Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 853 854 855 856 857 ... 982
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 795932 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17080 - 13.07.2021 :: 10:52:39
 
Руританин писал(а) 12.07.2021 :: 22:43:15:
Как мы знаем из КБ, Святослав и сам сидел в Новгороде

Из К.Б. мы знаем что Святослав сидел в Немогарде. Сопоставление его с Новгородом исключительно на совести историков, которые периодически меняю взгляды на этот вопрос. Тот же Е. Носов от отрицания тождества Немогарда с Новгородом со временем стал ярким сторонником  этого тождества. Причина, а так удобно вписать сообщение в контекст ПВЛ. Хотя сами летописи о  том что Святослав правил в Новгороде ни словом не обмолвливаются.
Руританин писал(а) 12.07.2021 :: 22:43:15:
Так что, про зависимость после завоеваний Святослава не скажу, но, тут обозначено в прошедшем времени, т.е., при жизни Игоря, княжение этого Святослава в Новгороде

Первое: историки дано обратили внимание на то, что фраза у К.Б. составлена так что об Игоре речь идет как о живом, а не умершем. Что породило предположение о том, что в период между 948-952, когда писался трактат об управлении империей Игорь был еще жив. Второе. Если же следовать ПВЛ Святослав родился в 942 году (Ипатьевская летопись), то есть в 945 году когда Игоря согласно ПВЛ убили древляне ему было всего 3 года. Говорить всерьез о том, что 3 летнего мальчика отправили править за тридевять земель не приходиться. Именно это стало поводом для предположений что Немогард это не Новгород, а некое иное место недалеко от Киева что то типа личной наследственной вотчины Святослава. Типа Вышгорода который был вотчиной Ольги и с которого она получала налоги. С другой стороны если игнорировать летописную дату рождения Святослава, и перенести ее лет на 20 ть то можно допустить что Игорь а не Ольга подмяли под себя Киев в конце 40-х годов Х века и Игорь посадил там взрослого сына. Так же можно допустить что Святославов было несколько.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17081 - 13.07.2021 :: 11:04:55
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:31:32:
сами новгородцы себя русью не называли, русь для них юг.

Нет вопросов.

Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:31:32:
Поездка Ольги в Новгород, это акция по зачистке от скандинавов, и переподчинении Киеву.

А здесь есть вопросы. Как по мне, основная цель поездки: проложить торговый маршрут на Балтику. Где-то вероятно пришлось и "зачищать", а где-то и обойти или "договориться". Гнездово - обошла, в район Новгорода пришла через Мсту. На Балтику вышла через Лугу, значит обошла Ладогу, хотя чем Ладога лучше еще вопрос.
Это потом уж сыновья и внуки зачищали и сил побольше и "дипломатии" поменьше. Причем для борьбы за власть не брезговали приглашением иностранцев, тех же скандинавов.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17082 - 13.07.2021 :: 11:19:42
 
Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
Тут принципиально то что это могут два разных понятия. Светлый как указание на могущество. Или светлый как географическое положение.

Тут вообще может быть целый комплекс понятий, растянувшийся на века.
Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
Трубачев прямо не говорит, объясняя др. индийское ruksa
как близкое по значение иранскому рухс/рохс. Которое он переводит как белые.

Рухс/рохс не означает белые, смотрите иранистов, того же Абаева и иже с ним. Белые насколько помню это аорсы.
Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
При этом он дает
понять, на примерах, куманы - половцы, сербов, хорватов, которые тоже белые, что возможно речь идет о стороне
света, тобишь западном положении. Т.е та часть племени которая ушла на запад, обозначается белыми - светлыми.

Вот как раз аорсы пожалуй и были самыми западными иранцами добравшимися до территории Польши и Франции.
Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
В случае со словом русь, как я понимаю Требачева, такое название могли получить какие-то скифские племена которые передвинулись на запад и оказались в Северном Причерноморье.
Здесь они получают от своих соседей, либо самоидентифицируют себя как ruksa. Там где живут ruksы, это и есть Русь. Примерно так я его понял.

