определению. Кроме того, в этом, пусть и невероятном случае, в тексте были бы упомянуты и Перун, и Волос, как в том же договоре 907 года. Но языческий элемент в этом договоре полностью отсутствует.
«Наша светлость, превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу…».


Как можно удостоверить «дружбу в Боге», если сам ты язычник и в Бога не веруешь?

Своей рукой Олег скрепляет христианской клятвой оба пергамента. Затем Олег вручает договор своим послам, и далее, как и положено в византийском делопроизводстве, следует клятва послов.

Теперь самое вкусное про Марвази
Михаил Брайчевский пишет: «Наиболее интересной
представляется дата: 300 г. хиджры соответствует 912 г. нашего летоисчисления.
Имеется в виду год смерти Олега Вещего…»

Персидский автор Мухаммада ‘Ауфи (ХIII в.), и турецкий историк Шукруллы ибн Шихаба (ХV в.) повторяют рассказ Ал-Марвази о том, сколь пагубно сказалось на русах принятие ими христианства. Якобы после крещения русам пришлось отказаться от набегов на соседние народы, а поскольку русы жили лишь грабежом, то, вконец обнищав, они обращаются к той вере, которая дает не только небесный, но и земной прибыток. И потому князь русов Буладмир просит шаха Хорезма разрешить ему участвовать в джихаде – священной войне за утверждение ислама.

Буладмир – это, конечно, Владимир Креститель, а он и впрямь в 887-м отправлял послов в Хорезм, чтобы те посмотрели, какова там вера и пригласили мусульман в Киев на религиозный диспут с немцами, иудеями и греками.

О том, что в хорезмийской легенде спрессованы как минимум восемь десятилетий истории начальной Руси, говорит следующая подробность: шах благосклонно принял посольство Буладмира, послав росов воевать прикаспийские и причерноморские города. Вспомним хотя бы восточные походы Святослава в Поволжье и Дагестан, на Тмутаракань, на Саркел. В частности, это привело к тому, что с востока каганат атакуют гузы («турки», как именуют их Ибн Мискавейх и Ибн-ал-Асира). И только вмешательство призванных хазарами на помощь хорезмийцев вынуждает гузов отступить.
Видимо, Ал-Марвази знал больше, чем написал. Он несколько удивлен тому, что трехсотлетняя годовщина хиджры была ознаменована не чем-то, а крещением русов.
Феодор Олгу тракан
Ну и как вы Феодора в Дмитрия переделаете? Это еще большая сказка чем корабли на тачанках.

Ну каких гривен в 907 году
летописец косячит в деталях причем постоянно, с датами у него вечнее нелады, чем ден. знаки то должны отличатся?
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18013 - 02.08.2021 :: 13:00:51
 
Dedal писал(а) 01.08.2021 :: 10:15:23:
Святогор - герой-эпоним Рюгена.

Я всё же склоняюсь к Карпатам.
Т.е. формирование именно славянского варианта персонажа.
Есть в регионе что-то подобное Святогору?

Хмм, ... "обры" ... 


Dedal писал(а) 01.08.2021 :: 10:15:23:
Илья Муромец - герой-эпоним Моравии.
В былине об их встрече, Святогор умирает, Илья Муромец становится его преемником.

Ну так вот как-раз и рядом.

Тогда выводится третья группа руси.
Восточнее богемцев(по РУ), получается где-то Словакия(где Перун в фольклоре присутствует) и Закарпатье.
Отсюда и последующие русины, не принимающие напрочь "украинства".

Транзит янтаря кстати как-раз недалеко.
Наверх
« Последняя редакция: 02.08.2021 :: 13:16:20 от Mukaffa »  
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18014 - 02.08.2021 :: 13:49:59
 
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
Это или два греческих списка для двух императоров; семилетний Константин, в расчет не принимается, или греческий текст и идентичный ему русский.

