Алексий
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 35
МГУП
|
Конотопская битва по-незалежному Годовщина Конотопской битвы 1659 года прошла как-то незаметно на самой Украине, а в России и подавно. Возможно, самостийщики и хотели бы отпраздновать это событие куда помпезней, да побоялись скандала - уж больно дата сомнительная. Впрочем, мало кто вообще о ней знает, несмотря на то, что Ющенко ещё в марте 2008 года подписал Указ «О праздновании 350-летия победы войска под руководством гетмана Украины Ивана Выговского в Конотопской битве». Согласно Указу планировалось провести особый фестиваль «Казаческий Родослав», собрать различные научные конференции, снять «исторический» фильм на основе событий 17 века, выпустить памятные монеты, марки, конверты и т.п. Кроме того, назвать улицы, площади и даже школы именем «героя» конотопской битвы Ивана Выговского.
На празднование в июле 2009 года пожаловал сам В.Ющенко, где произнёс приветственную речь. «Сегодня стоим на месте, где 350 лет назад украинское войско во главе с гетманом Иваном Выговским одержало блестящую победу в Конотопской битве» … «Суть борьбы в одном: снять чужое ярмо, дать свободу Руси и её народу». «Говорим об истории и говорим откровенно: царская власть сначала скрыто, а затем и откровенно сеяла в Украине распри, провоцируя гражданскую войну в украинском казацком государстве, стремясь ослабить его, добиться превращения его в автономную часть Московского государства». «В ... соглашении Выговский постановил снова приобщить Украину к Польше и называть её Великим княжеством русским. Украина имела зависимость только от одного короля и должна была оставаться вольным краем».
Конотопская битва. Как она происходила … С 1648 года в Малороссии полыхала Освободительная война русского народа против поляков. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии в подданство Великого Государя Алексея Михайловича Запорожского казачьего Войска, в том же году Россия объявила войну Речи Посполитой. В 1654 году состоялась Переяславская рада, утвердившая воссоединение южно-русских земель с Россией.
27 июля 1657 года умирает Богдан Хмельницкий. Преемником ещё при его жизни был провозглашён младший сын Юрий. Неопытный 16-летний юноша, к тому же не унаследовавший талантов своего отца, явно оказался не на своём месте. «Тому гетманишке прилично бы гуси пасть, а не гетмановать», - так выразился о новом гетмане боярин В.П. Шереметьев. Удержать власть в своих руках ему было не по силам, и 30 августа 1657 года на старшинской раде в Корсуне гетманом был провозглашён генеральный писарь Иван Выговский.
Иван Евстафьевич Выговский происходил из шляхетского православного рода Овруцкого повета Киевского воеводства. В 1638 году он дослужился до должности писаря при комиссаре Речи Посполитой над Войском Запорожским. Однажды его обвинили в пропаже ценных документов и приговорили к смертной казни. Спасло заступничество знатных польских панов, но Выговскому пришлось оставить юридическое поприще и отправиться служить в польскую армию.
Освободительная война застала его в чине ротмистра. В битве под Жёлтыми Водами он попадает в плен, а затем переходит на сторону Богдана Хмельницкого. Он быстро втирается в доверие к гетману и скоро в ранге генерального писаря становится ближайшим его сотрудником. При этом он регулярно сообщал польскому правительству о планах Хмельницкого, получая за свои шпионские услуги денежное вознаграждение и жалованные грамоты на владение крупными маетностями. В октябре 1651 г. он писал коронному гетману Потоцкому: - Не только теперь, но и во всякое время я прилагал большое старание, чтоб усердно и верно служить его королевской милости.
