Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 
Печать
Концепция раннего государства (Прочитано 55821 раз)
Dark_Ambient
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума



Сообщений: 3988
Россия
Пол: male
Концепция раннего государства
18.05.2013 :: 15:14:17
 
Крадин Н.Н. Власть в традиционном обществе

Понятие "традиционная власть" требует уточнения. В веберовской трактовке "власть" (Macht) следует отличать от "господства" (Herrschaft). В первом случае подчинение основывается на простом насилии, не обязательно легитимном. Во втором — объект власти признает свой статус законным и подчиняется господину в силу существующих норм. В русском языке "власть" (однокоренные слова — владеть, властелин, воля, великий) ближе к немецкому Herrschaft, чем к Macht (власть, сила, мощь; глагол machen — делать; ср. также с англ. domination — господство и power — власть, сила, энергия). В связи с этим можно считать понятия "власть" и "господство" синонимами и, следовательно, использовать такие устойчивые словосочетания, как "традиционная власть", "харизматическая власть" и "рациональная власть". Однако, говоря о веберовских взглядах на структуру власти в традиционных обществах, корректнее говорить о традиционном типе господства. Наиболее подробно традиционное господство рассматривается в книге "Хозяйство и общество" [1, S. 130-140]. Самой важной чертой традиционного господства является вера в священный характер традиций и правил, "нарушение которых влечет за собой дурные магические или религиозные последствия" [2, с. 69–68]. Для традиционного сознания характерна конкретность и образность мышления, вера в сверхъестественные силы, которые находятся вне реального мира и при определенных обстоятельствах могут вмешиваться в отношения между людьми или карать их. Чтобы обеспечить себе психологически комфортное существование, традиционный человек создает мифологическо-ритуальную идеологию, призванную магическими средствами обеспечивать природную и социальную гармонию. Поддержание порядка возложено на тех, кто способен выполнять эти функции благодаря своим сверхъестественным способностям. Они могут вступать в контакты с богами и силами природы и обеспечивать своему народу защиту и стабильное существование.
Традиционное господство имеет личностный характер. Отношения между правителем и его помощниками строятся не на служебном долге и деловой компетенции, а на преданности господину, который рассматривает управление как функцию своей личности и использует власть в соответствии с собственными стремлениями и интересами. Сколько-нибудь существенное разделение компетенции и обязанностей между чиновниками отсутствует. "Вместо твердой деловой компетенции имеет место конкуренция поручений и полномочий, первоначально даваемых господином по свободному усмотрению, затем становящихся долгосрочными и, наконец, часто стереотипизированными …благодаря этому зачастую конструируются деловые компетенции и тем самым ведомства. Обладающие долгосрочной компетенцией порученцы — это, прежде всего, придворные чиновники господина; не связанная с двором ("экстрапатримониальная") компетенция предоставляется им часто по довольно поверхностному подобию [предлагаемой] области деятельности их придворной службе или же, прежде всего, по совершенно произвольному выбору господина". Как правило, в "штабе" господина (так Вебер называет двор правителя) отсутствуют "a) твердая деловая "компетенция"; b) жесткая рациональная иерархия; c) систематическое назначение посредством свободного контракта и упорядоченного повышения; d) (обычно) специальная подготовка; e) (часто) конкретное и (еще чаще) выраженное в денежной форме жалованье" [1, S. 131-132].
Соратники правителя расценивают выполнение своих должностных обязанностей как личное служение господину. Их права и обязанности являются привилегиями, которые даны господином и могут быть отобраны в соответствии с его прихотями. В отношениях с подчиненными и простыми людьми соратники господина и чиновники действуют так же произвольно, как и сам правитель, если это не противоречит сакральным традициям и указаниям свыше.
"Штаб" помощников господина состоит из подданных, которых Вебер разделяет на две категории — "патримониально рекрутируемых" и "экстрапатримониально рекрутируемых". К первым он относит родственников господина, домашних слуг, рабов, колонов, клиентов и вольноотпущенников. Ко вторым — вассалов, связанных словом чести, прочих свободных лиц, связанных личными доверительными отношениями с правителем.
Вебер разделяет рациональную бюрократию и бюрократию вообще. Бюрократия появилась еще в патримониальных государствах; чиновниками становились "экстрапатримониально рекрутируемые" лица. В традиционных обществах эти чиновники являются, прежде всего, личными слугами господина.
Традиционное господство базируется не на формальном своде общих для всех законов и правил, а, во-первых, на традиционных правовых нормах и, во-вторых, на личных решениях самого господина или его приближенных, облеченных этими обязанностями, — последнее в соответствии с германской традицией Вебер называет "княжеским правом". Причем "лично присутствующий господин выше всякой законности" [1, S. 132], он не связан никакими формальными предписаниями.
Моральные и этические принципы традиционного общества основываются на вере в священные устои. Вследствие этого протест против злоупотреблений господина или его слуг направляется против конкретных индивидов (того же правителя или, как правило, его помощников), но не против существующей системы ценностей.