Византийские договоры  составлялись по определенным правилам. Сначала каждая сторона готовила свой документ, в котором излагались обязательства, принимаемые ею по отношению к партнеру. Далее шло согласование условий договора  правительствами стран ведущих переговоры. По завершении согласования и редактуры текстов составлялись новые грамоты, в которые, для предотвращения  возможных споров,  целиком или частично, включались  и обязательства  партнера. После этого следовал обмен грамотами и ратификация договора. Но тут то как раз и проблема на которую я указал вам прошлый раз ссылаясь на Шахматова и Малингуди. В договоре 911 года нет обязательств русов, там кроме   заглавия,  в котором перечисляются имена византийских императоров, самого Олега и приехавших в Константинополь послов,  а также пояснение о цели приезда,  и  обязательств хранить мир ничего другого написанного от русской стороны нет. Со слов "«Главы же договора, которым мы себя обязали по Божьей вере и дружбе, таковы», и до слов:  «То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится  такое же», это инсерт, то есть обязательства греческой стороны переиначенные летописцем так, что бы они звучали со стороны русов. Вы этого никак не хотите понять. Уже отмечал что договор 911 не стандартный документ, это компиляция из  посреднической грамоты, которая составляется в начале переговорного процесса, и предоставляется послами и заключительной грамоты, которая составляется в конце переговорного переговорного процесса. Перед его ратификацией. При этом текст договора не содержит признаков его ратификации. Словом над "составлением" этого договора летописец изрядно потрудился. Кроме того, еще в конце XIX в.  профессор права В.И.  Сергеевич  предпринял попытку взглянуть на русско-византийские договоры сквозь призму юриспруденции. И вот к каким выводам он пришел, текст договора не полон и в некоторой степени, подпорчен. Кроме того,  оказалось, что большинство статей договора были составлены в соответствии  с  византийским и римским правом и касались лишь взаимоотношения греков и русов на территории Византии. Единственная статья, в которой речь идет о территориях за пределами Византии, относится к морскому праву, и обязует  русов и греков оказывать взаимопомощь в случае крушения кораблей.
Я уже давно тут пишу, историю надо рассматривать не только через призму ПВЛ и археологии, но и через огромную массу других факторов. Тогда вырисовывается совсем другая картина.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
А гарантом того, что язычник Святослав действительно клялся (богом Перуном и богом Волосом) выступает высокопоставленный греческий монах (синкел) Феофил.

В реальности мы не знаем каким богами клялся Олег и Святослав. Все это нас совести летописца.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
А клятва византийских императоров отсутствует, и это говорит о том, что летописец берет текст из русского списка договора. Напомню, что договор 907 года цитируется в обратном переводе с греческого.

Уже одно это указывает на фальсификацию договора 907 года, потому что клятва византийских императоров не может отсутствовать в тексте договора, это непреложная практика того времени. И она должна быть в обоих хартиях  составляемых сторонами.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 15:43:12:
невозможна клятва здоровьем чужих отца и матери, так немыслимо, чтобы Олег клялся христианским Богом, не приняв крещения. Собственно, видимо, это и подтверждает внесением своего имени в текст договора грек Иоанн, и вот почему во всем договоре Олега не нашлось места даже для упоминания о русских языческих «богах». Обойдены они и в клятве послов, где тактично заявлено, что русские послы клянутся «по вере и по обычаю нашим».

