Цитата:Даже в песне Iron Maiden
офигенно афторитетный источник в исторической науке
Цитата:Но в эпоху Александра Македонского общение было более плодотворным, хотели иудеи этого или нет
а до империи Александра евреи имело плодотворное общение с другими империями. и после него - с римской империей. не логично тогда предположить, что христианство - это результат взаимоотношений с римской империей?
вот Интеррекс написал
Цитата:Если следовать этой логике, христианство должно было возникнуть вскоре после греко-македонского завоевания. Почему Христос явился при Августе, а не за 300 лет до того?
и я присоединяюсь к вопросу
оставим в стороне библейские истории, при возникновении определенных исторических предпосылок его роль мог выполнить и другой человек. но предпосылки возникли только при римской империи
Цитата:При чём же здесь евреи-эллинисты? Именно они, усвоив греческую философию, могли преподнести некие новые религиозные воззрения.
Я, конечно же, не говорю, что эллинисты создали христианство. Отнюдь. Процесс этот был сложный, неоднобокий, и сочетал в себе много неожиданностей.
Но то, что эллинизм сыграл свою роль, в становлении христианства- несомненно.
Теперь. Почему Христос явился не сразу после завоеваний Македонского?
Но, ведь должно было пройти время, для развития эллинизма на территории от Египта до Сирии и Персии, взаимопроникновения некоторых религиозных принципов. Скажу проще. Некое религиозное течение (иудаизма) усвоив принцип Единобожия, ожидания Мессии, приняло и религиозные принципы эллинистического Митраизма, и древнеегипетских верований.
- что такое евреи-эллинисты?
- принцип единобожия евреи усвоили независимо от Александра Македонского и на несколько сот лет раньше его походов, нет?
- причем тут Митра? для евреев это был чужой бог, аналогии между Христом и Митрой начали проводиться уже после того, как христианство "обособилось" от иудаизма, .т.е. проводились уже не евреями (всмысле, не иудеями), а разными другими жителями римской империи
опять же, думаю, нужно разделять
1. события в Иудее времен Августа и Тиберия с их социально-политическими предпосылками,
2. формирование христианства как определенной религиозной идеи и "естественное" распространение его в империи , и
3. формирование догматических основ христианства как религии и его "официального" признания, присвоения ему статуса государственной религии.
это три разных процесса, которые, хоть и связаны между собой, имеют несколько разную природу.
1. события времен Ирода и Тиберия - это чисто дело иудейского народа и его взаимоотношений с империей, в том числе речь идет о борьбе за независимость (в конце концов - иудейское восстание 66-71гг). Вообще о тех событиях известно не так уж много, но из того, что мы имеет, возникает следующая картинка. евреи не любят римлян-завоевателей и ждут мессию, который спасет их народ. многие, допущу, не согласны с позицией официальной иудейской церкви, которая сотрудничает с Римом, иначе не стали бы появляться разные секты (вроде тех же ессеев), которые высказывали религиозные и политические соображения, отличные от официального иудаизма. в конце концов дело выливается в большое восстание. для евреев новая идея (христианство - хотя сомневаюсь, что оно так уже называлось) - связана с верой в их мессию и с их борьбой против Рима. видимо, на определенном этапе появляется какой-то человек, в котором они
готовы этого месиию признать. все дело в этой
готовности.
как в эти события вписать Христа - это еще вопрос. библейские рассказы в данном случае сомнительный исторический источник. хронологически библейская история относит его к временами Понтия Пилата и Тиберия (реальные исторические фигуры), но когда возникло это соотношение? о Пилате мы знаем только, что он был прокуратором Иудеи в определенный период, нет точных данных, что именно он повелел казнить конкретного человека, которого потом обожествили. возможно, при Пилате действительно был какой-то проповедник, который выступал против официального иудаизма и/или против Рима и его казнили, но действительно ли он говорил то, что ему приписывают в евангелиях, написанных несколько позже? может, это был не проповедник, а конкретный революционер-мятежник... а может, хронологическое соотношение Христа и Пилата не верно и речь идет о более позднем времени, например, иудеском восстании 66-71гг?
в любом случае эллинизм и Александр тут не причем
2. распространение определенных религиозных концепций, которые мы сегодня частично знаем как христианство, по римской империи. тут уже речь идет о некоей мифологизированной фигуре Христа, которая, видимо, имела реальный прототип, но которой со временем приписали идеи, никакого отношения к этому прототипу не имеющие. эти идеи уже мало имели отношения к евреям, их мессии и их восстаниям. это были идеи, естественно возникшие на просторах римской империи на базе недовольства некоторыми аспектами ее жизни. христианство стало сначала религией людей, не нашедших себя в рамках действующего социального устройства. потом религией определенных социальных групп. а потом религией определенных политических интересов. христианские идеи распространились по империи не потому, что в семье плотника родился определенный мальчик, и не потому, что он чему-то там учил, а потому, что в имерии было
недовольство определенными вещами и была
потребность и
готовность к новым идеям. не было бы этого - никто бы и не посмотрел на евангелия. при свободе религий в римской империи уверена, что разные проповедники и секты возникали постоянно и во множестве. так что тут дело не в Иисусе, Пилате, и тем более не в Александре Македонском.
3. христианство политизируется. при Константине христиане представляют уже не просто религиозную общину, но политическую и экономическую группу с определенными интересами и ресурсами. проводятся Соборы, которые догматически закрепляют официальную версию религии (запрещая и уничтожая то, что в нее не очень вписывается), христианство становится официальной религией, основой политической и социальной структуры общества. да, мифологически оно по-прежнему основывается на некоей фигуре Иисуса - сына Божьего, которого распяли римляне. только вот слова и поступки, которые ему приписывают Соборы - это уже отражение реалий римской империи 4 века, а цель библейских историй - создать символическую и духовную основу для определенной политической системы и ее законов.
все это три разных аспекта христианства.