RoxsalanВообще то у Диакона нет текста договора со Святославом. Договор в ПВЛ.неправильно выразился, согласно Диакону, книга 9, 12. Сфендослав оставил Дористол, вернул
согласно договору
пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину.
Диакон текста договора конечно же не приводит. У греков он не сохранился.
Смахивает, только проблема в том что согласно Диакона и Скилицы Сфенкел геройски погиб под Дористолом.У Скилицы просто Сфангел погиб и погиб. Диакон расписывает в красках как погибает Сфенкал, да только почему то героя убившего Сфенкела, так потрясшего Диакона, он не называет, хотя он упоминает и сын архига критян Анемас, воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею — голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. «Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов», и «смелый юноша с едва пробивающимся рыжеватым пушком на подбородке, выходец из фемы Анатолики, по имени Феодосии, а по прозванию Месоникт» – первый из поднявшихся на стены Преслава. и такие упоминания у Диакона везде, кроме... случая со Сфенкелом, почему?
Ну Лев вообще часто косячит сам себе противореча кстати, например книга 8, "4. Сказав так, Иоанн, прекрасно вооруженный, вскочил на быстрого благородного коня, вскинул на плечо длинное копье и двинулся в путь. Впереди него двигалась фаланга воинов, сплошь закрытых панцирями и называвшихся «бессмертными», а сзади — около пятнадцати тысяч отборнейших гоплитов и тринадцать тысяч всадников 17. Заботу об остальном войске император поручил проедру Василию; оно медленно двигалось позади вместе с обозом, везя осадные и другие машины. Когда они вопреки всякому ожиданию прошли опасные гористые места, император прервал напряженный марш, дал отдых всему пешему и конному войску, расположив его на неприступном холме, с одной стороны которого протекала река, обещавшая изобилие воды.
Когда настал рассвет следующего дня, он поднял войско,
выстроил его в глубокие фаланги и, приказав беспрестанно трубить военный клич, стучать в кимвалы и бить в тимпаны
, выступил на Преславу. Поднялся невообразимый шум: эхом отдавался в соседних горах гул тимпанов, звенело оружие, ржали кони и [громко] кричали люди, подбадривая друг друга, как всегда бывает перед битвой. ]
Тавроскифы, увидев приближение умело продвигающегося войска, были поражены неожиданностью; их охватил страх, и они почувствовали себя беспомощными. Но все же они поспешно схватились за оружие, покрыли плечи щитами (щиты у них прочны и для большей безопасности достигают ног), выстроились в грозный боевой порядок, выступили на ровное поле перед городом и, рыча наподобие зверей, испуская странные, непонятные возгласы, бросились на ромеев.
Ромеи столкнулись с ними и храбро сражались, совершая удивительные подвиги: однако ни та, ни другая сторона не могла взять верх. Тогда государь приказывает «бессмертным» стремительно напасть на левое крыло скифов; «бессмертные», выставив вперед копья и сильно пришпорив коней, бросились на врагов. Скифы [всегда] сражаются в пешем строю; они не привыкли воевать на конях и не упражняются в этом деле. Поэтому они не выдержали натиска ромейских копий, обратились в бегство и заперлись в стенах города. Ромеи преследовали их и беспощадно убивали. Рассказывают, будто во время этого наступления [ромеев] погибло восемь тысяч пятьсот скифов"
Что из этого куска имеем? На мирно сидящих в танках солдат, напали злобно настроенные обыватели, нападающие отделались легкими смертями, солдаты получили тяжелые душевные и моральные травмы.
У меня тут синий и фиолетовый цвет не совмещаются ну никак, помогите. Ну про численность это понятно смело делим на 10, с описанием численности у противника у византийцев всегда включается увеличение.
Кстати судя по действиям в Преславе Сфенкел очень грамотно действует, лоб в лоб его взять не могут несмотря на перевес "однако ни та, ни другая сторона не могла взять верх" а подача в бок броненосной конницей вынуждает отвести его поредевшее войско в город, а дальше ну просто прям роман какой то там читать наверное лучше но итогом «Завязалось сражение, и росы отчаянно сопротивлялись, не показывая врагам спины; однако ромеи победили своим мужеством и военной опытностью»(с)
Только Сфенкел со своими прорубился и ушел к Святославу, странная победа, Дьякон любит сам себя бичевать, потому в свете того что убийца Сфенкела не озвучен, думаю что он не убит.
В целом, соглашусьТогда Святослав в свете этого ну просто не может быть военачальником Ольги, не ведут себя так военачальники, это переворот.
Мне кажется вы слишком скептичны к Руси. Уже упоминал прием Ольги, и приводил примеры кого греки нарекали опоясанными патрикиями. Кроме того, что мешало Ольге попытаться провернуть то же самое что делали болгары? Особенно если учесть что как предполагают некоторые исследователи поп Григорий сопровождавший Ольгу был тем самым болгарином Григорием, который перевел Хронику Амартола и Хронику Иоанна Малалы.Русь сильная сторона, но до 4 Китов ей далековато. С вашими описанием про патрикия соглашусь, я потому и предложил сходный вариант, что Ольга имеет какую то родословную, ну не знаю Она последняя в роду Баяна 1, например, или В роду Само,...
Святослав уходит на Балканы и оставляет Киев незащищенным, если его осаждают непонятно откуда взявшиеся печенеги. Это что такой продуманный шаг князя, или он не мог представить что его отсутствием воспользуются кочевники? Ну и Претич он откуда взялся, кто это, что это за дружина? Без увязки всего этого об армии Святослава рассуждать сложно.1. печенеги. Так часть же печенегов со Святославом, про это и византийские хронисты упоминают.
2. Претич.
Почему после заключения мира между Претичем и печенегами осада не была прекращена? Напротив, отступление печенегов от Киева как будто еще более ухудшило положение горожан. Каким образом киевляне, которые ранее не могли послать весточку Претичу, стоявшему на другом берегу Днепра, умудрились связаться со Святославом, воевавшим в Болгарии? Наконец, куда девался Претич после прихода Святослава? Почему «Повесть временных лет» ничего более не сообщает о нем? Складывается впечатление, что Киев был освобожден как бы два раза – сначала Претичем, а затем Святославом.