По греку Ивану уже написал ранее, нет там никакого Ивана. Далее, не клялся Олег христианскими богами.
Я уже писал вам изучайте источники и тексты договоров не только в переводах. Клятву византийских императоров летописец тоже переиначил так что бы она звучала от имени Олега. причем сделал он это настолько топорно, что переводчикам ПВЛ на современный русский пришлось еще и его самого подправлять меняя местоимения "вашего" на "нашего". Смотрим текст клятвы из договора: "В удостоверение и неизменность, которая должна  быть между вами, христианами, и русскими, мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях – царя вашего и своею рукою, – скрепили его клятвою предлежащим честным крестом и Святою Единосущною Троицею единого истинного Бога вашего, отдали нашим послам. Мы же клянемся вашему царю, поставленному (на царство) милостью бога, по обычаю и по установлению нашего народа, что ни мы, ни кто-либо из нашей страны не (будет) нарушать (этих) утвержденных пунктов мирного договора".  Как видим послы клянутся:  предлежащим честным крестом и Святою Единосущною Троицею единого истинного Бога вашего, что прямо указывает на христианство клянущихся. На это же указывают и слова из заглавия договора; "Наша светлость превыше всего желая в Боге укрепить и удостоверить дружбу, многократно соединявшую христиан и русских, рассудили по справедливости, не только на словах, но и на письме, и клятвою твердою, клянясь оружием своим, утвердить такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему". А теперь рассмотрим нюансы. Чернов которого вы, я так понимаю читали, настаивает на принятии Олегом христианства. Но все можно объяснить и гораздо проще. Первое, в переводах с церковнославянского на современный русский текст перевран в фразе "единого истинного Бога вашего"   местоимение "нашего" было переводчиками заменено на "вашего". В летописи ( и в
Лаврентьевской и в  Ипатьевской) данная фраза записана так - Лаврентьевская летопись  -  истинаг̑ Бг҃а нашег̑ , Ипатьевская летопись - єдиноистиньнаго  Ба҃ наінего.. То есть русские послы клянутся христианским богом. С учетом того что титул Наша светлость тоже принадлежит византийскому императору, а так же  учетом отсутствия в тексте клятвы греков, которая по определению должна была быть в обоих хартиях слова: "Для подтверждения и нерушимости настоящий мирный договор между вами, христианами, и (нами), русскими, мы составили киноварью (? Ивановым написанием) на двух хартиях: вашего царя и собственноручной, и скрепив (клятвою), предлежащим честным крестом и святою единосущною троицею единого истинного бога вашего, отдали нашим послам." это клятва византийцев, в которой летописец в фразе "между вами, христианами, и (нами), русскими" ив фразе "вашего царя", заменил "нами" то есть христианами(греками) на "вами", дабы придать вид клятвы от имени русов, по небрежности не заменив в фразе " истинаг̑ Бг҃а нашег̑", на "истинного Бога вашего", это уже сделали за него переводчики на современный русский. А вот со слов "Мы же клянемся вашему царю, поставленному (на царство) милостью бога, по обычаю и по установлению нашего народа, что ни мы, ни кто-либо из нашей страны не (будет) нарушать (этих) утвержденных пунктов мирного договора. И этот письменный экземпляр договора дали вашим царям на утверждение, чтобы этим договором был подтвержден и укреплен существующий между нами мир.", это уже клятва русских послов. Как видим в клятве русов 911 года нет никаких Волосов и Перунов, неизвестно откуда вставленных летописцем в договор 907 года. Видать для красного словца.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18015 - 02.08.2021 :: 13:53:27
 
Jarlaxle писал(а) 02.08.2021 :: 12:51:02:
Как можно удостоверить «дружбу в Боге», если сам ты язычник и в Бога не веруешь?


Антский вождь Бож.

https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-verhovnom-boge-v-panteone-drevnih-
slavyan

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18016 - 02.08.2021 :: 14:23:33
 
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 16:38:58:
Я уже это Вам говорил и неоднократно.
После развала Аварской державы, остаются три сателлит Болгария, Моравия, Русь. Русь существует в виде "русского каганата" территориально, где то в треугольнике Балтика-Карпаты-Крым. Современники положение знают, но нам не сообщают (БА и КБ).

Какое это все дает право Ольге на Киев и данную территорию. Киев столица аварского каганата или как то иначе принадлежал Аварскому каганату? Там следы авар найдены? 
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 16:38:58:
Олег "приводит" Ольгу из Болгарии, возможно она там была в статусе заложницы и пока Олег находился в поисках где тухес приткнуть он ее не трогал, как только перенес столицу в Киев, он вынул Ольгу из Болгарии.

