ИВК
|
Все слыхали, наверное, об Олеге Святославиче-"Гориславиче". Был, мол, такой смертельный враг Владимира Мономаха и его антипод, изверг, который всю жизнь разжигал усобицы и наводил на Русь половцев. Откуда взялся этот миф? Да, в летописях встречаются компрометирующие Олега факты и даже критические замечания летописца в его адрес. Но это всё умеренно, тут Олег как-то не очень отличается от других князей и никак не поход на воплощение зла. Скорее, отрицательное отношение к нему создано, в какой-то мере, "Словом о полку Игореве"... то есть художественным произведением. Но именно в какой-то мере, причём небольшой. Знакомый нам отвратительный образ "Гориславича" - врага Мономаха сотворён не столько самим "Словом", сколько его комментаторами и популяризаторами, знания которых в истории, как правило, весьма поверхностны. Так что обратимся всё-таки к летописи. Олег - один из пяти сыновей Святослава Ярославича (какой по счёту - неизвестно; во всяком случае, не первый и не последний). Святослав в 1073 году вместе с младшим братом Всеволодом (отцом Владимира Мономаха) выгнал из Киева своего старшего брата Изяслава. Святослав и Всеволод вокняжились в Киеве вдвоём. В 1076 году Святослав умер - раньше старшего брата, а это означало, что сыновья Святослава становятся князьями-изгоями, не имеющими права когда-либо претендовать на Киев. Так по лествичному праву. Оно, правда, было скорее абстракцией, пока старший Ярославич находился, вопреки всякому праву, в изгнании. Но в следующем году Всеволод примирился с ним и вернул ему Киев. Это означало, что лествичная система восстановлена. Эти два удара - смерть отца и примирение двух оставшихся Ярославичей - вышибли Святославичей на периферию княжеского рода, они теперь были непонятно кто. Так Владимир Мономах и Олег, ранее равные по рангу, вдруг оказались в совершенно разном положении. Владимир - полноправный член княжеского рода, пятый в очереди на киевский стол. Олег - князь-изгой с неопределённым статусом. Вот тогда-то и обострился черниговский вопрос, который в следующие 20 лет будет стоить жизни нескольким князьям и многим тысячам других людей, да и вообще поставит Русь на грань развала. Чернигов - второй город Руси, в котором правит второй по старшинству князь - или же центр отдельного государства с собственной династией? Причём сторонникам второго варианта не было нужды искать князя невесть где: а князья-изгои на что? Любой из них - тоже потомок Ярослава Мудрого, тоже получил княжеское воспитание, а то, что выпал из основной княжеской иерархии - так это же, в данном случае, самое то: зная, что в Киеве ему всё равно никогда не княжить, выше Чернигова не прыгнуть, такой князь и будет править чисто в интересах черниговцев, без оглядки на Киев. Это сепаратизм, конечно. Но относительный; полного выпадения Черниговской земли из Руси всё равно не получалось. Похоже, сначала Святославичи с сепаратистами связываться не хотели, и те сплотились вокруг другого внука Ярослава - Бориса Вячеславича. Наверное, этот князь, изгой с детства, был им ближе, чем Святославичи, превратившиеся в изгоев недавно, неожиданно для себя и для всех. Борис, однако, в Чернигове не удержался и бежал в Тмутаракань. Олег ещё год ничего не предпринимал, пытался как-то договориться со Всеволодом. Ничего не вышло, и 10 апреля 1078 года Олег тоже бежал из Чернигова в Тмутаракань. С этого момента и началось многолетнее противостояние его со Всеволодом Ярославичем (Владимир тут, само собой, оказался на стороне отца). Не сумев захватить Чернигов и побывав даже в ромейском плену, Олег в итоге закрепился в Тмутуракани и ждал. В 1094 году, после смерти Всеволода и успешного половецкого нашествия на Русь, Олег решил, что его время пришло. Во главе половецкого войска он осадил Владимира в Чернигове. Вот отсюда и следует вести отсчёт вражде Олега именно с Владимиром Мономахом как самостоятельным князем, а не исполнителем отцовской воли. Посмотрим, долго ли их вражда продолжалась. Впрочем, и первый её эпизод завершился так, что приходится задуматься. Владимир отдал Чернигов Олегу и пошёл в Переяславль. О чём живописно повествует в своём "Поучении детям": "И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек дружины, с детьми и жёнами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах; Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля." Ну, знаете ли... Всего сотня воинов, да ещё с семьями, среди огромной орды половцев, "облизывающихся точно волки"... тут Олегу не пришлось бы и самому руки марать, несложно было как-то устроить, чтобы половцы накинулись на уходивших и изрубили на мелкие куски - и всё, нет больше его "заклятого врага" Владимира Мономаха. Да, Владимир точно указал своего спасителя - святого Бориса. Культ Бориса и Глеба в самом деле мешал князьям убивать друг друга. Все князья считались братьями, убийца другого князя - братоубийцей, как Святополк Окаянный. Вполне возможно, это Владимира и спасло. Но, будь Олег таким злодеем, каким его принято изображать, неужели побоялся бы молвы, тем более что мог списать всё на половцев? Через 2 года Святополк Изяславич и Владимир начали войну против Олега. Он потерял Чернигов, ушёл к Мурому, где в сражении с ним погиб один из сыновей Мономаха - Изяслав, но потом другой - Мстислав - разгромил Олега под Суздалем. К этому времени относится знаменитое письмо Владимира Олегу. Как бы то ни было, а они нашли общий язык. Главное в том, что Владимир безоговорочно признал право Святославичей на Чернигов. Вот так в 1097 году и завершилась вражда Мономаха с "Гориславичем". Продолжалась она 3 года, а никак не всю жизнь. И примирение их в корне изменило дальнейший ход событий. Первым его следствием стал Любечский съезд, в основе решений которого лежало именно соглашение Олега и Владимира о Чернигове. Правда, вскоре всё чуть было не пошло прахом: Святополк Изяславич и Давид Игоревич захватили и ослепили Василька Теребовльского. Владимир немедленно двинул своё войско на Киев, Святославичи - тоже. Святополк попробовал их поссорить, оправдывая своё злодеяние тем, что Василько сговорился с Владимиром убить его, Святополка, и поделить его владения, а он всего лишь защищался. Эта версия явно была рассчитана прежде всего на Святославичей, так как давала им удобный повод к разрыву с коварным Мономахом. Они, однако, на это не клюнули, обвинения в адрес Владимира отвергли и союз с ним сохранили. Дальше была трёхлетняя усобица на юго-западе Руси. Она захватила бы и всю Русь - в случае разрыва между Святославичами и Владимиром. Но они действовали согласованно и не только воспрепятствовали разрастанию усобицы, но и в итоге вовсе её задавили, принудив враждующие стороны к компромиссу (съезд в Уветичах, 1100 год). С этого времени на Руси водворился достаточно прочный мир. И, как следствие, началось масштабное наступление на половцев. В связи с которым сторонники версии о злодее-"Гориславиче" инкриминируют Олегу (за неимением чего-либо более серьёзного) то, что он лично не участвовал в главных походах на половцев (1103 и 1111 годы). Ну и что? Черниговское войско участвовало, а возглавлял ли его один Давид Святославич или вместе с Олегом - невелика разница. А главное в том, что эти общерусские походы, надолго устранившие половецкую угрозу, стали возможны именно потому, что в 1097 году Олег и Владимир, невзирая на личные счёты (у первого во время предыдущих усобиц погиб брат, у второго - сын) заключили союз, которого придерживались до конца своих дней. Ничего себе "смертельные враги"... Все бы так враждовали.
|