Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 861 862 863 864 865 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 795849 раз)
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17240 - 15.07.2021 :: 18:17:11
 
Mukaffa писал(а) 15.07.2021 :: 12:48:45:
Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 12:16:17:
А с того, профессор, что количество заимствованных христианских имен зависит от политической ситуации в истории страны. Так что языческие имена, где больше, где меньше, тоже становятся христианскими: у нас Владимир, у них Пржемысл.

Так Пржемысл - не христианин, а язычник.
Вот такая неполадка.


балт.слав., языч. Свентовит --> чеш., христ. Святой Вит
слав., языч. Велес --> слав., христ. святой Власий
слав., языч. Владимир --> слав., христ. святой Владимир
чеш., языч. Пржемысл --> чеш., христ. Пржемысл

Так понятно?!)
При этом,  первоначальная языческая символика стирается и божество превращается в человека, якобы существовавшего когда-то, но время его жизни переносится вперед.


Цитата:
Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 12:16:17:
Правильно, мифологема.
Вот видите как просто - первый шаг сделан)
Не может быть, а именно стандартная - согласно законам эпоса. Читали про Гею, Деметру, Персефону - вот оттуда все и пошло.

Так, а я о чём. Стандартные мифологические сюжеты, путешествующие во времени.
Только надо различать, когда подобный сюжет приписывается реальным историческим лицам, а когда это изначально являлось мифом.
Вот и всё.


Ну, не я же тиражирую первых князей)
Установка правильная, только вы никак понять не можете где изначальное божество-эпоним - субстанция вечная, а где эпический герой, то есть персонаж с длинным сроком жизни - и пытаетесь либо очеловечить, либо распилить на части)

Цитата:
Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 12:16:17:
Профессор, отец богини земли, сочетавшейся браком с солярным божеством - кто это?

Круг. Восходит к общеславянскому krogъ
круг, род. п. -а, мн. круги́, круго́м, нареч., укр., блр. круг, ст.-слав. крѫгъκύκλος, болг. кръг(ъ́т), сербохорв. кру̂г, род. п. кру̂га, словен. krȏg, чеш., слвц. kruh, польск. krąg
(словарь Фасмера)

Божество небесного круга - отец трех богинь земли, трех областей страны. Как должен называться город-центр этого "круга"? - Краков.
Профессор, как должен называться город-центр земли - Киев, где кий - это столб, ось мира.

Краков, Вышеград, Белград, Рюгард - это все названия с одной и  той же семантикой.

Да пусть так, пусть так. Это всё-равно не о Династии речь.
Можно эпонимы и народов тогда вспомнить - Чех, Лях, Эллин, Сармат, Скиф, Финикс, Сир и прочие, прочие прочие ...
Только какая тут связь с эпонимами династийными?
Это разного типа эпонимы.
Что тут обсуждать то? - В огороде бузина, в Киеве дядька?


Все взаимосвязано.

Цитата:
Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 12:16:17:
Профессор, имя божества --> наименование местности --> название народа --> имя человека
Персоналия в этой цепочке последняя.
Вы переставляете акцент сообразно приоритетам своего времени.

Так имя божества не Пржемысл, а Чех, если накладывать схему на чешскую историю.
Что вы тут не разберётесь то никак? Смайл
Чех также и является человеком, прародителем народа.
И всё по вашей же точь-в-точь схеме.
Смайл
[/quote]

Гелиос, Апполон, Феб, Дельфиний и т.д. - это все имена одного солярного божества.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17241 - 15.07.2021 :: 18:28:46
 
Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 18:17:11:
балт.слав., языч. Свентовит --> чеш., христ. Святой Вит
слав., языч. Велес --> слав., христ. святой Власий
слав., языч. Владимир --> слав., христ. святой Владимир
чеш., языч. Пржемысл --> чеш., христ. Пржемысл

Так понятно?!)
При этом,  первоначальная языческая символика стирается и божество превращается в человека, якобы существовавшего когда-то, но время его жизни переносится вперед.

Да не был Пржемысл божеством.
Это реальное историческое лицо.


Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 18:17:11:
Ну, не я же тиражирую первых князей)
Установка правильная, только вы никак понять не можете где изначальное божество-эпоним - субстанция вечная, а где эпический герой, то есть персонаж с длинным сроком жизни - и пытаетесь либо очеловечить, либо распилить на части)

Так Рюрик, и Пржемысл и Меровей - это не божества, а реальные люди.
На некоторых исторических деятелей накладываются мифологические сюжеты.
Ну так это нормально, такая традиция ещё с древнейших времён.
О чём тут спорить то?


Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 18:17:11:
Гелиос, Апполон, Феб, Дельфиний и т.д. - это все имена одного солярного божества.

И что?
А Чех, Лях, Скиф и Эллин какие божества?
Тоже какие-то божества со своими функциями.
Какая нам разница какие у них особенности были?
О чём мы вообще сейчас?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17242 - 15.07.2021 :: 18:57:14
 
Mukaffa писал(а) 15.07.2021 :: 18:28:46:
Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 18:17:11:
балт.слав., языч. Свентовит --> чеш., христ. Святой Вит
слав., языч. Велес --> слав., христ. святой Власий
слав., языч. Владимир --> слав., христ. святой Владимир
чеш., языч. Пржемысл --> чеш., христ. Пржемысл

Так понятно?!)
При этом,  первоначальная языческая символика стирается и божество превращается в человека, якобы существовавшего когда-то, но время его жизни переносится вперед.

Да не был Пржемысл божеством.
Это реальное историческое лицо.


Еще раз, специально, для профессоров с советским образованием)
Первоначально бог с именем "предвидящий", с крещением - трансформация в человека.
Не было никогда такой исторической личности.
Не было никогда мужа-пахаря-законодателя.
А в язычестве был ритуал священного брака, который исполнялся князьями. Среди которых проводился жребий. После которого, выбранный становился вождем, олицетворением божества на земле, и провозглашал законы, которые ему давали жрецы.
То есть, в язычестве совершенно не важна персоналия, она является воплощением божества. А в христианстве выбор жребием уже не работает, поэтому персоналия - опять не у дел.
Вы же, согласно, современным представления пытаетесь вклинить в  цепочку "языч.божество--христ.святой" среднее звено - "личность", абсолютно там не нужную.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17243 - 15.07.2021 :: 19:24:49
 
Виктор3992 писал(а) 15.07.2021 :: 16:26:47:
Соответственно, получив ответ рохс или руости любой человек спросит, а что это значит?
Руотси отправят к гребцам, а рохс к светлому. Но при вопросе что значит светлые, сразу возникает неопределенность, ведь разные варианты могут быть.
И тем более есть неопределенность в том как это все сохранилось и каким образом трансформировалось в Русь.

Мне кажется применительно к Руси  в  контексте "светлый", светлая" все предельно ясно и понятно. На этот вопрос отвечал и Трубачев и Назаренко. Сочетание Светлая Русь, светлые князья красной строкой проходит через всю историю Руси. Поэтому заимствование из иранского с последующим славянским осмыслением термина вполне закономерно. То же самое происходило и относительно древнерусских божеств.
Виктор3992 писал(а) 15.07.2021 :: 17:01:30:
Аланы это такая же версия как и версия Трубачева.

Не спорю, прямых доказательств нет. Как и в случае любой другой версии. Но зато хватает косвенных.
Виктор3992 писал(а) 15.07.2021 :: 17:01:30:
Трубачев приводит пример, на др. инд. сирас означает голова. В пророчестве Иезекииля нет князя Рош, нет народа Рош, но есть главный князь. Я вроде бы уже говорил, греческая буква РО(ρω - Rho) из финикийского алфавита. Которая там звучит как реш и означает - голова.

Мне кажется вы усложняете и притягиваете лишние сущности.



Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17244 - 15.07.2021 :: 19:57:00
 
Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 18:57:14:
Первоначально бог с именем "предвидящий", с крещением - трансформация в человека.
Не было никогда такой исторической личности.
Не было никогда мужа-пахаря-законодателя.