Вебер выделяет несколько типов общества, основанного на традиционном господстве. К их числу относится общество с геронтократической патриархальной властью отца семейства, старейшего члена общины или рода, где господство обусловлено традициями. В патримониальном обществе власть правителя над вассалами, клиентами и крепостными базируется на личных отношениях господства и подчинения. В сущности, это уже государство, где властные отношения основаны на патриархальной связи между "отцом" и "сыновьями". Сословное, или феодальное, общество представляет собой развитый вариант патримониального; здесь бывший "штаб" структурируется в замкнутую группу, наделенную определенными властными прерогативами и источниками существования. В сословном обществе система власти децентрализована. Вассалы, или "патримониальные чиновники", территориально отделены от своего господина, каждый из них управляет своим уделом и вследствие этого в какой-то степени независим. В развитом патримониальном обществе крупные чиновники ("патримониальные бюрократы") также территориально отделены от господина. Однако их право на пользование землей наследственно: в этом отличие такого общества от сословного феодализма. Классический патримониализм препятствует развитию рыночного капитализма, тогда как экономическая независимость феодалов создает базис для формирования в дальнейшем средних классов. Образцом этого, по мнению Вебера, является Англия, где преобладание сословного общества над патримониальным обусловило раннее развитие буржуазных отношений.
Большинство исследователей не склонны сводить власть вождей к какому-либо одному фактору и выделяют большое число каналов, по которым осуществляется развитие властных отношений. Так, согласно Томасу Манну, главными силами, ведущими к власти, являются экономика, политика, война и идеология [3]. Тимоти Эрл выделяет такие источники достижения власти, как экономический базис, военную мощь и идеологию [4]. Схожий набор черт отмечают и другие авторы.
По степени значимости можно выделить две группы факторов, обусловливающих власть в традиционном обществе. Из них основными являются управленческие и редистрибутивные обязанности вождей и контроль над продуктивными ресурсами. Среди неосновных — контроль над внутренним и внешним обменом или торговлей, ремесленным производством, а также идеология, военные функции вождей и проч. Рассмотрим перечисленные функции подробнее.
Организационно-управленческие функции. Это один из ведущих каналов установления власти правителей во всех обществах. Без иерархии в управлении любая сложная система не способна адекватно реагировать на внешние возмущения и внутренние стрессы и в конечном счете обречена на распад. Уже вождество представляет собой сложную иерархическую систему, объединяющую локальные общинные поселения. Такие предпосылки и составляющие процесса возникновения вождеств (chiefdoms; подробнее см.: [5, 6]), как рост прибавочного продукта вследствие перехода к "производящему" хозяйству, рост населения и т. д., приводили к усложнению управляющей подсистемы. Для того чтобы регулировать процессы в таком обществе, необходимо было заменить выработанные в более эгалитарных общественных структурах системы политического лидерства на более сложные.
Однако освобождение вождей от участия в непосредственном производстве прибавочного продукта произошло не сразу. Существует масса промежуточных форм и вариаций. В Океании, например, на Пуапуке и Футуне, вожди сами занимались добычей пищи, но на Самоа они были освобождены от этого, а на Таити, Тонга и Гавайях физическим трудом не занимались также члены семей вождей и их ближайшее окружение.
Перераспределенческие функции. Этот канал власти тесно связан с предыдущим, так как многие архаические общества имели централизованную экономику. В предгосударственных обществах редистрибуция (перераспределение прибавочного продукта) могла быть использована: 1) для раздач на традиционных праздниках; 2) для обеспечения различных общественных работ; 3) в качестве страхового фонда в периоды голода; 4) для персонального потребления вождя, его домочадцев, слуг и приближенных [4, 7].
С одной стороны, редистрибуция не способствовала автоматической концентрации богатств и излишков пищи у элиты. Обогащение вождей и их окружения происходило опосредованно. Раздавая общественный продукт от своего имени, вождь повышал тем самым свой престиж, а общинники вынуждены были делать ответные подарки, как правило, превосходившие по объему первоначальный дар. Таким образом, процесс шел по нарастающей. С другой стороны, за выполнение общественных функций вождь получал часть коллективного прибавочного продукта для личных нужд, обеспечения домочадцев и слуг и на "представительские расходы". Первоначально эта часть была невелика, но постепенно она возрастала. В ряде самых развитых предгосударственных иерархических структур правители использовали произведенный народом продукт исключительно на собственные нужды. Возможности манипуляции с общественным продуктом прямо или косвенно приводили к тому, что вожди могли приоткрывать или прикрывать общественную "кормушку" — поощрять одних и сдерживать других. Это усиливало зависимость ближайшего окружения от правителя.
Важно отметить, что редистрибуция характерна не только для традиционных обществ. В СССР, например, существовала система особых магазинов и спецраспределителей для "номенклатуры", где товары высшего качества продавались по заниженным ценам. Прочие граждане довольствовались обычными магазинами с их незатейливым ассортиментом (наиболее дефицитные товары распределялись еще на базах и складах магазинов или из-под прилавка по так называемому блату). Еще в годы гражданской войны по указу В.И. Ленина были созданы специальные магазины для ограниченного числа лиц [8, с. 315–316].
Контроль над ресурсами. Среди политантропологов наиболее последовательно роль этого фактора отстаивал М. Фрид. В его эволюционной схеме главным критерием завершающего этапа первобытности (стратифицированное общество) являлся неравный доступ к основным экономическим ресурсам [9]. В той или иной степени важность этих механизмов для усиления власти вождей подчеркивалась многими другими авторами. Данный тезис хорошо подтверждается и многочисленными этнографическими примерами. На Гавайях вожди контролировали или активно вмешивались в перераспределение земельных участков. За выполнение посреднических функций вождь пользовался долей прибавочного продукта, хранившегося на общественных складах. Власть ольмекских вождей во многом основывалась на контроле над высокопродуктивными террасными землями.

