Виктор3992 писал(а) 08.07.2021 :: 00:42:13:Если мы исключаем местное, мерянское судостроительно, то очевидно его туда доставили вновь прибывшие. Например с Новгорода или Ладоги. Что здесь не так? Шпангоуты кстати были новыми, ни разу не использованные.
Если мы исключаем местное, мерянское судостроительное влияние"
Изначально, финно-угорское судостроение:
1) лодки типа "умиак" или "байдара": каркас из жердей, обтянутый кожей (петроглифы Фенно-Скандии). Предназначалась для перевозки грузов и промысла на морского зверя. Вмещала 30 гребцов. Охотникам требовалась прочная, но легкая для переноски (в том числе женщинами, умиак - это "женская лодка"), ремонтируемая подручными средствами, лодка.
2) лодки типа "облас", выдолбленные из ствола, без наращивания бортов, для 1-3 человек, для передвижения по рекам и озерам (мелкая пластика, Прикамье).
Около 6 века начинается развитие Прикамья - торговля "неволинскими поясами".
Здесь возможен переход на выдолбленные лодки с нарощенными бортами в один ряд.
Все, на этом потребности охотников исчерпывались.
Считается, что карелы стали строить лодки из досок под влиянием славян (Вяйнемёйнен из Калевалы - персонификация балт.славян, лодка в финно-угорском - "венч, вен").
И у финно-угров славяне-поморы переняли шитье лодок вицей.
"то очевидно его туда доставили вновь прибывшие. Например с Новгорода или Ладоги. Что здесь не так?"
юг Балтики: венды, Любица, Старигард (нем. Aldinborg - "старый город") --> северо-запад ВЕ: финск."вене", Любша, Ладога (сканд. Aldeigjuborg - "старый город") --> северо-запад ВЕ: Новгород
Балт.славяне пришли с моря, с традицией морского судостроения.
Для их лодок были характерны широкие, с небольшой осадкой и плоским днишем обводы.
То есть, совсем не то, что демонстрируют ростовские шпангоуты.
Таким образом:
финно-угры - отпадают из-за низкого уровня технического развития.
балт.славяне - не подходят из-за другой судостроительной традиции.
Остаются вост.славяне, южная традиция.
"Шпангоуты кстати были новыми, ни разу не использованные."
Вполне допускаю поточный метод изготовления заготовок, учитывая массовость использования лодок.
В книге "Школы под парусами" приводится народный способ расчета шпангоутов из наибольшего.
Так что для изоготовления всего набора достаточно было иметь мидель-шпангоут.