Гостомысл ободритский - тоже бог?  Смайл

С чего вы взяли, что Пржемысла не существовало? Непонятно. Его время жизни 8 веком датируется.
Это не такие уж архи-древние времена, чтобы реального чела с божеством путать.

Он землевладелец. Не бедный. У славян землепашество почётным занятием считалось.
Насчёт законов - то  какая разница кто их внедрил, они всё-равно наверняка со стороны взяты были, а не им самим выдуманные.


Dedal писал(а) 15.07.2021 :: 18:57:14:
А в язычестве был ритуал священного брака, который исполнялся князьями. Среди которых проводился жребий. После которого, выбранный становился вождем, олицетворением божества на земле, и провозглашал законы, которые ему давали жрецы.
То есть, в язычестве совершенно не важна персоналия, она является воплощением божества. А в христианстве выбор жребием уже не работает, поэтому персоналия - опять не у дел.
Вы же, согласно, современным представления пытаетесь вклинить в  цепочку "языч.божество--христ.святой" среднее звено - "личность", абсолютно там не нужную.

Я же объясняю, что на исторического реального персонажа иногда накладывается мифологический сюжет. На те или иные эпизоды его биографии. Или вообще на всю его биографию. Но он же от этого в божество не превращается.
Ну например про голубей и Ольгу в мести древлянам - это же тоже мифологический бродячий сюжет. Но мы же не сомневаемся что Ольга была реальным человеком, историческим деятелем, а не божеством.
То же самое и с Пржемыслом.
Как на самом деле было, мы не знаем, и автор 11 века не знал, вот и ввёл схемы мифологических сюжетов. Он мог другие схемы использовать, допустим не пахаря, а воина, или там жреца. И что бы изменилось?
Чуток скорректировались бы детали содержания и всё.
В чём тут непонятки то не пойму никак? 
Наверх
« Последняя редакция: 15.07.2021 :: 20:06:46 от Mukaffa »  
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17245 - 15.07.2021 :: 20:16:07
 
Mukaffa писал(а) 15.07.2021 :: 19:57:00:
Как на самом деле было, мы не знаем,

Не знаете? Что-то новенькое.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17246 - 15.07.2021 :: 20:20:54
 
иван васильевич писал(а) 15.07.2021 :: 20:16:07:
Не знаете? Что-то новенькое.

Это ваша цитата. Всего лишь.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17247 - 15.07.2021 :: 20:24:01
 
Mukaffa писал(а) 15.07.2021 :: 20:20:54:
иван васильевич писал(а) 15.07.2021 :: 20:16:07:
Не знаете? Что-то новенькое.

Это ваша цитата. Всего лишь.

То есть на самом деле вы знаете, но не афишируете это. Рад. А то уж начал беспокоится.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17248 - 15.07.2021 :: 20:25:40
 
иван васильевич писал(а) 15.07.2021 :: 20:24:01:
То есть на самом деле вы знаете, но не афишируете это. Рад. А то уж начал беспокоится.

"Я знаю, что ничего не знаю"(Сократ)

"Учись, студент!"(с)
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17249 - 15.07.2021 :: 21:20:06
 
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
А вот это и есть подмена понятий и стремление выдать желаемое за действительное. А еще больше раздуть сенсацию.


Я бы хотел, чтобы Вы извинились. То, что я скопипастил с сайта ИА РАН - это полная информационная заметка, без вырезок и купюр. Я привел ее в том виде, в котором она опубликована. Ссылка есть
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
Даже без учета того что сами авторы статьи пишут о том что ранее Гнездово это толи одна или две усадьбы, толи сезонный лагерь


Как Вам сказать.. Вообще то, это скорее банально, когда памятник начинается с малой площади, а затем достигает расцвета, ситуация, когда наоборот, когда памятник в момент основания имеет максимальную площадь, а, затем скукоживаеться - скорее, именно такая ситуация не ординара
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
нет возможности установить связь этого раннего Гнездова с, скажем так, классическим Гнездово, потому что имеются стерильные прослойки.