Помимо шпионских дел Выговский вынашивал и более честолюбивые замыслы. Заурядный волынский шляхтич мечтал пробиться на самый верх титулованной польской знати. Одновременно он начал служить и Москве. Так, в июне 1652 года он говорил царскому посланнику Унковскому следующее: - Есть такие люди многие, что станут гетману наговаривать поддаться турскому или крымскому (хану – ред.), а у меня того и в уме нет, чтоб, кроме великого государя, куда помыслить…
В октябре 1657 года на старшинской раде в Корсуне он заявил, что московскому Государю не присягал, а присягал Хмельницкий. Полтавский полковник Мартын Пушкарь, один из героев Освободительной войны, возразил ему: - Всё Войско Запорожское присягало великому Государю!
Выговский вынул из кармана московские медные деньги, бросил по столу и сказал: - Хочет нам Царь московский давать жалование медными деньгами; но что это за деньги, как их брать?
Пушкарь отвечал: - Хотя б великий государь изволил нарезать бумажных денег и прислать, а на них будет имя великого Государя имя, то я рад его государево жалование принимать!»
Пушкарь немедленно покинул раду и отправился в Полтаву, где объявил, что Выговский - изменник, сносился с поляками и крымцами, одновременно распускет слухи, будто Царь хочет отнять у казаков их вольности и всех записать в солдаты.
В это время в Москву прибыло посольство от кошевого атамана Сечи Якова Барабаша. Запорожцы сообщили, что не признают Выговского гетманом, что он сносится с поляками, крымским ханом, шведским королём, что сам он поляк, и жена у него шляхтянка. Русское правительство, однако, опасалось смуты и утвердило Выговского в качестве атамана. Выговский же начал немедленно раздавать имения своим сторонникам. Одновременно он начал распускать слухи, будто Государь собирается сделать казаков невольниками и холопами, и лучше вовсе отдаться в подданство крымскому хану. Подобные грамоты распространялись тысячами, хотя они мало кого могли обмануть.
Выговский тем временем начал расправляться с непокорными. Против полтавского полковника Пушкаря был отправлен отряд сербских наёмников, однако Пушкарь вместе подошедшими на помощь запорожцами разгромил противника в бою под Диканькой. Полтава тем временем стала центром народного сопротивления предательству: там собралось не менее 20 тысяч повстанцев. Пушкарь направил в Москву тревожное послание: «Выговский изменил Богу и Вашему царскому величеству, помирился с Ордой, ляхами и иными землями и замысел имеет извоевать Запорожье… С тех пор, как Выговского поставили гетманом … не держит при себе ни одного казака, всё держит иноземных людей, от которых нам обиды нестерпимые делаться начали».
Царский воевода Бутурлин сообщал Государю из Киева, что Выговский привёл Орду, ссылается с поляками, а весь народ слёзно просит, чтоб великий Государь для обороны христианской поскорее повелел прислать своих бояр и воевод с людьми ратными.
Но в Москве по-прежнему отказывались верить в измену гетмана, посему Царь приказал не затевать смуты и подчиняться Выговскому.
Опасения вмешательства крымцев в конфликт были ненапрасны. Крымская орда в течение нескольких веков была настоящим бедствием для Южной Руси. Не зная никакого ремесла, ни земледелия, крымские татары, особенно ногайские, жили за счёт грабежа и разбоя. Скитавшиеся по дикой, безлюдной степи орды невежественных, полуголодных дикарей не имели никакого занятия, кроме примитивного скотоводства и - главное - захвата пленных - «ясыря», которых они затем продавали иностранцам со всего света. Главным местом продажи русских пленников был город Кафа (нынешняя Феодосия). Здесь скапливалось иногда до 30 тысяч пленников, продаваемых, как скот в Турцию, Грецию, Сирию и даже Индию. Особо страшными были татарские набеги 1516, 1527, 1559, 1579, 1589, 1593, 1640 годов. Тогда татары уводили в плен до 60 тысяч человек. Женщин продавали в гаремы, мужчин превращали в рабов, помещали на галеры, называемыми, кстати, каторгами (оттуда и вошло это слово в русский язык). Старых и немощных просто расстреливали ради тренировки, забивали камнями или бросали в море.