Господи, откуда вы это все берете, заложницей у кого была Ольга в Болгарии, почему? На чем основаны эти фантазии?
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 16:38:58:
корпус арабских источников аж испысывается о наличии трех русий, еще и столицу отдельно пишет

И что какое это имеет отношение к аварскому каганату да и Русскому тоже. Вы изучали вопрос откуда пришли эти рассказы о трех видах Руси каким временем датируются? И главное как это демонстрирует авар в Хазарском каганате или русов выходцев из аварского каганата там же?
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 16:38:58:
Запорожцы где были не в лесостепи? Они Вас не читали, а так бы сразу бы с коней по слазили.


Ну гляньте на карту, где запорожье и где верховья Донца? При этом, изучите состояние природно-климатических условий того времени. все салтовские городища Подонцовья строились после выкорчевки леса. Там в то время дубы в три обхвата росли. Петр с какого бодуна флот свой в Воронеже строил? Потому что лес был.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 16:38:58:
Да потому что с собственной кавалерией проблемы у многих народов, включайя и Рим, потому чтобы не заморачиваться с ней берут наёмную, а Диакон и Скилица так и пишут проблемы у русов с конями. Но есть обалденный пасаж летописца о Святославе, в котором он сравнивается с Пардусом, это гепард, идеальное сравнение для войска гепард имеет офигенные спринтерские качества, потому он добычу не загоняет. Тут та же история привезли, сошли с коней, вломили, уехали.


Русы в Болгарию вообще не на конях ходили, на ладьях, коней они туда не тащили. Вы эту истину уяснить не можете? Туда шла пехота, морская или речная как хотите. Конница не шла. Или у вас всякий пехотинец на раз два всадником способным вести конный бой стал?
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 16:38:58:
Чтобы останавливать тяжелую кавалерию, нужен опыт, и этот опыт должен быть боевым. Я вам специально привел ссылку, в которой лучшая Тяжелая кавалерия Европы, огребла от лучших наемников. Откуда у Русов опыт останавливать Клибанариев?(а по Дьякону Сфенкел даже не поморщился) только как наследие от аварского каганата и разборок с Карлом Великим, больше ниоткуда. Тяжелой Кавалерией таранного типа обладали Авары, Франки и Византия.

Тяжелой кавалерией в рассматриваемый период обладали хазары. С которыми русь воевала. Впрочем для вас видать это диковинка тяжелая кавалерия у хазар.

Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18017 - 02.08.2021 :: 14:24:25
 
ОБРЫ

Цитата:
"В говоре моего родного села Симоновичи Дрогичинского района Брестской области употребляется выражение: Здорóвый, як брытáн. Здоровый – это крепкий, сильный, рослый, широкоплечий мужчина. А вот, что такое брытан, -- неясно. Это слово я включил в свой опубликованный словарь [Климчук 1968, с. 22]. Обсуждал с коллегами проблему слова брытан. Проблема осталась нерешенной. Формально слово брытан напоминает словоформу бритáнец. Так иногда называют англичан и представителей других народов Великобритании. Но британцы (англичане) не отличаются от других народов Европы массивностью телосложения. Скорее всего, в западнополесских говорах словоформабрытан под влиянием довольно распространенного слова британец сформировалась из какой то иной, близкой ей словоформы. Какая это была словоформа?

         Эта словоформа нашлась. В декабре 1974 г. в селе Каменюки Каменецкого района Брестской области я записал выражение: Здорóвый як обратáнт с тем же значением, что и аналогичное выражение Здорóвый, як брытáн, записанное в селе Симоновичи. Тоже слово обратант включено в другой опубликованный словарь [Клімчук 1992, с. 45].

Итак, брытáн произошло из обра[<?]тáнт. В последнем: обр- -- старый корень, - а[<?]т- -- старый суффикс, -ант – более поздний суффикс. Гласный [-а-] в первом суффиксе, скорее всего, произошел из *е. Гласный [-ы-] в слове брытан, зафиксированном в говоре села Симоновичи, тоже, скорее всего произошел из *е. Так что начальные бр- в слове брытан – это вероятнее всего усеченная форма от обр-.

