Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума
Сообщений: 0
ЕрГУ
|
Изначально грузинская церковь принимало верховенство Армянской церкви, отчасти по политическим соображениям, отчасти же по тому, что в Грузии христианство было принято от Армении. Кроме того это подчиненность в многом была основана на авторитете Григора Лусаворича, который наравне признается всеми христианами Кавказа, как свой первый и всеобщий апостол. Согласно греческому варианту "Жития Святого Григора" Григор Лусаворич послал в Иберию, Лазику и Албанию трех апостолов - Иренаркаса, Софриноса и Товма, вместе с святой Нино. (о последней - Е. Тайканшвили "Источники Грузинских летописей, I Обращение Грузии в христианство" Тбилиси 1910). Греческие историки тоже сообщают примерно об этом. Так, по словам церковного историка 5-ого века Соломена "Я узнал, что армяне приняли христианство раньше, чем грузин и другие" (Соломен, "История").
Сохранились также сведения, что в 4-6 веках грузинские католикоса получали свои сани от армянской (Акинян Г.Г. "Кюрион католикос грузинский" Вена 1910).
И армяне, и грузины имели некое общее сознание христианство. Для примера можно отметить, что каждый год большой караван паломников армян направлялось в Мцхети, для поклонения тамошней святыни - Святой Крест, в то время, как не меньший караван грузин каждый года направлялся в Вагаршапат для поклонения Святому Эчмиадзину ("Книга записей" Тбилиси 1901). Общими были также церковные обряды. Так, тогда грузинская церковь принимало "матах" (жертвоприношение, символизирующий пролитый Христом кров за человечество), а также "пост Святого Саркиса" - обряды, которые до сих пор есть в армянской церкви.
В деле же раскола главную роль сыграл грузинский католикос Кюрион, а также непоколебимая позиция Армянского католикоса. Дело было так.
Кюрион родился в Джавахке, но несмотря на это был грузином. Повзрослев он перебирается в Кападокию и там становится ярым православным. Но в этой качестве его не светила церковная карьера на родине, поэтому после возвращения на родину в 594 году он сначала скрывает все это. Более того, он нанимается на службу у армянского католикоса того времени Мовсеса Ехвардеци (575-604) и так преуспевает в этом деле, что назначается канцлером католикосской службы.
В 598 году умирает католикос Грузии, после чего из Грузии в Эчмиадзин приходит большая делегация грузинских князей и вельмож, для того, чтоб был назначен новый католикс. После совещании самим удачным претендентом на пост католикоса Грузии считается Кюрион, который и назначается на этот пост, уже под именем Самуила II-ого (598-612).
После этого Самуила II (Кюрион) в Грузии начинает бурную деятельность по пропаганде православия. Стоит заметить, что его старания находили почву в стране, особенно в свете того, что после падения Грузинского царство постепенно становился вопрос не допущение ассимиляции грузин в обшехристианском пространстве. И выход этом было найдено новым католикосом...
Но до поры до временны Самуила II (Кюрион) не действовал открыто: был еще жив католикос армян и его наставник Мовсес Ехвардеци. В конце 604 года Мовсеса Ехвардеци умирает и это как бы развязывает Самуила II-у (Кюрион) руки. Ситуация слаживается в его ползу и тем, что дело избрание очередного армянского католикоса начинает затягивается из за начавшейся войны между Персией и Византией. Временным исполнителем обязанностей армянского католикоса становится Вртанес Багратуни, брат небезызвестного Смбата Багратуни. Весь 605 год ушел на подготовку избрание нового католикоса армян. В конце концов в 606 году созывается церковный собор, в повестке которого был сей вопрос. Но католикос опять не избирается, а вместо этого собором принимается свод правил, который, в свете недавних гонения императора Маврикия на григорянство, принимает строгие мери против православных духовных лиц. В частности в нем указывается, что православное духовное лицо не имеет право занимать высокий пост в системе армянской церкви даже после покаяния.
Это решение уже ставит Самуила II (Кюрион) в невыгодное положение и он начинает деятельность по отделению, благо в Грузии давно уже была такая тенденция. Ситуация накаляется и уже готова была взрываться. Нужна была искра, который и разгорается в пограничном с Грузией городе Гадженк (Цуртав), который находился на крайне севере-востоке провинции Гугарк (По словам Страбона "река Арагва протекает с Кавказских гор и сливается с Куром. Они же и есть границы между Арменией, Иберией и Албанией. Из Армении в Иберию можно попасть по ущельям Арагви или Кура" Страбон).
Армянский первоисточник-современник Ухтанес так передает ход событии ("История", Вагаршапат 1871):
армянский епископ этого города по имени Мовсес имел давние не дружеские отношения с Самуила II-ым (Кюрион). После принятии правил против православных, он, к концу 606 года каким-то образом выясняет про "православное прошлое" Самуила II-о (Кюрион) и сразу же сообщает про это в Эчмиадзин. И пока тут медленно решали что делать, Самуила II (Кюрион) предпринимает ответный шаг. Дело было в том, что в городской церкви Гадженк служба велась на армянском, по причине чего местные грузины не имели возможность понять ее. Самуила II (Кюрион) решает наоборот, и повелевает, чтоб далее служба в церкви шла на грузинском. На этот же раз местные армяне лишаются возможности понять службу. В это же время приходит строгий указ из Эчмиадзина к Мовсесу, с приказом помирится с Самуила II-им (Кюрион). Мовсес уезжает в Мецхети с повинной, но Самуила II (Кюрион) отказывается мирится с ним и ставит Мовсеса в такое положение, что он вынуждается для спасения тайком бежать.
Эчмиадзин направляет к Самуила II-ому (Кюрион) письмо, тот отвечает уклончиво. Переписка продолжается некоторое время и некто не хочет уступать. В 607-ом году наконец избирается новый армянский католикос, которым становится Абраам Алтабанеци (607-615). Он тоже продолжает переписку, но результата так-же не получается из за неуступчивости позиции.
Окончательный разрыв произошло в начале 609 года, в связи с празднованием рождества Христово...
После этого в дальнейшем предпринимались попытки обеднять церкви, но все они заканчивались провалом. А после же того, как грузинская церковь пала под влиянии греческой церкви, она к отношений армянской церкви начала особо неприменимую политику. В собственно грузинских источниках были уничтожены все былые свидетельства единства, изменены были религиозные предания и тд...
В 1103-ом году на сборе в Раб-Урбанисе Армянская церковь была признана грузинским как еретическое (Л. Меликсет-Бек "Грузинский извод сказании о посте Араджавор" Петроград 1917)...
|