Трубачева вы поняли в принципе правильно. Однако при всем моем уважении к нему, у него была своя собственная идея фикс, привязать русь к арийской ветви иранцев. Тем самым бесконечно удревняя русскую историю. Именно здесь возможно и надо искать причины его попыток отрицать связь имени русь с иранским (аланским) рухс/рохс. Хотя, тут он тоже был весьма непоследовательным, отрицая связь руси с аланами, он тем не менее однозначно связывал русь с СМК и Подоньем. откуда он собственно и выводил русский язык. Но русью в составе СМК он считал не алан а некий иной субстрат идущий корнями к меотам, пеньковцам и бог весть еще к кому, но не к аланам.

Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
Касательно роксаланов, они тоже светлые, но что за этим стоит не очень понятно. Если светлые означает какое-то могущество, силу, власть. То по идее, в этом слове должно быть нечто, что указывало бы на это.

Зачем вам это? Русь напрямую с роксаланами увязать не получится. Разрыв в века. Поэтому нет смысла разбираться что означало имя роксаланы. Русь связана с их далекими потомками или родственниками, жившими в 9 веке. Разве принципиально что вкладывали носители имени русь усваивая его иранскую первооснову?
Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
В иранском это РА. РАС - царь. РАджа в Индии. Где РА возможно тоже самое что у греков РО, тобиш голова - главенствовать.

Вы слишком увлеклись народными этимологиями.
Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
КБ называет белую Хорватию, Великой Хорватией.
Опять таки, не очень понятно как это связано. Возможно Великая, в том смысле, как мы сейчас различаем, малая родина и родина вообще.

Тоже и Великая, Малая и Белая Русь. Кроме того Русь еще и Светлая и Святая.
Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
Но у нас в договорах есть и Великий русский князь и светлые князья под его рукой.

Светлые князья в договорах сугубо на совести летописца. Вряд ли эти термины использовались в период составления договоров. Даже Великий князь имеет более позднее происхождение. По факту, о чем писал еще Шахматов летописец исказил текст договор написаны от имени греков так чтобы он "звучал" от имени Руси, поэтому термин Светлый в договорах применялся вероятно к византийскому императору а не к Олегу.
Виктор3992 писал(а) 12.07.2021 :: 23:42:31:
Касательно императоров, светлый как мудрый, всезнающий. Ведь выражение - светлая голова в наше время, употребляется не потому, что кто-то обладает властью. Но то были другие времена, возможно имелось ввиду и власть.

Тут вы не совсем правы. У византов была разработана жесткая система титулования и титул Светлы, Светлость имел очень узкое применение, а именно к императору франков, самому византийскому императору и ели не ошибаюсь еще нескольким правителям, правители Руси в число которых не входили.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17083 - 13.07.2021 :: 11:21:23
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:52:39:
Первое: историки дано обратили внимание на то, что фраза у К.Б. составлена так что об Игоре речь идет как о живом, а не умершем. Что породило предположение о том, что в период между 948-952, когда писался трактат об управлении империей Игорь был еще жив. Второе. Если же следовать ПВЛ Святослав родился в 942 году (Ипатьевская летопись), то есть в 945 году когда Игоря согласно ПВЛ убили древляне ему было всего 3 года. Говорить всерьез о том, что 3 летнего мальчика отправили править за тридевять земель не приходиться.  ...
С другой стороны если игнорировать летописную дату рождения Святослава, и перенести ее лет на 20 ть то можно допустить что Игорь а не Ольга подмяли под себя Киев в конце 40-х годов Х века и Игорь посадил там взрослого сына. Так же можно допустить что Святославов было несколько.

