Цитата:Вот возьмём данный вопрос (возникновение христианства).
Моё отношение к этому такое (сугубо субъективное): был некий прототип Христа (насколько он был близок к библейскому- отдельная тема), было окружающее его религиозное общество, в котором было очень много различных сект, культов, местных религий (здесь можно ставить знак равенства, вместо запятых). И вот: прототип Христа участвовал в неких событиях (насколько они близки к библейским, тоже- отдельная тема), но далее, как говорится:"он уже перестал пренадлежать сам себе", стал достоянием народа (некоторая ирония).
На, скорее всего, несомненный факт существования прототипа Христа, накладываются различные мифологические составляющие, ему приписываются свойства других божественных личностей (вполне вероятно выдуманных). Понимаете? При всех положительных качествах христианства, необходимо, чтобы оно как можно естественнее вписалось в то место, где ранее присутствовала другая религия.
Да что я Вам говорю. Вы же сами это прекрасно знаете.
знаю. не спорю
Цитата:Почему бы не предположить, что при становлении христианства, в него не перешли черты неких культов Леванта (митраизма, египетских верований, еврейских само собой)?
почему только предположить? да они налицо. взять хотя бы дату Рождества, которую установили так, чтобы заменить праздником Христа праздник Митры.
я об этом и писала - что по ходу развития идеи Спасителя в Римской империи ее в каждом уголке империи развивали так, как им было привычней, т.е. раннехристианские идеи вобрали в себя элементы разных других культов.
но это происходило в
Римской империи и обусловлено римской политикой экспансии, благодаря которой империя объединяла разные народы с разными культами и даже стало возможным некоторое взаимопроникновение.
а причем тут Александр?
Цитата:Конечно, Александр НЕ создал христианства, но возможно он своим завоеванием, направил русло течения событий, в нужное место
как именно? в заголовке темы написано "проложил путь христианству", т.е. без него этого пути якобы не было бы, христианство не возникло/не распространилось бы. так я понимаю выражение "проложил путь".
я почему и спросила в начале темы ее автора: чье это мнение про Александра и как оно аргументируется?
мне дали две ссылки. в первой написано
Цитата:Известный знаток античности в России XIX в. М.С. Куторга считал, что в политике эллины выработали идеи, составляющие их величие, их неоспоримую собственность: идею свободы гражданина и идею свободы мысли. Эти две идеи имели всемирно-историческое значение, ибо послужили фундаментом будущего успеха. Перенесенные после завоеваний Александра Македонского в Азию, они преобразили Восток, подготовили Древний мир к пониманию и принятию христианства
тут хотя бы указан автор мнения
во второй, которая, просто статья на новостном портале, непонятно кем написанная, сказано просто
Цитата:Александр Македонский принес на восток цивилизацию, создал центр античного просвещения Александрию, колонизировал Палестины, привнеся эллинистическую образованность в иудейскую духовность, на основании чего через много лет там развилось христианство…
предлагаю эту вторую цитату не рассматривать, т.к. кроме общей фразы "эллинистическая образованность плюс иудейская духовность равно христианство", которая никак не аргументирована, в ней ничего нет.
вернемся поэтому к первому мнению. а там написано, что эллинизм
подготовил Восток к пониманию и принятию христанства. а это уже совсем другое дело. тут не утверждается, что без завоеваний Александра и эллинизма
не было бы христианства, или оно
не распространилось бы. и тут говорится только про Азию, т.е. сам Рим и европейские его территории познакомились с христианством без помощи Александра
тут говорится, прежде всего, о двух идеях, которые автор, видимо, считает близкими к христианству: идея свободы гражданина и идея свободы мысли. которые Александр, по его мнению, занес на Восток и тем самым подготовил его к новой религии.
тогда у меня возникает два вопроса:
1. действительно ли Александр как представитель эллинистической культуры занес на Восток именно эти идеи? возможно, на Востоке они были известны и до него? это же не был первый контакт Азии с греческой культурой... или автор имеет в виду, что после Александра они как-то особенно утвердились? но Александр, как мы знаем, умер очень быстро, завоеванный им Восток ( в том числе Иудея) стал империей Селевкидов. это эллинистическое государство, которое объединяло в себе греческую и местную культуры. причем в части политики брались в случае Селевкидов местные, восточные образцы - чтобы укрепить власть династии и существовать как единое гос-во, а не система полисов. поэтому про идею свободы гражданина я что-то сомневаюсь. идея свободы мысли? да, вполне может быть (хотя как согласовать ее с политическим деспотизмом?). а разве не было ничего про свободу мысли в местных культах?
2. как эти две идеи "подготовили" Восток к христианству? ему вроде вообще чуждо понятие "гражданин", т.к. все божьи дети и принадлежат к его царству небесному, а не земным правителям. пока Константин и Соборы не додумались, что "нет власти не от Бога" и светской власти надо подчиняться, христианство для его последователей было привлекательно именно тем, что не признавало власть светских правителей над человеком, а только власть Бога. понятие же "гражданин" описывает статус человека в сообществе людей, которое управляется людьми. у него есть гражданские права и обязанности. невозможно представить его применительно к царству божиему.
свобода мысли - идея расплывчатая. в нынешней формулировке это свобода придерживаться любых взглядов и свободно выражать их. к религии не имеет отношения. говорить о влиянии идеи свободы мысли на "подготовленность" Востока к христианству можно только в том смысле, что жители Востока притерпелись к идее, что христиане свободно могут исповедовать свои взгляды, и что все религии имеют право на существование. т.е. чисто инструментальное значение, и все сводится к тому, что, когда христиане начали распространять свои идеи в Азии, местные не бросились на них сразу с кулаками и оружием, а отнеслись к этому спокойно, типа каждая идея имеет право на существование пусть живут. но разве этой терпимости не могло быть без Александра? сколько разных культов сменилось и параллельно существовало на Востоке до него?