Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Заметки о руси и варягах (Прочитано 10156 раз)
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Заметки о руси и варягах
12.08.2013 :: 23:25:02
 
                Заметки о руси и варягах.

Цель данной работы – раскрыть смысл понятий «русь» и «варяги»;
                                        -  показать,что представляли собой русь и варяги на Балтике;
                                        - решить некоторые спорные вопросы начальной истории Древней Руси.

                 1.   Значение термина « русь».


Историки упоминают о многих «Руссиях» и народах с корнем «рус», «рос»,расположенных в различных частях прежде всего  Европы: Прибалтике,Поднепровье,Приазовье,на Дунае,в Северо-Восточной Руси. Есть даже упоминание о «Руссиях» в Северной Африке и Сирии.(1)
Чтобы не потонуть в этом огромном материале,я намеренно ограничусь попыткой выяснить,что представляла собой балтийская русь,т.к. именно эта русь существенно повлияла на становление государства восточных славян.

Историки,выясняя значение термина «русь»,обращаются к самым разным языкам и народам.Одни исследователи выводят его из финского «руотси» - считая это слово названием шведов,или более общее значение «народ скал»; другие – из иранских языков,в которых понятие «русь,рос» означает светлый,или белый цвет; третьи считают,что смысл этнонима «русь» объясняется европейскими языками,в которых схожие слова объясняются как красный или рыжий цвет.(2) Это слова с корнем «ру», «руад», «руд».
Но почему-то мы забываем поинтересоваться мнением самого русского народа.Я считаю,что необходимо выяснить,имеет ли какое-либо значение понятие «рус», «рос» прежде всего в русском языке и что,в таком случае,изначально можно понимать под  «русью» как исторической общностью?


Прежде чем ответить на вопрос: « Что означает слово «рус-рос» в русском языке?»,необходимо отметить некоторые из особенностей словообразования у наших предков:
1)      Часто составной,многокоренной,описательный способ образования слов;
2)      Сокращение слов за счет отбрасывания слогов,частей слова.
Например,слово «берлога» состоит из двух корней: корня «бер» - медведь и корня «логово»,из которого отброшен слог «во». Слово «коромысло» состоит из корней «коро» - коло,около и «мысло» - ложе (отброшен слог «же») мысли,или голова.
Слово «Ладога» также имеет двойной корень: корень «лад» - добро,богатство,ценность (клад,ладо и т.д.) и корень «дорога»,из которого отброшен слог «ро».В итоге начальный смысл слова Ладога (Ладожское озеро) – это дорога,по которой переправляется добро,или торговая дорога. Ладья –судно,перевозящее «добро»,или торговое судно.

Теперь обратимся к русским словам с корнем «рос-рус».
Роса – капля воды;
Русло – ло(же) «руса» - место(выемка,заниженность,низина…),где течет вода;
Русалка – женщина,живущая в воде,или водяная женщина( ничего другого и не может означать слово «русалка».Славяне,не мудрствуя лукаво,называли подобных существ по месту обитания: леший,домовой,банник… Объяснения типа «русоволосая», «чистая,светлая» не имеют под собой никакой основы: по сказаниям, у русалок волосы зеленые или белые; также славяне никогда не считали неупокоенных утопленниц,которые к тому же топят время от времени бедных мужиков,- ни чистыми,ни светлыми.Про римские русалии даже говорить не хочется – бред сивой кобылы.
    «Водяной» – более позднее слово.Изначально понятие «вода» означало,скорее всего, путь,дорогу; того,кто ведет по дороге.Сохранились слова: поводырь,проводник,воевода…Так как дороги у наших предков были в основном водные,то вполне логично данное понятие наполнилось новым,современным содержанием).
Итак,опираясь на вышеприведенные примеры (роса,русло,русалка),можно сделать вывод: слово «рус-рос» у славян означало то,что мы сейчас называем словом «вода»,или одно из состояний воды.
Еще вывод:  язык наших предков допускал взаимопереход звуков «о» и «у».(Другой пример – слова «лог» и «луг»,- по сути означают одно и тоже: заниженность,низина).

Исходя из вышесказанного,народ «русь,рос» может означать:
1)      людей,живущих у воды (например,пруссы-поруссы; современное – поморы);
2)      людей,живущих среди воды,на островах;
3)      людей,пришедших из-за воды.
Следовательно,слова «русь,рос» как название народа первоначально не имели конкретно-этнического смысла.
Кстати,на вопрос: « Почему этнически разные народы Европы в течении нескольких столетий имели  названия,схожие с корнем «рос,рус» и близкими вариациями?» возможен следующий ответ.   Племена,которые двигались из Азии в Европу,шли двумя потоками:
севернее Черного моря,по степи,или «полем» и южнее Черного моря,через проливы Босфор и Дарданеллы,или «водой».Соответственно,часть народов северного потока могла получить название(или назвать себя) «поляне», «поляки», «половцы», «аланы-поланы».Часть народов южного потока,пришедшие в Европу из-за «воды»,через проливы, – названия с корнем «рус-рос».
С течением времени эти названия у одних народов оставались,у других по разным причинам менялись,опять возрождались и т.д. Данное предположение,являясь гипотетичным,более-менее приемлемо объясняет схожие названия этнически разных народов.

2.  Значение слова «варяги».

Историки по-разному объясняют этноним «варяги»,последний вариант – солевары.Эти объяснения общеизвестны,поэтому останавливаться на них не буду.Предлагаю в сжатом виде свою версию как происхождения понятия «варяги», так и их роли в балтийском регионе.

