Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Священные рощи у марийцев (Прочитано 13036 раз)
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Священные рощи у марийцев
12.10.2010 :: 00:44:47
 
А вот еще одна так сказать компиляция,тут наверно даже отменятина есть, сам помню делал, правда так и не пригодилось

Литература.
Васильев В М «Обряды и религиозные верования мари"
Тойдыбекова Л С «Марийская мифология»
Морохин Н В "Марийский священные рощи и деревья Нижегородской области"



Одной из отличительных черт, выделяющих территорию обитания марийцев, является наличие уникальных историко-культурных и ландшафтных памятников - священных рощ, располагающихся недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зеленого островка. Нередко эти рощи достигали до 0,3-0,5 га, а иногда могли занимать площадь до одного гектара.
В прошлом марийские рощи огораживались  и имели три входа: с восточной стороны для ввода жертвенных животных, с южной стороны - для подноски ключевой воды и с запада - для входа всех участников моления. В центре рощи располагались почитаемые деревья, возле которых устанавливались своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами, (шаге), разводили огонь. 
Священные рощи в сознании верующих марийцев выступали посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизировали устремленность народа к миру вышнему. Возвышаясь над раскинувшимися полями, лугами, змейкой протекающими речками, близлежащими деревнями, они придавали всей окрестности цельность, выступали как вместилище сакрального, воплощение центра мироздания и земной гармонии. Эти рощи, по мнению марийцев, выполняли важную роль связующего звена между земными и небесными мирами, отсюда такое трепетное отношение к этим местам.
Марийцы рассматривали священную рощу как место временного обитания богов, как сакральная территория, в пределах которой возможен контакт человека с Богом.
Рощи находились, как правило, недалеко в лесу, это тоже символично, ведь всем необходимым марийцев именно обеспечивал лес: дровами, из которых они строили дома и разжигали огонь, мясом, теплой одеждой из шкур животных, ягодами, травами и многим другим.
Чем значительнее  по своему влиянию  божество тем  ценнее приносимая   ему жертва.   Характер, жертв отдельным, божествам, меняется в  зависимости от места. Но поверх частых различий можно установить общий принцип, что Юмам приносится наиболее ценная жертва (лошадь), за ними по порядку. Ценность жертвы не служить единственным, основанием, для того, чтобы она была угодна богам. Животное черной масти, например, никогда не может быть принесено в жертву. Могут су-ществовать и другие причины, в силу которых жертва может оказаться неугодной. Чтобы не зарезать животное понапрасну, черемисы производят над ним испытание. Когда назначено моление, избираются особые лица для вы¬бора скотины; они ходят, из дома в дом и отбирают тех животных, которые при взгляде на них или при прикосновении к ним вздрогнут. Отобранные таким образом, животные подвергаются новому испытанию, перед тем как их зарезать. Карты дают на сковороду или на топор растопленное олово, если олово приметь форму жертвуемого животного, оно годно, если нет, нужно брать другую жертву. В роще жертвенное животное ждет последнее испытание: на спину ему льют холодной воды и произносят, молитву: „великий бог предлагаемое жи¬вотное хорошо встряхни, свое дело сам, смотри, от осквернения прикосновением человеческих, рук и от вся¬кой нечистоты очистивши, прими с любовью и лаской". Если животное под струей вода встрепенется, бог его принял, если нет, поливают, еще 2, 3, 7 раз и затем, ищут новое животное.
Появление первой струи крови воспринимается как один из важных этапов в принесении жертвы. Первыми каплями крови (символом жизни, субстанцией жизненной энергии) окропляются лыковые пояса.. Определенную часть крови собирают в отдельную посуду, которую выставляют возле священного дерева. Кроме того, две-три ложки крови вы-ливают в огонь, обращаясь к духу огня с просьбой передать, донести жерт-вуемую кровь божеству.
По мнению руководителей моления, с кровью следует обращаться очень осторожно. Нечаянно попавшие на верхнюю одежду капли крови стараются быстрее смыть горячей водой над огнем. Строго запрещается выходить за пределы священной рощи  с пятнами крови на одежде. Такой поступок может перечеркнуть все старания участников жертвоприношения и привести к большой беде. Чтобы люди нечаянно не наступили на кровь, ее стараются зарыть в землю, для чего перед тем, как заколоть животное, делают небольшую яму.
Постороннему человеку или женщине вообще запрещается показывать струящуюся из горла животного кровь, ибо взгляд таких людей, как считают руководители моления, может помешать передаче души жертвуемого живот¬ного божеству, нарушить и осквернить священнодействие. Чтобы избежать этого, в момент нанесения удара ножом один из участников обряда специально закрывает шею жертвенного животного пучком пихтовых веток. Этот пучок в недавнем прошлом также подвешивали к священному дереву.
Разделка крупного животного осуществляется прямо на земле. По под¬сказке распорядителя моления части тела жертвы, содержащие ее жизненные силы (сердце, легкие, печень, желудок, селезенки, почки, часть кишок, один шейный, три или пять спинных позвонков, четыре или пять правых и три или четыре левых ребра, тазовые кости), отбираются отдельно. Они варятся в одной связке в котле вместе с остальными частями животного, включая голову и ноги. После того, как сварится мясо, из отобранных органов животного, а также со всех частей головы и ног, суставов отделяются небольшие кусочки мяса которые затем предадутся огню.