Вот такого рода союзников нашёл себе гетман Выговский. В качестве оплаты им представлялась возможность грабить и уводить в плен местное население.
Обретя иноземную военную силу, Выговский приступил к выполнению своего плана расправы над непокорными. Его разноплеменное воинство подошло к Полтаве. Однако Мартын Пушкарь не стал ждать, когда город будет взят в осаду, и сам атаковал неприятеля.
Вначале ему сопутствовал успех: казаки Выговского без боя обратились в бегство, отряд немцев-наёмников был разбит и также обращён в бегство. Решив, что победа уже одержана, повстанцы утратили боевой порядок и принялись грабить гетманский обоз. В этот момент по ним и ударила татарская орда. Застигнутые врасплох, плохо вооружённые бойцы не смогли устоять против регулярной конницы и почти все полегли под татарскими саблями. Погиб и сам Мартын Пушкарь. Уже мёртвому ему отрубили голову и доставили на копье гетману, который приказал возить её по полкам для устрашения своих противников. Всех пленных Выговский приказал либо расстрелять, либо отдать в полон татарам.
На следующий день к нему из Полтавы с посольством явились жители - казаки, мещане, священники - с просьбой не разорять город. Выговский поклялся, что пощадит их, но как только город сдался, приказал казнить всех полтавских казаков, а других жителей отдать в татарский плен. Татары тем временем разграбили все окрестности Полтавы. Гадяч, Миргород, Обухов, Веприк, Сорочинцы и другие города подверглись полному разорению.
Но парадокс - русское правительство всё продолжало надеяться на покорность гетмана и слало к нему увещевательные письма. (Это неудивительно: редко кто из Романовых брался защищать русский православный народ - ред.).
Тем временем Выговский тайно перешёл на сторону Польши, начав переговоры с польскими послами, хотя продолжал для вида клясться московскому Государю в верности. Прикрываясь мнимой верностью, Выговский направил к Киеву, где располагался русский гарнизон, крупный отряд татар и наёмников с целью овладеть городом. Одновременно с ударом извне, сторонники Выговского пытались поднять мятеж в самом городе. Но несмотря на это, находившийся в Киеве с войском боярин Василий Борисович Шереметьев не только отбил нападение, но и полностью разгромил неприятеля, захватив весь его обоз, знамёна и артиллерию.
Выговский же в конце концов договорился с поляками о сепаратном мире. Никто из гетманского окружения не пытался противиться предательству, памятуя о трагической судьбе Мартына Пушкаря и его сторонников. Тем более, что в подписанном между гетманом и польским правительством 16 сентября 1658 года Гадячском договоре оговаривались и его будущие привилегии казацкой верхушки: она получала права шляхты - в год гетман мог представлять королю по 100 человек в каждом полку на получение наследственного дворянства. Измена, таким образом, опиралась на корыстный интерес казачьих предводителей и подкреплялась страхом расправы. По этому предательскому договору создавалось «Княжество Русское» в составе Черниговского, Киевского и Брацлавского воеводств под властью польского короля. «Княжеством» должен был управлять казачий гетман, избираемый пожизненно из четырёх кандидатов, представленных казаками и утверждённых польским королём. Взамен поляки согласились на определённую автономию русских земель в виде учреждения своей монеты, судов, должностей маршала, канцлера и т.п. Поляки обещались уравнять в правах Православную и католическую церковь. Все земли и имущество, потерянные польской шляхтой в ходе Освободительной войны, возвращались прежним владельцам.
Внешняя политика и сейм оставались общими. Таким образом, руками казаков-предателей вся Малая Русь передавалась под контроль Польши в обмен на расплывчатые уступки и эгоистический интерес запорожской верхушки. Характерно, что в договоре не упоминается никакой Украины, только «Княжество Русское». Это много позже будет измыслена теория украинства ради оправдания всё тех же личных политических интересов. В любом случае казаки вне зависимости от своей политической ориентации ощущали себя русскими.
|