Около 6 века(?) славянские племена заселяют южное побережье балтийского моря.По мере развития этого процесса  возникают как межплеменные противоречия(по поводу земли,рек,лесов,участков побережья), так и противоречия с окружающим неславянским населением.Возникает необходимось в создании единого политического центра для решения этих и других задач.Такой центр возникает на о.Рюген в единственно приемлемой для того уровня развития славянских племен форме – форме религиозной ( Почему на острове?  Остров – ничейная земля,что гарантирует независимость  политико-религиозного центра от конкретного племени и непредвзятость в решении межплеменных споров; возможно,лучшая защищенность от внешней опасности).Формируется культ главного бога,которому поклоняются все прибалтийские славяне.Германские источники (Гельмгольд «Славянская хроника», Саксон Грамматик «Деяния данов») называют его Радогост, Световит. По поводу данных названий возникают серьезные сомнения:
а) названия явно описательные: Радогост – радующий богатством,дарами ( «гость» - купец,привозящий товары,или богатство; другое слово – «гостинец» - дар,подарок), Световит(д) – световидный,возможно,дарующий свет,озаряющий; другой вариант – освящающий.
б) эти названия что-то уж больно быстро появляются и также быстро исчезают.По крайней мере у восточных славян,у  приильменских словен – выходцев с южной Балтики, - мы этих имен не видим.
в) не могли славяне назвать собственное имя главного бога чужим людям,тем более представителям врагов,с которыми долго и упорно воевали.Это означало бы лишить бога силы,а себя – его поддержки,навлечь беды и страдания на свой народ.
Так какой бог  скрывается под именем Радогоста и Световита? Каково собственное имя главного бога прибалтийских славян?
Ответ содержится в описании Гельмгольда: «… среди многообразных божеств… они признают и единого бога,господствующего над другими в небесах,признают,что он всемогущий,заботится лишь о делах небесных,другие боги,повинуясь ему,выполняют возложенные на них обязанности,и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее,чем ближе он стоит к этому богу богов…»(3). 
Единственный славянский бог,который точно подходит под данное описание – это бог Сварог:
- бог неба (у индоариев Сварга – обожествленное небо);
- главный бог,бог богов;
- другие боги – дети и внуки его: Даждьбог Сварожич,Перун Сварожич,огонь Сварожич; аморфность,размытость функций Сварога в сознании славян («…заботится лишь о делах небесных…»).
Чтобы обеспечить как всеобщее поклонение Сварогу,так и эффективность деятельности религиозно-политического центра на Рюгене,жрецы культа Сварога нашли блестящее решение: изображение Сварога в виде многоликого идола,у которого лики – его  ипостаси,дети Сварога.
Конкретное племя,поклоняясь конкретной ипостаси (Перун,Макошь…),одновременно поклоняется и Сварогу,а жрецы отдельных племен автоматически являются как служителями своего божества,так и служителями культа Сварога и,как следствие,вынуждены подчиняться рюгенским жрецам как младшие жрецы старшим.
Обслуживание культа Сварога на Рюгене,выполнение общих для южнобалтийских славян функций требует значительного слоя служителей. Кроме прямых жреческих обязанностей,они занимались охраной богатейшего рюгенского храма,обеспечивали поступление даров от славянских племен,передавали на места решения рюгенского центра и т.д.
Их название – производное от бога Сварога: сварожьи-свАражьи слуги, глухая «с» постепенно пропадает ( «с» перед согласной может появляться и пропадать, вот живые примеры : спрашивать,спросить – просить; связывать,связать – вязать), «а» смягчается и превращается под ударением в «я»( вода – водЯнка ( а не водАнка), лед – ледЯнка ( а не ледАнка), козел – козлЯтина ( а не козлАтина) и т.д.),в итоге – варяжьи слуги,или варяжи. В дальнейшем,по мере превращения части этой группы людей в самостоятельную силу буква «ж» вытесняется буквами «г» и «з». Так формируется понятие «варяги,варязи».(суффикс «ж» указывает на уменьшительность,зависимость слова,суффиксы «г» и «з» - на самодостаточнось понятия.Примеры:дороГа – дороЖка,ВолГа – ВолоЖка,княЗь и княГиня – княЖич и княЖна и т.д.)

Итак,можно сделать следующие выводы:
1)      Понятие «варяги» произошло от имени бога Сварога,служителями культа которого они изначально были;
2)      Варяги – представители славянских племен.Это вытекает как из славянского по формированию понятия «варяги»,так и по их первоначальным функциям.

3.   Варяги и русь в балтийском регионе.



Первоначально варяги выполняли религиозные, жреческие функции. Обслуживание культа Сварога заставило варягов овладеть в совершенстве кораблестроением,мореплаванием (доставка или сопровождение на Рюген представителей племен и даров (дары – архаичная форма дани как платы за выполнение общественно значимых функций), передача решений Сварога и т.д.); военным делом – защита Рюгена,рюгенского храма от морских разбойников,обеспечение безопасности перевозки даров и прибрежной торговли.
Регулирование жизни на Рюгене и отношений с южнобалтийскими племенами предполагало также выполнение административных функций.Овладевают варяги и торговыми навыками: реализация части даров,покупка необходимых товаров и услуг.
С течением времени по южному побережью Балтики и в глуби территории прибалтийских славян возникает множество городов с развитым ремеслом и торговлей. Об их богатстве с плохо скрываемой завистью сообщают наши добрые германские соседи. До сих пор львиная доля северогерманских городов носит или чисто славянские названия, или отчасти переделанные на германский лад.
Развитие городов, ремесел и торговли на первый план выдвигает задачу обеспечения безопасности уже не прибрежной, а трансбалтийской торговли.Рюгенские варяги вследствии малочисленности и базирования на о. Рюген эту задачу решить не могли.И тем не менее решение было найдено,решение единственно верное в данной ситуации: если нет сил гоняться за драккарами морских разбойников по всему Балтийскому морю,то нужно лишить их самой возможности здесь появляться,необходимо перекрыть западный морской вход в балтийский регион.
Идеальное место – остров с современным названием Зеландия.Создание здесь форпоста варягов было острейшей необходимостью и делом времени. С этого момента море, которое мы сегодня называем Балтийским, становится морем Варяжским.
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #1 - 12.08.2013 :: 23:28:44
 
        Роскилле – остров Росов, или Русский остров.

Создавая военно-оборонительный форпост (форпосты) на Зеландии(Роскилле), варяги должны были,кроме прочих,решить следующие задачи: обеспечение себя продовольствием,ремонтной,строительной,ремесленной базой,молодым пополнением на случай неизбежных потерь.Для их решения организуется (поощряется) переселение части славянского или ославяненного населения южнобалтийского побережья.Почему именно славяне? По двум причинам:
  славяне – наиболее развитый  в производственном плане народ балтийского региона;
  только славяне могли стать надежной этнической базой для решения общеславянской задачи,вставшей перед варягами.
Кто мог переселяться на Зеландию? Молодежь,жаждавшая славы,  приключений, богатств; изгои,которым были тесны родовые и религиозные рамки; ремесленники,не нашедшие себе места в городах или бежавшие от войн и разрушений;торговцы,увидевшие возможность быстрого обогащения…
То, что переселенцы были в основном славяне, подтверждают как раскопки датских археологов( Клиндт-Йенсен Оле. Дания до викингов: Пер. с англ. Саниной А.П.- СПб: Евразия, 2003), так и сохранившиеся до сих пор изначально славянские названия населенных пунктов: Бросков, Видегорден,Роскилле, Страннегорд, Холмегорд и др.
Переселенцы с разных славянских племен стали называть себя(их стали называть) росами-русью: живущие среди воды,жители островов; а остров,который они первоначально освоили – Роскилле,или Русский остров.

          

Вскоре русь – торговоремесленное население Русского острова,становится здесь  ведущей экономической и,как следствие,политической силой,которая содержит на свои средства (дань) варяжскую дружину.В свою очередь варяги Русского острова превращаются в русских князей – боевую силу русов,главной функцией которой становится военная реализация экономических интересов руси.
Формируется передовой для того времени свод законов –« Русская правда»,основные принципы которой можно выделить на основе договоров Киевской Руси с Византией в 10в. и Краткой Русской Правды( Правда роськая) : равенство людей независимо от этнической принадлежности, защита прав торговой и имущей части населения,наличие определенных преимуществ для варягов и колбягов(иностранные гости; возможно, изначально торговые представители южнобалтийских славян), ограничение кровной мести,экономические санкции как основной инструмент регулирования общественных отношений.
Происходит смена религиозного мировоззрения: старые боги вытесняются в сознании людей богами,помогающими русским варягам и руси в их основной деятельности – Перуном у варягов и Велесом у руси, а Сварог трансформируется в Стрый Бога,или Стрибога( «стрый» - коренной,главный,изначальный), который теряет свое практическое значение.
Итак,формируется два предгосударственных образования  прибалтийских славян с варягами во главе: южнобалтийские славяне,возглавляемые рюгенскими варягами и славяне-русь,возглавляемые русскими варягами(русскими князьями) на острове Роскилле, Русском острове.
Объективно у этих предгосударственных образований схожие внешнеполитические интересы и (чем далее,тем более) противоположные интересы экономические(торгово-экономическое господство в балтийской акватории),что найдет свое отражение в последующей истории.
С превращением Балтийского моря в море Варяжское прибалтийские славяне как ведущая экономическая и военно-политическая сила быстро осваивают данный регион,выступая субъектами балтийской торговли.Освоение идет с запада на восток условно двумя потоками: южнобалтийским, с выходом в юго-восточную и восточную Прибалтику,с освоением акватории Западной Двины и Немана и последующим выходом на Днепр ( южнобалтийские славяне с рюгенскими варягами во главе); и северобалтийским, по островам Борнхольм,Эланд,Готланд,Бирка и др.,по южному и восточному побережью будущей Швеции,побережью будущей Финляндии и с дальнейшем выходом на Волгу (русь с о.Роскилле во главе с русскими варягами). На островах создаются перевалочные и торговые центры с временными и постоянными поселениями. О богатстве этих поселений можно судить раскопкам на Бирке, Готланде ( Викинги: набеги с севера/ Пер.с англ. Л.Флорентьева.-М.: Терра,1996).
Важно еще раз подчеркнуть,что инициатором, субъектом балтийской и трансбалтийской торговли объективно могли выступать только прибалтийские славяне и их представители как наиболее развитые в экономическом плане народы Балтики, с их богатейшими городами,развитым ремеслом и выгодным географическим положением. Другие народы балтийского региона,в частности, будущие шведы могли выступать и выступали только в качестве объекта торговли вследствии сравнительно низкого уровня социально-экономического развития.
Также необходимо отметить,что наиболее богатые и схожие захоронения на о.Бирка, в Старой Ладоге, Гнездове могут принадлежать только славянам,славяноязычной руси как ведущей торгово-экономической и военной силе в балтийском регионе в данный период. Это утверждение можно проверить господствуюшим типом бытовой керамики,которая является определяющим этническим признаком в археологии.
Господство славяноязычной руси в балтийском регионе( по крайней мере в северной его части) соответствует вендельскому археологическому периоду в изучении Швеции( 550-800гг. н.э), периоду культурного расцвета и подъема. В дальнейшем, с уходом руси начинается резкий спад экономической и культурной жизни,хиреет Бирка и т.д.( использ.работа – Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: Ленинград. Издательство Ленинградского университета,1985).

Кстати,исходя из вышесказанного,финнское «руотси»,если считать это слово этнонимом, означает славяноязычную русь,которая освоила восточное побережье будущей Швеции и близлежащие острова(Бирка) и приплывала торговать с будущими финнами.
      

4.    Изгнание варягов.

В конце 8 века происходит массовое переселение южно-балтийских славян в Приильменье. Это подтверждается археологическими данными: появлением в Приильменье сосудов,аналогичных южно-балтийским,узколицего населения,схожего с южно-балтийским и т.д.( Откуда есть пошла русская земля, в 2-х частях,книга 2, Предисловие. Кузьмин А.Г.  М., Молодая гвардия,1986, с. 27).
Смешение  представителей различных славянских  племен в процессе переселения, при изначально высоком уровне экономического развития,определило господство в Приильменье территориальной общины с основой в виде малой семьи. Также результатом смешения переселенцев стало их общее название на новом месте – славяне или словене.
Главной причиной переселения,скорее всего, послужило резкое усиление давления на славянские племена франков и саксов. Другой причиной мог стать быстрый естественный рост населения южно-балтийского побережья.
Организаторами переселения могли быть  рюгенские варяги. На это указывает как масштабность решаемой задачи(массовость переселения),так и место,откуда шло переселение – южно-балтийское побережье.Также явно морской способ переселения( расселение словен « клином» на юг от Ладожского озера). Кроме того,особое положение варягов у словен и окружающего населения до второй половины 9 века: « Варяги из заморья взымали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всех кривичей…»( Повести временных лет), «… и давали дань варягам от мужа по зимней белке(белей веверице)…»(Начальная часть извода Новгородской I летописи).
Но вскоре варяги были изгнаны.
Почему же приильменские словене и окружающие их племена изгнали варягов?
Дань,взымаемая варягами,была традиционной( «дары» южно-балтийских славян рюгенскому центру) и легкой. Насилие со стороны варягов? Но всякая власть так или иначе осуществляется через насилие, кроме того, о каком-то особом насилии ничего не говорится.
Люди согласны терпеть власть, если она более-менее эффективно реализует их общие интересы. Каковы же были общие интересы народов Приильменья? Основных было два:
1)      Урегулирование межродовых и межплеменных отношений на севере будущей Руси. « И не было среди них правды, и встал род на род, и были между ними усобицы, и начали воевать сами с собой…» (Повести временных лет). По летописи,усобицы начались после изгнания варягов, но чтобы « …встал род на род…», обиды,непонимания должны были копиться годами.
2)      Расчистка торговых путей на восток и юг. Приильменье,чрезвычайно богатое пушниной и заселенное словенами,экономически активными выходцами с южно-балтийского побережья,умеющими и готовыми заниматься товарным производством,буквально задыхалось от отсутствия свободной торговли.Восточный путь оседлала островная русь,болгары и хазары. Южный торговый путь перекрывали города славян и славянские племена вплоть до устья Днепра, которые или взымали пошлину за пошлиной за провоз товара, или перекупали товары задешево с целью их дальнейшей перепродажи.

Этих задач рюгенские варяги решить не смогли. Почему? –
Во-первых,религиозно-этническая организация власти,общая для южно-балтийских славян, в условиях разноэтнического севера будущей Руси оказалась неэффективной. Повеления славянских богов, Сварога, озвученные рюгенскими варягами, не находили отклика в сердцах фино-угорского населения, что вело к распрям,обидам,насилию.
Во-вторых, рюгенские варяги, занятые тяжелейшей борьбой с агрессией германских народов в юго-западной Балтике, не могли предоставить хоть сколько-то значительные силы для решения так важной для Приильменья, но частной с позиции Рюгена задачи. Кроме того, реализация экономических интересов приильменских словен на южном пути ущемило бы торговые интересы южнобалтийских славян, которые двигались в том же направлении ( Западная Двина, Неман, Полоцк).
Кроме вышесказанного, власть, основанная на религиозных установках и запретах,строго регламентирующих жизнь и деятельность людей,-  чем дальше, тем больше не устраивала наиболее активную торгово-ремесленную часть населения Приильменья.
В итоге изгнание рюгенских варягов становится неизбежным.
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #2 - 12.08.2013 :: 23:30:09
 
     5.    Призвание варягов.

Изгнание рюгенских варягов не решило проблем, стоявших перед населением Приильменья.
Практически сразу было отправлено посольство к варягам-руси, русским варягам с Русского острова. «…И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги-русь. Как другие зовутся шведы,иные же норманны,англы, другии готы, эти же так…»( Повести временных лет). Кстати, именно эта фраза из летописи является одним из главных аргументов норманистов в пользу того, что варяги – жители Скандинавии. Вот что пишет Л.С.Клейн в своей недавно вышедшей книге: « …и тут в летописи поясняется: эти варяги назывались русью, как другие варяжские племена называются свеями(шведами),англами,готами и т.д.» ( Клейн Л.С. Спор о варягах. Евразия СПб,2009, с 18).
Оставим « варяжские племена» на совести Л.С.Клейна. На самом деле данный отрывок не так однозначен,как его пытаются представить некоторые историки. Этот отрывок можно трактовать в двух, прямо противоположных смыслах:
1)      « …так звались те варяги – русь, как другие ( варяги) зовутся шведы, норманны,англы,готы…»
2)      « …так звались те варяги – русь, как другие( народы) зовутся шведы, норманны, англы, готы…».
В первой трактовке варяги – общее название скандинавских и ютландских народов, к которым относится и русь ( то, что заявляют норманисты). Во второй трактовке варяги – это другое название  одного народа – руси, который не относится к германоязычным народам . Правильность второй трактовки подтверждает далее летописец Нестор, отмечая, что варяги, русь – славяне.
Этому же в целом посвящена и моя работа.
Но вернемся к призванию варягов. Цели призвания нетрудно выделить по тексту летописи: «…И сказали они себе: « Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву…».
Итак, первая цель – « суд по праву». Как это понимать? Возможно,как наследственное право приглашенного князя вершить суд среди приглашающих его племен? Это объяснение неверно, так как сам факт выбора, или поиска князя отрицает его возможное наследственное право; кроме того,не могло быть никакого наследственного права князя над группой этнически различных племен.
Другое объяснение : « суд по праву» - это суд, регламентация жизни на основе определенных законов, которые признаются как справедливые приглашающими племенами.
Таким сводом законов,передовым для своего времени, была Русская Правда. Защита имущественных и личных прав человека независимо от его этнической и религиозной принадлежности вполне устраивала как неславянское население Приильменья, так и экономически активную часть словен, - ремесленников и торговцев.
Поэтому приглашение именно русских варягов могло решить задачу наведения справедливого порядка на севере будущей Руси.
Другая цель приглашения видна из летописного обращения народов Приильменья к варягам: «…Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами…».
Очень интересное и емкое обращение, попытаюсь его разобрать.
Слово « наряд» обычно трактуется как «порядок, законность». Но в таком случае первая часть обращения становится логически противоречивой: величина и обилие( богатство) земли непостижимым образом увязывается с наличием или отсутствием регулирования ( регулятора) общественных отношений.
Это противоречие снимается, если мы попытаемся выяснить  смысл слова « ряд». Изначальный смысл корня «ряд» и близких корней « род», «рад» - защита. Например, город, град, ряд кольев,столбов,отряд и т.д. И сегодня известны разные объяснения слова «наряд» с военным,защитным смыслом: наименование артиллерии в русском государстве в XIV-XVIIIвв.; подразделение или группа военнослужащих в военной части, назначаемые для несения внутренней службы; военное снаряжение – совокупность экипировки военнослужащего, предназначенная для ношения на себе оружия, боеприпасов и различного имущества ( Военный энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом « Оникс XXI век»,2002). Да и наряд как одежда есть, по сути, защита тела.
То есть под словом «наряд» нужно понимать военный отряд,выполняющий особые функции.
При данном понимании первая половина обращения к варягам становится логичной: « земля наша велика и обильна, но военной силы, способной защитить данную территорию и данное богатство,реализовать наши территориальные и экономические интересы – нет».
Вторая часть обращения ( « Приходите княжить и владеть нами») интересна своим разделением, разведением понятий «княжить» и «владеть». Понятие « княжить» означало в то время выполнение военных функций, военное руководство; понятие «владеть» означало выполнение судебно-административных функций: властвовать – осуществлять административные функции, править – быть посредником в спорах,осуществлять суд на основе законов.
Таким образом,во второй части обращения четко и ясно сформулированы основные задачи, поставленные перед русскими варягами: военная и судебно-административная.

Почему выбор пал на русских варягов?
1)      Наличие у них передового для балтийского региона свода законов – Русской Правды, которая вполне устраивала призывающую сторону как инструмент регулирования общественных отношений;
2)      Огромный боевой,торговый и административный опыт русских варягов, способность и готовность военным путем обеспечивать интересы своих людей;
3)      Культурное и этническое единство с приильменскими словенами, - наиболее активной и экономически развитой частью приглашающих племен;
4)      Демократический способ формирования власти ( «…и избрались…»), соответствующий уровню политического развития приильменских племен.

Реализацией вышеназванных основных задач и была деятельность первых русских князей.

.

Заключение.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1)      Слова с корнем «рос», «рус» в русском языке означают воду, или явления, связанные с водой.
2)      Народ « русь» означает группу людей, живущих у воды, или пришедших из-за воды, или живущих среди воды, т.е. на острове(островах).
3)      Остров, на котором жила летописная русь – это остров Роскилле, или Русский остров, сегодня остров Зеландия. Русь – это выходцы с различных славянских племен юго-западной Балтики,заселившие данный остров.
4)      Одновременно этот остров был освоен варягами, служителями культа главного славянского бога Сварога, по имени которого и получили свое название; освоен с целью наиболее эффективного решения общей оборонительной задачи, стоявшей перед южно-балтийскими славянами.
5)      В балтийском регионе складывается по меньшей мере два предгосударственных образования с варягами во главе:
религиозно-политическое объединение южно-балтийских славян во главе с варягами с острова Рюген;
и объединение славян-руси на Русском острове во главе с русскими варягами, или русскими князьями как военными предводителями руси.
6)      На Русском острове предгосударственное образование характеризовалось передовым для балтийского региона сводом законов – « Русская Правда», демократической формой правления, развитым торгово-ремесленным населением – русью, особой группой населения, выполняющей прежде всего военную, а также судебно-административную, религиозную функции, - русскими варягами, или русскими князьями, общим налогом (дань) на содержание данной группы.
7)      Варяги-русь экономически осваивают острова и север балтийского региона, Волжский торговый путь, создавая торгово-ремесленные поселения. Этим объясняется наличие многих « Русий» как на Балтике,так и в акватории Волги( Пургасова русь, Приазовская или таманская русь, - будущее Тмутараканское княжество).
8)      Примерно в конце VIII в. варягами с о. Рюген было организовано переселение представителей различных славянских племен в Приильменье, где переселенцы стали называться своим межплеменным именем – славяне,или словене. Рюгенские варяги не смогли решить задачи, вставшие перед приильменскими словенами и их соседями и были изгнаны.
9)      Вместо рюгенских варягов были призваны варяги русские, обладавшие возможностями и готовностью эти задачи решить, что и было блестяще сделано первыми князьями Древней Руси.

Данная работа (в сокращенном варианте) является попыткой представить непротиворечивую версию происхождения летописной руси и варягов, их этнической принадлежности и деятельности. Попутно были предприняты шаги по решению некоторых других спорных вопросов.
    Автор работы  Калин Р.Н.


Приложение.

Есть ряд интересных моментов, которые в силу разных причин я убрал из основного текста.
1.      Начало летописи Нестора: « Вот повести временных лет. Откуда есть пошла Русская земля, кто на Руси начал первый править, откуда Русская земля стала есть…».
Обычно объясняется, что здесь Нестор ставит вопросы, на которые и собирается ответить. При таком объяснении возникают два противоречия: во-первых, части фразы « кто на Руси начал первый править» и « откуда Русская земля стала есть» по сути означают одно и то же – начало возникновения русского государства и непонятно, зачем это двойное повторение; во-вторых, первое предложение противоречит второму. Если во втором предложении Нестор ставил вопросы,на которые собирался ответить, то он бы и написал что-то вроде: « вот вопросы, которые волнуют меня, окружение…». Но он пишет: « Вот повести временных лет».
Представляется верным, что не вопросы ставит Нестор, а называет предыдущие письменные источники, которые собирается использовать при написании своей работы. В этом случае оба противоречия снимаются. Разные источники, использованные Нестором, объясняют возможные нестыковки в тексте летописи.
2.      Вот отрывок из летописи: «…Олег…установил давать дань варягам от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, которую и давали варягам до смерти Ярослава…», который вызывает много вопросов: каким варягам? Почему от Новгорода? и т.д.
Представляется правильным следующее объяснение.
Когда на Русский остров, к русским варягам прибыло посольство от приильменских славян с приглашением, то основная часть руси ( «…вся русь…») тоже решила уйти в Приильменье, что было выгодно призванным варягам, которые на новом месте сразу же получали серьезную социально-экономическую базу для решения стоявших перед ними задач.Но это не устраивало оставшихся варягов, которые данной базы лишались. В итоге был найдено компромиссное решение: ушедшая русь продолжает содержать оставшихся русских варягов ( дань по 300 гривен ( более 60 кг серебра ежегодно)), а оставшиеся варяги как продолжают сдерживать агрессию викингов ( «…ради сохранения мира…»), так и обязуются оказывать прямую военную помощь руси или ее представителям.
Рюрик пришедшую с ним русь посадил в Новгороде, поэтому вполне логично « …Олег… установил давать дань варягам от Новгорода…». а прямая военная помощь была оказана Владимиру и Ярославу как представителям Новгорода.
3.      Когда Владимир выбирает веру, то со всеми представителями вероисповеданий ведет себя спокойно: с кем-то шутит, кому-то задает вопросы… Единственные, с кем ведет себя Владимир очень жестко, не желая с ними даже разговаривать, были представители Римской церкви: « Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
В чем смысл данной фразы и такого поведения?
Как фраза « ибо и отцы наши не приняли этого», так и тон, с которым она была сказана, - является отражением в сознании Владимира (русского князя, потомка русских варягов) той тяжелейшей борьбы, которую вели прибалтийские славяне с германской агрессией.
4.       Князь Владимир проводит решительные религиозные преобразования, не встречая серьезного сопротивления восточнославянских племен.
Как это объяснить?
Если мое объяснение варягов верно, то варяжские князья одновременно являлись высшими славянскими жрецами, действия которых освящены богами. Это объясняет как отсутствие рядом с русскими князьями высших жрецов, так и сравнительно спокойную реакцию славян на действия Владимира.



Объяснение пунктов 2, 3, 4 , в частности, доказывает, что предложенное выше решение проблемы руси и варягов « работает», проясняя спорные места нашей истории.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #3 - 18.08.2013 :: 01:53:51
 
РОстислав писал(а) 12.08.2013 :: 23:28:44:
Кстати,исходя из вышесказанного,финнское «руотси»,если считать это слово этнонимом, означает славяноязычную русь,которая освоила восточное побережье будущей Швеции и близлежащие острова(Бирка) и приплывала торговать с будущими финнами.


Из Жития Святого Ансгария:
Цитата:
...Случилось, что в это время к вышеупомянутому императору Людовику прибыли посланники свеонов. Между другими поручениями, которые входили в их посольство, они также довели до сведения милостивого цезаря, что среди их народа есть много желающих принять христианскую веру, а сердце их короля уже склоняется к тому, чтобы допустить в страну священников Господа. Послы пытались снискать благорасположение Людовика, дабы он определил для их племени достойных проповедников.

Благочестивый император весьма возрадовался, услышав о подобной просьбе, и стал искать человека, которого можно было бы отправить в тамошние края и который взялся бы выяснить, готовы ли [свеоны] к принятию веры, как утверждали посланники, и положить начало почитанию Христа [в Свеонии]. Светлейший император посовещался с вышеупомянутым аббатом, не сможет ли тот случайно найти среди своих монахов кого-нибудь, кто возжелал бы во имя Христа отправиться в оные земли, или, по крайней мере, [послать туда] того, который ныне живет у Харальда. Так сия миссия выпала на долю жившего у Харальда раба Божьего Ансгария...

11. Итак, преодолев сначала длинный путь пешком, а затем на судах переплыв отделяющее Свеонию море, они с огромными трудностями прибыли наконец в портовый город тамошнего королевства под названием Бирка, где были радушно приняты королем свеонов Бьёрном и сообщили его посланным, ради чего явились...
Многие в Бирке приняли крещение, а среди них весьма любимый Бьёрном префект этого города и вместе с тем королевский канцелярий Херигарий, который был очень тверд в истинной вере...
...они явились к всемилостивому королю Людовику и рассказали ему о своем намерении, прося его позволения на то, чтобы так поступить. Людовик спросил, единодушны ли они в этом желании, на что получил такой ответ достопочтенного епископа Гаутберта: "В служении Богу мы всегда были и есть единодушны, и жаждем поступить так по взаимному согласию". Итак, светлейший король, всегда ревностный в том, что касается Господа, в соответствии с их совместным решением во имя Христа возложил эту миссию на нашего благочестивого пастыря, а со своей стороны, так же, как делал его отец, дал Ансгарию грамоту к королю свеонов...
...отправившись в намеченный путь, после приблизительно двадцати дней плавания Ансгарий прибыл в Бирку, где Обнаружил короля и множество народу...


Там же о несостоявшемся разграблении Бирки датским королём:
Цитата:
Между тем упоминавшийся король стал предлагать данам бросанием жребия разузнать, будет ли это место по воле богов ими разграблено. Он говорил: "У них много сильных и могущественных богов, там уже даже построена церковь, и многие там почитают Христа, сильнейшего из богов, и, возможно, Он каким-либо образом желает помочь верующим в него. Поэтому необходимо выяснить, будет ли нам на это божественное позволение". Даны, ибо таков у них обычай, никак не могли от этого отказаться. Итак, вопросили посредством жребиев и обнаружили, что с их удачей они не смогут ничего добиться и Бог не разрешает им предать это место разграблению. Затем они вопросили, в какие края им должно отправиться, дабы приобрести себе богатство и не возвратиться домой пустыми и обманутыми тщетной надеждой. И выпал жребий, что им следует идти к какому-то городу, находящемуся далеко оттуда, в пределах славов.


1. Ансгарий был отправлен в Бирку к свеонам, а не к славам.
2. Ансгарий прибыл через море в Свеонию.
3. Тамошнего короля звали Бьёрн, а городского префекта - Херигарий.
4. Бьёрн был королём свеонов.
5. "Пределы славов" находились далеко от Бирки.

6. Ваши разговоры о славяноязычной руси, освоившей шведское побережье, в т. ч. Бирку, никуда не годятся.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #4 - 18.08.2013 :: 05:32:04
 
О путешествии святого Ансгария прочитайте статью" О вендельском периоде...", там я довольно подробно разбираю это сообщение.

Всего хорошего, Р. Калин.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #5 - 18.08.2013 :: 08:09:39
 
@
РОстислав

Прочитал. Мысль понятна. Раз уж русов нельзя отделить от скандинавов, самих скандинавов (свеонов) вы пытаетесь записать в славяне.

Цитата:
Начинается книга, содержащая житие, или деяния и кончину, Ансгария, первого архиепископа нордальбингов и легата святой папской кафедры к свеонам и данам, а также славам и остальным народам северных стран...
Примерно в то же время случилось так, что какой-то король свеонов по имени Анунд, будучи изгнан из своего королевства, жил изгнанником у данов...
Ансгарий имел при себе посланца, равно как и повеление уже упоминавшегося короля Эрика. Последний, со своей стороны, велел сообщить королю свеонов по имени Олаф следующее...


По-вашему, Бьёрн, Херигар, Анунд и Олаф - славянские имена?
Или мне следует опасаться грустного рассказа о том, как коварные инородцы подчинили простодушных славян своей власти?
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
En-sze
+++
Вне Форума



Сообщений: 640
Татарстан
Пол: male

КАИ
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #6 - 18.08.2013 :: 11:34:40
 
" Слово «коромысло» состоит из корней «коро» - коло,около и «мысло» - ложе (отброшен слог «же») мысли,или голова."
=====================
Попробуйте прочитать следующую интерпретацию из Татарского языка:
КОР - сооружай, строй(глагол в повелительном наклонении)
КОР - усиленный, укрепленный.(прилагательное)
Например, слово "ЗАКАЛЕННАЯ СТАЛЬ" = КОРЫЧ...
КОР="Закаленная", "Усиленная".
ЫЧ=ИЧ="Внутренность", "Нутро", "Живот".
КОРО - сухой, сухая, высушенная(определение)
Понятно, что ВЫСУШЕННОЕ дерево приобретает усиленную структуру, и большую сопротивляемость изгибу.
Далее, короМЫС-ЛА ...-
Слово МЫШ, МЫЖ - невероятное, неисчислимое количество. Понятно, что коромысло невероятно усиливается за счет сушки и за счет ОПРЕДЕЛЕННОГО СЕЧЕНИЯ вдоль всего стержня.
Далее, окончание ЛА = ..это синоним слова "С", союза "С".
Переведу полностью с Татарского:
КОРоМЫСла = "С невероятным усилением".

Извините, что древнерусское слово опять оказалось Татарским. Подмигивание
Наверх
 

"В поисках Истины мы ограничены инструментами познания, и поэтому наше представление об Истине включает в себя и некую ошибку."


    "Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо её не признаёт."
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #7 - 18.08.2013 :: 11:58:23
 
По именам маркировать этнос нельзя, это дополнительная и спорная информация.
Аргументация :
1. Имена могут зависеть от господствующего вероисповедания, например, у нас уже много столетий преобладание еврейских, греческих имен ( та же ситуация - с исламом ).
2. Имена могут даваться из прославленных имен предыдущего этноса.
3. Имена могут даваться в соответствии с именами покоренного народа, чтобы "зваться своим" в данном этносе.
4. Имена могут даваться по кличкам, например,Синий Ус, Рюрик ( сокол ), Трувор ( возможно, Тур-вор - убийца туров ), Бьерн - медведь...
Кличка сразу характеризовала человека, а также скрывала действительное имя, знание которого врагом "ослабляло" его носителя ( это было принято как в отношении личных имен, так и в отношении имен богов ( Сварог - Световид ).
5. Если я прав и варяги изначально являлись служителями культа главного бога южнобалтийских славян - Сварога, то, как и многим жрецам, им запрещалось создание семей. Естественно, что контакты были, а названия детям давали местные матери. В дальнейшем некоторые дети возвращались к отцам с "чужими" именами. ( возможно, пример - описание подобного случая в саге о Йомских рыцарях ).

Как видите, по именам определять этнос очень проблематично.

С уважением, Р.Калин.
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #8 - 18.08.2013 :: 12:14:42
 
En-sze-у.

Возможно, вы были бы правы, если "коромысло" было татарским, а не славянским словом. Корень "коро" в виде "хоро" составляет слово "хоровод" - ритуальный танец в виде хождения "вокруг", "около, коло", "по кругу".
Я так понял, что объяснение понятий " берлога, Ладога" у вас сомнений не вызывает.Или я не прав?

С уважением, Р.Калин.
Наверх
 
En-sze
+++
Вне Форума



Сообщений: 640
Татарстан
Пол: male

КАИ
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #9 - 18.08.2013 :: 12:34:57
 
РОстислав писал(а) 18.08.2013 :: 12:14:42:
En-sze-у.

Возможно, вы были бы правы, если "коромысло" было татарским, а не славянским словом. Корень "коро" в виде "хоро" составляет слово "хоровод" - ритуальный танец в виде хождения "вокруг", "около, коло", "по кругу".
Я так понял, что объяснение понятий " берлога, Ладога" у вас сомнений не вызывает.Или я не прав?

С уважением, Р.Калин.

Вы совершенно правы в определении слова БЕР-ЛОГА, (ИМХО) я всегда проверяю по общеевропейскому глоссарию, который вообще-то невелик, но устойчивый в отношении терминов охоты, собирательства и рыболовства.
С уважением, Нияз.
Наверх
 

"В поисках Истины мы ограничены инструментами познания, и поэтому наше представление об Истине включает в себя и некую ошибку."


    "Истина ничуть не страдает от того, что кто-либо её не признаёт."
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #10 - 18.08.2013 :: 14:08:06
 
Еще раз привет, земляк!

