РОстислав
|
Заметки о руси и варягах.
Цель данной работы – раскрыть смысл понятий «русь» и «варяги»; - показать,что представляли собой русь и варяги на Балтике; - решить некоторые спорные вопросы начальной истории Древней Руси.
1. Значение термина « русь».
Историки упоминают о многих «Руссиях» и народах с корнем «рус», «рос»,расположенных в различных частях прежде всего Европы: Прибалтике,Поднепровье,Приазовье,на Дунае,в Северо-Восточной Руси. Есть даже упоминание о «Руссиях» в Северной Африке и Сирии.(1) Чтобы не потонуть в этом огромном материале,я намеренно ограничусь попыткой выяснить,что представляла собой балтийская русь,т.к. именно эта русь существенно повлияла на становление государства восточных славян.
Историки,выясняя значение термина «русь»,обращаются к самым разным языкам и народам.Одни исследователи выводят его из финского «руотси» - считая это слово названием шведов,или более общее значение «народ скал»; другие – из иранских языков,в которых понятие «русь,рос» означает светлый,или белый цвет; третьи считают,что смысл этнонима «русь» объясняется европейскими языками,в которых схожие слова объясняются как красный или рыжий цвет.(2) Это слова с корнем «ру», «руад», «руд». Но почему-то мы забываем поинтересоваться мнением самого русского народа.Я считаю,что необходимо выяснить,имеет ли какое-либо значение понятие «рус», «рос» прежде всего в русском языке и что,в таком случае,изначально можно понимать под «русью» как исторической общностью?
Прежде чем ответить на вопрос: « Что означает слово «рус-рос» в русском языке?»,необходимо отметить некоторые из особенностей словообразования у наших предков: 1) Часто составной,многокоренной,описательный способ образования слов; 2) Сокращение слов за счет отбрасывания слогов,частей слова. Например,слово «берлога» состоит из двух корней: корня «бер» - медведь и корня «логово»,из которого отброшен слог «во». Слово «коромысло» состоит из корней «коро» - коло,около и «мысло» - ложе (отброшен слог «же») мысли,или голова. Слово «Ладога» также имеет двойной корень: корень «лад» - добро,богатство,ценность (клад,ладо и т.д.) и корень «дорога»,из которого отброшен слог «ро».В итоге начальный смысл слова Ладога (Ладожское озеро) – это дорога,по которой переправляется добро,или торговая дорога. Ладья –судно,перевозящее «добро»,или торговое судно.
Теперь обратимся к русским словам с корнем «рос-рус». Роса – капля воды; Русло – ло(же) «руса» - место(выемка,заниженность,низина…),где течет вода; Русалка – женщина,живущая в воде,или водяная женщина( ничего другого и не может означать слово «русалка».Славяне,не мудрствуя лукаво,называли подобных существ по месту обитания: леший,домовой,банник… Объяснения типа «русоволосая», «чистая,светлая» не имеют под собой никакой основы: по сказаниям, у русалок волосы зеленые или белые; также славяне никогда не считали неупокоенных утопленниц,которые к тому же топят время от времени бедных мужиков,- ни чистыми,ни светлыми.Про римские русалии даже говорить не хочется – бред сивой кобылы. «Водяной» – более позднее слово.Изначально понятие «вода» означало,скорее всего, путь,дорогу; того,кто ведет по дороге.Сохранились слова: поводырь,проводник,воевода…Так как дороги у наших предков были в основном водные,то вполне логично данное понятие наполнилось новым,современным содержанием). Итак,опираясь на вышеприведенные примеры (роса,русло,русалка),можно сделать вывод: слово «рус-рос» у славян означало то,что мы сейчас называем словом «вода»,или одно из состояний воды. Еще вывод: язык наших предков допускал взаимопереход звуков «о» и «у».(Другой пример – слова «лог» и «луг»,- по сути означают одно и тоже: заниженность,низина).
Исходя из вышесказанного,народ «русь,рос» может означать: 1) людей,живущих у воды (например,пруссы-поруссы; современное – поморы); 2) людей,живущих среди воды,на островах; 3) людей,пришедших из-за воды. Следовательно,слова «русь,рос» как название народа первоначально не имели конкретно-этнического смысла. Кстати,на вопрос: « Почему этнически разные народы Европы в течении нескольких столетий имели названия,схожие с корнем «рос,рус» и близкими вариациями?» возможен следующий ответ. Племена,которые двигались из Азии в Европу,шли двумя потоками: севернее Черного моря,по степи,или «полем» и южнее Черного моря,через проливы Босфор и Дарданеллы,или «водой».Соответственно,часть народов северного потока могла получить название(или назвать себя) «поляне», «поляки», «половцы», «аланы-поланы».Часть народов южного потока,пришедшие в Европу из-за «воды»,через проливы, – названия с корнем «рус-рос». С течением времени эти названия у одних народов оставались,у других по разным причинам менялись,опять возрождались и т.д. Данное предположение,являясь гипотетичным,более-менее приемлемо объясняет схожие названия этнически разных народов.
2. Значение слова «варяги».
Историки по-разному объясняют этноним «варяги»,последний вариант – солевары.Эти объяснения общеизвестны,поэтому останавливаться на них не буду.Предлагаю в сжатом виде свою версию как происхождения понятия «варяги», так и их роли в балтийском регионе.
Около 6 века(?) славянские племена заселяют южное побережье балтийского моря.По мере развития этого процесса возникают как межплеменные противоречия(по поводу земли,рек,лесов,участков побережья), так и противоречия с окружающим неславянским населением.Возникает необходимось в создании единого политического центра для решения этих и других задач.Такой центр возникает на о.Рюген в единственно приемлемой для того уровня развития славянских племен форме – форме религиозной ( Почему на острове? Остров – ничейная земля,что гарантирует независимость политико-религиозного центра от конкретного племени и непредвзятость в решении межплеменных споров; возможно,лучшая защищенность от внешней опасности).Формируется культ главного бога,которому поклоняются все прибалтийские славяне.Германские источники (Гельмгольд «Славянская хроника», Саксон Грамматик «Деяния данов») называют его Радогост, Световит. По поводу данных названий возникают серьезные сомнения: а) названия явно описательные: Радогост – радующий богатством,дарами ( «гость» - купец,привозящий товары,или богатство; другое слово – «гостинец» - дар,подарок), Световит(д) – световидный,возможно,дарующий свет,озаряющий; другой вариант – освящающий. б) эти названия что-то уж больно быстро появляются и также быстро исчезают.По крайней мере у восточных славян,у приильменских словен – выходцев с южной Балтики, - мы этих имен не видим. в) не могли славяне назвать собственное имя главного бога чужим людям,тем более представителям врагов,с которыми долго и упорно воевали.Это означало бы лишить бога силы,а себя – его поддержки,навлечь беды и страдания на свой народ. Так какой бог скрывается под именем Радогоста и Световита? Каково собственное имя главного бога прибалтийских славян? Ответ содержится в описании Гельмгольда: «… среди многообразных божеств… они признают и единого бога,господствующего над другими в небесах,признают,что он всемогущий,заботится лишь о делах небесных,другие боги,повинуясь ему,выполняют возложенные на них обязанности,и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее,чем ближе он стоит к этому богу богов…»(3). Единственный славянский бог,который точно подходит под данное описание – это бог Сварог: - бог неба (у индоариев Сварга – обожествленное небо); - главный бог,бог богов; - другие боги – дети и внуки его: Даждьбог Сварожич,Перун Сварожич,огонь Сварожич; аморфность,размытость функций Сварога в сознании славян («…заботится лишь о делах небесных…»). Чтобы обеспечить как всеобщее поклонение Сварогу,так и эффективность деятельности религиозно-политического центра на Рюгене,жрецы культа Сварога нашли блестящее решение: изображение Сварога в виде многоликого идола,у которого лики – его ипостаси,дети Сварога. Конкретное племя,поклоняясь конкретной ипостаси (Перун,Макошь…),одновременно поклоняется и Сварогу,а жрецы отдельных племен автоматически являются как служителями своего божества,так и служителями культа Сварога и,как следствие,вынуждены подчиняться рюгенским жрецам как младшие жрецы старшим. Обслуживание культа Сварога на Рюгене,выполнение общих для южнобалтийских славян функций требует значительного слоя служителей. Кроме прямых жреческих обязанностей,они занимались охраной богатейшего рюгенского храма,обеспечивали поступление даров от славянских племен,передавали на места решения рюгенского центра и т.д. Их название – производное от бога Сварога: сварожьи-свАражьи слуги, глухая «с» постепенно пропадает ( «с» перед согласной может появляться и пропадать, вот живые примеры : спрашивать,спросить – просить; связывать,связать – вязать), «а» смягчается и превращается под ударением в «я»( вода – водЯнка ( а не водАнка), лед – ледЯнка ( а не ледАнка), козел – козлЯтина ( а не козлАтина) и т.д.),в итоге – варяжьи слуги,или варяжи. В дальнейшем,по мере превращения части этой группы людей в самостоятельную силу буква «ж» вытесняется буквами «г» и «з». Так формируется понятие «варяги,варязи».(суффикс «ж» указывает на уменьшительность,зависимость слова,суффиксы «г» и «з» - на самодостаточнось понятия.Примеры:дороГа – дороЖка,ВолГа – ВолоЖка,княЗь и княГиня – княЖич и княЖна и т.д.)
Итак,можно сделать следующие выводы: 1) Понятие «варяги» произошло от имени бога Сварога,служителями культа которого они изначально были; 2) Варяги – представители славянских племен.Это вытекает как из славянского по формированию понятия «варяги»,так и по их первоначальным функциям.
3. Варяги и русь в балтийском регионе.
Первоначально варяги выполняли религиозные, жреческие функции. Обслуживание культа Сварога заставило варягов овладеть в совершенстве кораблестроением,мореплаванием (доставка или сопровождение на Рюген представителей племен и даров (дары – архаичная форма дани как платы за выполнение общественно значимых функций), передача решений Сварога и т.д.); военным делом – защита Рюгена,рюгенского храма от морских разбойников,обеспечение безопасности перевозки даров и прибрежной торговли. Регулирование жизни на Рюгене и отношений с южнобалтийскими племенами предполагало также выполнение административных функций.Овладевают варяги и торговыми навыками: реализация части даров,покупка необходимых товаров и услуг. С течением времени по южному побережью Балтики и в глуби территории прибалтийских славян возникает множество городов с развитым ремеслом и торговлей. Об их богатстве с плохо скрываемой завистью сообщают наши добрые германские соседи. До сих пор львиная доля северогерманских городов носит или чисто славянские названия, или отчасти переделанные на германский лад. Развитие городов, ремесел и торговли на первый план выдвигает задачу обеспечения безопасности уже не прибрежной, а трансбалтийской торговли.Рюгенские варяги вследствии малочисленности и базирования на о. Рюген эту задачу решить не могли.И тем не менее решение было найдено,решение единственно верное в данной ситуации: если нет сил гоняться за драккарами морских разбойников по всему Балтийскому морю,то нужно лишить их самой возможности здесь появляться,необходимо перекрыть западный морской вход в балтийский регион. Идеальное место – остров с современным названием Зеландия.Создание здесь форпоста варягов было острейшей необходимостью и делом времени. С этого момента море, которое мы сегодня называем Балтийским, становится морем Варяжским.
|