Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 
Печать
Русское пьянство 17-го века глазами голштинца. (Прочитано 9877 раз)
orbita
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2192
Пол: male
Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
04.01.2011 :: 02:46:03
 
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Olearij/text4.phtml?id=1029
                          АДАМ ОЛЕАРИЙ
ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГОЛШТИНСКОГО ПОСОЛЬСТВА В МОСКОВИЮ И ПЕРСИЮ
                                  XXXIV
                       (Книга III, глава 1)
О русском государстве, его провинциях, реках и городах

Четвертая часть города — Стрелецкая слобода — лежит к югу от реки Москвы в сторону татар(в смысле казаков Подмигивание) и окружена оградою из бревен и деревянными укреплениями. Говорят, что эта часть выстроена Василием, отцом тирана, для иноземных солдат: поляков, литовцев и немцев, и названа, по попойкам, “Налейками”, от слова “налей!” Это название появилось потому, что иноземцы более московитов занимались выпивками и, так как нельзя было надеяться, чтобы этот привычный и даже прирожденный порок можно было искоренить, то им дали полную свободу пить. Чтобы они, однако, дурным примером своим не заразили русских (эти последние также весьма склонны к пиршествам и выпивкам, но в течение целого года им разрешается напиваться лишь в немногие дни — в самые большие праздники), то пьяной братии пришлось жить в одиночестве за рекою.

Забавно! Поляки, немцы и литовцы жрали то водочку как свиньи, в отличии от русских. Даже гетто для них  в Москве создали. Для парасят этаких. Смех
А нам эту немытую пьянь европейскую испокон в пример ставят. Ужас
Так что РУССО ТУРИСТО-ОБЛИКО МОРАЛЕ актуально звучало ещё в 16-м веке. Подмигивание
Следуйте заветам мудрых(Грозных) предков-не злоупотребляйте до визга, как это делали когда-то немцы, поляки, литовцы... Злой
Наверх
 
GreatDane
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 1
Санкт-Петербург
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #1 - 24.01.2011 :: 14:25:46
 
Вопрос риторический, в Москве Олеарий был недолго и мог понять не совсем правильно.  Озадачен И если я правильно помню, то именно Грозный запретил в Москве пить, за исключением опричников. А пили наши предки по домам или нет, и как пили вопрос открытый. Смущённый
Наверх
 
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #2 - 24.01.2011 :: 14:47:17
 
как не страно ничего не изменилось, вот именно что за рубежом пили и пьют как свиньи, про англию я вообще молчу, а еще нас считают пьющими, не удивительно, не себя же, свои пороки видем в чужих
Наверх
 
Ярослав Стебко
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5872
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #3 - 25.01.2011 :: 00:39:04
 
Как раз на моей ридной-нэнькой пьянство было большим, один мой друг интересовался этим вопросом.
orbita правGreatDane писал(а) 24.01.2011 :: 14:25:46:
А пили наши предки по домам или нет, и как пили вопрос открытый.

Да не очень...есть исследования на этот счёт.
Наверх
 
orbita
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2192
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #4 - 25.01.2011 :: 20:55:41
 
GreatDane писал(а) 24.01.2011 :: 14:25:46:
А пили наши предки по домам или нет, и как пили вопрос открытый.

http://www.ex.ua/view/4542194?r=1987,23775
посмотрел этот докуметнально-игровой фильм.
В основе фильма лежит уникальный литературно-исторический памятник – дневник ярославского крестьянина Вонифатия Ловкова, писанный с 1885 по 1891 гг.
на 38-й минуте немного о нормах пития на руси по праздникам.
На пасху всему селу выдавалась норма-по пол-штофу водки на человека.
И вообще судя по дневнику гости к Вонифатию ходили очень часто и пили... ЧАЙ!!!! Ужас
Сейчас кто-нить в гости на просто ЧАЙ ходит?
У нас, например, ТАК не принято. Смех

А вот и тост по случаю.
-За непьющих пап и их пьющих(молоко) редисок! Смех
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #5 - 25.01.2011 :: 21:36:39
 
Истории про  крестьян, пьющих чай, вместо водки это здорово.  В природе также встречаются белые вороны, двухголовые змеи и т.п.

