polovec48
Продвигающийся +
Вне Форума
Сообщений: 97
ГрГу
|
ТАКТ СЕДЬМОЙ На мой взгляд, самыми замечательными людьми на свете являются музыканты. Если кто-то по-настоящему и раздвинул горизонты для человечества, так это они: дирижеры, солисты, оркестранты, композиторы. Если кто-то и показал весь ужас бесконечности и нашей в ней обреченности, то это, опять же, они! Чтобы выйти из «огинского тупика», я решил поговорить с одним из них. Именно на него мне указывали те, кого приводили в удивление мои вопросы о полонезе. Не стану называть его фамилию из опасения, что у нас в РБ найдутся люди, которые инкриминируют мне использование имени знаменитого, талантливого и уважаемого человека «дзеля ганьбы ўсяго беларускага», и это ударит как-то по нему. Скажу лишь, что он – профессор Минской Академии Музыки, один из лучших оперных баритонов СССР, стажировался в Ла Скала. Разговор длился минут двадцать. На всем его протяжении я готовился к своему главному вопросу. И в конце, искорежась, как сухофрукт, от психологического дискомфорта, произнес: — Скажите, а у вас не возникало ощущение, что полонез «Прощание с Родиной» написал не Огинский, а кто-то другой? Раздался нормальный смех. И тут же последовали две музыкальные цитаты: мой собеседник исполнил две мелодии, различимые каждой ноткой. Пауза и вопрос: —Ну, Олег, какая мелодия здесь, на ваш взгляд, «Прощание с Родиной»? — Конечно, вторая. Именно она известна всем! — А первая? — Впервые слышу, — признался я. — Так вот, первая как раз и создана Огинским. Вторая же, известная всем, написана Дмитрием Романовичем Рогаль-Левицким. Меня контузило!.. Через неделю я вновь нашел профессора. Хотелось проверить: а не разыгрывает ли он меня? Но он лишь подтвердил сказанное тогда. Что из этого вытекает? Не что, а кто. Точнее -- Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий. Вдруг он и является гением, создавшим полонез, который мы знаем, нотная запись которого на мемориальной доске во Флоренции! Но где найти доказательства?! И я пошел искать… ТАКТ ВОСЬМОЙ Кем по национальности был Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий, мне неизвестно. Вероятно, поляк. Ибо родился… в Успенском Прииске Якутии, где температура воздуха порой достигает минус 60. День его рождения — 14 июля 1898 года. Умер 17 декабря 1962-го. Музыковед. Композитор. Педагог. Среди его учеников Р. Щедрин, Т. Хренников, А. Эшпай, А. Хачатурян. В 1937-м вместе с Дмитрием Шостаковичем «подновил» мелодию «Интернационала» для симфонического оркестра. До этого мелодия была несколько иной. Профессор Московской консерватории. Преподавал в Гнесинском училище. В 1946 году по Всесоюзному радио прозвучали его изумительные «Беседы об оркестре», изданные отдельной книгой в 1961 году. Читатель, получи удовольствие хотя бы от одной цитаты из нее: «Высокопоставленный гость, посетивший в свое время русскую столицу, был восхищен не столько поставленным для него спектаклем, а тем, что происходило в оркестре до поднятия занавеса и прихода дирижера. Гость высочайшим образом оценил именно те минуты жизни оркестра. Остановитесь когда-нибудь и вы, вслушайтесь в эти бесформенные и неорганизованные звуки, в непринужденность настройки инструментов, когда, чтобы добиться чистого звучания, духовики нагревают своим дыханием медь... Без этой свободы никогда не будет сыграна ни одна настоящая партия»… Догадка о национальности Дмитрия Романовича подтвердилась: и он, и его друг Дмитрий Шостакович – сыновья ссыльных поляков по нечистым делам 1863 года. Подтверждение дал мне сын Игоря Федоровича Бэлзы – Святослав Игоревич ( оба -- голубых польских кровей!), а также ученики Рогаль-Левицкого, знаменитые российские музыканты – народный артист Российской Федерации, лауреат премии имени Шостаковича, секретарь Союза композиторов России композитор Владислав Германович Агафонников и народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, профессор Роман Семенович Леденев. Что касается авторства полонеза, то и Владислав Германович, и Роман Семенович одобрили мой поиск, подтвердили слова, сказанные мне нашим белорусским оперным певцом, о том, что именно Рогаль-Левицкий делал аранжировку полонеза № 13. Согласились и с тем, что «это две разные музыки». Святослав Игоревич Бэлза тоже был любезен, но заметил: «Олег Николаевич, Михаил Клеофас Огинский настолько известен в мире, что поколебать его авторитет невозможно». В ответ я залепетал о том, что никого колебать не собираюсь, что все это просто по-человечески интересно, что я пишу не научное исследование, а всего-навсего публицистический очерк: мол, пусть лучше люди интересуются хорошей музыкой, а то ведь – беда-а-а! С последними словами Святослав Игоревич грустно согласился… Однако, закрывать вопрос об авторстве еще рано. Работа аранжировщика – не свидетельство авторства самого музыкального произведения. Любой юрист скажет: «Аранжировщик -- лишь перестройщик чьей-то авторской музыки». И будет прав. Ведь…