Последнее гадание совершается, когда жертва принесена: на белую скатерть, разостланную на земле, карт режет небольшими пластинками  липовую кору. Если из срезанных пластинок большая часть упала внутренний белой стороной вверх, значит жертва принята. В уфимской губернии гадали по направлению дыма: если дым поднимается вверх, значит бог принял жертву, если он стелиться по земле, жертва не принята.
Было ли когда-нибудь такое  время, когда богу приносили в жертву целиком животное, неизвестно, с 18 века мы имеем ряд известий показывающих, что божеству назначается только часть жертвенного животного. В связи с постепенным уменьшением долей богов, для жертвоприношения совершался переход от моления к пиру.
Различались несколько групп священных рощ. В зависимости от числа участников моления выделялись семейные, родовые, патронимические, общедеревенские, родственной группы деревень «тиште», мирские и всемарийские. В зависимости от объекта почитания различались рощи, посвященные отдельному богу (божеству или духу) и святилища, в которых жертвоприношения проводились одновременно многим высшим (небесным) богам и духам.
В качестве посредника в общении людей с богами в священных рощах выступали специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место где восседает гость - господин), возле которого совершалось моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц.
В святилищах, предназначенных для совершения молений многим божествам и духам, в честь каждого божества выбиралось свое дерево «онапу» (липа, береза или дуб). Здесь совершались главным образом коллективные жертвоприношения от имени верующих нескольких деревень, районов или даже всего марийского народа. На таких молениях онапу в честь главного Бога «Поро Ош Кугу Юмо» размещалось в центре рощи на переднем плане. В нескольких метрах от него, с северной стороны, немного отступя от священного костра, полукругом размещались участники жертвоприношения. Молящиеся обращались к богу, стоя на коленях, повернувшись лицом  на юго-восток.  Севернее от этого дерева, по обеим его сторонам “как два крыла парящей птицы” располагались священные деревья, посвященные  божествам, олицетворяющим, дополняющим и раскрывающим сущность Кугу Юмо. Еще севернее, ближе к западному входу в рощу (“в хвостовой части летящей птицы”) находилось дерево, посвященное божеству “Курык кугыза” (старик горы), который представлялся как обожествленный предок  марийского народа. Расположение всех участников моления олицетворяло собой взмывшуюся ввысь в юго-восточном направлении огромную птицу, имеющую голову, два крыла и хвост.
В местах коллективного почитания одного божества или духа каждая семья или каждая семейно-родственная группа для проведения семейных жертвоприношений выбирала свое почитаемое дерево, которое располагалось на расстоянии вытянутых вожжей от главного дерева, олицетворяющего почитаемое божество, возле которого периодически проводились общественные моления.
Для праздничных жертвоприношений избирается определенное время и место. Место тут является и посредник, между молящимися и божеством. Но роща есть позднейшее явлений в истории черемисских, молельных мест, первоначально черемисы молились в. лесу, изби¬рая и очищая в нем определенное место. Такие молитвенные места еще в. 60 х. годах прошлого столе¬тия существовали в Уфимской губернии. Основанием, для выбора места служило указание богов. — например появление нового источника воды. Уфимские черемисы, вы¬бирая пункт для моленья, старались найти возвышен¬ность вблизи ручья. Когда леса кругом гор были срубле¬ны, явились горы, посвященные богам. Taкие горы существуют и в Красноуфимском, уезде Пермской губернии: Ювинская. Тавринская, Карзинская. В луговой стороне Казанской   и Вятской губерний   за неимением  гор выбирались места с подходящими   по породе и росту деревья¬ми. Еще  в 30-хъ годах прошлого столетия в некото¬рых волостях  Яранскаго   уезда молились   прямо   в лесах. «В Уржумском уезде, как нам сообщали и те¬перь частное   семейное   мольбище устраивается  в   лесу. Если человек,   начинает,   жить отдельным,   домом, он отправляется в лес,   сажает там 9—16 деревьев   для  отдельных  богов и устраивает в этом уголке от вре¬мени до времени  свое   частное моление».  С   увеличением населения леса расчистили, и места для молений богам ос¬тались  среди распаханных полей   в виде  обособленных рощ. Размеры священных, рощ неодинаковы. В одних местах это небольшие кучки деревьев, в других, величавые парки занимающие по нескольку десятин. «Самые грандиозные кюсоты сохранились на юге Яранскаго уезда и в Уржумском уезде Проезжая Канганурскую, Сернурскую, Ирмучашскую и Турецкую волости, путешественник будет видеть кругом себя на склонах оврагов,  перерезывающих, мест¬ность   целые десятки величавых, рощ.»    Священные рощи  неприкосновенны. В священных рощах нельзя скверно-словить, ругаться, думать о плохом, плеваться, справлять естествен¬ные надобности, свистеть, громко смеяться, рубить деревья, ломать ветки, рвать листья. Где позволяют обстоятельства,  oни огорожены забором и имеют ворота.  Никто не смеет сру¬бить в них ни сучка. Свалившиеся от старости, сломленные бурей деревья лежат нетронутыми, и придают кюсоту вид девственного лиса. «Искупи¬тельная жертва, которую приносят, черемисы в том случае если святыня рощи оскорблена, а оскорбитель неизвестен показывает, что должно ждать его, если его задержать на месте  преступления.   В рощу приносят, живого гуся или курицу, вырезывают у птицы зад и замучивают ее до смерти. Мертвую птицу ощипывают, варят в котле и бросают с пресными лепешками в огонь, призывая на виновного месть божества, „кто срубил, это дерево, того найди и предай смерти, как ату птицу»
Наверх
 
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Священные рощи у марийцев
Ответ #1 - 12.10.2010 :: 00:46:10
 
Как свидетельствуют рассказчики, тех, кто нарушал запреты, все¬гда ожидала жестокая кара, например, за кощунственное отношение к священной роще Кугу Юмо наказал жителей деревни Чормак Баш¬кирской республики. Старожилы рассказывали: «Молодые мужчины срубили священную рощу и за это несут большую кару - жителей в деревне с каждым годом остается все меньше и меньше, все мужчины умирают в молодом возрасте».  Еще в начале 70-х годов XX века в деревне Редькино председатель колхоза заставил ру¬бить в священной роще деревья для высоковольтных столбов. Ма¬рийцы не осмелились, но татары смело начали рубить. «Первое дере¬во срубили, на втором - пилу сломали, а третье дерево убило человека на глазах».
«В Новоторъяльском районе Марийской республики Кори Кузьма  из деревни Ядыкбеляк срубил деревья в священной роще и сильно за¬болел - на лбу появилась большая шишка, как рог у черта, хлев, по¬строенный из святых деревьев, сгорел, а сам умер. В деревне Талмантур колхозники вырубили священную рощу и построили конюшню. И вскоре конюшня сгорела. После этого никто не трогает священную рощу». 
Подобные рассказы  же рассказы суще¬ствуют в Сернурском районе: «Мужик из деревни Чашкаял срубил де¬ревья в священной роще Чывыж и сделал изгородь вокруг своего хо¬зяйства. Из-за этого все свое родство погубил, ушли все на тот свет». А из деревни Пыжай русская женщина принесла домой дерево из свя¬той рощи, и на следующий же день бог послал ей кару - она ослепла».   Во всех этих рассказах прослеживается нить отношений: человек - дерево – бог. Такие же параллели можно найти в удмуртском фольклоре. У удмуртов сравнительно недавно бы¬товали поверья, что рубщиков священных деревьев разбивает пара¬лич, ожидает долгая, мучительная смерть. У русских также бытовали сходные поверья, связанные со священными рощами. В деревне Глебово о высокой сосне заповедной рощи сложилось преда¬ние, что она не поддается никаким человеческим усилиям, тупит лез¬вие топора, а сам смельчак, дерзнувший рубить эту сосну, помирает
Такие же поверья существуют и у современных мари: «в деревне Чуксола Новоторъяльского района, в колхозе начал умирать круп¬ный рогатый скот. Главный жрец-карт этой деревни причину падежа скота видел в том, что в начале 70-х годов в священной роще пасли скот. Хотя уже прошло три года, как перестали пасти животных, но роща загажена, и бог наказывает их». 
Подобное отношение к священным местам у марийцев наблюдается в Нижегородской области, в ряде пунктов Шарангского и Тоншаевского районов: животноводческие постройки на месте или вблизи рощ оказались губительными для содержавшегося там скота, который просто погибал по многим причинам. В 1994 году в зоне затопления Чебоксарского водохранилища при¬шлось вырубить священную березовую рошу. Местные жители отказа¬лись это делать. И тогда послали рабочих из машиностроительного завода. После этого в течение двух лет все рубщики умерли. Врачи не могли поставить им точный диагноз.
По мнению местных жителей, сверхъестественная сила наказывает людей за надругательство над священной рощей. Еще в начале 50-х гг. места моления содержались в чистоте. Лес из них не брался ни на постройки, ни на дрова, а валежник использовался для священных костров при жертвоприношениях или для ограждения этих рощ. В 70-х и 80-х гг. XX века многие рощи были запущены. Из-за преследования общественных молений стали прово¬дить семейные моления дома. А общественные моления проводили довольно редко и то подпольно.
Христианизация марийцев помогла разрушить некоторые священ¬ные места, осквернить природно-культовые памятники в виде священ¬ных рощ, дискредитировать традиционные поверья. У христиан Руси и Европы была распространена практика строить церкви на языческих святынях, считалась что люди как бы по привычки будут посещать эти места. Поэтому на местах моль¬бищ строили церкви и часовни, вырубали священные рощи. Хотя основ¬ная масса населения приняла христианство, многие оставались верными своей прежней религии, посещая почитавшиеся тысячи лет священные рощи предков. И сейчас вначале ставят свечи около источников и де¬ревьев, лишь после этого подходят к местам христианского культа
В настоящее время отношение к священным рощам и традицион¬ной религии изменилось. В 1991 году принят Закон Марийской респуб¬лики об охране природы и священные молельные рощи обрели статус заповедников. По настоянию народных депутатов Верховного Сове¬та Марийской республики принята конституционная статья «Об ох¬ране и рациональном использовании окружающей природной среды», в которой отмечено, что «религозно-культурные зоны, т.е. священ¬ные рощи, берутся под охрану государства, и не подлежат вырубке и любым видам работ места традиционных марийских молений».
Считается что там, где имело место бе¬режное и почтительное отношение к священным рощам и священным деревьям-онапу, люди живут мирно и в достатке, доживают свой век до старости. «Например, во время войны регулярно проводимые ми¬ровые моления давали силу и помогали пережить тяготы. За то, что в священной роще умоляли Ош Кугу Юмо защитить наших селян от вражеских пуль, вернулись почти все участники Великой Отечествен¬ной войны. В этой деревне, где поддерживают традиции, делают бо¬гам жертвоприношения, селяне живут дружно и в достатке».
Почитание священной рощи, священного дерева-онапу обеспечи¬вает благополучие человека и общества. Марийские священные рощи представляют историческую ценность и являются уникальными па-мятниками общественного сознания, важными факторами традици¬онной культуры, которые, пройдя все политические, идеологические перепитии, дошли до нас из глубокой древности. Священные рощи . хранят многочисленные тайны, требуют специ¬фических знаний о них, какая-то сила в них регулирует жизнь людей: злостных нарушителей древних марийских традиций карает, почита¬ющим облегчает жизнь. Корни культов кюсотов нужно искать в самой при¬роде. По мнению исследователя Н. Морохина, священные рощи дош¬ли до нас из глубокой древности как «экологические заповедники» в виде чистого леса, не тронутого цивилизацией: «Нередко рощи ока¬зываются эталонами нетронутого южно-таежного леса, достигая вы¬сокого класса возраста, они способствуют восстановлению в округе биоценозов, характерных для этих мест в прошлом, распространяют семена. Расположение этих рощ соответствовало точкам распада под¬земных вод. Они способствовали сохранению рек, озер, источников, препятствовавшим возникновению эрозии
Священные рощи являются ценным источником новых знаний о человеке и окружающем мире. Экспедиции КЭО «Китаврас» выявили, что в священных рощах существуют небольшие участки магнитных аномалий, в которых не сохраняется точная ориентация по сторонам света: стрелки компаса вращаются, не показывая ни одну из сторон света. Там какое-то совершенно другое пространств». 
В Нижегородской области для марийской диаспоры КЭО «Китав¬рас» разработаны типовые критерии сохранения священных рощ мари, на местах приняты специальные постановления об охране священных рощ. Эти критерии соответствуют народной традиции сохранения рощ: полный запрет отвода земли под любые виды землепользования, прокладки любых коммуникаций и дорог, всех видов рубки, подсоч¬ки, химухода, всех видов мелиоративных работ на расстоянии до двух километров от границы объекта, внесения минеральных удобрений, распашку земель на расстоянии 10 метров от границы объекта, про¬гона и выпаски скота, сенокошения, въезда и стоянки автотранспорта, стоянки туристов, строительства любых объектов, кроме культовых.
Черемисский кюсот это храм посвященный од¬ному какому-нибудь божеству, в нем приносятся жертвы всем добрым богам, отдельными богам назначенное толь¬ко особые деревья. Дерево перед которым приносятся жерт¬вы тому или другому божеству, не служи для него посто¬янным жилищем, боги имеют свои до¬ма. Дерево, это пункт присутствуя, в котором они могут при¬нять жертву.  В домашних рощах, для каждого бога сажается специальное дерево, к которому нужно „привадить" его жертвами. Где нет жертвенных. рощ, там перед жертвой втыкают хворостину в землю и призывают духа: „вот твое большое царь-дерево.”
«Перед, деревом, устраивается стол в виде разсадника (шагы), вышиною около аршина. На стол ставится сосуд с медом, и чашки с жертвенным мясом, хлебы, ковши в которые кладутся кусочки, отделяемые для богов. В XVIII в над  сто¬лом устраивался навес, на некотором, расстоянии от сто¬ла, в землю врывались столбы и покрывались деревянной кров¬лей. На избранное богом дерево карт брызжет кровью жертвенного животного со словами „на, возьми золотую кровь"  В некоторых местах кровью поливаются корни  дерева. К нему же прикрепляются оловянные фигурки и обрезки лык, посредством  которых производилось гадание.  Эти  вещи служат  доказательством того, что жерт¬ва была принесена с согласия божества» .
Торжественное угощение богам даже в семейной роще не производит сам жертвователь. Он выбирает посредника старика хорошо умеющего читать молитвы. «Боги разборчивы насчет редакции молитв и даже опытный карт заканчивая молитвы просит прощения за невольные ошибки “мы дети, мы ребята, ползающие еще под дымом, может быть, что нужно было сказать раньше мы сказали после, а что нужно было сказать после, сказали раньше; дай нам ума”
Жрец-карт, перед тем как подойти к священному дереву, проводил обряды. Он брал два железных предмета (топор и нож) и, постукивая ими, делал три круга против солнца вокруг дерева и очага. В заверше¬ние моления, стуча этими же предметами, жрец-карт обходил молель¬ное место по ходу солнца и, окрестив, читал молитву.
Карт играет существенную роль в жертвоприношении. Он гадает, будет ли жертва угодна богу, отделяет от нее подобающую часть и бросает ее в огонь. Он призывает бога сделать все,  о чем просит жертвующий, наградить его различными благами жизни. Во время священнодействия карт пользуется благоговением и уважением молящихся. Карты избираються из стариков хорошо умеющих причитать.
Анализ материалов по священным рощам или священным деревьям показывает, что характерной особенностью народной религии марийского народа является то, что:
1)  священные рощи являются особым пространством, где отдельный человек  или   группа   людей   могут   непосредственно   общаться   с небесными богами;
2) в священных рощах имеется прямой путь в пространство на другие миры, где обитают боги-небожители;
3) в священных рощах информация (молитвы, просьбы) людей быстрее доходят   до   небесных   богов,   а   те   могут   оказать   помощь   в хозяйственной, семейной, личной жизни;
4)  поругание, осквернение священных рощ, деревьев строго карается небесными или земными силами, которые существуют параллельно с человеческим миром.
Такие представления в религиозном, этническом сознании марийцев имеют положительное значение в жизни: с помощью космических и природных сил можно улучшить уровень материальной жизни, уровень экологического, нравственного воспитания, спасти людей от безнравственных поступков и даже смерти. Причем такое же представление характерно и для марийцев-христиан, которые эмпирическим путем познали, что разрушители православных храмов, часовен, кладбищ тоже наказываются. В отношении христианских культовых мест существуют среди народа такие же запреты, какие имеются вокруг языческих культовых мест.
На территории Марийского края большинство сохранившихся священных рощ находятся в северо-восточных и центральных районах республики. Мало сохранилось древнемарийских святилищ в Горономарийском, Килемарском, Волжском районах. За пределами республики священные рощи встречаются в Уржумском, Яранском, Пижанском районах Кировской, Тоншаевском, Шарангском районах Горьковской областей, а также возле марийских деревень Татарии, Удмуртии, Башкортостана, Пермской и Свердловской областей. Значительная часть священных рощ, расположенных за пределами Марий Эл.
Наверх
 