         Поищем аналогий. Находим их. Это народ обры и представитель этого народа обрин в «Повести временных лет». Они близки не только по звучанию, но и по значению: обратáнт. – это человек крепкого телосложения; обры, согласно летописи – «велики телом».



В чем же различие обратантов и обров? Различие в том, что обратанты – это исполины, аобры – народ. Правда, это не обыкновенный народ, а народ-исполины. А люди-исполины и народы-исполины – это не реальности, это предметы мифологии. Правда, иногда высказыкаются мнения, что люди-исполины в прошлом существовали [Белов, с. 15—16; Гарифзянов, Панова, с. 10—12, 14, 17--18].

         Таким образом, обры в «Повести временных лет» -- это этноним, наименование народа. Но такой этноним употребляется только в древнерусском языке, причем, только в «Повести временных лет».

         Названия этого народа в других языках: в греческом – αβαρεις,  αβαροι, ουαρχωννιται, в латинском – avari, avares, в арабском – абары, в современных русском и белорусском – авары, украинском –авари, польском – awarowie.



Таким образом, этнонимы, обозначающие авар, подразделяются на две группы. Первая: этнонимобры в древнерусском языке, только в одном памятнике, только при описании одного события, которое происходило почти 400 лет назад до того, как было записано в древнерусской летописи. Вторая: этнонимы с корнем а(о)в(б)ар- во всех остальных языках. Этот вариант этнонима впервые зафиксирован греческими и латинскими авторами в V – VII вв., современниками появления авар в Европе и существования могущественного Аварского каганата.



Естественно считать, что этноним а(о)в(б)ар- в его вариантах исконный, а этноним обры искажен. Но искажение произошло не произвольно. Этноним изменился под влиянием какого-то слова. Какого? Уже сам текст «Повести временных лет» дает намек на это: обры – телом велики, т.е. они исполины, великаны. Подтверждают этот намек данные западнополесских говоров, о чем речь шла выше, а также западно- и южнославянских языков. В западнополесских говорах обратáнт, (о)брытáн. – человек крепкого телосложения, чешское obr, старочешское ober, словацкое obor, верхнелужицкое hobr, словенское obər, древнепольское obrzym, польское olbrzym – ‘исполин, великан’ [Фасмер, c. 107;Machek, s. 406—407].



Таким образом, наименования с корнем обр- -- это названия исполинов, великанов. В славянских языках и говорах они бытуют до настоящего времени и довольно широко.

         Отсюда и о обрах «Повести временных лет» можно высказать следующее предположение. Обры«Повести временных лет» -- это контаминация наименований реального народа аваров и обр-[ов] – мифических исполинов.

Авары действительно в VII в. господствовали в Прикарпатье и на Волыни, угнетали славянское племя дулебов. В середине VII в. они разрушили столицу дулебов – городище Зимно, находившееся недалеко Владимира Волынского [Баран, c. 59—68, 185--188].  И вот прошло 350—400 лет. В первой половине XI в. написана древнерусская летопись. Возможно летописец использовал какие-то записи второй  половины Х в. Можно ли в настоящее время, в начале XXI в., не используя никакой литературы, архивов, описать предельно точно события, происходящие в первой половине XVII в.?!

Так вот на страницах летописи авары превращаются в обров. А обры – это великаны-исполины. В связи с этим аварам, получившим наименование обры, приписываются черты исполинов.
Во-первых – они «телом велики». А во-вторых, они, согласно летописи, все погибли. Естественно, авары далеко не все погибли, значительная или даже основная их часть была ассимилирована другими этносами [Эрдели, с. 99--110]. Что касается великанов-исполинов, то их действительно теперь нет. Если они были, то они вымерли.

Вот это согласуется с «Повестью временных лет», утверждающей о бытовании пословицы «Погыбоша, аки обре», т.е. вымерли, как существовавшие в далеком прошлом исполины-великаны. ..."

