Dark_Ambient писал(а) 16.01.2010 :: 13:24:51:однако в легенде, на мой взгляд, куда более интересно проследить запечатлевшиеся этнические стереотипы европейского общества XII века
Некогда я интересовался этой темой и сделал для себя небольшую подборку «стереотипов» (по книге Райт Дж.К. «Географические представления в эпоху крестовых походов». – М., Наука, 1988), предлагаемую ниже:
Пресвитер Иоанн считался могучим христианским правителем Востока. Царство Иоанна являлось средневековым олицетворением высшего сакрального центра. Его помещали в XIII в Центральную Азию, а позднее, в XV веке – в Эфиопию или Индию, которые означали в средние века местности совершенно иные, нежели те, которые известны ныне. Оттон, в частности, сообщает, что Иоанн происходил из очень древнего рода, из области на востоке за Персией и Арменией. Подробное описание царства этого легендарного правителя содержится в его «Письме пресвитера Иоанна», обращенном к духовным и светским властителям Европы и Византии. В этом письме, самая ранняя рукопись которого датируется временем не позднее 1177 г., Иоанн заявляет, что богатством и мощью он превосходит всех царей света. Чтобы пересечь подвластную ему территорию в одном направлении, требуется четыре месяца. Империя Иоанна, включающая «три Индии» и простирающаяся через «Вавилонскую пустыню» вплоть до «Вавилонской башни», состоит из семидесяти двух провинций, каждая из которых управляется царем. Он горделиво заявляет: «если вы хотите определить масштабы нашей территории и нашу силу, попробуйте сосчитать число звезд на небе и песчинок в море».
Это настоящая империя, полная несметных богатств, где при дворе императора есть люди со всех стран мира. Как и подобает легендарной земле, ее обитатели добродетельны и благочестивы, среди них нет ни лжецов, ни прелюбодеев и вообще не существует никаких пороков или преступлений. В различных средневековых легендах пресвитер Иоанн сдерживает племена Гогов и Магогов и препятствует проникновению в свое царство неких львов и гигантов. Сюда же предания относят местопребывание легендарных трех волхвов. По легендам, пресвитер Иоанн управляет видимым и невидимым мирами, что соотносится с преданиями о «сокрытой» священной земле. Интересно отметить, что владения Иоанна даже отождествлялись с легендарным кельтским островом Аваллоном – родиной Богов.
В царстве Иоанна много удивительного. Например, реки здесь приносят золото и драгоценные камни. Здесь же находится источник «вечной молодости» и «сухое дерево», знаменующее границу, разделяющую земной и потусторонний миры. Пресвитер Иоанн обладает уникальным камнем, который может воскресить Феникса или Орла – символа имперской функции. Эта страна изобилует молоком и медом. Очень любопытно, что обетованная земля в Библии описывается именно так же, как земля «меда и молока», поэтому совсем неудивительно, что, по легендам, на этой «обетованной земле» пресвитера Иоанна проживают пресловутые потерянные десять северных колен Израиля. Также по этой земле протекает одна из рек Рая – Физон (или Фисон), на которой расположена столица царства – город Хулна. Это огромный город, окруженный гигантскими стенами. «за стенами города находится гора, окруженная очень глубоким озером, а на вершине горы – храм святого Фомы. Вокруг озера в честь двенадцати апостолов воздвигнуто двенадцать монастырей. Храм святого Фомы доступен только раз в году, когда озерная вода расступается и позволяет паломникам к нему приблизиться». В царстве Иоанна также совершаются и сакральные церемонии, которые заключаются в том, что «каждый год вместе со своим войском царь совершает через кишащую змеями Вавилонскую пустыню паломничество к гробнице пророка Даниила». Некоторые летописцы Средневековья утверждают, что царство пресвитера Иоанна посещали персидский царь Ксеркс, Александр Македонский, Римские императоры и король Дании Огьер.
Для себя из этого обзора я сделал выводы:
– масштаб империи Иоанна и ее политическая значимость, конечно, мог быть преувеличен, но главным стержнем легенд является сакральная функция.
– Некоторые описания территории империи Иоанна можно соотнести с местностями Средней Азии и Северо–Западного Казахстана. Например, наиболее примечательной особенностью царства пресвитера Иоанна является таинственное Песчаное Море. Иоанн сообщает, что «в огромном Песчаном Море, расположенном в его стране, ветер гонит пески и образует бесконечно движущиеся волны, похожие на волны настоящего моря». Это очень напоминает реальную картину дюн и барханов песчаной пустыни Северо–западного Казахстана. Особенно любопытно заявление Иоанна о том, что в песчаном море водится рыба (!). Комментаторы письма Иоанна считают это преувеличением, но на территории Мангышлака даже в глубине полуострова встречаются останки рыб и других водных животных, что, по видимому, и принималось обитателями этих земель за присутствие рыбы прямо в песках. Еще одной из особенностей ландшафта царства Иоанна является «каменная река», стекающая с неких гор, расположенных на расстоянии «трех дней пути». Она «течет три дня в неделю и сбрасывает в песчаное море каменные глыбы и бревна, но они исчезают в песках, и больше их никто не видит». (Возможно, речь идет об одной из среднеазиатских рек – Амударье или Сырдарье. Известно, что они часто «терялись в песках», меняя свое русло, или периодически пересыхали).