http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/43-2010-08-30-12-19-02/...
Наверх
 
Dark_Ambient
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума



Сообщений: 3988
Россия
Пол: male
Re: Концепция раннего государства
Ответ #1 - 18.05.2013 :: 15:14:53
 
Концепция вождества и государства

По мнению М. Фрида, переход к государственной форме социальной организации имел фундаментальное значение. Первым шагом на этом пути были стратифицированные общества, к числу которых относится вождество или чифдом. Данная концепция была заимствована советскими учеными (А. М. Хазанов, Л. С. Васильев, Н. Н. Крадин, Ю. Е. Березкин) из зарубежной антропологии в процессе поиска различных форм социального развития, характерного для поздней первобытности (догосударственный уровень). Чифдом рассматривается как промежуточная политическая организация, которая появляется, когда имеются устойчивые условия роста прибавочного продукта. Он основан на социальном ранжировании, но в его структуре и управлении преобладают кровнородственные отношения. Престиж и состояние индивидуума обусловлены тем, как близко он находится к вождю.

Подобный тип общества впервые был описан Дж. Cтюардом на этнографическом материале Карибского региона. Сам термин "чифдом" вошел в научный лексикон из работы К. Оберга "Типы социальных структур среди южно-американских и центрально-американских племен" (Oberg, 1955). Возведение этой концепции в ранг обобщающей теории было предпринято М. Саллинзом и Э. Сервисом, которые подчеркнули важную роль экономического фактора в оформлении социальной стратификации, являющейся одной из основных черт чифдома (вождества). Работы этих исследователей получили поддержку не только антропологов, но и археологов, особенно в Британии и США. В 70-е годы в терминах "вождества" стали анализироваться культуры позднего неолита, эпохи бронзы и начала железного века Западной Европы.

Вождество основано на принципе ранжирования – различия в социальном статусе людей. Отдельные линиджи занимают неодинаковые позиции на шкале престижа, старший линидж, и, следовательно, общество в целом, управляется лидером. Престиж и ранг определяется близостью к вождю, роль которого очень велика. При этом разделение на классы отсутствует. Вождество, обычно имеет центр власти, часто с храмом, резиденцией вождя и мастерами-ремесленниками, которые часто вынуждены платить вождю излишками продукции. Здесь также могут происходить всякого рода обряды, церемонии, значимые для всего населения. В отличие от города со сложившейся бюрократией, это не постоянный центр, но вокруг него всегда имеется какое-то число более мелких и в разной степени подчиненных ему поселений (иерархия местообитания).

Такие социальные образования сильно различаются размерами, варьируя в пределах от 5000 до 20000 человек населения.

Социальный статус в вождестве, основанном на родовом принципе, развивался в сторону большей устойчивости и продолжительности. По мере роста численности населения и степени сложности устройства, поведение индивидуума в большей степени обусловливалось социальной структурой, нежели родовыми устоями. Многие вождества близко напоминали государства. Но сохранение родовых традиций, как считают многие антропологи, не позволяет считать их таковыми. В западной литературе нет четкого определения государства, хотя переход от племенной организации к государственной рассматривается как одно из самых значительных событий человеческой истории.