А Олеарий вот

подобной распутной наглости побуждает их сильно и праздность; ежедневно многие сотни их можно видеть стоящими праздно или гуляющими на рынке или в Кремле. Ведь и пьянству они преданы более, чем какой-либо народ в мире. “Брюхо, налитое вином, быстро устремляется на вожделение”, - сказал Иероним. Напившись вина паче меры, они, как необузданные животные, устремляются туда, куда их увлекает распутная страсть. Я припоминаю по этому поводу, что рассказывал мне великокняжеский переводчик в Великом Новгороде: “Ежегодно в Новгороде устраивается паломничество. В это время кабатчик, основываясь на полученном им за деньги разрешении митрополита, устраивает перед кабаком несколько палаток, к которым немедленно же, с самого рассвета, собираются чужие паломники и паломницы, а также и местные жители, чтобы до богослужения перехватить несколько чарок водки. Многие из них остаются и в течение всего дня и топят в вине свое паломническое благочестивое настроение. В один из подобных дней случилось, что пьяная женщина вышла из кабака, упала на улице и заснула. Другой пьяный русский, проходя мимо и увидя женщину, которая лежала оголенная, распалился распутной страстью и прилег к ней, не глядя на то, что это было среди бела дня и на людной улице. Он и остался лежать с ней и тут же заснул. Много молодежи собралось в кружок у этой пары животных и долгое время смеялись и забавлялись по поводу их, пока не подошел старик, накинувший на них кафтан и прикрывший этим их срам” . Порок пьянства так распространен у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, у мужчин и женщин, молодых и старых, что, если на улицах видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания; до того это все обыденно. Если какой-либо возчик встречает подобных пьяных свиней, ему лично известных, то он их кидает в свою повозку и везет домой, где получает плату за проезд. Никто из них никогда не упустит случая, чтобы выпить или хорошенько напиться, когда бы, где бы и при каких обстоятельствах это ни было; пьют при этом чаще всего водку. Поэтому и при приходе в гости и при свиданиях первым знаком почета, который кому-либо оказывается, является то, что ему подносят одну или несколько “чарок вина”, т.е. водки; при этом простой народ, рабы и крестьяне до того твердо соблюдают обычай, что если такой человек получит из рук знатного чарку, и в третий и в четвертый раз, и еще чаще, он продолжает выпивать их в твердой уверенности, что он не смеет отказаться, - пока не упадет на землю и - в иных случаях - не испустит душу вместе с выпивкою; подобного рода случаи встречаются и в наше время, так как наши люди очень уж щедры были с русскими и их усиленно потчевали. Не только простонародье, говорю я, но и знатные вельможи, даже царские великие послы, которые должны бы были соблюдать высокую честь своего государя в чужих странах, не знают меры, когда перед ними ставятся крепкие напитки; напротив, если напиток хоть сколько-нибудь им нравиться, они льют его в себя как воду до тех пор, пока не начнут вести себя подобно лишенным разума и пока их не поднимешь порою уже мертвыми. Подобного рода случай произошел в 1608 году с великим послом, который отправлен был к его величеству королю шведскому Карлу IХ. Он так напился самой крепкой водки - несмотря на то, что его предупреждали о ее огненной силе, - что в тот день, когда его нужно было везти к аудиенции, оказался мертвым в постели. В наше время повсеместно находились открытые кабаки и шинки, в которые каждый, кто бы ни захотел, мог зайти и пить за свои деньги. Тогда простонародье несло в кабаки все, что у него было, и сидело в них до тех пор, пока, после опорожнения кошелька, и одежда и даже сорочки снимались и отдавались хозяину; после этого голые, в чем мать родила, отправлялись домой. Когда я в 1643 году в Новгороде остановился в любекском дворе, недалеко от кабака, я видел, как подобная спившаяся и голая братия выходила из кабака: иные без шапок, иные без сапог и чулок, иные в одних сорочках. Между прочим вышел из кабака и мужчина, который раньше пропил кафтан и выходил в сорочке; когда ему повстречался приятель, направлявшийся в тот же кабак, он опять вернулся обратно. Через несколько часов он вышел без сорочки, с одной лишь парою подштанников на теле. Я велел ему крикнуть: “Куда же делась его сорочка? Кто его так обобрал?” На это он, с обычным их: “.б. т... м.т”, отвечал: “Это сделал кабатчик; ну, а где остались кафтан и сорочка, туда пусть и идут штаны”. При этих словах он вернулся в кабак, вышел потом оттуда совершенно голый, взял горсть собачьей ромашки, росшей рядом с кабаком, и, держа ее перед срамными частями, весело и с песнями направился домой. …Женщины не считают для себя стыдом напиваться и падать рядом с мужчинами. В Нарве я из моего места остановки у Нигоффского дома видел много забавного в этом отношении. Несколько русских женщин как-то пришли на пиршество к своим мужьям, присели вместе с ними и здорово вместе выпивали. Когда, достаточно напившись, мужчины захотели идти домой, женщины воспротивились этому, и хотя им и были за это даны пощечины, все-таки не удалось их побудить встать. Когда теперь, наконец, мужчины упали на землю и заснули, то женщины сели верхом на мужчин и до тех пор угощали друг друга водкой, пока и сами не напились мертвецки . Наш хозяин в Нарве Иаков фон-Кёллен рассказывал: “подобная же комедия разыгралась на его свадьбе: пьяные мужчины сначала отколотили своих жен безо всякой причины, но потом перепились вместе с ними. Наконец, женщины, сидя на своих заснувших мужьях, так долго еще угощались одна перед другою, что, в конце концов, свалились рядом с мужчинами, и вместе заснули”.
Наверх
 