Если можно, про это поподробнее. Стерильные прослойки образуются в случаях:
1. Надув (когда слой заносится лессовыми отложениями, либо, песками
2. Намыв. Когда слой расположен в пойме, и, в каждое половодье на него намываеют отложения (ил, или что то там)
3. Осыпь некая. В горах часто случается, что то сверху осыпается, и перекрывает стерильно. Отделяет нижний слой от верхнего.
4. Механическая (человеческая) засыпка. ну, Вы с помощью лопаты, либо экскаватора выкапываете яму, и грунт из нее кидаете на жилой слой. Затем, на этом выкинутом грунте некто снова начинает жить
5. Естественное нарастание почвы. С течением времени. В данном случае, отпадает. В лесной зоне, артефакты неолита (4-8 т.л. назад) можно поднять в виде подьемки, на месте выбитой ногами тропинки. Почвовобразование в течении лет ста - вообще не видно глазу без мелкоскопа.
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17250 - 15.07.2021 :: 21:38:04
 
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
"Городище находится совсем в другом месте, — пояснила историк. — Это совершенно два разных объекта. И для городища таких ранних дат нет, и об этом говорить невозможно... Мы считали, что Гнёздово появляется на рубеже IX–X веков, об этом говорят и массовые находки, и керамика, и другие обстоятельства». Сам по себе факт нахождения достоверных слоев раннего времени важен, отмечает Ениосова, но с ним пока связано очень мало находок. На поселении обнаружен лишь небольшой участок, который начал функционировать значительно раньше, чем предполагалось, но это никак не доказывает, что Гнёздово — древнейшая крепость на Руси... Основной комплекс курганов датируется более поздним временем, отмечает Наталья Ениосова.


Ну и что? Ладога изначальная - тоже не крепость. Вообще, торговые поселения без укреплений - для скандов это общее место. И то, что городище ставят в ином месте, нежели там, где поселение изначально возникает - так же обыденно. Слишком разные задачи. Для торжища одни критерии расположения, для военного комплекса - совсем иные
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17251 - 15.07.2021 :: 21:52:04
 
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
Мы считали, что Гнёздово появляется на рубеже IX–X веков, об этом говорят и массовые находки, и керамика, и другие обстоятельства»


Ну и чего? Считали так, получили дополнительные факты, стали считать иначе. В науке это нормально. Тут незачем оправдыватся
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
У нас пока нет ни одного кургана, который мы могли бы достоверно датировать IX веком, а не то что последней четвертью VIII века», — подчеркивает эксперт.


ну и что? В Старой Ладоге и все курганы, и. все сопки датируются не раньше последнего десятилетия 9-го века. Нет ни одного раньше. Это что, означает, что непрерывные строительные горизонты с середины 8-го строили безсмертные люди? Наверное, они когда то умиралиЮ верно? И в течении полутора веков их таки хоронили. Однако, археологи их не нашли
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
В распоряжении археологов, работающих на раскопках под Смоленском, нет непрерывных слоев, которые говорили бы о том, что это одно и то же поселение, а притягивать факты и находки к новой гипотезе, лишь бы подтвердить основание Гнёздова в VIII веке, по мнению Ениосовой, безосновательно. «Вывод, который содержится в статье, о начале функционирования трансъевропейского пути "из варяг в греки" в первой половине IX века противоречит историческим данным, и согласиться с ним трудно», — отмечает специалист..


а я не сомневался ни разу. Ениосова и куча еще народу положили десятелетия, чтобы доказать позднюю дату основания Гнездова. Вы полагаете, они вот так просто вдруг, из-за какого то там карбона соглясяться?
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
«Вывод, который содержится в статье, о начале функционирования трансъевропейского пути "из варяг в греки" в первой половине IX века противоречит историческим данным, и согласиться с ним трудно», — отмечает специалист..


Да, но зачем тут приплетать путь из варяг в греки, когда есть более понятный вариант - путь к арабам. А его время подходит вполне себе в елочку. И место в Гнездово для него рублевое
Roxsalan писал(а) 14.07.2021 :: 13:33:42:
Как раз не мелочь их появление надо объяснять, равно как и надо объяснять п


Вот понимаете в чем дело, ладно фоллисы, половина статей по Гнездову - это хитроумные объяснения того, почему ранние в других местах вещи тут сильно позднее. И это не пару штук, это конкретно десятки, если не сотни. Ну, одну две, понятно, но, когда через раз, это напрягает. Почему, как Вы думаете. по киевскому материалу ничего такого выдумлять не приходится? То то и оно то...

