Max2014
Продвигающийся

Вне Форума
Сообщений: 28
ВШЭ
|
Последний император Российской империи взошел на престол в возрасте двадцати шести лет истал восемнадцатым по счету царем из династии Романовых (от московского ее основания), пробыв затем у власти двадцать три года (20 октября [1 ноября] 1894 —2 [15 марта] 1917]. Вопреки мнению некоторых из его помощников, Николай II не был ни единственной, ни главной причиной краха династии. Истинно, однако, и то, что он внес в историю этого краха свой посильный вклад. Николай Александрович Романов был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, родился 18 мая (6 мая по старому стилю) 1868 года в Царском Селе, «от матери, датской принцессы Дагмары Николай II унаследовал малый рост, стойкую скрытность, способность взирать на предмет ненависти любезными, доброжелательными глазами»(1), «император Николай есть сын своей матери и по своему характеру и по натуре» (4). Начиная с девяти лет, он проходил домашнее обучение, «девяти лет от роду престолонаследник увидел себя в организованном для него университете на дому. Преподаватели были подобраны в соответствии с традицией, сложившейся в роду. В педагогический синклит, укомплектованныйдля наследника, вошли Н. X. Бунге, Г. А. Леер, О. Э. Штубендорф, А. В. Пузыревский, Е. Е. Замысловский, Н. Н. Бекетов, Ц. А. Кюи, а также генерал Г. Г. Данилович. Двенадцать лет трудилась эта коллегия над развитием интеллекта и вкусов наследника Николая, потом к курсу обучения был прибавлен тринадцатый год. Главным был на протяжении курса предмет, излагавшийся Победоносцевым: догма о божественном происхождении самодержавия, о неограниченности и неприкосновенности царской власти. Такие взгляды на воспитание развивал сам Александр III» (1). Отсюда Николай II подчерпнул идею сохранения самодержавия, сторонником которой был всю жизнь. Сохранение самодержавия император считал основным делом своего царствования, «коль скоро представление о полезном или вредном для самодержавия и для него лично утвердилось в нем, он мог приступить к действию с решимостью, переходившей в ожесточение. Перед лицом крамолы или либерализма, в которых, прежде всего, усматривалась угроза его единоличной власти, а, следовательно, и его личной безопасности, он не знал ни колебаний, ни пощад» (1), «последний русский государь Николай II по темпераменту идеально подходил на роль конституционного монарха. И, тем не менее, он не мог пойти на предоставление конституции, а когда его к тому вынудили, не умел соблюсти ее, ибо смотрел на самодержавную власть как на род доверительной собственности, которую долг повелевает ему передать наследнику в неприкосновенности» (6). Учиться Николаю Александровичу очень не хотелось, и обучение было для него в тягость. Он был не усидчивым и легкомысленным, «по всем предметам профессорам запрещено было задавать вопросы ученику, ему же самому спрашивать не хотелось; поэтому степень усвоения наук так до конца и осталась загадкой даже для Победоносцева. Видно только было, что на занятиях августейший школяр частенько мучается скукой, в моменты наивысшего вдохновения очередного лектора следит не столько за его изложением, сколько за сутолокой у аптеки, напротив, за толчеей у Аничкова моста. В чем сам себе признавался в дневниках тех лет: "Был изведен Пузыревским..."; "Занимался с Леером, чуть не заснул..."; "Встал поздно, чем урезал Лееру его два часа..." Занятия действовали на него, как снотворное: "У меня сделалась своего рода болезнь - спячка, так что никакими средствами добудиться меня не могут..." Но нет ничего вечного, и мучительство спячкой не бесконечно, и однажды наступает дивный день, день его светлого пробуждения - со страниц его дневника звучит ликующий, триумфальный возглас: "Сегодня я закончил свое образование - окончательно и навсегда!"»(1), «наследник, а затем и император Николай II не проявлял интереса к государственным делам. Когда Победоносцев пытался, по его словам, объяснить наследнику, как функционирует государство, "тот с великим тщанием начинал ковырять в носу"» (7). Александр III в обучении сына акцент делал на военных науках, а не на политических и экономических, так как предполагалось, что наследник должен будет защищать самодержавие от внешних и внутренних врагов, а не проводить реформы, «первые восемь лет престолонаследник проходил почти нормальный гимназический курс, если не считать исключения из программы классических языков (латыни, греческого), усиленных занятий английским, французским и немецким, а также занятий по так называемой политической истории. Последние же пять лет были отданы "высшим наукам", с упором на военные: стратегию и тактику, топографию и геодезию»(1). После домашнего обучения в возрасте шестнадцати лет Николай II поступил на действительную военную службу, которая продолжалась 10 лет, «кроме теории, наследник много времени отдал военной практике. В 1884 году великий князь Николай Александрович «становится», как тогда говорили, на военную службу и 6 мая, в свой день рождения, приносит воинскую присягу. В августе 1884 года Наследник получил звание поручика. Он провел два лагерных сбора в рядах лейб-гвардии Преображенского полка в должности ротного командира. В марте 1889 года будущий Император писал: «Я проделал уже два лагеря в Преображенском полку, страшно сроднился и полюбил службу! Я уверен, что эта летняя служба принесла мне огромную пользу, и с тех пор заметил в себе большие перемены. Кроме этого, цесаревич два летних сезона посвятил кавалерийской службе в рядах лейб-гвардии Гусарского полка от взводного до эскадронного командира. К тому же, один лагерный сбор Наследник прошел в рядах артиллерии. После прохождения многолетнего курса военной подготовки, великому князю Николаю Александровичу было присвоено звание полковника и вплоть до вошествия на престол в 1894 году он командовал батальоном Преображенского полка» (3). Во время военной службы наследник вкусил все прелести офицерской жизни, «часы досуга провел в гвардии преславно. Под руководством дяди своего Сергея Александровича, командовавшего Преображенским полком в обществе Нейгардта, фон дер Палена и братьев Витгенштейнов познал прелесть попоек и амурных похождений, каковые и составили нечто вроде параллельного университетского курса» (1), «почти каждый день заканчивался попойкой офицеров полка. 