Altman
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 2
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #6 - 25.01.2011 :: 21:36:48
 
   "  И еще к сему приложи: егда зван будеши на брак, не мози упитися до многа пьяньства, ни до позда седити, занеж во мнозе пьяньстве и в долзе седении бывает брань и свара, и бои, притчею и кровопролитие. И ты, быв туто ж, аще и не бранишися, ни дерешися, будешь в той брани и в драки непоследнеи, но преднеи: занеже долго седишь и брани дожидаешися. И государю в том на тебя помолва ж: спати к себе не идешь, а домочядцем покоя в том нет, и розправки с ыными званными. Аще ли упиешися до пияна, а к себе спати не соидеши или несъедеши, тут и уснеши, где пив, и будеши небрегом никим же, зане ж люди мнози, а не ты един. И в том во своем пьяньстве и небрежении, платие на себе изгрязниши, и колпак и шапку истеряеши. Аще ли будет денег в мошне или в калите, то вымут, а ножи соимут - ино в том государю, у кого пив,- в тебе кручина, а тебе наипаче: се истерялсе, а от людей срамота, и молвят: где пив, ту и уснул, кому его беречь самому пьяну. Видиши ли, каков срам и укор и тщета имению во мнозе пиянстве.
             Аще ли соидеши или съедеши, а пъянъстве во мнозе, и ты на пути уснешь, а до дому не доидеши, и постражеши и горши прежнего: соимут с тебя и все платие и што имаши с собою, и не оставят ни срачици. Аще ли не истрезвишися и конечным упиешися, реку: с телом душу отщетиши. Мнози пияни от вина умирают и на пути изябают. Не реку: не пити, не буди то; но реку: не упиватися в пиянство злое. Аз дара Божия не похуляю, но похуляю тех, иже пьющих без воздержания. Апостолу Павлу к Тимофею пишущу: пии мало вина стомаха ради и чястых недуг,- к нам же пиша: пиитие мало вина, веселия ради, а не пьянства ради: пияници Царствия Божия не наследять. Мнози и земнаго имения пияньством лишаются человеци. Аще начнет держатися пития незаконного, хвалим будет неразумными, последи же от тех же поруган будет, яко во зло истощи имение свое. Апостолу рекшу: не упиваитеся вином, в нем же несть спасения, но упиваитеся в славословии Божий...."
"Домострой"...   Пили и еще как...
Наверх
 
orbita
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2192
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #7 - 25.01.2011 :: 23:30:18
 
oberon писал(а) 25.01.2011 :: 21:36:39:
А Олеарий вот

Эх патриёты, патриёты! Так любим родину, что хорошее
сказать-язык ломается, а явно заказные гадости посмаковать-так нет большего наслождения.

Что же ваш Олеарий сам себе-то противоречит?