ТАКТ ДЕВЯТЫЙ …аранжировка – это тоже самое, что инструментовка. Написана музыка, например, для исполнения на фортепиано, а аранжировщик «приспосабливает» ее под все инструменты оркестра. Фортепианное звучание имеет свои краски, оркестровое – свои. Но основной музыкальный замысел – одинаков. Однако в теории музыки есть и другое понятие инструментовки – авторская инструментовка, которую порой называют «чистой аранжировкой». А вот Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий имел еще более оригинальный, свой личный взгляд на аранжировку. Вот какой она должна быть по его мнению: «Аранжировка — это нечто иное, чем то, что было первоначально написано композитором». Мягко говоря, странный взгляд, разрушающий признанное правило, не правда ли? Впрочем, это противоречие легко устраняется. Ведь речь здесь идет фактически не об инструментовке с аранжировкой, но о чем-то ином, больше подпадающем под еще один музыкальный термин — музыкальную транскрипцию. А транскрипция в музыке есть не что иное, как создание нового музыкального произведения под психологическим воздействием какого-то музыкального образца. В данном случае, на мой взгляд, именно в таком психологическом состоянии и находился Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий, детство и юность которого прошли за Полярным кругом, знавший о своих предках из уст повстанца-отца. Занимаясь переложением полонеза «Прощание с Родиной» «в свете решений ХХI съезда КПСС», возможно, Дмитрий Романович ощутил что-то далекое, почти уже незнакомое в полонезе «Прощание с Родиной» 1831 года издания. А может, на творческий взлет подействовало название, ведь у каждого есть родина, которую он когда-нибудь покидает. А может, какая-то нотка Огинского? А может, он в силу климатических условий Якутии смог так выстроить звуки полонеза – простые, гордые и трагические, как сама Польша последних двух столетий… Как бы там ни было, но тут ХХI съезд коммунистов стоит вспомнить еще раз. После него люди искусства получили возможность воспевать не только пролетарский интернационализм, но и высокооплачиваемые дела «по укреплению дружбы между народами». Дело-то хорошее, и с совестью никаких сшибок. Примкнул к нему и потомок польского повстанца – великий русский аранжировщик Дмитрий Рогаль-Левицкий. Как истинный мастер изъял из флорентийской партитуры пятна рококо, отслоил налет мажора и вдруг ему послышалась мелодия! Проиграл для коллег! Всем понравилось! При первом исполнении -- Арам Ильич Хачатурян, задумчиво произнес: «Без вашего переложения, Дмитрий Романович, Огинский вряд ли мог бы заставить кого-то заплакать...» Об этом по телефону мне рассказал Карен Суренович Хачатурян. --Когда это было Карен Суренович? --Не помню…кажется в конце 50-х или в начале 60-х.( у историков 60-е годы: 1951-1959) О.М.) А потом был триумф на Всесоюзном радио… В этой связи перевод на русский язык той части книги Анжея Залуского «Время и музыка Михаила Клеофаса Огинского», где сказано о полонезе, как об «открытии классики» по радио, для точности можно подправить так: «Важно отметить, что Полонез ля минор стал «открытием классики», только тогда, когда была сделана его аранжировка, и когда он впервые прозвучал на длинных волнах радио СССР в исполнении камерного оркестра Всесоюзного радио». Только тогда! ПОСЛЕДНИЙ АККОРД Нет никаких сомнений, что полонез «Прощание с Родиной» зачал Михаил Клеофас Огинский. Но по акту зачатия никто не способен сказать, что от него родится. Сделать это можно только в день рождения. И нам остается одно: выяснить с точностью до дня, когда Дмитрий Романович Рогаль-Левицкий сделал свою аранжировку полонеза и считать тот день днем рождения великого полонеза! Олег МАЛАШЕНКО,Гродно адрес эл. почты: polovec48 @ mail. ru
|