Можно допустить, что КБ написал о правлении Святослава в Новгороде как ещё при жизни Игоря просто для удобства повествования. Чтобы не объяснять лишнюю информацию о ситуации с регентством Ольги. Для содержания главы с рассказом о русах и моносиклах это было лишнее.
Вот чтобы не перегружать текст, КБ и написал так, что Игорь якобы был жив. Для сути изложенного это значения не имело, для возможных последующих событий тоже противоречий никаких не возникало. КБ был неплохим литератором, поэтому складность текста для него также имела значение.
Вот и вся загадка.
Т.е. Святослав сидел в Новгороде в 949ом-950х годах. Ну пусть ему было даже 8-10 лет, т.е. вполне приемлемо.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17084 - 13.07.2021 :: 11:21:59
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:52:39:
если игнорировать летописную дату рождения Святослава, и перенести ее лет на 20 ть

Как по мне, двадцать многовато. Дата поездки Ольги в Царьград, вроде как, не оспаривается, то есть в 957-м Святослав еще недоросль, хотя и женатый. Сдвинуть можно разве-что на год-два.

Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:52:39:
Так же можно допустить что Святославов было несколько.

Тогда уж проще допустить, что Немогард не Новгород или Новгород но Багрянородного неправильно информировали и Святослав там никогда не сидел. Как-то трудно представить, что хоть ПВЛ хоть новгородские летописи упустили бы факт пребывания Святослава (любого) на Ильмене.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17085 - 13.07.2021 :: 11:27:03
 
Mukaffa писал(а) 13.07.2021 :: 11:21:23:
Т.е. Святослав сидел в Новгороде в 949ом-950х годах.

Что прямо противоречит ПВЛ. И какой мотив такого "сидения"?
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17086 - 13.07.2021 :: 11:27:40
 
Mukaffa писал(а) 13.07.2021 :: 00:31:25:
иван васильевич писал(а) 12.07.2021 :: 22:44:50:
Верите в реальность Рюрика? И что Игорь (участник похода на Царьград 941-го) его сын? И что именно эти русы организовали поход на Царьград 860 года? Хотя, скорее всего эти. Но каким боком к ним Рюрик?

Придётся поверить. На сказке легитимизацию власти не получить, должно быть реальное лицо и реальное событие.
Необязательно, что Игорь его сын. Но формально так, этого для закрепления статуса династии  достаточно.
Нет, не рюриковы(в узком смысле) русы ходили на Царьград. Собственно это и в ПВЛ отражено. Аскольд и Дир - не из Рюриковой дружины, это уже правка  была сделана. Кто они, и когда осели в Киеве  это отдельный вопрос.


И опять, значит, строим воздушные замки)
А сравнить никак низя с другими генеалогиями?

Читаем:

Инглинги — династия скандинавских конунгов, к которой принадлежали первые исторические правители Швеции и Норвегии. В «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусон повествует о них как о потомках вана Фрейра.
Упоминаются они и в древнейшем англосаксонском эпосе, «Беовульфе».
Столицей 1-й династии шведских Инглингов (которые полулегендарны) являлась Старая Уппсала.
Время основания - I век до н. э.

Имя династии нам, конечно, ни о чем не говорит, от слова совсем)
Ладно, идем дальше:

1) Фрейр-Ингви — происходил из племени ванов, взятый в заложники асами и усыновлённый самим Одином.

1 век до н.э., племя "ванов" - ну, так смотрим источники на этот период.
Тацит, "Германия": исте-воны, инге-воны, све-воны - это и есть  "племена ванов".
Основателя династии как зовут? - Ингви.
Вопрос на миллион, из какого он племени "ванов"? - из "инге-вонов", "Ингви" - простое сокращение от "ингевоны".

И кто же относится к ингевонам?
"В состав этой группы входили фризы, саксы, англы и, возможно, юты."
Открытие века - в племена "ингевонов" входят англы и юты.