(Ф. Д. КЛИМЧУК. ОБРЫ, ОБРАТÁНТЫ, АВАРЫ, HROS)
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18018 - 02.08.2021 :: 14:36:09
 
иван васильевич писал(а) 01.08.2021 :: 18:39:45:
но это проверять и перепроверять. Тут, как по мне такое, дело если договор 911 года имел под собой какую-то основу, то ему должен предшествовать какой-то конфликт, может даже демонстрация силы со стороны руси, интересно понять хотя бы предположительно: какой. Но в любом случае не то что пишет ПВЛ.

Не обязательно демонстрация силы. Уже писал, договор 907 года чистой воды фальшивка. там клейма ставить негде. Основная статья сперта из договора 944 года, все остальное словоблудие самого летописца начиная с 12 гривен на уключину и заканчивая клятвой руси.
Конфликт возможно был в 904 году когда русы в очередной раз помогали толи арабам (захват Фессалоник в 904) году, то ли болгарам. Захват Фессалоник в том же 904 году в результате чего в августе 904 года болгарский боярин Олгу Тракан заключает с греками там же договор и устанавливает границу.
иван васильевич писал(а) 01.08.2021 :: 18:39:45:
Ивановомъ - можно и с маленькой буквы, ивановым= греческим, что собственно прекрасно видно из контекста договора.

давно уже разобрано, неверно переведенная летописцем ( там вообще много косяков в переводе) греческая формула "вечным писанием". То есть вечным договором который греки традиционно устанавливали на 30 лет. Как раз правление Олега и Игоря в эти 30 лет для каждого и вписываются согласно ПВЛ.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 18:10:12:
-В Хронике Псевдо-Симеона (последняя треть X века), повествуется, что у росов был некий могущественный правитель, от коего «росы получили свое имя <...> после того, как им удалось избежать последствий того, что предсказывали о них оракулы, благодаря какому-то предостережению или божественному озарению того, кто господствовал над ними»

Какое это имеет отношение к Олегу и его походу на Византию?
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 18:10:12:
КБ упоминает об участии русских судов в критской экспедиции 910/911 годов

не было никаких русских судов в византийское экспедиции на Крит 911 года, русы составляли морскую пехоту, и шли на греческих кораблях о чем сами  греки говорят однозначно. Смотрите работы историков на этот счет а не фантазии некоторых здешних товарищей.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 18:53:42:
Итак, Псевдо-Симеону известно, что у стен Царьграда Олег ослушался своих прорицателей, но не погиб.

Где вы эту галиматью  вычитали, приведите источник?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #18019 - 02.08.2021 :: 14:43:26
 
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 22:34:33:
Я вот над чем еще подумал, Вас не смущает, что Ольга назвала Святослава южнославянским христианским(?) именем указывает:

Да с какого перепуга Святослав южнославянское христианское имя?
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 22:34:33:
Во-первых, на её южнославянское происхождение из страны принявшей христианство, и её воспитание в христианских традициях;

Ее южно славянское та бишь болгарское происхождение весьма вероятно, но увы не доказуемо. Болгаркой могла быть и Елена, настоящая мать Святослава.
Jarlaxle писал(а) 01.08.2021 :: 22:34:33:
Во-вторых, её абсолютное влияние на Игоря, так как она дает имя его единственному наследнику не только вопреки варяжской традиции родины его предков, но и северославянской традиции страны управления.

В чем выражается ее влияние на Игоря, в выборе имени для сына? Первое мы по сути не знаем ем был сам Игорь и откуда пришел. Второе, наличие в княжеской семье Володислава и Предславы указывает на их славянские корни. Но ПВЛ не дает возможности установить с чей стороны это были родственники со стороны Игоря или со стороны Ольги. Ну и, третье, однозначно славянское влияние прослеживается. Но тут надо знать традиции имянаречения, потому что у самого Святослава один из сыновей имеет имя Олег.

Наверх
 
Страниц: 1 ... 899 900 901 902 903 ... 982
Печать