Виктор3992 писал(а) 08.07.2021 :: 00:54:04:
"Вост.славяне как раз осваивали ВЕ с юга на север.
У вас получается, что идя с юга сначала проходят мимо, потом возвращаются и только тут начинают внедрять новаторские технологии."
У меня ничего такого не получается, а если бы и получалось я не вижу в этом что-то необычное. Это же не линейный процесс, заселение ВЕ. Например Черняховская культура, технологически развитая для своего времени, и все хорошо пока не пришли гунны. К тому же я не исключаю что какая-то часть славян могла идти с северо-запада.
Грубо говоря с Польши в Новгород.
"С Польши в Новгород" - это и есть "балтийские" и "западные" славяне.
Имена, фамилии конкретных исполнителей не известны, поэтому и вводится такое условное обозначение, чтобы определить направление заимствования.
"Обычно захоронения в ладье приписывают скандинавам (а также доминирующую роль) поэтому приходится этот момент оговаривать для "протокола")
Т.е. 10-200 заклепок в захоронении - это этнич. маркер балт.славян.
В это же время, вост.славяне хоронят в колодах-долбленках."
Ну так есть основания приписывать скандинавам.
Нет.
"Скандинавская археология в ВЕ" - на поверку оказывается сделанной местным мастером, по местной технологии.
Также отсутствует скандинавская топонимика, а западнославянская - есть.
"О колодах-долбленках что-то слышал, вроде бы из сказок."
ПВЛ:
«И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».
"Насчет количества заклепок ничего не скажу. Но я бы не стал ориентироваться только на их количество.
Т.е если все одинаково, но заклепок меньше - это славяне. А вот тут заклепок достаточно - это скандинавы."
Конечно, не только заклепки.
Хотя и тут археология отмечает:
1) необычайно мало количество найденных на северо-западе ВЕ заклепок вообще - порядка 50 штук.
2) и их отсутствие среди археологии в периоды напряденных отношений со Скандинавией.
Кроме того, о присутствии балт. и зап. славян говорят височные кольца поморского типа и топонимика.
"соседей: кельты - атлантические венеты, фризы, затем франки, и, наконец, Ганза."
Возможно ошибаюсь, но я вижу это иначе.
Германцев на севере, в Скандинавии, обучили (или сильно способствовали) судостроительству скорей всего финно-угорские народы. Хотя конечно нельзя исключать что тут встретились какие-то две технологии.
В центре Скандинавии есть наскальное изображение двух парусных кораблей, считается, что его авторы саамы, а показаны корабли германцев.
У финно-угров был слишком низкий технический уровень, чтобы выступать в качестве "учителей".
Самые древние захоронения в ладье найдены на Борнхольме и отсылают к кельтам. А "эра паруса" в Скандинавии начинается с приходом вендельцев - кельтизированных англосаксов с юга Ютландии.
То есть, кельты --> германцы --> саамы.
Финно-угры переживали расцвет за 1000 лет до того.
"А юг - Средиземное, а потом и Черное море. Где изначально, как предположение, стоит север Африки.
Например Египет."
На юге, в Средиземном море, "законодатели мод" в судострлении - греки, римляне.
Но вот парадокс - это никак не отразилось на судостроении местных народов Причерноморья, Каспия, Азовского моря.
Вероятно, сказалась великая греческая колонизация, когда греки основав кучу колоний по берегам морей - фактически монополизировали судоходство.
"Далее, скандинавы передают технологию (строительство лодок из досок) на южный берег Балтики, германцам и возможно славянам."
Наоборот, Скандинавия была глубокой периферией, где жили на "хуторах", и развивалась она за счет "волн" из Европы.
Балт.славяне имели 14 крупных береговых эмпория, скандинавы - всего 3.
Первая волна - англосаксы (6-8 век)
Вторая волна - славяне (8-11 век)
Третья волна - немцы (12-17 век)
"А на юге, греки, а потом римляне влияют на реки которы входят в южные моря.
Из морей технология переходит на континент, в реки Европы. Примерно так."
Речное судостроение - самостоятельная область.
Завоевав Галлию, римляне строят лусории - лодки для патрулирования по Рейну, копии местных лодок.
"у южной части вост.славян соседи плавали на однотипных судах."
И что это значит, технология строительства лодки из досок не могла прийти с юга?
На юге нет такого "переходного мостика" как на севере.
На севере вост.славяне осуществляют речную перевозку, а балт.славяне - морскую.
На юге же вост.славяне ходят и по рекам и наскоками - по морю.
То есть, из досок построить - не проблема, это могли и западные славяне мигрировавшие на восток.
А вот "передачи" технологии морских судов от византийцев - так и не случилось.