Вождества могут быть различных видов – теократические, военные, ориентированные на групповые или индивидуальные интересы, стратифицированные или ранжированные, простые и сложные, и т.д. Простые имеют демографические размеры в несколько тысяч человек, один уровень политической иерархии над местной общиной и систему установленного ранжирования. Сложные вождества имеют размеры в десятки тысяч человек, два уровня политической иерархии над местной общиной и появление стратификации. Наиболее общими археологическими признаками вождества считаются: монументальная архитектура (признак отличия от автономного поселения, но не от государства), иерархия поселений, наличие церемониального центра, дифференцированные погребения. Сложное вождество иногда называется "условным государством".

Типологически чифдом-вождество может быть поставлено в определенное соответствие с военно-иерархическим обществом российской классификации. Для общей характеристики такого социального и экономического уровня Ю. Семенов использует понятие "политаризм" как особый способ производства. Но я должна отметить, что это понятие в основном существует на страницах этнологических и теоретических работ и мало используется в археологии. К сожалению, теоретические социологические исследования имеют немного точек соприкосновения с археологической практикой.

Первоначально, чифдом рассматривался как универсальная форма организации общества, непосредственно предшествующая государству, но позже эта универсальность была ограничена, поскольку однолинейная эволюция была признана неправильной из-за большого разнообразия переходных форм. И. Саган заметил, что " процесс идет от племени к вождеству, далее к простому и сложному королевству. После каждого шага может наблюдаться переходное состояние. Но при этом немало обществ не могут точно быть описаны как вождества или более простые королевства, а лишь как переходные между ними". В последнее время в европейской литературе появилось много критических замечаний в адрес эволюционного характера и универсальности вождества. Исследователи стали склоняться к его определению как типу политической организации.

В результате, в качестве компромисса, предлагается использовать такие аналитические категории как чифдом или государство больше как гибкие ряды организационных вариаций, чем строго определенные структурные типы. Подчеркивается, что социальные образования формируются динамично через процесс интеграции и конкуренции между их отдельными частями и институтами, под влиянием внешних природных и социо-политических сил.

Отношения власти в докапиталистических обществах, в частности в предклассовых и раннеклассовых, также изучались в терминах потестарной и политической этнографии, которая имела много общего с западной политической социологией. Согласно этой теории, племенные объединения предклассовой стадии, существующие в форме вождества или военной демократии, могут быть описаны как этно-потестарные союзы. В этом случае вождество может также соответствовать поздней стадии потестарной организации, которая предшествовала государственности.

Переход от племенного общества к раннему государству отмечен многими чертами, характеризующими различные социальные подсистемы, часть из которых находит отражение в материальной культуре. В частности, одна из таких черт проявляется в элитарной культуре, которая всегда свидетельствует об особом статусе людей, чьей цели она служит. Как правило, эта культура связана с престижной экономикой и с поддерживающей ее идеологией.

Данная концепция была предложена и обоснована английскими исследователями С. Франкенштейн и М. Роуланд. По их мнению, престижными ценностями, как правило, становились импортные предметы. Контроль над их поступлением и распределением, осуществляемый элитой, влек за собой усиление ее престижа и основанной на нем власти. Ради обладания престижными ценностями, главы родов стремились получить как можно больше прибавочного продукта, который мог использоваться в обмен на них. Системы такого обмена создавались сначала на местном, затем на региональном уровне. Они иногда выражались в установлении родственных отношений между более могущественными представителями элиты, что, в конечном счете, вело к тому, что власть становилась наследственной. Таким образом, значение престижных ценностей заключается в их содействии утверждению новой политической системы и новой идеологии.

Ранние государства, как правило, сохраняют многие черты вождества, но правитель в них имеет исключительное право устанавливать законы и заставлять их исполнять, используя администрацию и армию. Правящая элита приобретает черты профессиональности, из нее формируется правительство. Общество больше не зависит от родовых устоев. Оно стратифицировано по классовому принципу. Государство начинается с организации своей территории. Принадлежность к государству определяется местом рождения. Территориальная основа отражает и влияет на природу государственности. Чаще всего одним из признаков государства является город или поселения городского типа, в которых скапливается большое население.

http://www.eunnet.net/books/ironage/part1/lider.html
Наверх
 
Porturnax
+++
Вне Форума



Сообщений: 0
Re: Концепция раннего государства
Ответ #2 - 21.05.2013 :: 19:02:42
 
налоги как собирали? Натурой или монетой? Как производился учет сбора?
Наверх
 
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2310
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Концепция раннего государства
Ответ #3 - 26.05.2013 :: 00:14:16
 
Надо классика почитать - Ф. Энгельс "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Не знаю как сейчас воспринимают эту работу - отвергают или частично принимают.
Наверх
 
Dark_Ambient
Гуру
Представитель администрации форума
******
Вне Форума



Сообщений: 3988
Россия
Пол: male
Re: Концепция раннего государства
Ответ #4 - 26.05.2013 :: 06:16:52
 
@
Искатель

надо классиков политантропологии читать
Классена например, или Л.С. Васильева
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5627
Казахстан
Пол: female
Re: Концепция раннего государства
Ответ #5 - 26.05.2013 :: 06:30:12
 
Dark_Ambient писал(а) 26.05.2013 :: 06:16:52:
политантропологии

Быстро прочитала, показалось, что Вы посоветовали труды по поли-тантро-пологии. Удивилась Смайл
Наверх
 

"Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво — и в полном соответствии с его взглядами".
Гилберт Кийт Честертон
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Концепция раннего государства
Ответ #6 - 26.05.2013 :: 12:11:50
 
Искатель писал(а) 26.05.2013 :: 00:14:16:
Не знаю как сейчас воспринимают эту работу - отвергают или частично принимают.


Могу сказать, что надо воспринимать ее осторожно.

С "каменными топорами при Гастингсе" Фридрих Энгельс, как оказалось, натянул сову на глобус в попытке обосновать свои изыскания.
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
sayas
Частый гость
***
Вне Форума


всё пройдёт

Сообщений: 179

Читинский пед. институт
Re: Концепция раннего государства
Ответ #7 - 23.11.2015 :: 03:47:33
 
Всё гораздо проще (собственная гипотеза), и не надо стока многа буков.
Первые центры государств образовывались или на торговых волоках, или на пересечении двух торговых путей, где были востребованы разные специальности, и где начинали создаваться излишки товара и его денежного эквивалента. А самые устойчивые государства те, у которых столица (место сохранения излишков) находится в труднодоступном месте, или в это место можно бысторо уйти на время опасности (горы, болота, острова) "Не диво- нажить, диво- куда положить"
Так возникла Москва (la moskua - закон и обычай) средина между Казанью и Псковом (хотя претендовали около десятка городов), так возникли первые египеткие города (при пересечении нила сухопутным путём; так возник Париж, Киев и наверное все остальные столицы.
Наверх
 

что ни (не) делается - всё к лучшему

нет ничего вредного и полезного, есть только привычное и непривычное
Pioner
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 623

УГАТУ
Re: Концепция раннего государства
Ответ #8 - 25.11.2015 :: 22:18:45
 
sayas писал(а) 23.11.2015 :: 03:47:33:
Всё гораздо проще (собственная гипотеза), и не надо стока многа буков.
Первые центры государств образовывались или на торговых волоках, или на пересечении двух торговых путей, где были востребованы разные специальности, и где начинали создаваться излишки товара и его денежного эквивалента. А самые устойчивые государства те, у которых столица (место сохранения излишков) находится в труднодоступном месте, или в это место можно бысторо уйти на время опасности (горы, болота, острова) "Не диво- нажить, диво- куда положить"
Так возникла Москва (la moskua - закон и обычай) средина между Казанью и Псковом (хотя претендовали около десятка городов), так возникли первые египеткие города (при пересечении нила сухопутным путём; так возник Париж, Киев и наверное все остальные столицы.

Париж, Киев - Первые центры государств?  Смех
А Фивы, Хараппа, Сиртелл, Эриду ... -вторые?
Наверх
 
sayas
Частый гость
***
Вне Форума


всё пройдёт

Сообщений: 179

Читинский пед. институт
Re: Концепция раннего государства
Ответ #9 - 30.11.2015 :: 09:45:00
 
Не надо передёргивать. Там не указано, что именно эти города были первыми. Я вообще придерживаюсь мнения что все сколько-нибудь значимые торговые волоки развивались примерно одновременно, и ни первых, ни вторых нет. Просто временами усиливались то одни, то другие.
Наверх
 

что ни (не) делается - всё к лучшему

нет ничего вредного и полезного, есть только привычное и непривычное
Pioner
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 623

УГАТУ
Re: Концепция раннего государства
Ответ #10 - 30.11.2015 :: 12:22:55
 
sayas писал(а) 23.11.2015 :: 03:47:33:
Всё гораздо проще (собственная гипотеза), и не надо стока многа буков.
Первые центры государств образовывались или на торговых волоках, или на пересечении двух торговых путей, где были востребованы разные специальности, и где начинали создаваться излишки товара и его денежного эквивалента. А самые устойчивые государства те, у которых столица (место сохранения излишков) находится в труднодоступном месте, или в это место можно бысторо уйти на время опасности (горы, болота, острова) "Не диво- нажить, диво- куда положить"
Так возникла Москва (la moskua - закон и обычай) средина между Казанью и Псковом (хотя претендовали около десятка городов), так возникли первые египеткие города (при пересечении нила сухопутным путём; так возник Париж, Киев и наверное все остальные столицы.