Со слова "берлога" я и начинал свою работу:
двухкоренное слово с описательным характером;
"лога" - явное сокращение от "логова".

Затем слово "рус-ло" (тес-ло,мысл-ло...), где "ло" - сокращенное от "ложе, лог" - углубление, вместилище.

Ладога. Здесь пришлось идти от корня "лад" - добро,богатство, золотце (ладо) и знания функции этого города как перевалочного пункта на торговой дороге : до(ро)га, по которой шло "добро"; возможно, "лад(ейная) до(ро)га".
Опять двусоставное описательное слово с сокращением одного из слогов. Есть ли какая закономерность в сокращении последнего или среднего слога или это - произвольный процесс ,- я не знаю.
Здесь (и не только здесь ) необходима консультация филологов.

С уважением, Ростислав.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #11 - 20.08.2013 :: 21:31:10
 
РОстислав писал(а) 18.08.2013 :: 11:58:23:
1. Имена могут зависеть от господствующего вероисповедания, например, у нас уже много столетий преобладание еврейских, греческих имен ( та же ситуация - с исламом ).


С чего бы славянам принимать веру скандинавов? Какой смысл менять одно язычество на другое?

РОстислав писал(а) 18.08.2013 :: 11:58:23:
2. Имена могут даваться из прославленных имен предыдущего этноса.


Например?
Славяне, по-вашему, выгнали скандинавов из Бирки? И кем были их предшественники? Теми же свеонами?

РОстислав писал(а) 18.08.2013 :: 11:58:23:
3. Имена могут даваться в соответствии с именами покоренного народа, чтобы "зваться своим" в данном этносе.


Например?
Русы перешли со временем на славянские имена. Но только когда сами ославянились.

РОстислав писал(а) 18.08.2013 :: 11:58:23:
4. Имена могут даваться по кличкам, например,Синий Ус, Рюрик ( сокол ), Трувор ( возможно, Тур-вор - убийца туров ), Бьерн - медведь...


Так и прозвали бы славяне своего короля медведем! Для чего было называть его Бьёрном?

РОстислав писал(а) 18.08.2013 :: 11:58:23:
. Если я прав и варяги изначально являлись служителями культа главного бога южнобалтийских славян - Сварога, то, как и многим жрецам, им запрещалось создание семей. Естественно, что контакты были, а названия детям давали местные матери. В дальнейшем некоторые дети возвращались к отцам с "чужими" именами. ( возможно, пример - описание подобного случая в саге о Йомских рыцарях ).


Где это так подробно описаны быт и нравы жрецов сварога? Где вообще написано, что у Сварога были жрецы? И если им нельзя было иметь семьи, почему они заводили с кем-то амуры и признавали затем внебрачных детей?
Вы говорите глупости. И при чём здесь Йомские рыцари? Там и отец, и сын были скандинавами и носили скандинавские имена.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
оптимист
+
Вне Форума



Сообщений: 850

кгт
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #12 - 21.09.2013 :: 20:25:13
 
Русско-Эрзянский словарь/Рузонь-Эрзянь валкс
То есть русский переводится с современного эрзянского языка рузонь ,сравнивая его со словом рязань приходим к знаку равенства так как рязань до 1917 года писалась через ять,ять на древнеславянском языке читалась через ю,история рязанского княжества до 10  века неясна,хотя район рязани относится археологами к финноуграм
не варяги а варязи/через ять писалась в летописи,следовательно во руси;= вар юзи,и видимо неудобно было варягов называть варюги ,потому и подправили летопись при Петре 1
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #13 - 22.09.2013 :: 09:41:01
 
оптимист писал(а) 21.09.2013 :: 20:25:13:
не варяги а варязи/через ять писалась в летописи,следовательно во руси;= вар юзи


Варягов писали не через ять, а через малый юс. Произношение - варензи. Откель(тов) взялись варюзи?

оптимист писал(а) 21.09.2013 :: 20:25:13:
ять на древнеславянском языке читалась через ю


Вообще-то всегда был дифтонг -ие-.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
оптимист
+
Вне Форума



Сообщений: 850

кгт
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #14 - 24.09.2013 :: 17:34:09
 
muarrih писал(а) 22.09.2013 :: 09:41:01:
Вообще-то всегда был дифтонг -ие-.

вы всегда опаздываете на 1000 лет и учите историю и языки у комментаторов
к примеру
он в 15 дней прошел по реке царство мордванов (Царство мордванов — к западу от Великой Булгарии, с севера было ограничено Волгой, с запада Окой и княжеством Рязанским.); это — язычники и настолько жестокие люди, что у них тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из них. Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться.

Узнав от своих пророков, что им предстоит стать христианами, они послали к князю великой Ландемерии чтобы он послал к ним священников окрестить их. Тот ответил: «Не мне надлежит это делать, а папе римскому. Ведь близко время, когда все мы должны принять веру римской церкви и подчиниться ее власти».
выделите из этой информации комментарий
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #15 - 24.09.2013 :: 20:57:18
 
@
оптимист

А при чём тут ять?
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Юровский
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 850
Пол: male
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #16 - 25.09.2013 :: 00:02:50
 
muarrih писал(а) 20.08.2013 :: 21:31:10:
Так и прозвали бы славяне своего короля медведем! Для чего было называть его Бьёрном?


Берн – это старославянское название, от слова «берущий». А медведь – это синоним, от словосочетания « медом ведающий».
Отсюда, "берлога" - логово беря.
Наверх
 
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #17 - 25.09.2013 :: 07:33:26
 
Юровский писал(а) 25.09.2013 :: 00:02:50:
Берн – это старославянское название, от слова «берущий».


Нет.
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #18 - 27.09.2013 :: 23:04:14
 
Оптимисту.

Есть переводы летописей специалистами, где упоминаются именно варЯги , а не варЮги.
Наверх
 
РОстислав
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 594

КуГу
Re: Заметки о руси и варягах
Ответ #19 - 27.09.2013 :: 23:13:37
 
muarrih-у.

Я всего лишь пытался показать, что выводить из имени этническую природу носителя проблематично.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать