Я Альбе отвечу по поводу "тотальной мобилизации", чтобы закрыть тему. Если какие-то вопросы появятся после этого, то можно отдельную тему создать.
Есть тезис Альбы о том, что тревога партийно-государственного руководства СССР по поводу скорого начала большой внешней войны была совершенно напрасной и преследовала либо чисто пропагандистские цели, либо являлась отголоском «психологической травмы», например, связанной с воспоминаниями об иностранной военной интервенции 1918—1920 гг. Между тем, их все же следовало бы отнести в разряд второстепенных. Принципиальное значение для партийно-государственного руководства СССР в вопросе о возрастании угрозы войны имели: состояние вооруженных сил, мобилизационная готовность экономики и политические настроения основной массы населения страны — крестьянства.
30 марта 1925 г. Председатель Реввоенсовета, нарком по военным и морским делам М. В. Фрунзе представил в Политбюро ЦК РКП( б) доклад о состоянии вооруженных сил СССР в связи с усилением военно-политического и военно-экономического влияния Великобритании в Польше, Румынии и Прибалтике. В докладе обращалось внимание на неблагополучное материальное положение Красной Армии, на устаревшее и изношенное вооружение. Впервые наряду с положительным значениемтерриториальной системы комплектования вооруженных сил (экономия расходов на содержание личного состава армии, численность которой в противном случае пришлось бы доводить до 1,2 млн. человек) были отмечены и ее коренные недостатки: слабая подготовка призывных контингентов, «крестьянские настроения» в среде военнослужащих, удлинение сроков всеобщей мобилизации и т. д. М. В. Фрунзе предлагал довести численность вооруженных сил СССР до 700 тыс. человек, чтобы на этой основе, в случае войны, своевременно развернуть армию численностью в 2,5 млн. человек,— что было бы даже несколько меньше величины развернутых армий ближайших соседей СССР на Западе. Для осуществления неотложных мероприятий по улучшению материального положения Красной Армии и развития военной промышленности М. В. Фрунзе просил руководство партии увеличить бюджет военного ведомства с 412 млн. руб. в 1924/25 г. до 656 млн. руб. в 1925/26 г. Оценивая с точки зрения мобилизационной составляющей, начальник Штаба РККА М. Н. Тухачевский имел основания заявить в своем докладе в Политбюро ЦК ВКП(б) 26 декабря 1926 г.: «Ни Красная Армия, ни страна к войне не готовы. Наших скудных материальных боевых мобилизационных запасов едва хватит на первый период войны. В дальнейшем наше положение будет ухудшаться (особенно в условиях блокады). В заявке Народного комиссариата по военным и морским делам (НКВМ), составленной на случай войны, на первый год ведения боевых действий требовалось 32 млн. снарядов и 3,25 млрд. винтовочных патронов. Однако, начнись война, Красная Армия получила бы от тогдашней советской военной промышленности 29% потребности в патронах и 8,2% снарядов . Причем, составляя данную заявку, НКВМ исходил из весьма скромного подсчета: что боевые операции будут вестись не более 6 месяцев в году, что нормы расхода боеприпасов останутся на уровне последнего года Гражданской войны.По мере уточнения военно-промышленного потенциала вероятного противника, бюджетных и ресурсных возможностей страны, НКВМ становился более требовательным к материально-финансовому обеспечению своих оперативных и мобилизационных планов. 5 апреля 1927 г. Президиум ВСНХ докладывал: «Производственная мощность, которую имеют заводы военной промышленности в настоящий момент, находится в полном несоответствии с объемом современных мобилизационных потребностей Военведа. По большинству основных предметов вооружения заводы военной промышленности при полном их напряжении могут покрывать лишь известную долю потребностей, заявленных Военведом. В некоторых случаях эта доля весьма низка и определяется лишь 10—15%. Больше половины изделий дают процент не более 50.
Низкая мобилизационная готовность военной промышленности была, однако, не самым больным местом в планах подготовки СССР к обороне. Партийно-государственное руководство страны не могло не беспокоить общее состояние тыла, особенно морально-политические настроения. Получить кроме фронта внешней войны фронт внутренней, гражданской войны, например, в результате неизбежного возврата к системе реквизиций и разверсток в деревне, значило бы поставить под угрозу само существование советского коммунистического режима. Потенциальными носителями этой угрозы объективно становились все частные собственники, которым советская власть, даже при нэпе, не дала возможности в полной мере обогатиться. И не только они. Достаточно обескураживающими для власти, именующей себя «пролетарской», были пораженческие настроения в сугубо пролетарской среде. Так, в сводке ОГПУ от 20 августа 1927 г. содержался весьма показательный перечень негативных мнений рабочих на этот счет.В октябре — ноябре 1927 г. в промышленных центрах страны вводится нормированное распределение товаров первой необходимости, что еще больше озлобляет население. Сводка Информотдела ОГПУ от 29 октября 1927 г., в частности, сообщает: «На почве недостатка хлеба антисоветски настроенные лица среди рабочих распространяют слухи о приближении войны, об отправке хлеба за границу в уплату долгов, разжигают недовольство работой кооперативных и советских органов, указывая при этом, что „муки нет из-за того, что коммунисты не умеют вести хозяйство". Таким образом, судя по характеру поведения населения, страна оказалась в своеобразных условиях имитации внешней войны. В свете явной экономической отсталости СССР, начавшегося экономического кризиса и социально-политической непрочности правящего режима становится понятной тревога партийно-государственного руководства по поводу ухудшавшегося на протяжении 1927 г. международного положения страны, апофеозом которого стал разрыв дипломатических отношений с Великобританией. «Война неизбежна,— утверждал в июле 1927 г. Г. Е. Зиновьев,— вероятность войны была ясна и три года назад, теперь надо сказать — неизбежность». Неслучайно, анализируя степень учета интересов обороны в пятилетнем плане развития народного хозяйства, сектор обороны Госплана СССР в записке от 5 апреля 1929 г. констатировал: «В плане развития сельского хозяйства крупнейшим фактором оборонного значения является значительный рост обобществленного сектора. Не приходится сомневаться, что в условиях войны, когда особенно важно сохранение возможностей регулирования, обобществленный сектор будет иметь исключительное значение. Не менее важно наличие крупных производственных единиц, легче поддающихся плановому воздействию, чем многомиллионная масса мелких, распыленных хозяйств. Удельный вес обобществленного сектора в товарной продукции зерновых в конце пятилетки составит 39%, что соответствует полной годовой потребности Красной Армии в военное время».
Итак, «военная тревога» 1927 г. была далеко не напрасной. Она продемонстрировала слабость правящего в СССР режима партийно-государственной номенклатуры как с точки зрения военной, так и с точки зрения социально-политической. Из этой вполне осознанной слабости правящий режим делал правильные для себя выводы, а именно: что военно-экономическая отсталость чревата подрывающими авторитет власти международными осложнениями, что эти международные осложнения при малейшей угрозе перерастания в большую внешнюю войну обнажат серьезные внутренние проблемы, и прежде всего по линии взаимоотношений власти и крестьянства, составляющего основной костяк отмобилизованной армии. На основании этих выводов партийно-государственное руководство СССР приняло принципиальное решение в кратчайшие сроки ликвидировать военно-экономическую отсталость страны, а для этого — перевести государственный аппарат управления в условия «подготовительного к войне периода», с учетом возможностей использования военно-мобилизационных методов управления, даже в ущерб сбалансированному экономическому планированию.
Вот еще документики и протоколы заседаний Политбюро:
Цитата:№216 Проект подготовленной Штабом РККА резолюции СНК СССР по докладу НКВМ о состоянии и задачах РККА на 1928 г.
Правительство постановляет:
По армии военного и мирного времени:
а) Признать, что численность армии военного времени по действующему моб. расписанию в 3 000 000 человек является минимальной.
б) Состояние бронетанкового дела по количеству развертывающихся единиц и качеству материальной части признать неблагополучным. Предложить ВСНХ СССР изыскать способы ускорения постановки отечественного производства танков.
в) Численность армии в 617 000 человек по мирному времени признать минимальной.
г) Признать, что сеть зенитной обороны является недостаточной. Предложить Совнаркомам РСФСР и союзных республик увеличить ассигнование на зенитную оборону с 1929/30 года.
По пятилетнему плану строительства РККА:
а) Утвердить численность отмобилизованной армии с 1933/34 гг. в 3 266 000 человек, разрешив Реввоенсовету СССР в пределах указанной численности (за округлением 3 300 000) уточнять численность армии по годам.
б) Численность армии мирного времени с 1930/31 года установить в 625 000 человек.
в) В пятилетнем плане заказов предусмотреть накопление мобилизационных запасов на первый период ведения войны.
По вопросам военно-экономической подготовки страны:
а) Отмечая успехи в ряде наркоматов, особенно административных, признать положение с мобилизационной подготовкой промышленности и Наркомторга не вполне удовлетворительным.
Предложить ВСНХ СССР в месячный срок представить Правительству план мобилизационного развертывания промышленности на 1929 год. Поручить ВСНХ, НК РКИ и Наркомвоенмору в 4-месячный срок обследовать производственную мощность всей промышленности и наладить в дальнейшем учет этой мощности.
б) Предложить Наркомторгу обеспечить армию необходимым контингентом мобилизационных запасов для развертывания и на первый период ведения войны, и в первую очередь хлебофуражом.
В случае невозможности бронировать отдельные виды запасов Наркомторгу представить соображения фактического (реального) питания армии в случае войны в 1929 году.
Начальник Штаба РККА Б. Шапошников
РГВА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 823. Л. 102-105.
Протокол №13. Заседание Пленума от 12 февраля 1927 г.П.11. О международном положении и обороноспособности СССР.
Протокол №77. Заседание ПБ от 6 января 1927 г.
П.14. О сроке рассмотрения плановых вопросов ПБ:
а) доклад РВС о состоянии и строительстве Красной Армии;
б) о состоянии военной промышленности с точки зрения соответствия ее задачам обороны.
Протокол №78. Заседание ПБ от 13 января 1927 г.П.4. О плане обороны
Протокол №88. Заседание ПБ от 24 февраля 1927 г.П.34. О Комиссии обороны [создана при СТО СССР и утвержден ее состав].
Протокол №91. Заседание ПБ от 17 марта 1927 г.П.18. а) О плане обороны; б) О состоянии военной промышленности с точки зрения соответствия ее задачам обороны.
13 марта 1927 г.П.30. Предложение Ворошилова [об ассигновании из резервного фонда СНК на нужды армии].