Первые центры государств образовывались на месте существующих поселений, возникающих как  на пересечении торговых путей, так и как ремесленные центры. А далее по разным мотивам столицу переносили (Москва  на Питер, Стамбул на Анкару и т.д.)
Наверх
 
sayas
Частый гость
***
Вне Форума


всё пройдёт

Сообщений: 179

Читинский пед. институт
Re: Концепция раннего государства
Ответ #11 - 30.11.2015 :: 17:32:01
 
Насчёт ремесленных сомневаюсь. Ремесло, как причина образования политического и экономического центра наверное встречается редко. Первопричина - именно торговое место, с уточнением его как пересечение путей, или наоборот недоступность при агрессивных соседях.
Два противоположных примера - Киев и Москва. У Киева достаточно чёткое пересечение широтного пути (переправа) с долготным (волоковье у порогов), но некуда укрыться от агрессии, поэтому центр то и дело сдвигался то в Карпаты, то на север. У Москвы наоборот защита от агрессоров надёжная, но отсутствует чёткое пересечение и центр передвигается от Казани до Пскова и Ладожья.
Наверх
 

что ни (не) делается - всё к лучшему

нет ничего вредного и полезного, есть только привычное и непривычное
Pioner
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 623

УГАТУ
Re: Концепция раннего государства
Ответ #12 - 14.01.2016 :: 01:37:15
 
sayas писал(а) 30.11.2015 :: 17:32:01:
Насчёт ремесленных сомневаюсь. Ремесло, как причина образования политического и экономического центра наверное встречается редко. Первопричина - именно торговое место, с уточнением его как пересечение путей, или наоборот недоступность при агрессивных соседях.
Два противоположных примера - Киев и Москва. У Киева достаточно чёткое пересечение широтного пути (переправа) с долготным (волоковье у порогов), но некуда укрыться от агрессии, поэтому центр то и дело сдвигался то в Карпаты, то на север. У Москвы наоборот защита от агрессоров надёжная, но отсутствует чёткое пересечение и центр передвигается от Казани до Пскова и Ладожья.

Вначале базис, потом надстройка. Вначале надо иметь продукт, торговля после. А уже на прибыль слетаются политики.
Вот летом политический центр РФ в Красной Поляне, какие там "пересечения путей, или наоборот недоступность при агрессивных соседях". Курортное место и граница рядом.
Наверх
 
sayas
Частый гость
***
Вне Форума


всё пройдёт

Сообщений: 179

Читинский пед. институт
Re: Концепция раннего государства
Ответ #13 - 14.01.2016 :: 06:52:03
 
Pioner писал(а) 14.01.2016 :: 01:37:15:
sayas писал(а) 30.11.2015 :: 17:32:01:
Насчёт ремесленных сомневаюсь. Ремесло, как причина образования политического и экономического центра наверное встречается редко. Первопричина - именно торговое место, с уточнением его как пересечение путей, или наоборот недоступность при агрессивных соседях.
Два противоположных примера - Киев и Москва. У Киева достаточно чёткое пересечение широтного пути (переправа) с долготным (волоковье у порогов), но некуда укрыться от агрессии, поэтому центр то и дело сдвигался то в Карпаты, то на север. У Москвы наоборот защита от агрессоров надёжная, но отсутствует чёткое пересечение и центр передвигается от Казани до Пскова и Ладожья.

Вначале базис, потом надстройка. Вначале надо иметь продукт, торговля после. А уже на прибыль слетаются политики.
Вот летом политический центр РФ в Красной Поляне, какие там "пересечения путей, или наоборот недоступность при агрессивных соседях". Курортное место и граница рядом.


Вы не поняли, на торговых волоках не надо иметь никакой продукт. Самые разнообразные "продукты" плывут туда со всех сторон. Остаточная прибыль получается не только с местного продукта, но и с платы за проезд, за торговлю, за обслуживание (заготовка строительного материала, ремонт волоков, судов, канатов, складов, подготовка волоковых (тягловых) животных, изготовление тары и одежды, заготовка и хранение продуктов питания, обеспечение охраной, лоцманами, проводниками и проч.) И именно на торговых волоках востребованность в различных ремёслах ощущалась в первую очередь.
Наверх
 

что ни (не) делается - всё к лучшему

нет ничего вредного и полезного, есть только привычное и непривычное
Pioner
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 623

УГАТУ
Re: Концепция раннего государства
Ответ #14 - 16.01.2016 :: 02:36:23
 
sayas писал(а) 14.01.2016 :: 06:52:03:
Pioner писал(а) 14.01.2016 :: 01:37:15:
sayas писал(а) 30.11.2015 :: 17:32:01:
Насчёт ремесленных сомневаюсь. Ремесло, как причина образования политического и экономического центра наверное встречается редко. Первопричина - именно торговое место, с уточнением его как пересечение путей, или наоборот недоступность при агрессивных соседях.
Два противоположных примера - Киев и Москва. У Киева достаточно чёткое пересечение широтного пути (переправа) с долготным (волоковье у порогов), но некуда укрыться от агрессии, поэтому центр то и дело сдвигался то в Карпаты, то на север. У Москвы наоборот защита от агрессоров надёжная, но отсутствует чёткое пересечение и центр передвигается от Казани до Пскова и Ладожья.

Вначале базис, потом надстройка. Вначале надо иметь продукт, торговля после. А уже на прибыль слетаются политики.
Вот летом политический центр РФ в Красной Поляне, какие там "пересечения путей, или наоборот недоступность при агрессивных соседях". Курортное место и граница рядом.


Вы не поняли, на торговых волоках не надо иметь никакой продукт. Самые разнообразные "продукты" плывут туда со всех сторон. Остаточная прибыль получается не только с местного продукта, но и с платы за проезд, за торговлю, за обслуживание (заготовка строительного материала, ремонт волоков, судов, канатов, складов, подготовка волоковых (тягловых) животных, изготовление тары и одежды, заготовка и хранение продуктов питания, обеспечение охраной, лоцманами, проводниками и проч.) И именно на торговых волоках востребованность в различных ремёслах ощущалась в первую очередь.

Поначалу продукт, потом распределение. В начале ремесленные центры, а потом - пути, это ранние государства, потом возникают обслуживающие.
Киевское княжество образовалось для поставки рабов, А путь из "варяг в греки" не имел достаточного  масштаба для содержания даже Киева.
Наверх
 
sayas
Частый гость
***
Вне Форума


всё пройдёт

Сообщений: 179

Читинский пед. институт
Re: Концепция раннего государства
Ответ #15 - 16.01.2016 :: 03:11:50
 
Откуда такая уверенность? на какое содержание требуются большие средства? Местные народы волоки делали для себя, а значит бесплатно.
Для возникновения государства наиболее важно понятие центра (без централизации средств государство возникнуть не может) а первичны продукт может производиться хоть где и от государственности не зависит. Появление переизбытка первичного продукта создает необходимость его реализации. Этим законам не меньше миллиона лет. Уже несколько ровно отёсанных палок, создают излишек и желание подарить или поменять на что-то нужное.
И всё это происходит одновременно, а не вначале и потом.
Наверх
 

что ни (не) делается - всё к лучшему

нет ничего вредного и полезного, есть только привычное и непривычное
voevodacastle
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2268
wish you were here
Пол: male

Alma Mater
Re: Концепция раннего государства
Ответ #16 - 16.01.2016 :: 13:58:46
 
А как насчет концепции храмовых городов? Первые  города образовывались вокруг наиболее известных культовых сооружений/мест, а первые государства - вокруг таких храмовых городов.
Наверх
 
sayas
Частый гость
***
Вне Форума


всё пройдёт

Сообщений: 179

Читинский пед. институт
Re: Концепция раннего государства
Ответ #17 - 16.01.2016 :: 14:12:56
 
voevodacastle писал(а) 16.01.2016 :: 13:58:46:
А как насчет концепции храмовых городов? Первые  города образовывались вокруг наиболее известных культовых сооружений/мест, а первые государства - вокруг таких храмовых городов.


Так мы не знаем причин привязки храмовых комплексов к месту. Во-первых это могла быть возвышенность недалеко от волоков; во-вторых, они могли ставиться на шаманических майнах; в третьих, они могли ставиться на местах наиболее удобных для наблюдений за небом; в четвёртых, вокруг храмовых комплексов города (и даже малые населённые пункты) образовывались далеко не всегда.
Наверх
 

что ни (не) делается - всё к лучшему

нет ничего вредного и полезного, есть только привычное и непривычное
Pioner
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 623

УГАТУ
Re: Концепция раннего государства
Ответ #18 - 19.01.2016 :: 06:30:39
 
voevodacastle писал(а) 16.01.2016 :: 13:58:46:
А как насчет концепции храмовых городов? Первые  города образовывались вокруг наиболее известных культовых сооружений/мест, а первые государства - вокруг таких храмовых городов.

Храмы, крупные святилища, появились после появления государств.
Первые государства появились в неолите в культурах производящего хозяйства Шумер и Египет 3,5 тыс днэ, только через тысячу лет в Китае и еще через 500 -в Индии. Хотя "производящее хозяйство возникло ок. -12000 на Ближнем Востоке, от Евфрата до Синая, возникают первые поселения так называемой натуфийской культуры, в которых уже наблюдаются зачатки земледелия (ок. 12 500-10000 днэ). Округлой формы жилища были наполовину врыты в землю" Вики.
Конкретно в Шумере и Египте ок. -9000 и в Китае и Индии ок. -7000.
Центральные области Русской равнины, Волго-Окское междуречье -3000 днэ,  -первое "государство" здесь Суздаль.

Крупное святилище было в Чатал- Хююке, ок. 7500 днэ.
-6000         Первый город. Город Кабал - Хёйёке в Малой Азии (совр. Турция)
-1800         Хе́ттское царство — могущественная древняя держава в Малой Азии (ок. 1800 — ок. 1180 до н. э.)
Список можно продолжить
Т. е. ни город, ни храм, ни торговля не приводили непосредственно к созданию государства.
Отметим, что во всех ранних государствах  и в предшествующее время отмечены рабы. Они были и до эпохи производящего хозяйства, но только с этого периода началось разрастающееся использование рабов, что требовало регулярной их поставки. А рабов добывали в войнах или налетах на соседей, поэтому в этот период появляются укрепленные поселения. Поначалу собирали ватаги для налетов, но регулярность вызвало появление специализации - воин и создания структуры- армии, которая с разрастанием рабопоставки, разрасталась и приобретала большее значение. В какой-то момент армия захватывала власть.
Возникновение государства обязательно связывают с завоеванием. До этого момента ни о каких завоеваниях сведений нет.

Итого
Факторы, изменившие первобытно-общинный строй:
   Ситуация - производящая экономика, требующая рабов
   Задача – регулярная поставка рабов
   Способ - война
   Средство - армия

Дополнительные задачи - регулирования отношений рабов, имущих и старые общинные отношения
Способ - законы, призванные поддерживать имущих,
Средство – чиновники, армия.

Общинная организация не могла решить эти задачи, поэтому возник новый институт – государство.
Можно сделать краткий  вывод о причине возникновения государства и его формах, показанное в виде цепочки:
   производящая экономика → рабство → постоянная армия → государство (рабовладеющее и рабопоставляющее) → империя (только рабовладельческое государство).
Фазы развития экономики:
Первобытное → Общинное → Рабовладельческое: Рабовладельческое → Феодальное → Промышленное → Финансово-промышленное.

Факторы возникновение государства:
•      начальные - развитие оружия,  торговли,
•      прямое - институт рабства (работорговля),
•      непосредственное - постоянная армия (милитаризация общины).

Государство – милитаризированная община, а рабовладельческий строй - милитаризированный общинный, так как вначале «образовалось рабовладельческое общество, а затем возникло и государство» (Всемирная история. Том 02. Бронзовый век Бадак А.Н. и др. Стр. 419).

Наверх
 
voevodacastle
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2268
wish you were here
Пол: male

Alma Mater
Re: Концепция раннего государства
Ответ #19 - 19.01.2016 :: 16:27:26
 
Pioner писал(а) 19.01.2016 :: 06:30:39:
Храмы, крупные святилища, появились после появления государств.


Достаточно спорное утверждение, даже учитывая расплывчатость термина раннее государство. Можно конечно сказать, что Стоунхендж создан государством, но с точки зрения традиционной истории вряд ли это будет правильно. Все таки государство это надплеменное образование, а племя, даже с некоторым классовым расслоением, вождем-царем и рабами-военнопленными еще не государство.
Термин "храмовый город" достаточно распространен и используется и отечественными и западными историками. Отмечается, что именно храмовые города стали на Востоке ядрами государственности.
По поводу "производящего хозяйства" - в последние годы получила распространение точка зрения, что первые крупные поселения на Ближнем Востоке появились на основе эксплуатации диких пшеницы, двузернянки и ячменя, которые в этих местах образовывали обширные "заросли", растениеводство появилось позднее.
Рабство, как неоднократно отмечалось, в т.ч. и на этом форуме, в восточных древних социумах, не играло определяющей роли.
П.С. Что такое Вы пишите про Суздаль? Очень интересно....
Наверх
 
Страниц: 1 2 3 
Печать