Приветствую всех форумчан! Особенно хочу познакомиться с prothi так как нас возникли схожие идеи! Очень мне интересна тема возможного родства осетин и удмуртов! я сам осетин. Тема эта меня заинтересовала когда я узнал о т.н. Золотой бабе -почимтаемой у финно-угорских народов! Зарин Ань! по осетински золотая женщина будет-зарин нана! согласитесь не случайное совпадение! давно есть теория что этнонимы Удмурт и Мордва-иранского происхождения-от март-человек\смертный... В осетинском нартском эпосе есть дружествееный нартам-осетинам народ-Уадмирта! но всё по порядку-лингивсты говорят о осетинско-удмуртских языковых параллелях.Вот что пишет Сергей Белых-"Не исключено, что влияние языков южных соседей на южнопермские диалекты – предки удмуртского языка – приводило к возникновению явлений, отличающих их от докоми диалектов и в более раннюю эпоху, когда южными соседями пермян были еще не тюрки, а иранцы. Проблема сепаратных пермско-иранских языковых (и этнокультурных) контактов практически очень слабо разработана [7] – тем более любопытно указать здесь на два бросающихся в глаза явления, которые, с одной стороны, отличают удмуртский язык от коми (а также других финно-угорских и тюркских языков Поволжья), а с другой, имеют очевидные параллели в иранских языках.
Порядковое числительное ’первый’ в финно-угорских языках образуется, как правило, от основы ’ранний, передний, начальный’: фин. ensimmäinen, венг. első, (?) морд. васень(це), коми медводдза, а в тюркских (и в марийском) — от основы ’один’: мар. икымше, чув. пtрремtш, тат. беренче. Другие образования также возможны (чув. малтанхи < малтан ’спереди’, пуcламаш < пуc ’голова’, тат. баштагы < баш ’голова’), но сути это не меняет. В удмуртском мы имеем уникальную форму: нырысь < ныр ’нос’ (исходный падеж) — единственное слово со значением ’первый’ в языке (за исключением возможных диалектных заимствований типа слободского первой < русского). Единственный аналог обнаруживается в осетинском языке: осет. ficcщg ’первый’ < finЩ ’нос’, причем слово это довольно позднего происхождения, оно вытеснило более раннее radam < *fratama ’первый’ (общеиранское слово) (Абаев 1949 :165).
В соответствии с агглютинативной природой финно-угорские и тюркские языки заимствуют глаголы, добавляя к заимствованной основе необходимые аффиксы: (формы инфинитива) жарить > морд Э жарямс, морд М жарендамс, мар. жаритлаш, коми жаритны, чув. шарикле; электризовать > морд Э электризовамс, морд М электризовандомс, мар. электризоватлаш, [стр.284] коми электризуйтны, чув. электризациле, тат. электрлау. Удмуртский (литературный [8]) язык дает, однако, иные примеры: (инфинитив) электризовать карыны, демократизировать карыны, гальванизировать карыны – с глаголом карыны ’делать’ в качестве спрягаемой части (напр. мон служить карисько ’я служу’, со служить кариз ’он служил’ и т.д.). Сравните новоперсидские формы galvanize kärdän, demokratize kärdän, elektrize kärdän (Bocканян 1986 : 103, 128, 799) – те же глаголы, состоящие из заимствованной французской основы-инфинитива и спрягаемой части — kärdän ’делать’ (этот глагол в новоиранских языках вообще широко употребляется в глагольном словоизменении). Здесь примечательно не только типологическое, но и материальное сходство: удм. kar- ’делать’, коми ker- ‘то же’ < иран.: авест. kar- ’делать’, др.-перс. kar- то же, перс. kär- то же и т.д. (Joki 1973 :267).
Итак, есть основания полагать, что этноним *odo-mort, ставший самоназванием удмуртов, бытовал первоначально (и возник ?) среди групп, живших на юго-западной окраине пермского ареала и наиболее интенсивно контактировавших с южными соседями — тюрками и иранцами. Вероятно, в результате контактов сформировались специфические собственно удмуртские черты языка южных пермян, которые постепенно распространились на территорию сегодняшнего обитания удмуртов: аналогичным образом на этой территории мог получить распространение и общий этноним.