PS Я с самого начала сказал следущее: у меня есть сомнения в ранней дате Гнездова, но, спорить об этом я не хочу и не буду. Уважайте сказанное, не вгоняйте во флуд
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17252 - 16.07.2021 :: 12:49:12
 
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:20:06:
Я бы хотел, чтобы Вы извинились. То, что я скопипастил с сайта ИА РАН - это полная информационная заметка, без вырезок и купюр. Я привел ее в том виде, в котором она опубликована. Ссылка есть

Мне не за что извиняться, вы невнимательно прочитали мой ответ. Говоря о стремлении выдать желаемое за действительное я имел ввиду не лично вас, а процитированную вами статью, которую я прочитал уже дано.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:20:06:
Как Вам сказать.. Вообще то, это скорее банально, когда памятник начинается с малой площади, а затем достигает расцвета, ситуация, когда наоборот, когда памятник в момент основания имеет максимальную площадь, а, затем скукоживаеться - скорее, именно такая ситуация не ординара

Да все это понятно. Только проблема то в другом. Я же цитировал Ениосову, то что найдено Мурашевой и К. у о. Бездонки к самому Гнездовскому городищу отношения не имеет. Это разные объекты. Доказательств тому что городище выросло из первых усадеб найденных у Бездонки нет. Зато есть далеко идущие сенсационные выводы.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:20:06:
Если можно, про это поподробнее.

Ну так смотрите в статье на которую сами же и ссылаетесь. У меня другой инфы нет. Но в любом случае если между одним объектом и другим есть стерильный слой значит более ранний объект перестал существовать до времени появления на этом месте нового объекта. И оба эти объекта между собой не связаны. А вот причины исчезновения первого объекта в нашем случае вторичны.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:38:04:
Ну и что? Ладога изначальная - тоже не крепость. Вообще, торговые поселения без укреплений - для скандов это общее место. И то, что городище ставят в ином месте, нежели там, где поселение изначально возникает - так же обыденно. Слишком разные задачи. Для торжища одни критерии расположения, для военного комплекса - совсем иные


Да все это понятно. Но вот смотрите что пишут авторы упомянутой вами работы: "Что представляло собой Гнёздово в ранний период его существования (одна или несколько усадеб? сезонный лагерь?) на данном этапе исследования сказать затруднительно. Был ли перерыв в развитии раннегородского центра, связанный с неизвестными нам политическими событиями и сменой населения и маркированный наличием “стерильной” прослойки на берегу оз. Бездонка, или “стерильная”
прослойка – явление локального порядка? Очевидно, что материалов прибрежной части Бездонки для решения этих вопросов недостаточно, нужны дальнейшие исследования". То есть преемственность поселения, смена населения под вопросом. Ениосова еще более категорична: " Городище находится совсем в другом месте, — пояснила историк. — Это совершенно два разных объекта. И для городища таких ранних дат нет, и об этом говорить невозможно". То есть на самом городище объектов датируемых 8 веком не найдено. Очевидно что Мурашева и К. сознательно замалчивает этот факт, и распространяет найденное ей на весь Гнездовский комплекс. Что на мой взгляд, очевидная подмена понятий. С таким же успехом расположенную на окраине Ростова на Дону Ливенцовскую крепость построенную во 2 тыс. до н.э. можно назвать первым поселением  Ростова и объявить что город был заложен 4 тысячи лет назад.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:52:04:
а я не сомневался ни разу. Ениосова и куча еще народу положили десятелетия, чтобы доказать позднюю дату основания Гнездова. Вы полагаете, они вот так просто вдруг, из-за какого то там карбона соглясяться?

То есть в малипуляции данными Мурашеву заинтересованную в удревнении Гнездово вы заподозрить не хотите, а вот Ениосову, ответ которой вас возможно не устраивает - вы подозреваете.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:52:04:
Да, но зачем тут приплетать путь из варяг в греки, когда есть более понятный вариант - путь к арабам. А его время подходит вполне себе в елочку. И место в Гнездово для него рублевое

Потому что его приплетает Мурашева и К.
"Функционирование трансъевропейского пути “из варяг в греки” уже в IX в. документируется находками предметов византийского импорта в стратиграфическом горизонте 5 – это фрагмент поливного сосуда, осколки тонкостенной стеклянной посуды (Мурашева и др., 2018. С. 317–339),
а концентрация монет императора Феофила в Гнёздове указывает на существенную роль этого пункта в системе социально-политических связей Восточной Европы второй трети IX в. Постепенное освоение трансъевропейских речных путей выходцами с территории Скандинавии фиксируется со второй половины VIII в., когда возникает поселение в Старой
Ладоге (Мачинский, 2003. С. 23). Представляется вполне логичным, что спустя несколько десятилетий возникает поселение в верховьях Днепра, откуда открывается прямой путь на юг, к Византии, основному центру цивилизации эпохи раннего средневековья, блага которой были предметом вожделения северных
варваров и ради обладания которыми собственно и осваивались речные пути Восточной Европы. Важно отметить, что признаки включения в систему трансъевропейских речных путей территории междуречья Западной Двины и Днепра до начала X в. неоднократно отмечались в литературе (Нефёдов, 2002;
Callmer, 2013). Проведенные геохронологические исследования позволяют заключить, что Гнёздовское
поселение начало формироваться значительно ранее, чем предполагалось не только “поздней”, но и “ранней” версией его возникновения – не позднее последней четверти VIII в." (из той же статьи Мурашевой и К)
Причем все это ловко встраивается норманнскую теорию.
Именно на это и отвечает Ениосова (и сама склонная к норманизму) сказав: "Вывод, который содержится в статье, о начале функционирования трансъевропейского пути "из варяг в греки" в первой половине IX века противоречит историческим данным, и согласиться с ним трудно". И именно поэтому взывает; "Нужно накапливать данные и проводить более широкие раскопки. Но не нужно притягивать данные для того, чтобы доказать свою гипотезу. Нужен честный подход"
Вы разве против этого? Лично мне, если честно, новая датировка Гнездово не мешает, напротив она вполне вписывается в мою собственную конструкцию. Но тут дело в принципе, в той самой честности.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:52:04:
Ну и чего? Считали так, получили дополнительные факты, стали считать иначе. В науке это нормально. Тут незачем оправдыватся

А она и не оправдывается. она и продолжает так считать, как считала и Пушкина.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:52:04:
ну и что? В Старой Ладоге и все курганы, и. все сопки датируются не раньше последнего десятилетия 9-го века. Нет ни одного раньше. Это что, означает, что непрерывные строительные горизонты с середины 8-го строили безсмертные люди? Наверное, они когда то умиралиЮ верно? И в течении полутора веков их таки хоронили. Однако, археологи их не нашли

Тут я  с вами не спорю. Вопрос в другом, опираясь на сопки и курганы 9 и последующих веков мы не можем утверждать что аналогичным образом в Ладоге хоронили до этого периода, не можем утверждать что там жили одни и те же люди. Как бы этого кому-то не хотелось.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:52:04:
Вот понимаете в чем дело, ладно фоллисы, половина статей по Гнездову - это хитроумные объяснения того, почему ранние в других местах вещи тут сильно позднее. И это не пару штук, это конкретно десятки, если не сотни. Ну, одну две, понятно, но, когда через раз, это напрягает. Почему, как Вы думаете. по киевскому материалу ничего такого выдумлять не приходится? То то и оно то...

Опять не совсем понял вашу мысль. Поясните. И тем не менее наличие более ранних фоллисов в более поздних погребениях требует объяснения. И попытка привязать это только к посольству 839 года не единственный возможный вариант. Тем более что совершенно непонятно, откуда эти фоллисы попали в Гнездово. Кстати, аналогичные загадки есть и на территории СМК, там тоже в погребениях 9 века есть арабские монеты 7 и 8 века, но нет монет 9 века.
Руританин писал(а) 15.07.2021 :: 21:52:04:
PS Я с самого начала сказал следущее: у меня есть сомнения в ранней дате Гнездова, но, спорить об этом я не хочу и не буду. Уважайте сказанное, не вгоняйте во флуд

Вы как то излишне нервны. Я не спорю с вами, мне гораздо важнее плодотворное и аргументированное обсуждение темы, не на уровне бла бла бла, как тут большей частью происходит. Опять же я не вас имею ввиду. По Гнездово уже написал выше. Меня то как раз устроило бы более ранее его появление, но без насильственного притягивания фактов и артефактов. То есть нужна достоверная картина.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17253 - 16.07.2021 :: 13:22:20
 
Roxsalan писал(а) 16.07.2021 :: 12:49:12:
И попытка привязать это только к посольству 839 года не единственный возможный вариант.

Тщётные усилия.
Достаточно на карту взглянуть. Где Гнездово и где Византия.
Нет никаких причин устанавливать некие отношения между оными территориями в то время.
Купцы сами по себе. Тем более активной торговли никакой не просматривается, да это невозможно и практически, из-за трудности пути и опасности нападений "свирепых и диких племён".
Поэтому можно забыть о  Гнездове перв.половины 9-го века как "каганате русов". Это мираж.


Roxsalan писал(а) 16.07.2021 :: 12:49:12:
Тем более что совершенно непонятно, откуда эти фоллисы попали в Гнездово.

От русов "каганата" например и попали, мало ли где те рассеялись после его гибели. Пусть даже через пятые-десятые руки.
Наверх
« Последняя редакция: 16.07.2021 :: 13:43:35 от Mukaffa »  
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17254 - 16.07.2021 :: 16:07:09
 
Виктор3992 писал(а) 15.07.2021 :: 16:26:47:
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 11:19:42:
Зачем вам это? Русь напрямую с роксаланами увязать не получится. Разрыв в века. Поэтому нет смысла разбираться что означало имя роксаланы. Русь связана с их далекими потомками или родственниками, жившими в 9 веке. Разве принципиально что вкладывали носители имени русь усваивая его иранскую первооснову?

Ну это еще одна грань вопроса касающегося Руси и русов.
Ведь если я у вас спрошу, откуда появилось слово русь? что вы ответите?
Видимо, последует отсылка к роксаланам и их первооснове, рохс-рухс.
Спросив тоже самое у тех кто придерживается норманской теории, меня отправят к шведам - руотси
Соответственно, получив ответ рохс или руости любой человек спросит, а что это значит?
Руотси отправят к гребцам, а рохс к светлому. Но при вопросе что значит светлые, сразу возникает неопределенность, ведь разные варианты могут быть.
И тем более есть неопределенность в том как это все сохранилось и каким образом трансформировалось в Русь.


Неопределенность" эта - исключительно следствие методологии и заложенного багажа знаний, возникает только у медиевистов.
У античников такой проблемы нет совсем, ответ как бы  вытекает сам собой, из источников.
У норманистов в этом отношении самая "лысая" теория:  руотси перенимается у финов и сразу же превращается в бессмысленный  набор букв без этимологии и семантики, который потом передается по инерции. Отсюда, постоянный упор на лингвистику - этот звук переходит, а тот - нет, но ни разу не говорится о переводе слова.
Так что проблему норманисты решают весьма легко  - они ее просто не признают. Срабатывает заданность позиции: мы изучаем скандинавов, возник вопрос, наука доверила нам - найти ему объяснение,  мы не можем не оправдать доверие.
А о том, что если вопрос не относится к их компетенции, значит его надо отдать куда следует, поделиться - речи даже не идет.
Вообще, заметил тенденцию самых разных течений в науке - решить все и вся только своими средствами., вплоть до абсурда. Научные течения не умеют кооперироваться, сотрудничать и вовремя останавливаться - они, как правило, соперники.
Кстати, интересный парадокс, норманисты сами много раз говорили, что "вопрос этимологии руси не имет решения" -  в переводе на русский язык это означает, что "вопрос этимологии руси не решается на скандинавской почве, исследовательским аппаратом норманистов", но последняя часть фразы постоянно дипломатично опускается и и посетовав на несовершенство и "не сознательность" мира,  норманисты снова возвращаются к рулю исторической науки. А народ думает, что так и надо, бездумно следуя за "авторитетами".

Проблема медиевистики состоит в том, что знаковые религиозные  понятия начинают абстрагироваться.
Если у античников Гелиос - это, само собой разумеется, божество солярного культа, поскольку даже изображается с соответствующими атрибутами - лучами.
То средневековый солярный культ будет выражаться только в эпитетах, а божество будет изображаться просто челоаеком.
И вот тут наша наука начинает теряться -  выводить понятие из заимствования или из эволюции, первое для нее предпочтительнее.
То есть, в медиевистике отсутствует представление о поступательной эволюции знаковых понятий из античности в средневековье. Отсчет начинается со средних веков.
Кроме того, нет понимания о религиозной общности.
Каждый этноним, топоним толкуется из себя, из национальности обитателей, а не из контекста верований.
Поэтому, когда, скажем, Назаренко пытается определить этимологию этнонима "редарии", ему приходится совершать над собой усилие - прямых письменных указаний источников нет, есть лишь косвенные приметы. Отсюда, получается это у него весьма неуверенно и, заключив, что "редарии" - это "красные" - тут же останавливается. Связь этнонима с солярным культом даже в голову не приходит и аналогии ищет не в культе, а у соседей.
Пауль же делает это без проблем, опираясь на цветовую ассоциацию и эпизод с жертвоприношением головы, то есть принимая во внимание семантику обычаев связанных с божеством племени.

А дальше следующий "камень преткновения" методологии.
Надо искать истоки явления, а как? - общество то безписьменное, источников нет.
Как, в таком случае, определить где центр, а где периферия сохранившая архаичные формы.
То есть, имеем:
1) источники: «святыя и великиа Росиа», «святорусская земля», с  XVI века.
2) фольклор: "русь - светлое место".
Так вот, есть центр "книжной мудрости" - Московия, где развивается "Святая Русь", есть периферия - Сибирь, где сохраняется "светлая русь".
Налицо преемственность и эволюция понятия, оказывается все есть и не "кануло в Лету", а благополучно сохранилось до наших дней.
Вот только второе это другая область науки - этнография, и наши академики этот пункт просто не "видят".
Отсюда же происходит миф о том, что вост.слав. языческие верования не сохранились.

И, с другой стороны, ПВЛ - это письменный источник.
Отсюда, большое желание подойти к нему не как к эпосу, а "рационализировать" содержащиеся там сведения: хронология, имена, последовательно правления. На уровне современных реалий.
Давеча, Данилевский выяснил, что летопись составлялась как повествование о конце света и сам же сомневается - не показалось ли ему)
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17255 - 16.07.2021 :: 16:42:11
 
Виктор3992 писал(а) 15.07.2021 :: 17:01:30:
у него была своя собственная идея фикс, привязать русь к арийской ветви иранцев. Тем самым бесконечно удревняя русскую историю.

"арийская ветвь иранцев", где вы это взяли и можете ли объяснить?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17256 - 16.07.2021 :: 16:49:17
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 11:19:42:
он тем не менее однозначно связывал русь с СМК и Подоньем. откуда он собственно и выводил русский язык.

"однозначно связывал русь с СМК"
Уже говорили об этом. Зачем начинать сначала?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17257 - 16.07.2021 :: 16:54:46
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 11:19:42:
с СМК и Подоньем. откуда он собственно и выводил русский язык.

Шедевр!
Откуда русский язык?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17258 - 16.07.2021 :: 16:57:21
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 11:19:42:
Разве принципиально что вкладывали носители имени русь усваивая его иранскую первооснову?

Да, принципиально.
Иранцами там и не пахнет...
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17259 - 16.07.2021 :: 17:00:37
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 11:19:42:
того же Абаева и иже с ним.

А вы так и не прочитали Абаева, но спорите.
Уже сколько раз показывал на кого он ссылался?
Наверх
 
Страниц: 1 ... 861 862 863 864 865 ... 982
Печать