Mukaffa писал(а) 17.09.2010 :: 10:55:50: По гиксосам всё-таки не прояснилось особо.
То что с амалекитянами связаны - возможно. Но наличие колесничьего войска так и не объяснено, так что семитам тут особо не светит, как не крути.
Наличие колесниц в войске, само по себе, не определяет этническую принадлежность их владельцев. Индоевропейцы не обладали монопольным правом по их использованию.
Мнение о том, что гиксосы покорили Египет, благодаря колесницам всего лишь теория. Есть основания сомневаться, что у гиксосов на момент покорения Дельты было колесничное войско. Но их вожди, безусловно, могли пользоваться таким транспортом.
Это обычная практика для Ближнего Востока – вожди и военная аристократия владела колесницами. Для Сирии и Палестины это подтверждается типом захоронений "warrior tombs" или "horse tombs", появившемся в среднем бронзовом веке, например, Тель-эль Аджуль, относящееся к 18 в. до н.э., в котрых знать погребена вместе с транспортом и животным, запрягавшемся в колесницу. Правда, животные идентифицируются как ослы. Лошади в подобных захоронениях появились позже. Но так и на ранних египетских фресках, гиксосы изображаются с ослами, а не с конями.
Так, что с колесницами, на тот момент двуосными, семиты были прекрасно знакомы. А с учетом того, что в период вторжения гиксосов, Египет был ослаблен, его можно было и пешком покорить.
Возможно, что у гиксосов боевые двухколесные повозки, появились раньше, чем у египтян, но с незначительным опережением. К этому времени двухосные колесницы в Египте уже были известны (изображение, на кубке из колл. Итона, относится ко 2-й пол. 17 в.), как и лошадь, которая, правда, считалась животным экзотическим и содержалась в дворцовом зверинце.
Mukaffa писал(а) 17.09.2010 :: 10:55:50: А что означает по вашему фраза - «Израиль опустошен и его семени больше нет...»?
Надпись из серии «Не верь глазам своим».
Свидетельство акурат периода объединения израильских племен. При этом неизвестно, заняли уже на тот момент израильские племена свои традиционные территории или находились на стадии расселения.
Ашкелон побежден, Гезер захвачен, Йаноам более не существует; Израиль опустошен и его семени больше нет...Логично предположить, что войско Мернептаха, двигалось на север по древнейшему маршруту (Via Maris), соединявшему Египет с Междуречьем. Прибрежный Ашекелон, как и Гезер, хотя последний находился в холмистой Шфеле перед Иудейскими горами – контролировали этот путь.
Точное местонахождение Йаноама не установлено. Он находился на севере Ханаана, в Восточной Галилее, где-то южнее озера Кирнет, севернее Бешана, возможно в долине реки Йармук. Но по любому, этот город-государство должен был контролировать караванный путь, который перед горами Кармель, отклонялся к северо-востоку, в направлении Дамаска и проходил вдоль Кинерета.
Вот карта с традиционными границами израильских колен. Я немного на ней порисовал.
Обозначил путь египетского войска. Треугольник - локализация Йоноама.
По карте видно, что теоретически под удар попали колена Иуды, Дана, Ефрема, Иссахара, обе части Манассии.
Но если, предположить, что после Йаноама египетское войско сражалось с северными племенами израильского союза, в самой Галилее и на севере Трансиордании, то, возможно, что «Израиль» со стелы Мернептаха – это, по максимуму, племена Иссахар, западный Манассия, Завулон и Неффалим, которые воспринимались египтянами, как единый народ.
Еще раз оговорюсь, не исключено, что израильский племенной союз в момент похода Мернептаха еще находился в стадии расселения.
Вероятно, египтяне разгромили племенное ополчение северных племен, но не племена поголовно, так как они позднее продолжали жить и здравствовать. Но потери среди мужского населения были значительными. Ослабление Ханаана в этот период налицо - уже через пару десятков лет после падения Ашкелона и Гезера юго-западное побережье Ханаана было захвачено и колонизировано филистимлянами.