Тут он пишет
orbita писал(а) 04.01.2011 :: 02:46:03:
иноземцы более московитов занимались выпивками

orbita писал(а) 04.01.2011 :: 02:46:03:
Чтобы они, однако, дурным примером своим не заразили русских

orbita писал(а) 04.01.2011 :: 02:46:03:
им разрешается напиваться лишь в немногие дни — в самые большие праздники

Последнее как раз и подтверждается историей Вонифатия.
orbita писал(а) 25.01.2011 :: 20:55:41:
На пасху всему селу выдавалась норма-по пол-штофу водки на человека.

Что равнялось 0,65 литра.

Не надо так сильно доверять такому пристальному вниманию Олеария к русским недостаткам.
В то время в европе очень модно было смаковать всякие гадости про россию.

Судя по тому, что столь подробное описание русского пьянства в корне противоречит другим наблюдениям Олеария, компромат писан не им.
А такая детализация и смакование грязных подробностей
говорит о слишком(слишком!!!) повышенном интересе к негативу.
Я думаю в то время и не только можно было в любом месте европы найти кабак со скопищем свиней и так это дело разукрасить... Был бы только художник пера достойный и заказчик озабоченный.

Ну а читатели "благодарные" не только в европе найдуться. Злой
Патриёты блин!


Наверх
 
orbita
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2192
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #8 - 25.01.2011 :: 23:33:27
 
GreatDane писал(а) 24.01.2011 :: 14:25:46:
Вопрос риторический, в Москве Олеарий был недолго и мог понять не совсем правильно.

Судя по посту 5 Олеарий только пьянство и разглядывал, только в выводах сильно путался. Смех
Наверх
 
Ярослав Стебко
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5872
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #9 - 25.01.2011 :: 23:38:25
 
orbita писал(а) 25.01.2011 :: 23:30:18:
В то время в европе очень модно было смаковать всякие гадости про россию.

Смайл Не только в то...
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 10778
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #10 - 25.01.2011 :: 23:46:22
 
orbita писал(а) 25.01.2011 :: 20:55:41:
На пасху всему селу выдавалась норма-по пол-штофу водки на человека.


Кем выдавалась-то?
Наверх
 
orbita
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2192
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #11 - 26.01.2011 :: 03:36:34
 
EvS писал(а) 25.01.2011 :: 23:46:22:
Кем выдавалась-то?

Царём-батюшкой, или церковью.
При Вонифатии существовала такая система на Руси.
С сельского кабака собиралась подушная подать и
на праздники на эти деньги выдавалась на каждого
селянина норма водки.
На пасху разрешили погулять аж на 0.6 литра.
Скромно гуляли то по праздникам.

oberon писал(а) 25.01.2011 :: 21:36:39:
Истории прокрестьян, пьющих чай, вместо водки это здорово.В природе также встречаются белые вороны, двухголовые змеи и т.п.


Речь не об одном двуголовом змее-крестьянине.
Из записок Вонифатия можно сделать вывод о традициях села того времени. Он со многими яшкался и бухать явно было не принято.

Если тут кто-то так счастливо молод, что не знает что такое СССР, то могу рассказать, что такое советский алкоголизм и скорее всего это явление-русское пьянство, возникло именно при советах.

Пьянство было просто поголовное. И запойное.
Шо нибудь валяющееся под забором, или ползущее на рогах домой совсем не удивляло. Почти все папани однокласников частенько тёрлись рогами об землю.

А теперь я алкашей вообще нигде не вижу. Теперь небо и земля с прошлым. И водка у нас дешёвая и валом.
А вдрызг не упиваются.
По праздникам-дело святое да но как-то без классики-лицом в салат Смех.
Пытаюсь вспомнить-когда же я вообще последний раз
нетверёзого кого встречал. Не могу. Ужас

Как-то видать коммунизьм это дело провоцировал, или стимулировал.
Так что вполне возможно, что до советов такого пьянства и небыло. Если оно смогло так резко исчезнуть, то могло так же вдруг и появиться.

Не в генах дело и не в корнях. Бред всё это.
Это побочное действие определённой системы.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 10778
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #12 - 26.01.2011 :: 09:08:17
 
orbita писал(а) 26.01.2011 :: 03:36:34:
С сельского кабака собиралась подушная подать


Подушная подать с кабака? Это что-то новое.
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #13 - 26.01.2011 :: 10:47:17
 
orbita писал(а) 26.01.2011 :: 03:36:34:
С сельского кабака собиралась подушная подать и
на праздники на эти деньги выдавалась на каждого
селянина норма водки.
На пасху разрешили погулять аж на 0.6 литра.


Фентези-история это здорово
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #14 - 26.01.2011 :: 11:29:32
 
orbita писал(а) 25.01.2011 :: 23:30:18:
Эх патриёты, патриёты! Так любим родину, что хорошее
сказать-язык ломается, а явно заказные гадости посмаковать-так нет большего наслождения.


Это же вы начали ссылатся на Олеария, для доказательства особой трезвости русского народа
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #15 - 26.01.2011 :: 11:45:27
 
orbita писал(а) 26.01.2011 :: 03:36:34:
Речь не об одном двуголовом змее-крестьянине.
Из записок Вонифатия можно сделать вывод о традициях села того времени. Он со многими яшкался и бухать явно было не принято.



Ой да что вы?
бюджет Велейской волости Опочецкого уезда: «Доход крестьянского населения волости от земледелия показан в сумме Р.С. (рублей серебром) 373  406,25 (за исключением семян); расходы: на все повинности Р.С. 35 987.70, на продовольствие людей, скота и все прочие жизненные потребности  - Р.С. 40 174 и на покупку вина  Р.С. 402 281; в дефицит волости определяется в Р.С. 63 773, а потому, по мнению исследователя, доходность крестьянских наделов не окупает их всех платежей».


Крестьяне в массе имели психологию, сродни психологии современных бомжей - жили в нищете, но работать не хотели, а все деньги спускали на водку
Наверх
 
orbita
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2192
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #16 - 26.01.2011 :: 13:03:18
 
EvS писал(а) 26.01.2011 :: 09:08:17:
Подушная подать с кабака? Это что-то новое.

Это не мои утсерждения. Я лишь повторил сказанное
здесьorbita писал(а) 25.01.2011 :: 20:55:41:

38-я минута.
Своего понимания этого вопроса у меня нет. Не интересовался пока.
Все притензии к авторам.
oberon писал(а) 26.01.2011 :: 11:29:32:
Это же вы начали ссылатся на Олеария, для доказательства особой трезвости русского народа

Ещё раз привожу слова Олеария с совершенно однозначным смыслом.

Это название(налейка) появилось потому, что иноземцы более московитов занимались выпивками

Чтобы они(иноземцы), однако, дурным примером своим не заразили русских

Эти замечания можно рассматривать как то двояко???
Это только я, в силу загадочных особенностей своей логики, "заподозрил" здесь задекларированную русскую трезвость в сравнении с иностранцами???
Или наоборот-надо иметь особенно загадочные способности, что бы сделать другой вывод?

oberon писал(а) 26.01.2011 :: 10:47:17:
Фентези-история это здорово

Но ведь Олеарий для Вас не фентези?
Значит внемлите ему. Он подтверждает существование
на руси квотирования пьянства.
(эти последние(русские) также весьма склонны к пиршествам и выпивкам, но в течение целого года им разрешается напиваться лишь в немногие дни — в самые большие праздники),
Смысл предложения тоже отнюдь не многоходовый.
НАПИВАТЬСЯ РАЗРЕШАЛОСЬ ТОЛЬКО В САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ.

А у Вонифатия как раз уточняется, что на пасху(а это именно тот случай, когда разрешалось) всем выдавалась норма-0.6 литра. Это косвенно подтверждает слова Олеария.
Наверх
 
orbita
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 2192
Пол: male
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #17 - 26.01.2011 :: 13:10:47
 
oberon писал(а) 26.01.2011 :: 11:45:27:
Ой да что вы?
бюджет Велейской волости Опочецкого уезда: «Доход крестьянского населения волости от земледелия показан в сумме Р.С. (рублей серебром) 373406,25 (за исключением семян); расходы: на все повинности Р.С. 35 987.70, на продовольствие людей, скота и все прочие жизненные потребности- Р.С. 40 174 и на покупку винаР.С. 402 281; в дефицит волости определяется в Р.С. 63 773, а потому, по мнению исследователя, доходность крестьянских наделов не окупает их всех платежей».

Я не против.
Не помешало бы привести источник этих данных.
Так принято.

Опять же можно ли по Велейской волости делать обобщающие выводы про крестьян тогда и вообще?
Может волость была депресивная какая нибудь?
Паршивая овца.
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #18 - 26.01.2011 :: 14:26:33
 
orbita писал(а) 26.01.2011 :: 13:03:18:
Но ведь Олеарий для Вас не фентези?
Значит внемлите ему. Он подтверждает существование
на руси квотирования пьянства.
(эти последние(русские) также весьма склонны к пиршествам и выпивкам, но в течение целого года им разрешается напиваться лишь в немногие дни — в самые большие праздники),
Смысл предложения тоже отнюдь не многоходовый.
НАПИВАТЬСЯ РАЗРЕШАЛОСЬ ТОЛЬКО В САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ.


Угу

Говорят, что эта часть выстроена Василием, отцом тирана, для иноземных солдат: поляков, литовцев и немцев, и названа, по попойкам, “Налейками”, от слова “налей!” Это название появилось потому, что иноземцы более московитов занимались выпивками и, так как нельзя было надеяться, чтобы этот привычный и даже прирожденный порок можно было искоренить, то им дали полную свободу пить. Чтобы они, однако, дурным примером своим не заразили русских (эти последние также весьма склонны к пиршествам и выпивкам, но в течение целого года им разрешается напиваться лишь в немногие дни — в самые большие праздники), то пьяной братии пришлось жить в одиночестве за рекою. Об этом можно прочитать у Герберштейна и у Гвагнина.


А вот личные впечатления Олеария

Ведь и пьянству они преданы более, чем какой-либо народ в мире. “Брюхо, налитое вином, быстро устремляется на вожделение”, — сказал Иероним. Напившись вина паче меры, они, как необузданные животные, устремляются туда, куда их увлекает распутная страсть. Я припоминаю по этому поводу, что рассказывал мне великокняжеский переводчик в Великом Новгороде: “Ежегодно в Новгороде устраивается паломничество. В это время кабатчик, основываясь на полученном им за деньги разрешении митрополита, устраивает перед кабаком несколько палаток, к которым немедленно же, с самого рассвета, собираются чужие паломники и паломницы, а также и местные жители, чтобы до богослужения перехватить несколько чарок водки. Многие из них остаются и в течение всего дня и топят в вине свое паломническое благочестивое настроение. В один из подобных дней случилось, что пьяная женщина вышла из кабака, упала на улицу и заснула. Другой пьяный русский, проходя мимо и увидя женщину, которая лежала оголенная, распалился распутною страстью и прилег к ней, не глядя на то, что это было среди бела дня и на людной улице. Он и остался лежать с нею и тут же заснул. Много молодежи собралось в кружок у этой пары животных и долгое время смеялись и забавлялись по поводу их, пока не подошел старик, накинувший на них кафтан и прикрывший этим их срам”.

Порок пьянства так распространен у этого народа во всех сословиях, как у духовных, так и у светских лиц, у высоких и низких, мужчин и [178] женщин, молодых и старых, что, если на улицах видишь лежащих там и валяющихся в грязи пьяных, то не обращаешь внимания; до того все это обыденно. Если какой-либо возчик встречает подобных пьяных свиней, ему лично известных, то он их кидает в свою повозку и везет домой, где получает плату за проезд.


Естественно Олеария не следует воспрнимать как истину в последней инстанции.  Однако пытатся его мемуары использовать как доказательство русской трезвости смехотворно.
Наверх
 
oberon
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 362
Re: Русское пьянство 17-го века глазами голштинца.
Ответ #19 - 26.01.2011 :: 14:29:55
 
orbita писал(а) 26.01.2011 :: 13:03:18:
А у Вонифатия как раз уточняется, что на пасху(а это именно тот случай, когда разрешалось) всем выдавалась норма-0.6 литра. Это косвенно подтверждает слова Олеария.


Это могло быть куплено на деньги крестьянской общины но никак не царя.  Населению бесплатную водку по случаю праздников порционно не раздавали

orbita писал(а) 26.01.2011 :: 13:03:18:
Это не мои утсерждения. Я лишь повторил сказанное


Не повторяйте всякий вздор
Наверх
 
Страниц: 1 2 
Печать