31 июля 1890 г. записано в дневнике: "Вчера выпили 125 бутылок шампанского". Порой доходило до того, что Николай опаздывал на следующей день к выходу полка на очередные рубежи. С этого времени он старался не пропускать встреч в офицерских собраниях, но пьяницей не стал» (7). По душе Николаю Александровичу была военная служба, офицерское общество, будучи императором, он продолжал посещать офицерские собрания, «проведя целую ночь в офицерском собрании, Государь, возвратясь под утро во дворец, принимал ванну и тотчас же приступал к своим ежедневным занятиям, причем его докладчики и представить себе не могли, что он провел бессонную ночь. Привлекали его офицерские собрания царствовавшей в них непринужденностью, отсутствием тягостного придворного этикета: любил он и беседы, которые там велись об охоте, о лошадях, о мелочах военной службы; нравились ему солдатские песни, веселые рассказы, смешные анекдоты, до которых он был охотник; во многом Государь до пожилого возраста сохранил детские вкусы и наклонности. В его дневнике перечисляются любимые им развлечения и все они ребячески наивны» (2), «считает себя профессиональным военным. Любит войсковые смотры и парады, иногда посещает полковые праздники» (1). Характерными чертами характера наследника были упрямство и безответственность, «он в ранней молодости полюбил маленькую принцессу Алису Гессенскую. Император Александр III, императрица Мария Феодоровна были против этого брака. Они не хотели женитьбы на немецкой принцессе; возникали предположения о браке русского наследника с принцессой Еленой Орлеанской из семьи претендента на французский престол. Но наследник с тихим упорством отклонял эти планы. В конце концов, родители уступили (5)». До вступления на престол Николай II был в тени отца и постепенно «приобщался к государственным делам, председательствуя в комитетах, заседая в Государственном совете и Комитете министров» (5). Но, к сожалению, «эта тщательная и планомерная подготовка к исполнению обязанностей монарха не была доведена до конца вследствие ранней смерти императора Александра III, который не думал, что ему не суждено дожить и до 50 лет. Наследник еще не был введен в курс высших государственных дел; многое ему пришлось уже после восшествия на престол узнать из доклада своих министров» (5). Николай Александрович был молодым и легкомысленным человеком, привыкшим к веселой армейской жизни. Став императором, Николай II осознал, какой груз ответственности взвалился на него, но он не был к этому готов, и ему неинтересна была эта должность, «независимо от того, он был смущен своим новым положением, к которому совсем не был подготовлен» (4), «России предстал преемник – сильно англизированный молодой человек, на вид скромный до застенчивости, со сдержанно-вежливыми манерами»(1). По этим причинам Николай II чувствовал свою некомпетентность и неуверенность в управлении делами и попал под влияние своих родственников, которые навязывали ему государственные решения, «необходимо, кроме того, иметь в виду, что главной причиной уступчивости Николая II в вопросах широкого государственного значения была его неуверенность в самом себе, подкрепленная сознанием своей малой компетентности в сложных политико-экономических проблемах. Дело в том, что те разнообразные, но разрозненные сведения, которыми он обладал по различным частным вопросам, конечно, не могли ему дать общего понимания основных законов, господствующих в сложных социальных строениях и сношениях» (2), «когда гурьбой вваливаются в кабинет и шумно рассаживаются, где попало дядья, люди разнузданные и горластые, он ежится в кресле. Пока стоит у стола секретарь или дежурный офицер, он еще может сказать дядьям что-нибудь веское, и сказанное принимается с должным почтением. Но как только он остается наедине с дядьями, тяжелый кулак Владимира или Сергея ударяет по столу, и начинающий самодержец жмется в глубине кресла» (1), «вступив так неожиданно на престол, Император Николай II, весьма понятно, был совершенно к этому не подготовлен, а потому и находился под всевозможными влияниями, преимущественно, под влиянием Великих Князей. В первые годы его царствования, доминирующее влияние на него имела Императрица-мать, но влияние это было непродолжительно; затем, на Императора Николая II постоянно влияли, — до известной степени, но в значительно меньшей мере, влияют и теперь, некоторые Великие Князья…» (4). Кроме Великих Князей на императора имела влияние супруга. Он был прекрасным семьянином, любящим отцом и мужем, и этим злоупотребляла Александра Феодоровна, вмешиваясь в государственные дела, «всего лучше чувствовал себя Николай II в тесном семейном кругу. Жену и детей он обожал. С детьми он состоял в тесных дружеских отношениях, принимал участие в их играх, охотно совершал с ними совместные прогулки и пользовался с их стороны горячей неподдельной любовью. Но было одно лицо, воле которого он никогда не мог противостоять, забиравшее над ним с годами все большую власть - страстно любимая им супруга. Императрица это вполне сознавала и, не обинуясь, ему это высказывала: "Я ненавижу, - писала она ему, - когда мы врозь. Другие тобой сейчас завладевают…. Александра Феодоровна обладала абсолютной прямотой и определенностью высказываемых ею суждений. В этом отношении Царица не сходилась характером со своим супругом скрытным и умеющим таить свои истинные чувства и намерения. Вообще, Александра Феодоровна была преисполнена инициативы и жаждала живого дела. Мысль ее постоянно работала, в области тех вопросов, к которым она имела касательство, причем она испытывала упоение властью.... продолжение.....
|