Как и Украина, Македония не понаслышке знает, что такое сепаратизм. Экономические неурядицы в этой республике привели к росту межэтнической напряженности. Албанская община с каждым годом все громче требовала независимости, отказываясь подчиняться центральному правительству и обвиняя Скопье в славянском национализме.
В 2001 году противостояние достигло пика. Как и в случае с Украиной, раздраженное центром, меньшинство решило отстаивать свои права с оружием в руках. Ободренные успехом соплеменников в Косово, которым по итогам войны 1998-1999 годов удалось отделить этот край от Сербии, македонские албанцы начали активную фазу «борьбы за федерализацию» Македонии. Идеологическая база под их требования была подведена еще в 1992 году. Тогда албанцы провели референдум, на котором высказались за автономию восьми районов страны, где они составляли большинство населения. Скопье голосование, разумеется, не признало, но охоту к самостоятельности у «шиптарей» (самоназвание албанцев) это не отбило.
В январе отряды опытных бойцов (факт участия македонских албанцев в войне в Косово был секретом Полишинеля) развернули партизанскую войну против македонских силовиков. Эпицентром событий и штабом сепаратистской «Армии национального освобождения» (АНО) стал город Тетово, населенный почти исключительно албанцами. Начавшаяся с небольших партизанских вылазок война быстро эволюционировала до применения танков, артиллерии и штурмовых вертолетов (интересно, что, по словам участников тех событий, Ми-24 вместе с экипажами правительство Македонии арендовало у Киева). К подразделениям Минобороны и МВД Македонии (служили в них практически исключительно славяне), действовавшим на северо-западе страны, стали активно присоединяться отряды местных добровольцев, которых сожительство с албанцами за годы независимости довело до отчаяния.
Правда, в отличие от нынешней ситуации на юго-востоке Украины, ЕС и США довольно скоро начали давить на македонцев с требованием прекратить войсковую операцию против албанцев. После нескольких месяцев активных боев в районе Тетова и вдоль границы с Косово и Албанией стороны конфликта при посредничестве НАТО, ЕС и США сели за стол переговоров. Их итогом стало «Охридское соглашение». Формального разделения Македонии по этническому признаку не произошло, однако албанский язык фактически стал равноправным с македонским, а партизанам из АНО были гарантированы амнистия и возможность интеграции в силовые структуры страны. Лидеры АНО быстро «перековались» в политиков: комиссар албанцев Али Ахмети стал главой «Демократического союза за интеграцию», а позже и депутатом парламента. Чтобы было понятнее, это примерно то же самое, как если бы экс-премьер Донецкой народной республики Александр Бородай получил кресло в Верховной Раде. Разумеется, особого энтузиазма у славян этот договор не вызвал. Так, закон об амнистии власти страны окончательно приняли лишь 10 лет спустя, в 2011 году.
Но Македония уже стала другой — северо-запад государства практически неотличим от соседних Албании и Косова, тем более что формальной границы с ними фактически не существует. Рекламные постеры косовских политиков, висящие в албанских деревнях на территории Македонии, многочисленные мечети, наличие в школах северо-запада учебников, отпечатанных в Тиране или Приштине, лишь усугубляют ощущение, что Скопье эту территорию уже не контролирует.
Несмотря на мировое соглашение, до межэтнического согласия в стране далеко, как до членства в ЕС, — массовые столкновения славян и албанцев происходят регулярно. Последний раз беспорядки на межэтнической почве вспыхнули в Скопье в начале июля. Поводом для них стал приговор, вынесенный албанцам, обвиненным в расстреле молодых македонцев в канун Пасхи 2012 года. Группы «шиптарей» на протяжении нескольких дней громили центр македонской столицы, требуя от властей отменить «несправедливый» приговор. Обуздать протестующих смогли только спецподразделения МВД, применившие против них весь имеющийся арсенал спецсредств.
См. тут:
http://lenta.ru/articles/2014/08/12/fyrom/===================================================
Итак, в данном случае США решительно выступили на стороне сепаратистов. Потому, что они – албанцы. Вот и вся цена их искренности и последовательности. США в данном случае хотят сидеть на двух стульях: албанцы и Косово – это хорошо, но и Македония им нужна «до кучи» для полного контроля Балкан.
Как видите, организовать вооружённый мятеж можно даже без участия ФСБ и других иностранных спецслужб. Запросто: была бы ситуация «согрета до нужного градуса». И наоборот: никакого вооружённого мятежа вам никак не сделать, сколько бы не делалось попыток выхода на духовных лидеров, посылок оружия и литературы (пример: Татарстан).