Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Новгород как теневая столица Руси (до Ярослава Мудрого) (Прочитано 4021 раз)
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Новгород как теневая столица Руси (до Ярослава Мудрого)
07.03.2015 :: 14:13:42
 
Где находился настоящий центр Руси в эпоху от Олега Вещего до Ярослава Мудрого включительно? Имею в виду центр, где принимались решения, определявшие судьбу страны.
Итак, летописи, рассказывая о том периоде, чётко отделяют народ русь от большинства населения Восточной Европы (я не про языковые различия, не надо хотя бы тут поднимать эту затасканную тему). Очевидно, что русь - государствообразующее меньшинство, организующая сила. Остальные народности, в основном, признают власть руси (или, скорее, признают её князей также и своими). Важнее всего устойчивая поддержка русской власти ильменскими словенами (позже они начинают именоваться новгородцами) и полянами (позже именуются киянами). Но, не пытаясь скинуть русскую власть, те и другие стремятся перетянуть её к себе, чтобы она правила, прежде всего, в их интересах.
С одной стороны, естественным центром государства тогда был Киев. Потому что центр - это, в тех условиях, прежде всего местонахождение основной дружины, а её место - именно на чернозёмном юге, где, с одной стороны. хлеб, а с другой - угроза со стороны хазар, печенегов и прочих. А с другой стороны... вот некоторые данные из летописи и других источников, заставляющие задуматься.
Олег пришёл в Киев из Новгорода, причём приведённые им ильменские словене, варяги и прочие "прозвашася русью", то есть обрусели, осев на юге.
Следующий князь - Игорь - тоже выходец с севера.
Его жена Ольга - из Пскова, а их сын Святослав, по сообщению Константина Багрянородного, при жизни отца княжил в Новгороде.
После Святослава на киевском столе наконец оказывается князь, не связанный с севером - Ярополк. Но это исключение лишь подтверждает правило: Ярополка сверг княживший в Новгороде Владимир, с войском из варягов, ильменцев и их северных союзников. Несомненно, что не все они вернулись домой, часть осталась (должен же Владимир иметь какое-то своё, проверенное окружение в чужом ему Киеве). Насчёт варягов об этом сказано определённо. Их конфликт с Владимиром (из-за того, должен ли он оплатить их помощь) привёл к расколу в их среде. Не внушающую доверия часть (наверное, бОльшую) варягов он сплавил в Византию (так и не заплатив), зато "мужам добрым, смыслёным и храбрым" "раздал грады". В дальнейшем в летописи не упоминается о живущих на юге варягах, равно как и ильменцах, кривичах или чуди. Понятно, что с ним стало то же, что и с теми, кто пришёл когда-то с Олегом - они слились с русью.
Под 988 годом летопись сообщает, что Владимир строит города по Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне и заселяет их "лучшими мужами" из словен, кривичей, чуди и вятичей. Что любопытно, как и в предыдущем случае с варягами, поселяются на юге не кто попало с севера, а лучшие (имеются в виду наиболее знатные или лучшие по личным качествам - в данном случае ничего не меняет). И, опять же, в дальнейшем никакие кривичи, чудь и прочие в этих краях не упоминаются, что и понятно: они тоже обрусели. Также показательно, что из перечисленных рек справа, то есть с киевской стороны, в Днепр впадает одна маленькая Стугна. То есть заселялась таким образом в основном степная граница на левобережье Днепра; и это не только защита от степи, но и противовес полянской Киевщине. Что по-настоящему проявится много позже, когда это заселённое выходцами с севера степное пограничье - Переяславская земля - наглядно покажет, что север ему гораздо роднее Киева. Северные пришельцы, вливаясь в состав руси, не так уж сливались с местным (полянского и северянского происхождения) населением.
Святополк Окаянный - тоже исключение, подтверждающее правило: не был связан с севером - и не удержался в Киеве.
Ярослав Мудрый княжил на севере (в Ростове, потом в Новгороде) с юности, если не с детства. Он достиг власти над Киевом и удерживал её, опираясь прежде всего на новгородцев и варягов. Что не могло не сопровождаться, опять же, оседанием части из них на юге, в том числе в качестве ближнего окружения князя. И, похоже, что и после утверждения в Киеве Ярослав имел обыкновение надолго его покидать. Во всяком случае, и при походе на Киев Мстислава (1024 год) и при нашествии печенегов (1036) Ярослав почему-то спешил на помощь столице из Новгорода, словно он именно там большей частью и жил.
Да, столица Руси находилась в Киеве, а князей Руси фактически назначали в Новгороде (или в Ладоге, есть и такая версия, но в данном случае разница несущественна). Причём словене (новгородцы) не могли при этом обойтись без варягов. Намечается большая война - тут же нанимают варяжскую дружину. В то же время, постоянно держать у себя варягов новгородцы не желали. Отчасти, видимо, из-за возможных эксцессов, подобных описанному в летописи под 1015 годом. Но он единичен, вообще же новгородцы и варяги были склонны не резать друг друга, а действовать совместно. И то, что варягов лишь приглашали на время в случае войны, объясняется тем, что в их постоянном присутствии потребности не было. Порядок на Руси в целом и на севере её в частности поддерживала русь; соответственно, ей же шла и дань как плата за эту работу - а именно она и была постоянной. Варяги, получается, требовались лишь при "аврале". Причём как при крупных походах киевских князей, так и при необходимости поставить в Киеве князя, угодного новгородцам.
В летописи сказано, что Олег, сев в Киеве, установил дань ("ради мира") от Новгорода варягам в 300 гривен, и платили её до смерти Ярослава. Но кому именно? Получается, что варяги (или та их часть, которая поддерживала союз с Новгородом) представляли собой какую-то устойчивую общность, способную как-то организованно принимать эту дань гарантировать мир при её регулярном поступлении. А это никак не подтверждается ни русскими, ни скандинавскими источниками; тут дело запутанное. И озадачивает само повеление Олега одной из подчинённых ему земель платить кому-то на сторону. А может, не на сторону? Может, варяги (во всяком случае, эти) воспринимались как полезный придаток к Руси, который поэтому следует подкармливать? Постоянная плата (кстати, 300 гривен, как видно из летописи под 1014 годом - всего десятая часть всей собиравшейся в Новгородской земле дани; так что варягам платили весьма умеренно) - это, скорее, способ поддержания постоянных дружеских связей с варягами, чтобы их всегда можно быстро нанять, как только возникнет потребность в дополнительной военной силе; вот тут варяги получали возможность заработать уже всерьёз.
Кстати, дань от Новгорода варягам - своеобразный маркёр, помечающий границы эпохи. Её выплачивали от перехода Олега в Киев до смерти Ярослава - а это и есть время территориального раздвоения русской власти, когда сама она в основном на юге, но под постоянным присмотром с севера.
Как бы ни соотносились друг с другом русь и варяги в пору Рюрика (это за пределами данной темы), а во времена Владимира и Ярослава их сходство и различие очевидно. Сходство в том, что те и другие, будучи сравнительно малочисленны, выступают в Восточной Европе как мощная военная сила. А значит, и русь и варяги - прежде всего дружина. Причём те и другие теснейшим образом связаны с Новгородской землёй. Варяги без опоры на Новгород вообще ничего не могли бы делать в Восточной Европе (и действительно испаряются из истории, как только с середины 11 века теряют эту опору). А зависимость руси от Новгорода выражается уже в том, что судьба киевского стола решалась, прежде всего, на севере. А основные различия каковы? Народ русь живёт в Восточной Европе и собирает постоянную дань со значительной её части; само существование руси зависит от того, способна ли она поддерживать тут более-менее устраивающий местное население порядок. Для руси Восточная Европа - родина. Это народ-дружина, который должен либо успешно обеспечивать порядок в своей громадной стране либо погибнуть. Тогда как варяги - непременно пришельцы; они не могут тут осесть надолго, оставаясь варягами. Влившись в русскую дружину (а больше некуда), они сами быстро становятся русью.
А основная тенденция эпохи в том, что русь всё более укореняется в Среднем Поднепровье. Причём она растёт численно и за счёт обрусения как местного населения (полян и северян), так и оседающих тут пришельцев с севера. И к концу правления Ярослава потребность в поддержке с севера исчезает. Теперь центр Руси уже определённо в Киеве и вокруг него. Новгород отходит на второй план, варяги просто исчезают из русской истории. Наступает другая эпоха.
А вообще надо, конечно, внимательнее рассмотреть сущность и взаимодействие основных сил, на которых держалась Русь того времени. А таковых сил, на мой взгляд, четыре: сам народ русь, поляне (позже - кияне), ильменские словене с союзниками (позже - новгородцы) и варяги.
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1923
Re: Новгород как теневая столица Руси (до Ярослава Мудрого)
Ответ #1 - 07.03.2015 :: 14:56:22
 