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Священные рощи у марийцев
Ответ #2 - 12.10.2010 :: 00:46:39
 
Впоследнее время в республики принимаются меру по сохранению национальной религии и охране священных рощ. 25 октября 1990 года был принят  Закон РФ "О свободе совести и вероис¬поведании"  В ноябре 1990 года создается Общественный совет по марийской вере при Национальном музее им. Т.Евсеева, объединивший вокруг себя ве¬рующих и атеистов, специалистов - ученых, артистов, художников, литераторов, журналистов, общественных деятелей республики.
Большую работу по возрождению древнемарийской веры стала проводить общественно-политическая организация "Кугезе мланде" (Земля предков), созданная в январе 1991 года.
2 марта 1991 года по инициативе "Кугезе мланде" прошло первое собрание руководителей марийских молений. Собравшиеся выразили свое желание активно участвовать в возрождении традиционных жертвоприношений, в пропаганде основ марийского вероучения, нравственной жизни и т.д
14 июля 1991 года состоялся первый выезд почитателей древнемарийской веры поселка Сернур на место языческого святилища -Чумбылатову гору (Советский район Кировской области). Марийские карты привезли с собой горсть Сернурской земли и поклонились почитаемой святыне. Здесь же, у подножья горы, была прочитана молитва в честь древнемарийского божества. Присутствующие во главе с известным в районе "онаеьгом" И.Н.Мамаевым, руководителем районной организации "Марий ушем" М.Е.Шиляевым и активисткой движения А.Ф.Веткиной дали клятвенное обещание, что они не забудут это место и в будущем, ежегодно станут организовывать коллективные моления в честь Чумбылата26. Действительно, спустя год здесь состоялось первое моление жителей Сернурского района, а 9 июля 1993 года - крупное общенародное жертвоприношение с участием марийской, удмуртской интеллигенции, а также представителей местного населения из Кировской области.
14 июля 1991 года состоялся первый выезд почитателей древнемарийской веры поселка Сернур на место языческого святилища - Чумбылатову гору  Марийские карты привезли с собой горсть Сернурской земли и поклонились почитаемой святыне.
Наверх
 
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Священные рощи у марийцев
Ответ #3 - 12.10.2010 :: 00:47:45
 
Кстати если у кого есть материал по подобным культовым местам у других народов, поделитесь!
Наверх
 
Меряжко
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 36

МГХПУ им Строганова
Re: Священные рощи у марийцев
Ответ #4 - 03.12.2010 :: 18:09:48
 
В начале ноября этого годя я побывал на Всемарийском языческом молении Туня Кумалтыш.