Такой вывод позволяет предположить заимствованное – тюркское или иранское – происхождение имени*odo. Оно тем более вероятно, что ряд названий финно-угорских народов Поволжья являются иранскими по происхождению: мари (самоназвание марийцев), меря и (?) мурома русских летописей (Merens Иордана) < иран.: авест. mairya ’юноша, член воинского союза’, др.-перс. mar1ka ’подданный, член воинского союза’, др.-инд. marya- ‘юноша’ (Décsy 1965 : 236; Joki 1973 : 280); мордва (Mordens Иордана) < (?) морд. мирьде ’мужчина, муж’, удм. мурт ’человек’ (то же – в самоназвании удмурт), коми морт ’человек’ (то же – в самоназвании коми морт) < иран.: авест. marкta ’человек, смертный’ и т.д. (Décsy 1965 : 236; UEW 702); морд. эрзя (самоназвание) (возможно – Arisu в письме кагана Иосифа) < иран.: др.-перс. arAa(n) ’мужчина, самец, герой, бык’ (Décsy 1965:232).
Думается, приведенные предварительные замечания позволяют предложить две этимологии для древнеудм.*odo, причем вторая представляется более предпочтительной.
1. Тюрк. *ant ’клятва (в верности), присяга’: куман., чагат. и др. ant то же, др.-тюрк., турец., караим, and то же, тат. ant то же и т.д., монг. anda ’клятва, присяга’ (> тунг. andag1 ’товарищ, друг’) (Räsänen 1969 : 20) > древнеудм. *ant > *od, отсюда *odг-mort ’человек клятвы, присягнувший на верность’. Этимология, однако, вызывает возражения как фонетического (древнеудмуртская форма реконструируется как *odo, а не *od – см. выше, тюркские же языки повсеместно дают консонантный ауслаут; возможна, однако, суффиксация в древнеудмуртском: *ont-a > *od-o ’с клятвой, обладающий клятвой’ – типа удм. вало мурт ’лошадный человек, имеющий лошадь’, вал ’лошадь’), так и историко-семантического рода (у нас нет свидетельств о том, что какие-то удмуртские группы до IX-XI вв. были связаны с какими-либо тюрками присягой, находились в союзнических отношениях). Кроме того, конструкция *od(o)-mort заставляет предполагать, что в древнеудмуртском было известно слово *od ’клятва, присяга’ — в современном удмуртском языке такого слова нет.
2. Иран.*anta: осет. чddч, чndч ’снаружи, вне’, авест. antкma ’крайний’, др.- [стр.285] инд. anta- ’близкий, последний, край, предел, граница’, antamс ’последний, крайний’, сntama ’ближайший, соседний’ – cp. также нем. Ende ’конец’, др.-греч. ¥nt… ’против’, латин. ante ’до, перед, напротив’ (Абаев 1958 :103—105; Кочергина 1987: 47-48) > др.-удм. *anta > *odo. Вполне допустимо заимствование всего композита: иран. *anta-marta > др.-удм. *odo-mort ’житель пограничья, окраины’ – что объясняло бы и отсутствие нарицательного значения у удм. odo, и наличие в реконструируемой форме и в топонимах огубленного *-o во втором слоге, вряд ли возможного в абсолютном исходе слова в прапермском (а именно о прапермском должна идти речь, если имеются в виду контакты с иранцами). Фонетически соответствие безупречно. С точки зрения семантики показательно др.-инд. сnte-vяsa ’сосед, союзник’ (букв. ’соседнее жилище’) (Кочергина 1987 : 48). Возможно, на использование этого слова для именования жившего на границе степной зоны населения ираноязычными жителями нижнего Поднепровья указывает этноним анты (Седов 1988 : 79). С типологической точки зрения cp. Украина, украинцы. Находившиеся в тесных контактах с ираноязычными жителями степей-лесостепей Среднего Поволжья южные пермяне могли еще в древности (до IV-VI вв. н. э.) заимствовать иранский термин *anta-marta > *odo-mort ’житель окраины, пограничья; сосед’ и начать называть себя так – в отличие от северных соседей-пермян. Поскольку слово мурт имело нарицательное значение, этноним воспринимался как композит, что привело к тому, что его первый элемент мог использоваться отдельно – но не в своем исконном значении ’край, граница’, не известном пермянам, а исключительно как показатель этнической принадлежности – ’удмурт’, ’удмуртский’ – и сохранился в нескольких топонимах и мар. oдo." от себя добавлю что первый компонент в Удмурт можно сопоставить с осетинским УД-ДУША !ПОЛУЧАЕТЬСЯ УД-МУРТ-ДУША СМЕРТНАЯ! или ещё более интересная версия Уд-Одо-родоначальник части эрзя -никто иной как ОДИН из младшей эдды Снорри Стурлусана! Один так же известен как Одо! ДАЛЕЕ-БРОСАЕТЬСЯ В ГЛАЗА ПАРАЛЛЕЛЬ-ЭТНОНИМА ЭРЗЯ И АОРСЫ \АРСИИ! древние ираноязычные Аорсы или Аланорсы -те же аланы! есть две версии иэ имени-от осетинского Урс-светлый и Арс-медведь!или Ир-арий плюс Ас.. Асы-арии. Есть версия что с Аорсами связаны и сами Русы-Арсания!как и Асы Одина! так думал к примеру Тур Хейердал!Аорсы-Асы жившие к востоку от Танаиса-союзники боспорцев в войне против римлян -вполне подходят под описание Снорре! и особенно их вождь Спадин!(Один?)... Аорсы -видимо связаны и со знаменитыми Хорезмийцами-Арсиями(бируни)! думаю что в слове Хорезм(от иранского-хар-низменность и зама-местность) надо искать исток и самоназвания осетин-Ир и ещё одного этнонима удмуртов-Ар-Арские люди .Думаю что всё-это следы древнего соседства и даже симбиоза предков осетин и удмуртов! Может быть именно смешением с финно-уграми объесняеться большой процент блондинов среди осетин-что бросалось в глаза всем путешественникам и приводила к теориям происхождения осетин то от готов то от беглых русских...или от викингов
http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=939 Здесь Владимир В-пиночет из Беллорусии-нашёл фото каких то типично-кавказских осетин -усатых брюнетов с горбатым носом -подчёркивая этим вопиющую несхожесть осетин с удмуртами-эрзя. но приём его не корректен и это подтвердят все кто близко знает осетин.(осетины-очень разнообразы по внешности так как всегда были открыты для межнациональных браков и никогда не были расистами!) наличие осетин с северо-европейской внешностью -неоспоримый факт -и ещё совсем недавно блондины преобладали над брюнетами в осетии! Сегодня их меньше из-за огромного количества смешанных браков у осетин с грузинами\армянами\таджиками и притока в осетию большого количества переселенцев из южного дагестана в начале века -которые сегодня полностью обосетинились но изменили общую картину с пигментацией! А так-задавшись целью подгонять факты под свои воззрения можно доказывать что к примеру -типичный норвежец-брюнет -путем нарочитого подбора брюнетов из норвегии которых там есть конечно! А о наличие светловолосых и светлоглазых осетин вполне похожих на удмуртов тех же -я узнаю к примеру посредством собственного зеркала или глядя на своих родственников и друзей-осетин!
Аорсы-они же Хорезмийцы-Арсии(бируни)-были известны на кавказе как Арште-Арс\Урс плюс осетинский суффикс множественности. часть их приняла ислам и были гглавной военной силой хазар а также разгромили Иерусалимское Королевство! они отличаличь крайней воинственность и жестокостью а также нордической внешностью-они господствовали на Кавказе пока" Бог не наказал их за Гордыню и жестокость и не истребил их!" так гласят чеченские сказания о чужеземных богатырях нартах-врагах вайнахов! впрочем Арште не изчезли а были ассимилированы чеченцами и стали тейпом Орстхой в Чечне-которые кстати отличаються от коренных вайнахов светлоглазастью и светловолосостью! также -часть осетин-дигорцев зовуться Ирасти или Иршти! И думаю самоназвание всех восточных осетин -Ир имеет отношение к Аланам-Аорсам и Арсиям-хорезмийцам... п.с. подскажите как вставит аватарку к сообщению-что-то не нахожу такой функции в профиле!