scriptorru писал(а) 11.12.2017 :: 11:42:27:Одно совпадение ни о чем не говорит, но если совпадений много, то это уже закономерность.
1) Болотистая местность
Ибн Русте о русах: «Что же касается русов (ар-русийа), то они — на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут протяженностью три дня пути, покрыт лесами и
болотами, нездоров и сыр до того, что
стоит только человеку ступить ногой на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги"
«Слово о погибели русской земли» (XIII в.): «А литовцы
из болот своих на свет не показывались»
2) Быстрота
Псевдо-Симеон о росах «Дромитами они назывались потому, что могли
быстро двигаться»
Генрих Латвийский: «литовцы,
превосходящие другие народы быстротой и жестокостью...»
3) Боевое построение - ряды щитов
Анна Комнина о гвардии варангов в битве при Диррахии (1081 г.): «Этим последним (варангам) он приказал спешиться
и рядами двигаться на небольшом расстоянии впереди строя, так как
все воины этого племени носят щиты»
Галицко-Волынская летопись:
«Литовцы уже стояли при озере и, увидев полки, готовые к бою,
сели в три ряда за щитами, по своему обычаю»
4) Не занимаются земледелием. Хлеб везут из земли славян.
Ибн Русте о русах:
«У них
нет пашен, а живут они лишь тем, что привозят из земли славян...Нет у них ни недвижимого имущества, ни деревень,
ни пашен»
Ян Длугош о Литве:
«...
зерно плохо созревает в этих местах"
"Действительно,
если бы король польский Владислав не заботился о снабжении хлебом и не ввозил в Литву необходимого количества продовольствия, то она была бы покинута и крестьянами, и рыцарями, и крестоносцы легко могли бы вторгнуться и занять ее"
5) Коварны по отношению друг к другу
Ибн Русте о русах:
«Все они постоянно носят мечи, так как
мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому-то из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать
и пытаться его убить и ограбить»
Галицко-Волынская летопись:
"В тот же год Миндовг изгнал своих племянников Тевтивила и Едивида, он послал их на войну...Сам же он
коварством из-за вражды завладел Литвой, захватил всю землю Литовскую и бесчисленные их имения и прибрал к рукам их богатство. Миндовг послал вслед своих воинов,
желая их убить»
6) Обряд утомления лошадей.
Ибн Фадлан о русах:
«Потом взяли двух лошадей
и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом (они) разрезали их обеих мечем и бросили их мясо в корабле»
Петр из Дусбурга
«Ныне же литвины и прочие язычники этих мест сжигают упомянутую жертву в каком-то священном месте согласно их обряду, но
прежде чем сжечь коней, их загоняют настолько, что они едва могут стоять на ногах»
7) Сходное объяснение преимуществ кремации трупа над ингумацией
Ибн Фадлан (передает слова руса):
«вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе,
и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он
немедленно и тотчас входит в рай»
Миф о Совии (языческая традиция литовцев и ятвягов)
Когда Совия предали погребению в земле, он жаловался
«ох, чръвми изъеден бых и гады»Когда Совия кремировали, он ответил
«яко детищь в колыбели сладко спах»8) Их верховный правитель — лишь первый среди равных. Употребляются выражения «первый (второй, третий) после» верховного правителя.
Лев Диакон:
«Росы же подбадриваемые своим военачальником Сфенкелом, который был у скифов
третьим по достоинству после Сфендослава, их верховного катархонта, оборонялись за зубцами стен»
«Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста,
(первый) после Сфендослава предводитель войска, которого (скифы) почитали по достоинству вторым среди них»
Петр из Дусбурга:
«В то время один литвин по имени Пелусе, обиженный господином своим, одним корольком, который
будто бы был вторым после короля литвинов в королевстве своем, пришел к братьям в землю Самбии»
«В этот год, в VII календы декабря, гонцы легатов вернулись в Ригу, а с ними — один знатный литвин,
будто бы второй после короля...»
9) Совет знати
Лев Диакон о росах:
«На другой день на рассвете Сфендослав созвал
совет знати, который на их языке носит название «комент». Когда они собрались вокруг него, Сфендослав спросил у них, как поступить»
Петр из Дусбурга:
«Между тем, король (литвинов — Т.В.) находился в окружении всех
лучших людей своего королевства, которые были собраны на
какой-то совет, или парламент»
Виганд из Марбурга:
«Накануне праздника Вознесения Святой Девы литвины, оскорбленные, что вышеназванный замок был поставлен в их земле,
собрались на совет, чтобы решить, как его разрушить»