Предлагаю Вам свой небольшой репортаж с места событий.

...
Верховный карт Александр Таныгин, подняв лицо вверх, читает молитву

  В последние годы языческое движение в странах Европы стало приобретать массовый характер. В некоторых странах местныhttp://www.finnougoria.ru/communication/forum/index.php?PAGE_NAME=topic_new&FID=... языческие организации даже удостаиваются государственного признания. Но чаще всего такое язычество — это в большей степени субкультура. Республика Марий Эл выгодно выделяется на этом фоне тем, что в ней действительно сохранены традиционные дохристианские верования.

...
Языческие погребения мари



Марийцы, называвшиеся до революции 1917 года черемисами, долгое время противостояли имперской христианизации. Например, в начале 20-го века на Урале, куда в 18 и 19 веках бежали от христианизации марийцы, на реке Сылва (сейчас  Пермская и Свердловская области) православным попам удалось крестить лишь небольшую часть жителей.

Мари остались верны своим языческим богам и сохранили свою веру даже при советской власти. В 1957 году, при Хрущёве, во времена второй волны антирелигиозных гонений мари совершили массовое языческое моление в  роще у села Купран-Сола (Куприяново). Марийское язычество сейчас более аутентично, чем языческие культы других финно-угров России и всех других европейских народов в целом.

...

Марийская традиционная религия ( МТР) по-марийски называется  Марий Юмын йÿла.  Она с каждым годом привлекает к себе большее внимание не только марийцев и их финно-угорских соседей,  но и русских, чувствующих в себе зов финно-угорских предков. На молениях всё чаще можно встретить и славянских родноверов,  возрождающих славянскую часть общего русского наследия.  Сегодня, по данным официальной статистики, среди жителей республики 67,3% православных, 14% язычников (чимари) и 5% мусульман. При этом значительная часть православных марийцев на самом деле является двоеверцами. Формально они крещены, и иногда посещают церковь, но все связанные со своим жизненным циклом обряды совершают в священных рощах. Двоеверцы не делают различий между «русским» Богом и языческим Ош Кугу Юмо, поклоняясь обоим как одному и тому же Творцу. По свидетельствам православного духовенства, некоторые двоеверцы и по сей день приносят в церковь жертвенных гусей, которых жертвуют изображению «грозного бога с ружьем», то есть иконе святого Георгия Победоносца.



Есть среди мари и  религиозные реформаторы, которые относятся к возникшему в XIX веке религиозному направлению Кугу сорта («Великая свеча»): его приверженцы отказались от приношения в жертву животных. МТР  зарегистрирована официально как общественная организация. В регионах России существует около 100 религиозных общин МТР.  В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует целое жреческое сословие, выпускается литература. Не редко на моления приходят не только марийцы, но и русские, татары, чуваши. Как сказал в одном из интервью карт Альберт Рукавишников, возглавляющий общины Куженерского района Марий Эл: « К нам могут приходить разные люди. У кого есть проблемы – он может обратиться к богу с просьбой и, если она будет искренней, бог поможет человеку. Русские сегодня потеряли свою традиционную веру, мы же ее сохранили. Поэтому с каждым годом наша вера привлекает все большее внимание».

http://merjamaa.ucoz.ru/news/vsemarijskoe_molenie_tynja_kumaltysh/2010-11-09-97
Наверх
 
Дарк
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 616
Россия
Пол: male
Re: Священные рощи у марийцев
Ответ #5 - 29.12.2010 :: 05:32:34
 
Кугу сорта это ничто иное как языческая так сказать секта....реформаторы о них это слишком высоко сказано, да  и сейчас почитили в летах так сказать
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать