Басар писал(а) 23.09.2014 :: 14:42:42: Цэлэм в Быт.1:26-27 семантически и контекстно подразумевает власть. При этом Бог/Элогим (мн.ч.) выступает как Творец от высшей сферы бытия в противопоставлении богам/элогим (мн.ч.) низшей сферы (силы).
Последние представляют собой проекцию действия на мир сил материи и, господствующего над этими силами, физического времени*. Как только высшее творческое начало мира перестает быть динамическим (= успокоению Творца от всякой работы/дела его на лице земли), то на первый план в мире выдвигаетеся физическое ВРЕМЯ в качестве фактора, господствующего над всей материальной вселенной.
По сути "в цэлэм нашем" (бецэлэм) равно "под нашим началом",
"во власти нашего образа, нашей проекции", в очертаниях, в зоне действия нашей тени, как
проекции на мир
/в мире
нашей силы, нашего действия. = В зоне, в сфере влияния, (воз)действия нашей проекции, наших образов. При этом человечество по воздействию своему на мир и на самого себя уподоблено
(имеет тендецию уподобления)
богам.
Таким образом, в данных стихах отражена не только древняя философская и поэтизированная мысль, но и важная составляющая объективной истории человечества за все века его существования, преполненная что кумирами и тщепетильным отношением властьимущих к своему и богов
имиджу (кстати, одно из значений слова цэлэм)
. В конце-концов разве народы не пребывают в имидже (бецэлэм) своих богов, правителей и кумиров, под их началом и властью, в их тени?
http://lingvoforum.net/index.php/topic,62685.new.html#new ---------------
* Йагве элогим
ов
. Имя יַהְוֶה йаhве - хифиль
(каузатив)
несовершенного вида
(будущее время)
третьего лица мужского рода от הוה хава́ реять/толкать, быть - «Он причиняет быть», «Он вынуждает становиться».
Борис Берман в "Библейских смыслах" пишет о значении Имени:
Что означает Это Имя с языковой точки зрения? В европейской традиции Оно переводится как «Сущий», чем подчеркивается вечное и непрерывное Бытие Всевышнего. Корни такого понимания и в греческой онтологии и в позднейшем религиозном мировоззрении, но не в Торе.. Корень Этого Имени в сущности означает не столько «Бытие» (как часто понимается), сколько «Становление». Слово это поставлено в особой языковой модели, указывающей на интенсивное переходное действие. Это глагол, который стоит в будущем времени, но в таком будущем времени, которое обозначает переход к будущему. В первом приближении значение Имени: Осуществляющий и Дающий новое Бытие. `Гашем - Становящий Бытие – Тот, который приходит не продолжать, а обновлять Мир, даже и тогда, когда в предыдущем нет для этого оснований.
Об этом же и Быт.3:8
РСТ: 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; ..
МТ: .. וישמעו את־קול יהוה אלהים
מתהלך בגן לרוח היום (букв.) 8 И услышали голос
/звук/шум
Йагве бога
/богов
,
движущегося в саду духом/ветром
сего-дня, ..
Где "ветер/дух сегодня" - это то же самое, что и "вечное настоящее" ("здесь и сейчас"), которое постоянно преходит и изменяется, в котором-то (о физическом бытии) мы все пребываем своими телами.
http://www.evangelie.ru/forum/t130311-8.html#post4739722 Должно также рассмотреть в Танахе все существительные, образованные от הוה хава́ значением напасть, внезапное бедствие, опасность, вред, и т.д., чтобы стало более понятным, почему это люди боятся этого гневливого бога, который продвигается ветром/духом сегодня в сторону запада
(сторона смерти для всего бренного, преходящего, материального, физического)
.
Об этом же и ремез (намек) в Быт 3:8
.. וישמעו את־קול יהוה
אל־הים מת הלך בגן לרוח היום
И услышали голос/звук/шум ЙХВХ —
к западу/к морю
смерть идущая в саду ветром/духом сегодня ..
Восточный ветер дует в сторону запада, - в том направлении, в котором движется жаркий восточный
ветер/дух Господа (רוח יהוה), выражающий проявление его гнева.
Исаия 40:
6 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой. 7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него
дуновение Господа (רוח יהוה): так и народ - трава. 8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.
Ос.13:15
МТ: 15 כי הוא בן אחים יפריא
יבוא קדים רוח יהוה ממדבר עלה ויבוש מקורו ויחרב מעינו הוא ישסה אוצר כל־כלי חמדה׃
РСТ: 15 Хотя [Ефрем] плодовит между братьями,
но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов.
И т.д.
---------------
Я не случайно начал этот постинг с разъяснения значения имени верховного бога иудеев, которому поклоняется весь бренный мир, затем, чтобы вы обратили внимание на суть значения его имени, которое выражает характер этого верховного бога и его действие, целиком соотносимые с физическим временем (в представлении древних мудрецов). Говоря современным поэтическим языком (отошед от религии), иудеи в гордыне своей, преисполненной духа нацизма, нашли,
что Время раз и навсегда выбрало их. Такая вот, главенствующая идея иудейской религии, если снять с нее религиозную оболочку.
После того, как вы выяснили для себя суть ветхозаветнего верховного бога, предлагаю вам ещё раз вернуться к осмыслению значения древнееврейского слова צלם цэлэм. Если вы ограничитесь только его значением
изображение, то в простом контексте "И сотворил Бог человека по образу своему" вы прочтете только о том, что древний человек наделил Бога/богов антропоморфическими чертами. При этом схожие фразы в эпизоде о сотворении человека для вас будут всего лишь параллелизмом, на который так падка поэтическая речь древних евреев. То есть, вы воспримите лишь минимум информации, тогда как основная мысль Автора окажется вне поля вашего восприятия/зрения.
Так как при развитии авраамических религий наделение богов (тем более Бога) человеческими качествами
(вне поэтических рамок образной речи)
стало восприниматься повсеместно за СОМАТИЗМ, то в средние века касаемо слова
цэлэм в Быт.1:26-27 еврейские мудрецы сделали акцент на иное его значение, сопряженное с понятием εἶδος эйдос (образы-формы-идеи), посредством которого или в котором осуществляются/реализуются вещи. В силу чего фразу "по образу Божию сотворил его"
(параллелизм)
, стали воспринимать в том значении, что Бог сотворил человека способным к мышлению и постижению воспринимать и реализовывать идеи/задумы. См. Пс. 73/72:20
18 Так! на скользких путях поставил Ты их (нечестивых) и низвергаешь их в пропасти. 19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! 20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь (букв. תבזה уничижишь)
мечты их. Советую в этом стихе
צלמם "мечты их" (обобщ.), заменить на "имиджи их", чтобы понять в чем именно лукавит еврейский мыслитель Рамбам/Маймонид, сводящий цэлэм человека к его душе. Но в чем Маймонид прав, так это в том,
что цэлэм - это не столько внешний вид чего-либо, сколько то, как это что-либо воспринимается окружением
(и не только визуально)
. От себя же добавлю - и какое на окружение оказывает влияние и воздействие.
Имидж/цэлэм без его воздействия на окружение - это ничто! В этом-то смысле уничижения
(делать из чего-то раннее значимого ничто из себя не представляющее)
и применен в 72-м Псалме глагол תִּבְזֶה тивъзэ. (Тщеславные же фигуры отожествляют имидж с своим "я", от чего со временем страдают куда более сильно.)
http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_1.htmhttp://www.evangelie.ru/forum/t124172-15.html#post4323128 Цитата:sergej57Быт.1:27 говорит не о "богах", а о Едином, Вечном и Всемогущем Творце!
SciaА то, что при таком чтении 27 стиха нарушается его контекстная связность с 26-м, Вас это не смущает? В 26 стихе Творец, как-никак, обращается к другим богам (олицетворяющих природние силы и стихии) с предложением сделать/произвести человечество "в цэлэм нашем, как подобие наше" - в двух началах. И, вдруг, на тебе - творит первое человечество
(и вообще все человеческие общества)
сам без участия в процессе тех, к кому обращался?? К чему тогда было вводить в текст его обращение?
Что только не понапридумывали всякие знатоки (в том числе и самые выдающие специалисты), чтобы объяснить всем (а после всех и самим себе) этот казус. Тогда как на деле Автор пишет, что творческий Элогим созидает человечество не только в сени своей (во влиянии своего имиджа), но и в сени/цэлэм других элогимов (сил) в их влиянии. Таким образом, человечеству предоставляется право и возможность самому выбирать какая сень (чье влияние) ему приятней, полезней и ближе. По выбору же - кому или чему уподобиться при обретении власти над всею землёй, ставши как элогим. Правда же, что нет ничего непонятного и сложного в таком вот простом и связном чтении, полностью соответствующем всему сюжету Рассказа, реальной действительности (и истории человеческой), и главное - семантике слова цэлэм?