Еще раз объясняю, у вас история начинается в языческие времена, безписьменные, с выборными вождями - а описывается грамотным христианином, при наследственной передаче власти.
Какие к лешему персоналии?!
Имя божества --> название местности --> название племени --> имя человека от местности, где он родился.

Никого не интересовало ваше собственное имя, это ваше сокровенное.
Родился в России, значит "русский".
Родился в Ангельне, в племени англов - значит "инглинг".
Родился на Рюгене, в племени "ругов" - значит "рауруг" с нем., "раури" с кельт.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17087 - 13.07.2021 :: 11:27:49
 
иван васильевич писал(а) 13.07.2021 :: 11:21:59:
что хоть ПВЛ хоть новгородские летописи упустили бы факт пребывания Святослава (любого) на Ильмене.

Зачем это нужно?
Святослав тогда ещё был подростком, ну захотелось пацану  у северных воев побывать, уму-разуму поучиться, вот и съездил в те края, в командировку так сказать. А вы тут репу всё морщите.  Подмигивание
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17088 - 13.07.2021 :: 11:29:20
 
иван васильевич писал(а) 13.07.2021 :: 11:27:03:
Что прямо противоречит ПВЛ. И какой мотив такого "сидения"?

Наоборот, прямо следует ПВЛ.
Читайте текст ПВЛ внимательнее.  Смайл
О мотиве см.комент выше.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17089 - 13.07.2021 :: 11:36:39
 
Livepodvodnik писал(а) 13.07.2021 :: 00:04:43:
Светлый, блистательный, яркий  в понятии "солнечный"
Идентично "красный"
Красно солнышко
Красная девица
Красная площадь
На миру и смерть красная
По этому русы и "красные "
Как и роксаланы - светлые

В принципе тут можно с вами и согласиться. Данные термины имели сакральный смысл. Кстати, любопытно, А.В. Назаренко в фразе Лиутпранда : "Ближе к северу обитает некий народ, который греки (Greci) по внешнему виду называют русью, ρουσίος,   мы же по местонахождению именуем норманнами", слово ρουσίος переводит не как "красные" а как "светлые".
Livepodvodnik писал(а) 13.07.2021 :: 00:04:43:
Старбон считал роксоланов не кочевники  а бастарнами, по оружию ничем не отличавшимися от других северных варваров и не стал про их обиход раскрывать подробности
А про быт кочевников он отдельно рассказал

Ну тут римляне и греки часто не имели единой точки зрения на этническое происхождение тех или иных народов. Тем не менее, массе своей роксаланы у римлян это кочевники, всадники, причем катафрактарии, то есть тяжело вооруженные всадники. Что в свою очередь, породило у некоторых историков занимающихся кочевниками иранцами (скифами, сарматами, аланами) высказывать предположение что аланы, и тем более роксаланы это элита, это некая социальная группа а не этническая и племенная. Версия достаточно любопытная.

Livepodvodnik писал(а) 13.07.2021 :: 00:04:43:
Русы связаны и с роксоланами и с ругами
Как это противоречие решить?
Только единственным - роксаланы и руги тоже чем-то связаны, со времен стыка эр

На этот вопрос пытался ответить Радомский в работе Этнический состав Причерноморской Руси. Он увязывает ругов и алан с населением Крыма известным  в источниках как готоаланы. Версия достаточно интересная. Способная многое объяснить.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17090 - 13.07.2021 :: 11:38:57
 
Mukaffa писал(а) 13.07.2021 :: 11:21:23:
Вот чтобы не перегружать текст, КБ и написал так, что Игорь якобы был жив.

Бляха муха вы уже и текстологом стали. ну куда до вас Литаврину и иже с ним. Они то недоумки. Сразу не догадались.
Наверх
 
Dedal
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1423
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17091 - 13.07.2021 :: 11:45:13
 
иван васильевич писал(а) 13.07.2021 :: 11:21:59:
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:52:39:
если игнорировать летописную дату рождения Святослава, и перенести ее лет на 20 ть

Как по мне, двадцать многовато. Дата поездки Ольги в Царьград, вроде как, не оспаривается, то есть в 957-м Святослав еще недоросль, хотя и женатый. Сдвинуть можно разве-что на год-два.

Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:52:39:
Так же можно допустить что Святославов было несколько.

Тогда уж проще допустить, что Немогард не Новгород или Новгород но Багрянородного неправильно информировали и Святослав там никогда не сидел. Как-то трудно представить, что хоть ПВЛ хоть новгородские летописи упустили бы факт пребывания Святослава (любого) на Ильмене.


Господа хроникеры)
Ветхозаветные патриархи жили по тысяче лет - вы и их "биографию" вычислять будете?!)
Сто раз говорил:
Генеалогия начинается с божества, затем идут эпические герои, и только потом реальные персоналии.
"Эпический герой" имеет реального прототипа или дублера, но действует по законам эпоса.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17092 - 13.07.2021 :: 12:07:56
 
иван васильевич писал(а) 13.07.2021 :: 11:04:55:
А здесь есть вопросы. Как по мне, основная цель поездки: проложить торговый маршрут на Балтику. Где-то вероятно пришлось и "зачищать", а где-то и обойти или "договориться".

Мотив скажем так спорный. Киев и Новгород судя по археологии и торговой ориентации слабо пересекались. Тут возможен иной мотив, пресечь утечку арабских дирхемов и товаров на Балтику, а точнее в Скандинавию, и переориентацию серебра на внутренний рынок Руси. Что в итоге и удалось, на этот период как раз и приходится спад поступления серебра к Скандам и гибель Бирки. Вообще печально что историки слепо следуя ПВЛ в массе своей вообще не хотят заниматься логистикой, экономикой Руси того периода, ходом товаров, монет. Статей на эту  тему крайне мало. А ведь именно здесь кроется разгадка становления Руси.
иван васильевич писал(а) 13.07.2021 :: 11:04:55:
Гнездово - обошла, в район Новгорода пришла через Мсту. На Балтику вышла через Лугу, значит обошла Ладогу, хотя чем Ладога лучше еще вопрос.
Это потом уж сыновья и внуки зачищали и сил побольше и "дипломатии" поменьше. Причем для борьбы за власть не брезговали приглашением иностранцев, тех же скандинавов.

Гнездово в свете новых данных археологии уже давно надо рассматривать в ином контексте нежели это делалось раньше. Есть некоторые основания полагать что Гнездово было больше завязано на Готланд нежели па Швецию через Ладогу. Так же есть основания предполагать что ладожские сканды и гнездовские это разные конкурирующие фирмы. Поэтому гнездовцы вполне могли посодействовать Ольге в ладожском вопросе. А потом их прикрыл уже Святослав.
иван васильевич писал(а) 13.07.2021 :: 11:21:59:
Как по мне, двадцать многовато. Дата поездки Ольги в Царьград, вроде как, не оспаривается, то есть в 957-м Святослав еще недоросль, хотя и женатый. Сдвинуть можно разве-что на год-два.

На 20 годах настаивает ряд историков. Именно это способно снять проблему возраста Ольги при рождении Святослава. Ибо поверить в  то что Ольга родила своего первенца в возрасте плюс-минус 50 лет сложно. Есть и еще один нюанс, на который практически никто не обращает внимание. В договоре Игоря к Святослава как и у Ольги свой собственный посол. Зачем 2-5 летнему мальчику иметь своего собственно посла? какие такие интересы ребенка он должен был представлять в Византии в 944 году. Увы, никто из историков вопрос это себе похоже не задает.  Вообще взаимоотношения Ольги и Святослава это отдельная тема. Историки давно пишут о том что между Ольгой и теми кто за ней стоял, и  Святославом было противостояние, едва ли не война. Версия вполне себе имеющая право на жизнь  и способная многое объяснить. Как по мне Ольга не была матерью Святослава, и основания для таких утверждений тоже есть.

иван васильевич писал(а) 13.07.2021 :: 11:21:59:
Тогда уж проще допустить, что Немогард не Новгород или Новгород но Багрянородного неправильно информировали и Святослав там никогда не сидел. Как-то трудно представить, что хоть ПВЛ хоть новгородские летописи упустили бы факт пребывания Святослава (любого) на Ильмене.

Наличие двух Святославов как и двух Игорей, теоретически, способно снять огромное количество вопросов. К тому же имя Игорь и Святослав было весьма популярным в именослове рюриковичей. У Игоря судя по договору уже был племянник Игорь. Так что полностью исключать версию двойников полностью исключать нельзя. Относительно тождества Новгорода и Немогарда, тут да, масса вопросов и нестыковок. Как вариант, Святослав мог сидеть там крайне недолго, до смерти Игоря, которая в реале скорее всего случилась около 957, думаю в году так 955. Только так можно объяснить почему Ольга только в 957 году поехала в Царьград. Причем поехала с неким своим родственником или племянником которому византы оказали внимание куда большее чем послам Святослава. Что косвенно указывает на конфликт между Ольгой и Святсолавом. ПВЛ вообще как-то скупо описывает жизнь Святослава в Киеве, который он не любил. Создается впечатление что Святослава просто  в Киев не пускали. Поэтому он и мечется по Руси, добираясь до Крыма и в итоге найдя себе новую столицу в Болгарии. В общем тут много над чем надо думать.
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17093 - 13.07.2021 :: 12:08:31
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:52:39:
Из К.Б. мы знаем что Святослав сидел в Немогарде. Сопоставление его с Новгородом исключительно на совести историков, которые периодически меняю взгляды на этот вопрос. Тот же Е. Носов от отрицания тождества Немогарда с Новгородом со временем стал ярким сторонникомэтого тождества. Причина, а так удобно вписать сообщение в контекст ПВЛ. Хотя сами летописи отом что Святослав правил в Новгороде ни словом не обмолвливаются.


Видите ли, на Руси середины 10-го века было не так уж много городов, и по письменным и по археологическим данным. Собственно, более-менее тех, кто худо бедно достоин такого названия - на пальцах одной руки.
Второе - КБ явно описывает путь по Днепру сверху вниз. От дальних мест - к ближним. Следующий за Немоградом пункт - Милиниска. Нет никаких причин не считать его Смоленском (Гнездовом). Но, выше по Днепру никаких пунктов нет. Т.е. при всем богатстве выбора, там только три толковых пункта - Новгород, Городище, да Ладога. Мне представляется, что именно из этого он обозвал Немоградом - не принципиально.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17094 - 13.07.2021 :: 12:10:32
 
Dedal писал(а) 13.07.2021 :: 11:45:13:
Господа хроникеры)
Ветхозаветные патриархи жили по тысяче лет - вы и их "биографию" вычислять будете?!)
Сто раз говорил:
Генеалогия начинается с божества, затем идут эпические герои, и только потом реальные персоналии.
"Эпический герой" имеет реального прототипа или дублера, но действует по законам эпоса.

Продолжайте и дальше жить в мифах и эпически героях, к реальной истории это отношения не имеет. Реальная история это живые люди и экономика.
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17095 - 13.07.2021 :: 12:13:44
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:52:39:
Первое: историки дано обратили внимание на то, что фраза у К.Б. составлена так что об Игоре речь идет как о живом, а не умершем. Что породило предположение о том, что в период между 948-952, когда писался трактат об управлении империей Игорь был еще жив.


Понимаете, в 10-м веке ни интернета, ни даже телеграфа не было. То, что описывает КБ как современное ему состояние, имеет некоторую глубину по времени, события и ситуации размазыны вглубь. Простой пример, Когда в 1796-м году Павел стал императором, по империи поехали курьеры, дабы привести подданных к присяге. На Камчатку курьер добрался только через 7 лет, и привел к присяги тогда, когда Павла уже ухайдакали табакеркой по голове. Почему для 10-го века Вы предполагаете мгновенную передачу информации?
Наверх
 
Руританин
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 4031

СГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17096 - 13.07.2021 :: 12:28:24
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 10:52:39:
Если же следовать ПВЛ Святослав родился в 942 году (Ипатьевская летопись), то есть в 945 году когда Игоря согласно ПВЛ убили древляне ему было всего 3 года.


ПВЛ, по словам Шахматова (и примкнувшего к нему Ключевского) составилась из трех различных источников. Из хронографа, подражающего греческим, с начала примерно 11-го века, из жития крестителя Владимира, написанного неким церковным писателем, и, из некого устного предания. Родовой саги условных рюриковичей. Так вот в сагах никаких раскладов по годам нет. У летописца, жившего через 150-200 лет после событий была не банальная задача, натянуть сведения этой саги о событиях и лицах на хронологический частокол, который он мог взять только из греческих хронографов. Естественно, и анахронизмы, и запутки с возрастом в таком случае неизбежны
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17097 - 13.07.2021 :: 12:40:05
 
Roxsalan писал(а) 13.07.2021 :: 11:38:57:
Бляха муха вы уже и текстологом стали. ну куда до вас Литаврину и иже с ним. Они то недоумки. Сразу не догадались.

Муха бляха, так попробуйте аргументировать обратное.
Или у Литаврина и иже с ним почитайте об оном нюансе. Если отыщите.
Может и не догадались, вы им в мозг залезали что-ли что так твёрдо уверены?
Верующий прям вдруг объявился с порога.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17098 - 13.07.2021 :: 12:44:12
 
Руританин писал(а) 13.07.2021 :: 12:08:31:
Видите ли, на Руси середины 10-го века было не так уж много городов, и по письменным и по археологическим данным. Собственно, более-менее тех, кто худо бедно достоин такого названия - на пальцах одной руки.
Второе - КБ явно описывает путь по Днепру сверху вниз. От дальних мест - к ближним. Следующий за Немоградом пункт - Милиниска. Нет никаких причин не считать его Смоленском (Гнездовом). Но, выше по Днепру никаких пунктов нет. Т.е. при всем богатстве выбора, там только три толковых пункта - Новгород, Городище, да Ладога. Мне представляется, что именно из этого он обозвал Немоградом - не принципиально.

Если кратко, проблема Немогарда не имеет однозначного решения, поэтому споры относительно его отождествления не утихают. Далее, с чего вы решили что К.Б. описывает путь по Днепру с севера на Юг и отправная точка Немогард-Новгород? Смотрим текст: "[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии  в Константинополь моноксилы являются  одни из Немогарда , в котором сидел  Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски , из Телиуцы , Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас ". Первое, Немогард упомянут первым потому что там сидел Святослав. И ничего тут не указывает что этот город севернее всех. Второе, все эти моноксилы у К.Б. опускаются рекой Днепр. Третье, уже писал, Новгород не фиксируется в договорах Руси как участник торговли с Визанией. Четвертое сама связь с Византией Новгорода да и региона в целом крайне скудна для того периода. То есть аргументов в пользу того что Немогард не Новгород достаточно много. Что конечное же не снимает проблемы отождествления этого города.
Наверх
 
Mukaffa
Гуру
+
******
Вне Форума



Сообщений: 13919
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #17099 - 13.07.2021 :: 12:44:27
 
Руританин писал(а) 13.07.2021 :: 12:13:44:
Почему для 10-го века Вы предполагаете мгновенную передачу информации?

Широты познаний видимо не хватает, вот потому так и думает. Смайл
Наверх
 
Страниц: 1 ... 853 854 855 856 857 ... 982
Печать