Белояр
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 22
|
8. Правда как единство любви, добра, мудрости и красоты – это преломление высших законов горнего мира в сознании человека русской цивилизации, т.е. это договор между человеком и Богом, заповедь, присяга,
Правь-да, – утверждение высших божественных законов на земле, в мiру. Правда постигается через праведность (правь-ведать) и реализуется через справедливость.
Правда тесно связана с понятием соборности, с мiром (в первоначальном смысле этого слова, т.е. общиной) – это выражение нравственности, так как она идёт от души и через душу, в отличие от истины. Различие между истиной и правдой заключено в поговорке: «Правда на небе, истина на земле». В отличие от истины, правда неделима, т.е. есть только одна правда, одна на весь мiр и постигается она сразу.«Не в силе бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» (Александр Невский).
Основным инструментом правдолюбия является совесть (совместная весть): «Сердце сердцу весть подаёт», т.е. это связь с соборностью. Необходим один внутренний закон вместо томов гражданского и уголовного кодекса. «Жизнь по сердцу, а не по правилам». Л.Толстой. В связи с этим воспитание нравственности приобретает решающее значение, т.к. русская идея – это жизнь по Правде (высший закон, душа, Идея)), а не по истине ( ум, Логос), т.е. правовое государство, в котором прописаны мельчайшие подробности человеческих отношений в безконечном количестве юридических законов, является идеалом западной цивилизации, но в русской цивилизации правовое государство есть профанация идеалов до уровня логики. В этом истинная причина не исполнения законов в России: в каждом законе должна отражаться Правда.
9. Добротолюбие – означает умение различать добро и зло, это любовь к добру: благоразумие, справедливость, целомудрие, мужество, рассудительность, но также и неприятие зла: чревоугодие, похоть, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордыня.
Добро вложено в нас изначально, – мы дети божьи, а семена зла мы собираем и взращиваем сами, поскольку обладаем свободой воли, данной нам свыше. Добротолюбие позволяет различать добро и зло, держаться добра и избегать зла. Душа, наполненная светом Любви, таким умением различать обладает в полной мере. «Человеческая жизнь подобна лестнице, один конец которой упирается в небо, а второй направлен в ад». Добротолюбие – это ступенька вверх.
Различение добра и зла – свойство души, а не ума. Для души зло всегда зло, добро – всегда добро. Для ума различие несущественны и добро легко перетекает во зло, а малое зло становится добром. Жизнь только из ума приводит к сумеркам души.
И «халтура» т.е. нехватка энергии, и отсутствие различения добра и зла – всё это следствие отсутствия идеалов, которые дают энергию и направление и помогают видеть отчётливо духовными глазами, чувствовать сердцем.
10. Традиция Нестяжательства – приоритет духовного над материальным, требует особого отношения к материальному миру. Это не столько отрицание материального, сколько независимость от него. Важно не потребление, важен процесс созидания. Нестяжательство в изначальном смысле, – отречение от мирского, аскетический образ жизни, при котором монахи обеспечивали свое пропитание и удовлетворяли нужды исключительно своим трудом. «Движение Нестяжателей тесно связано с деятельностью “заволжских старцев” – так называли монахов из скитов, организованных Нилом Сорским в вологодских лесах во второй половине XV века. Это традиции старчества, которое на Руси имеет особое значение.
Нестяжатели занимались совершенствованием своей души. Для них характерны внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и веротерпимость. Богатство в традиции нестяжательства – это не результат накопления и стремления к материальным ценностям (стоимостям), не поклонение символу богатства – деньгам, а следствие творческого процесса раскрытия своего предназначения при полной самоотдаче, за которыми следуют признание обществом и материальная оценка сделанного. Богатство в русском языке означает от Бога, таким оно и должно быть, но всё-таки в русской цивилизации более важным является достаток, а не богатство. Богатство часто приводит к сребролюбию, стяжательству, т.е. душе становится тяжко нести груз богатства. В западной цивилизации, основанной на протестантском и иудейском «духе наживы», богатство приобретает особое значение – это символ веры, признак «избранности» – даже католицизм в западном мире в связи с этим испытывает серьёзные потрясения, происходит размывание исконных христианских ценностей.
Православие и архетипы нашего этноса пока удерживают невероятное давление западного мира и сохраняют традиционные ценности, в том числе и «дух нестяжательства», но капитализм, который развивается в России последние двадцать лет, разрушает нашу цивилизацию изнутри: ведь основой капитализма является высшая форма развития эгоизма, индивидуализм, конкурентная борьба всех против всех, стяжательство, потребление. Это прямая угроза соборности, а значит и всей нашей цивилизации. В силу этого, мегаполисы вообще и, Москва в частности, – это сообщества «чужих», лишённые духа соборности, лишённые корней, проникнутые «духом стяжательства» в высшей степени – разрушают русскую цивилизацию.
|