ИВК писал(а) 07.03.2015 :: 14:13:42:
А вообще надо, конечно, внимательнее рассмотреть сущность и взаимодействие основных сил, на которых держалась Русь того времени. А таковых сил, на мой взгляд, четыре: сам народ русь, поляне (позже - кияне), ильменские словене с союзниками (позже - новгородцы) и варяги

Сам народ русь по-вашему это - кто?
Наверх
 
ИВК
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2065
Онега
Пол: male
Re: Новгород как теневая столица Руси (до Ярослава Мудрого)
Ответ #2 - 07.03.2015 :: 18:25:31
 
Интеррекс писал(а) 07.03.2015 :: 14:56:22:
Сам народ русь по-вашему это - кто?

Во время составления первых летописей (вторая половина 11 - начало 12 веков) - государствообразующий народ Руси, составлявший явное меньшинство её населения и сосредоточенный большей частью в Среднем Поднепровье. Да того, (судя. в том числе, и по изложенным в этой статье фактам) русь была тесно связана с севером (район Волхова и вокруг него). Но этот вопрос требует отдельного рассмотрения, он же вообще на удивление мало изучен. Теория "древнерусской народности" его основательно придавила Подмигивание И к тому же его часто подменяют вопросом о том, что представляла собой русь "до призвания".
Наверх
 

Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать